Государственное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение
общеобразовательная школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
средняя
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Лебедева Е. Н.
Протокол №169
от ―14.06.2024‖
Учебный план к
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития
II вариант
Фрунзенский, город Санкт-Петербург, 2024-2025 гг.
Пояснительная записка
Общие положения
Учебный план ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района Санкт Петербурга,
реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (далее
Учебный план) — документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
коррекционных курсов и внеурочной деятельности, и формы промежуточной аттестации
обучающихся.
Цель образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития по
варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование общей культуры,
соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование
необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и
навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и
независимости в повседневной жизни.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Учебный план на 2024-2025 учебный год составлен в соответствии с:
Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 г. №
67 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения
Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных
программ"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О
внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской
Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ"
(Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163)
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря
2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)».
Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 "Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)"
Приказом Министерства просвещения Российской федерации от 22 марта 2021 г. №
115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования‖
7. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. № 1145 ―Об
утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с
ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и
обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам‖
8. Письмом Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07 ―О
проведении итоговой аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)‖
9. Письмом Министерства просвещения РФ от 3 июня 2021 г. № АК-491/07 ―О
проведении итоговой аттестации
10. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22
марта 2021 г. № 115"
11. Постановлением от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
12. Уставом ГБОУ СОШ №322 Фрунзенского района Санкт – Петербурга
13. Локальными нормативными актами ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района
Санкт – Петербурга
Учебная нагрузка педагогических работников ГБОУ средней школы №322 Фрунзенского
района Санкт - Петербурга определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим
программам учебных предметов, адаптированным основным общеобразовательным программам
в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 (ред. от 13.05.2019) «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку
заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки
педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
Учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, состав и структуру образовательных областей, учебных предметов по
годам обучения.
Срок освоения программы составляет 5 лет. Продолжительность учебной недели в
течение всех лет обучения составляет 5 дней. Обучение проходит в одну смену.
Продолжительность учебного года составляет 33 недели для обучающихся 1 дополнительного
класса и 1 основного класса и 34 недели для обучающихся остальных классов.
Дополнительные требования при организации обучения в 1(доп)-1-х классах
Обучение в 1 (дополнительных) – 1 классах осуществляется с соблюдением
следующих требований:
•
Учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе, только в первую
смену.
•
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
•
В середине учебного дня организуется динамическая пауза
•
Для обучающихся 1-х классов и обучающихся других классов с ослабленным
здоровьем предусмотрен дневной сон
•
Обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних
заданий
Продолжительность каникул
Осенние каникулы длятся 9 дней- с 28.10.2024 по 05.11.2024
Зимние каникулы длятся 10 дней- с 30.12.2024 по 08.01.2025
Дополнительные каникулы первоклассников длятся дней –10.02.2025-16.02.2025
Весенние каникулы длятся 9 дней –с 22.03.2025 по 30.03.2025
Конец учебного года-26.05.2025
Летние каникулы с 27.05 2025
Учебный план ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
включает две части:
I – обязательная часть, состоящая из шести образовательных областей, представленных
десятью учебными предметами
II – часть формируемая участниками образовательного процесса
Обязательным компонентом учебного плана, который формируют участники
образовательных отношений, является внеурочная деятельность. Она включает в себя
коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности
Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых
образовательных потребностей этой категории обучающихся.
I – обязательная часть
Содержание учебных предметов учебного плана
Речь и альтернативная коммуникация
Цель реализации учебного предмета обучения - формирование коммуникативных и
речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации,
умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни
человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения
затрудняют формирование экспрессивных движений, работу артикуляционного аппарата,
дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение
интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в
коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения,
включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с
выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и
множественными нарушениями развития устная речь отсутствует или нарушена настолько,
что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно. В связи с этим,
обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую
работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых
механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и
социального общения.
Математические представления
Цель реализации учебного предмета обучения – формирование элементарных
математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений
формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не
могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально
организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно
осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в
обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические
представления в повседневной жизни: узнавать номер автобуса, на котором он сможет
доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество
продуктов для приготовления блюда и т.п.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения элементарным математическим
представлениям реализуется и более широкая задача: формирование у учащихся на основе
предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их
восприятию «картины мира». Содержание учебного предмета направлено на формирование
и преобразование получаемого детьми элементарного математического опыта путем
активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картины
мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.
Окружающий природный мир
Цель реализации учебного предмета -формирование представлений о живой и
неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир»
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, еѐ многообразии, о
взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений
о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, учится устанавливать
общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и
растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними.
Человек
Цель реализации учебного предмета – повышение уровня самостоятельности и
независимости в процессе самообслуживания, формирование представления о себе и самом
ближайшем окружении
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о
себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им
окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе
социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня
самостоятельности в процессе самообслуживания.
Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков.
Формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо,
чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится принимать душ, мыть голову и
т.д.
При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия
специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В
домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования
навыков самообслуживания.
Домоводство
Цель реализации учебного предмета – повышение самостоятельности детей в
выполнении хозяйственно-бытовой деятельности. Учебный предмет вводится в учебный
план с третьего класса. Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению
домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни.
Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в
работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с
общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми
навыками не только снижает зависимость ребѐнка от окружающих, но и укрепляет его
уверенность в своих силах. Основные задачи: формирование умений обращаться с
инвентарем и электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи,
осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Окружающий социальный мир
Цель реализации - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития дети испытывают трудности в осознании социальных явлений. В
связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет
планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других
людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения.
Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни
и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования
умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная
последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка
типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте,
покупки вмагазине, поведение в опасной ситуации и др.
Музыка и движение
Цель реализации учебного предмета - овладение элементарной музыкальной
культурой, развитие музыкальности учащихся.
Данный предмет способствует формированию предпочтений, интересов,
потребностей, вкуса учащихся. Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимися
являются музыкально-ритмические движения. Предмет направлен на формирование
слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и
воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности.
Значительная роль отводится вокальным упражнениям. Предмет «Музыка и движение»
направлен на выработку динамической координации движений у учащихся, их точности и
четкости, способность удерживать двигательную программу при последовательном
выполнении упражнений. Данный предмет является катализатором, стимулирующим
эмоциональное развитие учащихся с умеренной умственной отсталостью. Под
музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной
деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность
интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на
музыкальные переживания, воплощѐнные в ней, умение различать такие средства
музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические
особенности, исполнительские навыки
Изобразительная деятельность
Цель реализации учебного предмета - формирование умений изображать предметы и
объекты окружающей действительности художественными средствами
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием
умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное
отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная
координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность
выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения,
доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств.
Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник
позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то,
что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они
могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску
через трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее,
богаче по содержанию, доставляет иммного положительных эмоций.
Адаптивная физкультура
Цель реализации учебного предмета – повышение двигательной активности детей и
обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни, а также освоение
учащимися системы двигательных координаций, физических качеств и способностей,
направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его организма
В основу положена система простейших физических упражнений, направленных на
коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку
жизненно необходимых умений и навыков у учащихся с умеренной умственной
отсталостью. В ходе реализации задач учебного предмета, рассматривается и более широкая
задача – социализация учащихся. Реализация задач тесно связано с решением задач
нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания
учащихся в разных возрастах.
II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Часы из части, формируемой участниками образовательного процесса добавлены на изучение
следующих предметов:
1. Математические представления
2. Человек
3. Окружающий социальный мир
4. Адаптивная физкультура
5. Домоводство
6. Речь и альтернативная коммуникация
Также в часть, формируемую участниками образовательного процесса, добавлен курс «Введение
в домоводство».
В 1 доп- 4 классах один час из части формируемой участниками образовательного
процесса добавлен на изучение предметов «Математические представления», «Человек»,
«Окружающий социальный мир» и «Адаптивная физкультура». Данные предметы являются
предметами обязательной части учебного плана. Формирование элементарных математических
представлений, овладение социальными навыками взаимодействия, осознание важности
собственного «Я» и выполнение социальных и гигиенических ритуалов являются основными
навыками для продолжения социальной активности обучающихся с ТМНР. Один час на изучение
предмета «Адаптивная физкультура» добавлен с целью улучшения здоровья и повышения
физической активности детей.
Во 2 классе два часа отводится на изучение курса «Введение в домоводство».
Целесообразность введения данного курса во 2 классе можно объяснить важностью раннего
формирования навыков самообслуживания, которые впоследствии помогут детям в
самореализации, развитии самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Данный
курс в игровой форме будет знакомить детей с такими темами как: «Покупки», «Уход за
вещами», «Приготовление пищи», «Уборка помещений и территории». С этой же целью в 3 и 4
классах увеличено количество часов на изучение предмета «Домоводство».
В 3-4 классах один час добавлен на изучение предмета «Речь и альтернативная
коммуникация». Дети с ТМНР с трудом овладевают навыками коммуникации, либо овладевают
ими на недостаточном уровне, поэтому важно развивать навыки вербальной и невербальной
коммуникации более длительное время.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная
деятельность, которая направлена развитие личности обучающегося средствами физического,
нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов
обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом.
Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью
образовательного процесса в образовательной организации.
Внеурочная деятельность
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС УО включает коррекционные курсы
и другие направления внеурочной деятельности, которые определяются психофизическими
особенностями развития детей. Выбор коррекционных курсов и их соотношение
самостоятельно определяется организацией, исходя из особых образовательных
потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
на основании рекомендаций ПМПК и решения школьного психолого-педагогического
консилиума.
Внеурочная деятельность в учебном плане ГБОУ средняя школа №322 Фрунзенского
района Санкт-Петербурга представлена коррекционными курсами: "Сенсорное развитие",
"Предметно-практические
действия",
"Двигательное
развитие",
"Альтернативная
коммуникация", внеурочной деятельностью нравственного направления «Разговоры о
важном»,курсом «Ожившая сказка» а также коррекционно-развивающими занятиями учителядефектолога, учителя-логопеда
Коррекционные курсы
1.
Курс «Двигательное развитие»
Данный курс реализуется через программу «Час здоровья».
Для поддержания здоровья и психического развития ребенка с ТМНР необходима
базовая физическая нагрузка, которая включает в себя: - правильное позиционирование; посильное участие в уходе и передвижении, отработка движений и стимуляция моторной
активности ребенка в простых бытовых ситуациях; -игра; -спонтанная двигательная активность; структурированная двигательная активность. Введение данного курса позволяет уделить
дополнительное внимание физическому здоровью детей с ТМНР.
2. Курс «Альтернативная коммуникация» реализован через программу «Мир
общения»
В основу коррекционного курса положена система
формирования
навыков
коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной
коммуникации. Учитывая значительные
ограничения вербальной коммуникации, курс
предполагает обучение учащихся альтернативным приемам работы с различными видами
доступной информации.
В программу включены такие разделы как:
«чтение» телесных и мимических движений;
«чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
Обучение в заявленной последовательности «Альтернативной коммуникации»
учащихся этой возрастной категории ориентировано на индивидуальные психофизические и
речевые функции учащихся. Для учащихся способных раньше предусмотренного в
программе освоить навык чтения и письма предусмотрено также освоение и закрепление
навыков чтения иписьма.
3. Курс «Сенсорное развитие» реализован через программу «Мир ощущений»
Цель реализации курса–обогащение чувственного опыта в процессе
целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы
Исходя из основной цели, задачами являются:
формирование у обучающихся систем перцептивных действий;
формирование у обучающихся систем сенсорных элементов — обобщенных
представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
формирование у обучающихся умений самостоятельно применять системы
перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
4. Курс «Предметно-практические действия» реализован через программу «Учимся
быть помощником»
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с
различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: "Действия с материалами",
"Действия с предметами".
Вследствие органического поражения ЦНС у обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи,
двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных
действий происходит со значительной задержкой. У многих обучающихся с ТМНР, достигших
школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций.
В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на
формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение
начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем
преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и
материалами.
Внеурочная деятельность
1. Коммуникативное направление представлено курсом «Разговоры о важном».
Проект «Разговоры о важном» направлен на развитие ценностного отношения
школьников к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории,
богатой природе и великой культуре. Данные занятия с детьми должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой
ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
2. Общекультурное направление представлено курсом «Ожившая сказка».
Театрализация является наиболее эффективным средством для социальной адаптации
детей с тяжѐлыми множественными нарушениями, а также в развитии у них коммуникативных
навыков. Театрализация — это использование средств театра в процессе образования и
социализации. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются
гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности
произношения реплик) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность,
сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с процессом социализации детей с
различными
образовательными
потребностями
(коллективность,
коммуникативность,
индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). В
рамках данного курса ребята будут изучать простейшие формы театрализованной деятельности
и участвовать в создании собственных мини-спектаклей. На изучение данного курса отводится 1
час в неделю
3. Курс «Орлята России»
Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью
удовлетворения потребностей младших школьников в социальной активности и направлена
на развитие и поддержание интереса к учебным и внеурочным видам деятельности,
на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых
ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание. На изучение данного курса
отводится 1 час в 1 дополнительном и 1 основном классах, а также во 2- 4 классах.
4. Курс «Мой класс- мои друзья»
Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов
поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков,
позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека
начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он
усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах
жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные
социальные роли. Программа способствует развитию личности ребенка.
Коррекционно-развивающие занятия
Временные ресурсы, отведенные на коррекционно-развивающие занятия
использованы для увеличения часов индивидуальной коррекционной работы с
обучающимися по образовательным областям, которые предусмотрены в СИПР
обучающегося. В учебном плане на коррекционно-развивающие занятия с учениками,
требующими индивидуального подхода отводится 2 часа в неделю: 1 час на коррекционноразвивающие занятия учителя-дефектолога, 1 час на коррекционно-развивающие занятия
учителя-логопеда. Количество часов может варьироваться и увеличиваться исходя из
потребностей детей.
Коррекционно-развивающие занятия в индивидуальной и подгрупповой форме
проводят учитель-дефектолог и учитель-логопед. Занятия строятся на основе предметнопрактической деятельности детей и осуществляются через систему специальных
упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество
игровых и занимательных моментов. Занятия реализуются с использованием ИКТтехнологий: электронные дидактические игры, мультимедийное и интерактивное
оборудование.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на коррекцию отдельных сторон
психической деятельности и личностной сферы; формирование социально приемлемых
форм поведения, сведение к минимуму проявлений деструктивного поведения: крик,
агрессия, стереотипии и др.; на реализацию индивидуальных специфических
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, не охваченных содержанием программ учебных предметов и
коррекционных занятий; дополнительную помощь в освоении отдельных действий и
представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными; на развитие
индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала. Коррекционноразвивающие занятия направлены на реализацию индивидуальных специфических
образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР, которые в силу своих особенностей развития не могут в достаточной
мере усваивать содержание учебных предметов.
Годовой учебный план АООП для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1(дополнительный)- 4 класс
Предметные области
Учебные предметы
Классы
I. Обязательная часть
1.Язык
и
речевая
практика
2.Математика
3. Окружающий мир
4.Искусство
5.Физическая культура
Речь и альтернативная
коммуникация
Математические
представления
Окружающий
природный мир
Человек
Домоводство
Окружающий
социальный мир
Музыка и движение
Изобразительная
деятельность
Адаптивная
физкультура
Труд(Технология)
Количество часов в год
I
I
II
Доп.
III
IV
Всего
99
99
102
68
68
436
66
66
68
68
68
336
66
66
68
68
68
336
66
33
66
33
68
34
68
34
34
68
34
34
336
68
168
66
99
66
99
68
102
68
102
68
102
336
504
66
66
68
68
68
336
578
578
578
2856
34
34
34
34
68
204
782
34
34
34
68
34
204
782
34
34
34
68
34
204
782
168
168
100
168
136
68
68
808
3664
68
34
34
68
204
68
34
34
68
204
68
34
34
68
204
336
168
168
336
1008
34
34
34
34
34
34
168
168
34
34
136
340
34
34
136
340
34
34
136
340
168
168
672
1680
1122
1122
1122
5344
6.Технология
Итого
561
561
II.Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Математические представления
33
33
Человек
33
33
Окружающий социальный мир
33
33
Адаптивная физкультура
33
33
Домоводство
Речь и альтернативная коммуникация
Введение в домоводство
Итого
132
132
Максимально допустимая нагрузка
693
693
Внеурочная деятельность
Коррекционные курсы
1.Сенсорное развитие
66
66
2. Предметно-практические действия
33
33
3. Двигательное развитие
33
33
4. Альтернативная коммуникация
66
66
Итого коррекционные курсы
198
198
Внеурочная деятельность по направлениям
Нравственное (Разговоры о важном)
33
33
Общекультурное направление (Ожившая сказка) 33
33
(Ожившая сказка)
Орлята России
33
33
Социальное направление (Мой класс- мои друзья)
33
33
Итого
132
132
Внеурочная деятельность (включая
330
330
коррекционные курсы)
К финансированию 1023
1023
Недельный учебный план АООП (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
1 (дополнительный)- 4 класс
Предметные области
Учебные предметы
Количество часов в неделю
I
I
II
III
Доп.
IV
Всего
3
3
3
2
2
13
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
10
2
5
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
10
15
5.Физическая культура
2
2
6.Технология
Итого
17
17
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Математические представления
1
1
Человек
1
1
Окружающий социальный мир
1
1
Адаптивная физкультура
1
1
Домоводство
Речь и альтернативная коммуникация
Введение в домоводство
Итого
4
4
Максимально допустимая недельная нагрузка 21
21
(при 5-дневной учебной неделе)
II. Внеурочная деятельность
Коррекционные курсы
I доп. I
1. Сенсорное развитие (Мир ощущений)
2
2
2. Предметно-практические действия (Хочу быть 1
1
помощником)
3. Двигательное развитие (Час здоровья)
1
1
4. Альтернативная коммуникация (Мир общения)
2
2
Итого
6
6
Внеурочная деятельность по направлениям
I доп. I
Нравственное (Разговоры о важном)
1
1
Общекультурное направление
1
1
(Ожившая сказка)
Орлята России
1
1
Социальное направление (Мой класс- мои друзья)
1
1
Итого
4
4
10
Итого
10
2
17
2
17
2
17
10
85
1
1
1
1
2
6
23
1
1
1
2
1
6
23
1
1
1
2
1
6
23
5
5
3
5
4
2
2
26
111
II
2
1
III
2
1
IV
2
1
Всего
10
5
1
2
6
II
1
1
1
2
6
III
1
1
1
2
6
IV
1
1
5
10
30
Всего
5
5
1
1
4
10
1
1
4
10
1
1
4
10
5
5
20
50
К финансированию
32
32
32
159
Классы
I. Обязательная часть
1.Язык
и
речевая
практика
2.Математика
3.Окружающий мир
4.Искусство
1.1.Речь
и
альтернативная
коммуникация
2.1.Математические
представления
3.1.Окружающий
природный мир
3.2.Человек
3.3.Домоводство
3.4.Окружающий
социальный мир
4.1.Музыка и движение
4.2.Изобразительная
деятельность
Адаптивная физкультура
Труд(технология)
30
30
Организационные условия проведения урочной деятельности, в том числе при
СИПР
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для
состава всего класса или для группы учащихся, а также индивидуальную работу с обучающимся
в соответствии с расписанием уроков. Продолжительность индивидуальных занятий не должна
превышать 25 мин., фронтальных, групповых и подгрупповых занятий – не более 40 минут. В
учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу
обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная работа), группа
(2 – 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных групп
связано с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых учебных
действий, отражает потребность в них «среднего» ученика. С учетом расширения знаний и
формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на ряд предметов практического
содержания увеличиваются.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) — это образовательная
программа, которая разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной
программы (АООП) для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной
отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями с учѐтом специфических
индивидуальных образовательных потребностей.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации СИПР определяет
индивидуально в зависимости от особенностей обучающегося.
При организации образования на основе СИПР (специальная индивидуальная программа
развития) индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться.
Так, с учетом примерного учебного плана, реализующего вариант 2 АООП, составляется
ИУП (индивидуальный учебный план) для каждого обучающегося, в котором определен
индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема
учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах объясняются разнообразием
образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития
обучающихся. В индивидуальных учебных планах детей с наиболее тяжелыми нарушениями
развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности. У детей с менее
выраженными нарушениями развития больший объѐм учебной нагрузки распределится на
предметные области. Для детей, особые образовательные потребности которых не позволяют
осваивать предметы основной части учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР
формируется следующим образом: увеличивается количество часов коррекционных курсов и
добавляются часы коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой
нагрузки, установленной учебным планом. Некоторые дети, испытывающие трудности
адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в школе ограниченное время, объем
их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и отражается в расписании
занятий.
Организационные условия проведения занятий внеурочной деятельности
Время, отведѐнное на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию АООП.
Коррекционные курсы реализуются в форме индивидуальных и подгрупповых занятий.
Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение определяется, исходя из особенностей
развития обучающихся каждого конкретного класса на основании рекомендаций психологопедагогического консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния
ребенка от 20 до 40 минут.
Организационные условия проведения коррекционных занятий
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами
максимальной нагрузки обучающихся. На долю каждого обучающегося приходится в неделю 1-2
занятия по 25-30 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах (из
двух-трех обучающихся).
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка. Учет индивидуальных занятий и фронтальных занятий осуществляется
отдельном журнале специалиста в соответствии с правилами заполнения журнала. На одной
стороне заполняется список всех учащихся класса, фиксируются даты занятий и
присутствующие ученики, на другой – содержание (тема) занятия в соответствии с КТП рабочей
программы учителя или специалиста.
Дополнительные требования при организации обучения в 1(доп)-1-х классах
Обучение в первых (дополнительных) – 1 классах осуществляется с соблюдением следующих
дополнительных требований:
Учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе, только в первую смену.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии
В середине учебного дня организуется динамическая пауза
Для обучающихся 1-х классов и обучающихся других классов с ослабленным
здоровьем предусмотрен дневной сон
Обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и
домашних заданий
Срок освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умственной отсталостью составляет 5
лет. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения составляет 5 дней.
Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 33 недели для
обучающихся 1 дополнительного класса и 1 основного класса и 34 недели для обучающихся
остальных классов. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1 доп. класса и 1 основного
класса в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.