Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Лебедева Е. Н.
Протокол №169
от “14.06.2024”
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР
(КОРРЕКЦИОННЫЙ КЛАСС)
Фрунзенский, Санкт-Петербург, 2024-2025 гг.
Пояснительная записка
Учебный план ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт
Петербурга, реализующей адаптированную основную общеобразовательную
программу основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (далее Учебный план АООП ООО ЗПР) — документ,
который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, коррекционных
курсов и внеурочной деятельности, и формы промежуточной аттестации
обучающихся. В ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга реализуется учебный план, составленный на основе
федерального учебного плана для отдельных общеобразовательных
организаций/классов, реализующих адаптированные образовательные
программы для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 3)
Цель образования обучающихся с задержкой психического развития
(ЗПР):
1. Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, которые определяются
личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР среднего
школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и
состояния здоровья.
2. Становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её
самобытности, уникальности, неповторимости.
Учебный план составлен в соответствии с:
1. Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» и статьёй 1 Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»
2. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
24.11.2022 г. № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
3. Приказом Министерства просвещения России от 31 мая 2021 г. № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»
4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1
февраля 2024 г. № 67 "О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся
федеральных адаптированных образовательных программ"
5. Приказом Министерства просвещения Российской федерации от 22
марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования”
6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 22 марта 2021 г. № 115"
7. Постановлением от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»
8. Уставом ГБОУ СОШ №322 Фрунзенского района Санкт – Петербурга
9. Локальными нормативными актами ГБОУ средняя школа №322
Фрунзенского района Санкт – Петербурга
Учебная нагрузка педагогических работников ГБОУ средней школы
№322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга определяется с учетом
количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных
предметов, адаптированным основным общеобразовательным программам в
соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы
за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке
определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».
Учебный план АООП ООО ЗПР обеспечивает введение в действие и
реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру
образовательных областей, учебных предметов по годам обучения.
В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания" (Табл. 6.6. Требования к организации
образовательного процесса) продолжительность урока в классах, где
обучаются дети с ОВЗ - 40 минут. Срок освоения АООП ООО ЗПР
составляет 5 лет. Продолжительность учебной недели в течение всех лет
обучения составляет 5 дней. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность каникул :
Осенние каникулы длятся 9 дней- с 28.10.2024 по 05.11.2024
Зимние каникулы длятся 10 дней- с 30.12.2024 по 08.01.2025
Весенние каникулы длятся 9 дней –с 22.03.2025 по 30.03.2025
Конец учебного года-26.05.2025
Летние каникулы с 27.05 2025
Учебный план включает в себя две части: обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательного процесса
I – обязательная часть, включающая десять образовательных
областей, представленных двадцатью учебными предметами
1. Русский язык
2. Литература
3. Иностранный язык
4. Математика
5. Алгебра
6. Геометрия
7. Вероятность и статистика
8. Информатика
9. История
10.Обществознание
11.География
12.Физика
13.Химия
14.Биология
15.ОДНКНР
16.Музыка
17.Изобразительное искусство
18.Труд(Технология)
19.Основы безопасности и защиты Родины
20.Адаптивная физическая культура
II – часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Часы из части, формируемой участниками образовательного процесса
добавлены на изучение следующих предметов:
1. История и культура Санкт-Петербурга
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
На историю и культуру Санкт-Петербурга отводится по 1 часу с 5 по 8
класс. Введение данного предмета обусловлено культурными особенностями.
Детям необходим знать историю родного города , знакомиться с главными
объектами исторического наследия для того, чтобы впоследствии уважать и
беречь культуру родного города.
На курс математическая грамотность в 5 и 6 классах отводится по 1 часу.
Математическая грамотность способствует активному применению
математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Это
выражается в умении решать практические задачи из повседневной жизни. За
решением задачи стоит целый комплекс когнитивных операций, с которыми
наши дети не всегда справляются успешно.
На курс естественнонаучная грамотность в 7 классе отведён 1 час.
Естественнонаучная грамотность — один из компонентов функциональной
грамотности. Она подразумевает способность ребёнка занять компетентную
общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками,
интерес к естественно-научным фактам и идеям.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная
деятельность. Она включает в себя коррекционно-развивающую область и
другие направления внеурочной деятельности.
1. Коррекционно-развивающая область
Коррекционно-развивающая область учебного плана включена во
внеурочную деятельность и представлена коррекционными курсами
логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и
ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии
обучающихся с ЗПР и формирования жизненных компетенций,
обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное
развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме.
Коррекционный курс «Логопедические занятия»
На данный курс отводится 2 часа в неделю.
Цель курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление/или
ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи
обучающихся с ЗПР, формирование мотивации к самоконтролю собственной
речи и саморазвитию коммуникативных компетенций.
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(дефектологические)»
На данный курс отводится 2 часа в неделю.
Цель курса – преодоление или ослабление недостатков развития
познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной
деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков
учебно-познавательной
деятельности,
необходимых
для
освоения
программного материала.
Коррекционный
курс
«Коррекционно-развивающие
занятия
(психологические)»
На данный курс отводится 1 час в неделю.
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной,
эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося,
направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных отношений.
2. Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность организована через следующие курсы:
1. Разговоры о важном
2.Россия- мои горизонты (Профориентация)
3.Функциональная грамотность
4.Я-гражданин
5.Мир движений (Физическое развитие)
Организационные условия проведения занятий внеурочной
деятельности
Начало занятий по внеурочной деятельности организуется через 45
минут после окончания уроков. Время, отведённое на внеурочную
деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию АООП.
Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных и
подгрупповых занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей
направленности для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение определяется, исходя из особенностей развития
обучающихся каждого конкретного класса на основании рекомендаций
психолого-педагогического консилиума и индивидуальной программы
реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 20 до 40
минут.
Организационные условия проведения коррекционных занятий
Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия оказываются
за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На долю каждого
обучающегося приходится в неделю 1-2 занятия по 25-30 минут, поскольку
занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех
обучающихся).
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию и развитию ребенка. Учет индивидуальных занятий и
фронтальных занятий осуществляется в отдельном журнале специалиста в
соответствии с правилами заполнения журнала. На одной стороне
заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и
присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия в
соответствии с КТП рабочей программы учителя или специалиста.
Недельный учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (ЗПР)
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
Классы
V
VI VII VIII IX Всего
Русский язык и
литература
Русский язык
5
6
4
4
4
23
Литература
3
3
2
2
3
13
Иностранные языки
Иностранный язык
3
3
3
3
3
15
Математика и
информатика
Математика
5
5
Обязательная часть
Общественно-научные
предметы
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и
статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
2
2
2
2
10
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
2
3
7
2
2
4
2
2
7
История
2
Обществознание
География
Естественно-научные
предметы
10
1
Физика
Химия
Биология
1
Основы духовнонравственной культуры
народов России
ОДНКНР
1
Искусство
Музыка
1
1
1
3
Изобразительное
искусство
1
1
1
3
Технология
Труд (Технология)
2
2
2
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы
безопасности и
защиты Родины
1
1
1
2
1
9
1
1
2
2
2
10
Адаптивная физическая культура
2
Итого
27 28 30
32
33 150
Часть, формируемая участниками
2
1
0
2
2
2
2
7
образовательных отношений
История Санкт-Петербурга
1
1
1
1
-
4
Математическая грамотность
1
1
-
-
-
2
Естественнонаучная грамотность
-
-
1
-
-
1
Максимально допустимая недельная
нагрузка
29 30 32
33
33 157
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
10 10 10
10
10 50
Коррекционный курс: "Коррекционноразвивающие занятия:
психокоррекционные (психологические
и дефектологические)"
3
3
3
3
3
15
1
1
1
1
1
5
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (дефектологические
занятия)
2
2
2
2
2
10
Коррекционный курс: "Логопедические
занятия"
2
2
2
2
2
10
Другие направления внеурочной
деятельности
5
5
5
5
5
25
Разговоры о важном
1
1
1
1
1
5
Россия - мои горизонты (Профориентация)
1
1
1
1
1
5
Функциональная грамотность
1
1
1
1
1
5
Я-гражданин
1
1
1
1
1
5
Мир движений(Физическое развитие)
1
1
1
1
1
5
43
43 207
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные (психологические
занятия)
Всего к финансированию 39 40 42
Годовой учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития(ЗПР)
Предметные
области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Русский язык и
литература
Русский язык
170
204
136
136
136
782
Литература
102
102
68
68
102
442
Иностранные
языки
Иностранный
язык
102
102
102
102
102
510
Математика и
информатика
Математика
170
170
Обязательная часть
Общественнонаучные предметы
Алгебра
102
102
102
306
Геометрия
68
68
68
204
Вероятность и
статистика
34
34
34
102
Информатика
34
34
34
102
68
68
68
68
340
34
34
34
34
136
34
68
68
68
282
68
68
102
238
68
68
136
68
68
238
История
68
Обществознание
География
Естественнонаучные предметы
240
34
Физика
Химия
Биология
34
Основы духовнонравственной
культуры народов
России
ОДНКНР
34
Искусство
Музыка
34
34
34
102
Изобразительное 34
искусство
34
34
102
Труд
(Технология)
68
68
Технология
68
34
34
34
Физическая
Основы
культура и основы безопасности и
безопасности
защиты Родины
жизнедеятельности
Адаптивная физическая культура
68
68
68
68
34
306
34
34
68
68
68
340
Итого
27
28
30
32
33
150
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
68
68
68
34
-
238
История Санкт-Петербурга
34
34
34
34
-
136
Математическая грамотность
34
34
-
-
-
68
Естественнонаучная грамотность
-
-
34
-
-
34
Русский язык
-
-
-
34
-
34
Максимально допустимая недельная
нагрузка
986
1020 1088 1122 1122 5338
Внеурочная деятельность (включая
340
коррекционно-развивающую область)
340
340
340
340
1700
Коррекционный курс:
«Коррекционно-развивающие
занятия: психокоррекционные
(психологические
и дефектологические)»
170
170
170
170
170
850
34
34
34
34
34
170
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные
(дефектологические занятия)
68
68
68
68
68
340
Коррекционный курс:
«Логопедические занятия»
68
68
68
68
68
340
Другие направления внеурочной
деятельности
170
170
170
170
170
850
Разговоры о важном
34
34
34
34
34
170
Россия –мои горизонты
(Профориентация)
34
34
34
34
34
170
Функциональная грамотность
34
34
34
34
34
170
Я-гражданин
34
34
34
34
34
170
Мир движений (Физическое развитие) 34
34
34
34
34
170
Коррекционно-развивающие занятия:
психокоррекционные
(психологические занятия)
Всего к финансированию 1326 1360 1428 1462 1462 7038