Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга УТВЕРЖДЕНО Директор Лебедева Е. Н. Протокол №169 от “14.06.2024” УЧЕБНЫЙ ПЛАН АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (КОРРЕКЦИОННЫЙ КЛАСС) Фрунзенский, Санкт-Петербург, 2024-2025 гг. Пояснительная записка Учебный план ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт Петербурга, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее Учебный план АООП ООО ЗПР) — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, коррекционных курсов и внеурочной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. В ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга реализуется учебный план, составленный на основе федерального учебного плана для отдельных общеобразовательных организаций/классов, реализующих адаптированные образовательные программы для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 3) Цель образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР): 1. Достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, которые определяются личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. 2. Становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её самобытности, уникальности, неповторимости. Учебный план составлен в соответствии с: 1. Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статьёй 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» 2. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1025 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" 3. Приказом Министерства просвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» 4. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. № 67 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" 5. Приказом Министерства просвещения Российской федерации от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” 6. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115" 7. Постановлением от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» 8. Уставом ГБОУ СОШ №322 Фрунзенского района Санкт – Петербурга 9. Локальными нормативными актами ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района Санкт – Петербурга Учебная нагрузка педагогических работников ГБОУ средней школы №322 Фрунзенского района Санкт - Петербурга определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, адаптированным основным общеобразовательным программам в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Учебный план АООП ООО ЗПР обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по годам обучения. В соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (Табл. 6.6. Требования к организации образовательного процесса) продолжительность урока в классах, где обучаются дети с ОВЗ - 40 минут. Срок освоения АООП ООО ЗПР составляет 5 лет. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения составляет 5 дней. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность каникул : Осенние каникулы длятся 9 дней- с 28.10.2024 по 05.11.2024 Зимние каникулы длятся 10 дней- с 30.12.2024 по 08.01.2025 Весенние каникулы длятся 9 дней –с 22.03.2025 по 30.03.2025 Конец учебного года-26.05.2025 Летние каникулы с 27.05 2025 Учебный план включает в себя две части: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса I – обязательная часть, включающая десять образовательных областей, представленных двадцатью учебными предметами 1. Русский язык 2. Литература 3. Иностранный язык 4. Математика 5. Алгебра 6. Геометрия 7. Вероятность и статистика 8. Информатика 9. История 10.Обществознание 11.География 12.Физика 13.Химия 14.Биология 15.ОДНКНР 16.Музыка 17.Изобразительное искусство 18.Труд(Технология) 19.Основы безопасности и защиты Родины 20.Адаптивная физическая культура II – часть, формируемая участниками образовательного процесса. Часы из части, формируемой участниками образовательного процесса добавлены на изучение следующих предметов: 1. История и культура Санкт-Петербурга 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность На историю и культуру Санкт-Петербурга отводится по 1 часу с 5 по 8 класс. Введение данного предмета обусловлено культурными особенностями. Детям необходим знать историю родного города , знакомиться с главными объектами исторического наследия для того, чтобы впоследствии уважать и беречь культуру родного города. На курс математическая грамотность в 5 и 6 классах отводится по 1 часу. Математическая грамотность способствует активному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Это выражается в умении решать практические задачи из повседневной жизни. За решением задачи стоит целый комплекс когнитивных операций, с которыми наши дети не всегда справляются успешно. На курс естественнонаучная грамотность в 7 классе отведён 1 час. Естественнонаучная грамотность — один из компонентов функциональной грамотности. Она подразумевает способность ребёнка занять компетентную общественную позицию по вопросам, связанным с естественными науками, интерес к естественно-научным фактам и идеям. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Она включает в себя коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. 1. Коррекционно-развивающая область Коррекционно-развивающая область учебного плана включена во внеурочную деятельность и представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме. Коррекционный курс «Логопедические занятия» На данный курс отводится 2 часа в неделю. Цель курса «Логопедические занятия» – коррекция и преодоление/или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи и саморазвитию коммуникативных компетенций. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (дефектологические)» На данный курс отводится 2 часа в неделю. Цель курса – преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекция и развитие мыслительной деятельности обучающихся с ЗПР, а также формирование умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для освоения программного материала. Коррекционный курс «Коррекционно-развивающие занятия (психологические)» На данный курс отводится 1 час в неделю. Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной, регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений. 2. Внеурочная деятельность Внеурочная деятельность организована через следующие курсы: 1. Разговоры о важном 2.Россия- мои горизонты (Профориентация) 3.Функциональная грамотность 4.Я-гражданин 5.Мир движений (Физическое развитие) Организационные условия проведения занятий внеурочной деятельности Начало занятий по внеурочной деятельности организуется через 45 минут после окончания уроков. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП. Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение определяется, исходя из особенностей развития обучающихся каждого конкретного класса на основании рекомендаций психолого-педагогического консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка от 20 до 40 минут. Организационные условия проведения коррекционных занятий Индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обучающихся. На долю каждого обучающегося приходится в неделю 1-2 занятия по 25-30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из двух-трех обучающихся). Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Учет индивидуальных занятий и фронтальных занятий осуществляется в отдельном журнале специалиста в соответствии с правилами заполнения журнала. На одной стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия в соответствии с КТП рабочей программы учителя или специалиста. Недельный учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V VI VII VIII IX Всего Русский язык и литература Русский язык 5 6 4 4 4 23 Литература 3 3 2 2 3 13 Иностранные языки Иностранный язык 3 3 3 3 3 15 Математика и информатика Математика 5 5 Обязательная часть Общественно-научные предметы Алгебра 3 3 3 9 Геометрия 2 2 2 6 Вероятность и статистика 1 1 1 3 Информатика 1 1 1 3 2 2 2 2 10 1 1 1 1 4 1 2 2 2 8 2 2 3 7 2 2 4 2 2 7 История 2 Обществознание География Естественно-научные предметы 10 1 Физика Химия Биология 1 Основы духовнонравственной культуры народов России ОДНКНР 1 Искусство Музыка 1 1 1 3 Изобразительное искусство 1 1 1 3 Технология Труд (Технология) 2 2 2 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы безопасности и защиты Родины 1 1 1 2 1 9 1 1 2 2 2 10 Адаптивная физическая культура 2 Итого 27 28 30 32 33 150 Часть, формируемая участниками 2 1 0 2 2 2 2 7 образовательных отношений История Санкт-Петербурга 1 1 1 1 - 4 Математическая грамотность 1 1 - - - 2 Естественнонаучная грамотность - - 1 - - 1 Максимально допустимая недельная нагрузка 29 30 32 33 33 157 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) 10 10 10 10 10 50 Коррекционный курс: "Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)" 3 3 3 3 3 15 1 1 1 1 1 5 Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (дефектологические занятия) 2 2 2 2 2 10 Коррекционный курс: "Логопедические занятия" 2 2 2 2 2 10 Другие направления внеурочной деятельности 5 5 5 5 5 25 Разговоры о важном 1 1 1 1 1 5 Россия - мои горизонты (Профориентация) 1 1 1 1 1 5 Функциональная грамотность 1 1 1 1 1 5 Я-гражданин 1 1 1 1 1 5 Мир движений(Физическое развитие) 1 1 1 1 1 5 43 43 207 Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические занятия) Всего к финансированию 39 40 42 Годовой учебный план АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития(ЗПР) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы V VI VII VIII IX Всего Русский язык и литература Русский язык 170 204 136 136 136 782 Литература 102 102 68 68 102 442 Иностранные языки Иностранный язык 102 102 102 102 102 510 Математика и информатика Математика 170 170 Обязательная часть Общественнонаучные предметы Алгебра 102 102 102 306 Геометрия 68 68 68 204 Вероятность и статистика 34 34 34 102 Информатика 34 34 34 102 68 68 68 68 340 34 34 34 34 136 34 68 68 68 282 68 68 102 238 68 68 136 68 68 238 История 68 Обществознание География Естественнонаучные предметы 240 34 Физика Химия Биология 34 Основы духовнонравственной культуры народов России ОДНКНР 34 Искусство Музыка 34 34 34 102 Изобразительное 34 искусство 34 34 102 Труд (Технология) 68 68 Технология 68 34 34 34 Физическая Основы культура и основы безопасности и безопасности защиты Родины жизнедеятельности Адаптивная физическая культура 68 68 68 68 34 306 34 34 68 68 68 340 Итого 27 28 30 32 33 150 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 68 68 68 34 - 238 История Санкт-Петербурга 34 34 34 34 - 136 Математическая грамотность 34 34 - - - 68 Естественнонаучная грамотность - - 34 - - 34 Русский язык - - - 34 - 34 Максимально допустимая недельная нагрузка 986 1020 1088 1122 1122 5338 Внеурочная деятельность (включая 340 коррекционно-развивающую область) 340 340 340 340 1700 Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)» 170 170 170 170 170 850 34 34 34 34 34 170 Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (дефектологические занятия) 68 68 68 68 68 340 Коррекционный курс: «Логопедические занятия» 68 68 68 68 68 340 Другие направления внеурочной деятельности 170 170 170 170 170 850 Разговоры о важном 34 34 34 34 34 170 Россия –мои горизонты (Профориентация) 34 34 34 34 34 170 Функциональная грамотность 34 34 34 34 34 170 Я-гражданин 34 34 34 34 34 170 Мир движений (Физическое развитие) 34 34 34 34 34 170 Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические занятия) Всего к финансированию 1326 1360 1428 1462 1462 7038