МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО
Заместитель
педагогов
директора по УВР
коррекционных классов
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Цыбенова И.Б.
приказ № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
Куракина А.А.
приказ 193 о/д
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1-3 классов
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Специфические нарушения развития обучающихся значительно
препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У
обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная (звучащая) речь
отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено либо невозможно. В связи с этим, обучение
обучающихся речи и коммуникации должно включать целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на
развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение
использованию альтернативных средств коммуникации и социального
общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими
является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного
опыта и повседневных социальных контактов в доступных для обучающегося
пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребенка в
более сложную предметную и социальную среду, что предполагает
планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду
сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в
общение.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
«РЕЧЬ
И
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основные задачи:
совершенствование средств общения обучающихся с учителем и со
сверстниками в разных ситуациях делового взаимодействия, умений
продуктивного установления, поддержания и завершения контакта;
знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики
взаимодействия в кругу сверстников;
освоение практически значимых ситуаций с использованием в
доступной форме альтернативных средств коммуникации;
расширять
доступные умения коммуникации в практике
диалогической речи;
совершенствование
коммуникативных
возможностей
для
поддержания разных ситуаций социального взаимодействия, близких
к опыту обучающегося;
совершенствование возможностей использования речевых средств
коммуникации (включая альтернативные) во взаимодействии с
новыми взрослыми и сверстниками;
знакомство с практикой использования альтернативных средств
коммуникации, «чтение» пиктограмм;
совершенствование ручной и мелкой моторики;
совершенствовать умения целенаправленно действовать пишущим
предметом по словесной инструкции и по образцу в конкретной
ситуации;
совершенствовать элементарные графо моторные умения;
расширять возможности слухового внимания и слухового восприятия
при создании разнообразных ситуаций коммуникации;
закреплять интерес и проявлять потребность к прослушиванию
коротких текстов, читаемых взрослым, соотносить их с
иллюстрациями;
обогащение активного и пассивного словаря в целях коммуникации,
выражение эмоционально-оценочного отношения к героям
прослушанных художественных произведений с использованием
речевых и неречевых средств общения;
формирование умений читать слоги, слова и методом глобального
чтения в контексте близких к опыту обучающегося ситуаций
коммуникации,
умение понимать смысл коротких текстов, читаемых взрослым, на
основе
прослушивания
текстов,
читаемых
учителем
и
прослушивания аудиозаписей, подбора иллюстраций, пиктограмм,
названий слов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ
КОММУНИКАЦИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Речь и
альтернативная коммуникация» в 1 дополнительном и 1 классах отводится 99
часов (3 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-3 классах отводится 102 часа (3
ч в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Направление: Учитель и ученик
Блок: Приветствие взрослого.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию
приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на
лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями;
использование руки для приветствия.
Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое
внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное
реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь
взрослого, на игровые движения рук и действий пальцев с речевым
сопровождением.
Блок: Приветствие сказочных персонажей.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со
сказочным персонажем, фиксация и прослеживание взором за движениями и
действиями
взрослого
с
персонажами,
реагирование
(мимикожестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со
сказочными персонажами; использование руки для приветствия сказочных
персонажей.
Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе
чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и
вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного
персонажа и предметно-игровые действия.
Блок: Я и мое имя, моя фотография.
Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительноласкательные его формы; использование доступных вербальных или
невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на
фотографии.
Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии)
с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых
действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с
речевым сопровождением.
Блок: Моя любимая игрушка.
Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию,
фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой,
реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на
игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с
игрушкой в сопровождении речевого высказывания.
Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей,
проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием
доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, жестикулярномимическими средствами, жестом, действием), выбор любимой игрушки
среди других. Выполнение предметно-игровых и отобразительных действий
с сюжетными игрушками.
Блок: Моя любимая сказка, драматизация сказки.
Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с
использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в
игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и
эмоциональных
проявлений
характера
персонажей;
невербальное
сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных
действий.
Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее
драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с
использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом,
звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения
графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки
разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по
показу и подражанию, самостоятельные действия).
Блок: Моя любимая игра.
Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор
игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и
партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое
высказывание в процессе игровых действий.
Выражение положительного отношения к выбору любимой игры;
запоминание правил, порядок игровых действий с использованием
доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом,
действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные,
электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными
обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и
подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых
действий средствами коммуникации (вербальными , невербальными,
альтернативными).
Блок: Мои желания.
Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для
выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за
помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.
Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих
житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о
прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам,
фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Мне нравится.
Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего
отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью
вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.
Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию
окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок,
просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам,
фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических
заданий.
Направление: Ученик - учитель -сверстник
Блок: Приветствие сверстника (узнавание).
Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия
сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и
действиями; использование жеста для приветствия.
Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации;
выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и
невербальных средств коммуникации в играх с мячом.
Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения.
Блок: Имена сверстников.
Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительноласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и
игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по
фотографиям.
Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор и
приглашение сверстника для совместной игры.
Выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Игрушки нашего класса.
Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых
игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками
в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со
сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных
средств (словом, звуком, жестом, действием).
Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции
взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих
игровых действиях.
Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного
изображения.
Блок: Вместе слушаем сказки.
Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление
интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и
невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с
помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера
персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в
процессе театрализованных действий.
Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом,
действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета
сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными
обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и
подражанию, самостоятельными действиями).
Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных
персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"),
использование в ответах различные средства коммуникации (картинки,
игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).
Блок: Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).
Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры;
использование элементарной считалки для определения ведущего игры;
невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых
действий.
Выражение положительного отношения к выбору настольно-печатной
игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием
доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом,
действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные,
электронное устройство), передача правил игры разными доступными
обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и
подражанию, самостоятельными действиями).
Выполнение элементарных графических заданий разноцветными
карандашами (раскрашивание предметного изображения).
Блок: Наш класс (фотоальбом)
Выражать доступными вербальными, невербальными средствами
(словом, звуком, жестом) потребность к взаимодействию с одноклассниками;
запоминание фотографий сверстников среди других детей, узнавание лиц
одноклассников на общей фотографии при использовании необходимых
средств коммуникации (жест, звуки, слово).
Узнавание сверстников по их действиям на фотографиях (Петя рисует.
Коля поливает цветы и т.д.).
Участие в подвижных играх, направленных на различение сверстников
по голосу ("Кто тебя позвал?"), использование в ответах различные средства
коммуникации (фотографии, звуки, слова, фразы и др.).
Блок: Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).
Выражение проявлений эмпатийных чувств к сверстнику в разных
игровых ситуациях (в предметно-игровых действиях, подвижных играх,
хороводах (хороводы "Каравай-каравай", праздники "Осень", "Новый год" ,
"День рождения" и др.).
Высказывание положительного отношения к приобретенному
социальному опыту взаимодействия со сверстником с помощью вербальных,
невербальных средств коммуникации.
Участие в дидактических играх (просушивание аудиозаписей),
направленных на различение звуков и шумов окружающей действительности
(морской шторм, шум дождя, шум ветра, звон колокола), использование в
ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты,
звуки, слова, фразы и др.).
Направление: Ученик - сверстник
Блок: Приглашение к взаимодействию
Положительное обращение к сверстнику (жестом, мимикой,
звукоподражанием, словом), представление по имени; с помощью
вербальных и невербальных средств коммуникации, называние совместных
игровых или бытовых действий.
Обращение доступными вербальными или невербальными средствами
коммуникации к сверстнику с приглашением к совместной деятельности по
инструкции учителя; выполнение задания учителя в парах (в игре, во время
дежурства и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение
определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов
различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия,
звуки. слова, фразы).
Блок: Лепим вместе
Положительное отношение к созданию совместной поделки со
сверстником; передача друг другу материала для лепки по заданию учителя;
обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе
лепки, участие в обыгрывании поделки в доступной обучающемуся
вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение
просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в
доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме
коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такой-не такой,
такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Выполнение графических заданий на листах бумаги, задания "Дорисуй",
обведение предметов по трафаретам.
Блок: Строим вместе
Положительное отношение к созданию совместных построек со
сверстником (наш дом, наша улица); передача друг другу материала для
конструирования по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени;
оказание помощи сверстнику в процессе постройки, участие в обыгрывании
постройки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме
коммуникации.
Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение
просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в
доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме
коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников (такой - не
такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение
определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием в ответах
различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия,
звуки. слова, фразы).
Блок: Рисуем вместе
Положительное отношение к созданию совместных рисунков со
сверстником (по сюжетам знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.);
передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся
вербальной или невербальной форме коммуникации, умение участвовать в
создании продукта коллективного труда (картины: "Город", "Золотая осень",
"Сбор урожая", "Новогодняя елка"); выражение просьбы о помощи в
процессе продуктивных действий. Выбор персонажа или определенного
сюжета из знакомой сказки для рисования; выражение в доступной
обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки
своего рисунка или совместного изображения (такой-не такой, такие-не
такие, похож - не похож и т.д.). Участие в дидактических играх,
направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с
использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы,
планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок: Играем вместе (настольно-печатные, подвижные игры и др.)
Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры;
использование элементарной считалки для определения ведущего игры;
обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми)
к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно
реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам
за совместную игру.
Использование различных средств коммуникации, в том числе
альтернативных (изображения графические, печатные, электронное
устройство) для передачи и соблюдения правил игры разными доступными
обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и
подражанию, самостоятельными действиями).
Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги,
задания "Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка".
Блок: Помоги другу
Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в
парах для выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику
для завершения определенного действия или поручения; выражение
отношения к завершенному действию или поручению доступными
средствами коммуникации; обращение к сверстнику с просьбой и выражение
слов благодарности за оказанную помощь.
Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок,
использование различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации,
игрушки, рисунки, действия, звуки. слова и др.) для ответов.
Блок: Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.
Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в
подготовке праздника; выполнение определенных поделок или подготовка
фрагментов оформления праздника, взаимодействие в паре со сверстником, в
группе, действия по очереди, действия в определенной последовательности.
Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств
коммуникации обозначать свою роль и участие в празднике, отвечая разными
средствами коммуникации на конкретные вопросы взрослого (что ты делал
на празднике? кем ты был?), принятие помощи сверстника; выражение
благодарности за оказанную помощь.
1 КЛАСС
Направление: Наш класс.
Блок: Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с
другом. Урок знаний.
Запоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение
презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа».
Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых
действий с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных
принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом.
Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с
графическим изображением имени каждого ученика.
Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга,
выражения прощания.
Блок: Воспоминания о лете.
Уточнение и расширение словаря на тему «Лето», активизация
представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций,
фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя
доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные.
Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих
желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов
с использованием карточек с напечатанными словами.
Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о
летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца), побуждение детей
к вербальным высказываниям. Закрепление речевых высказываний в
процессе выполнения плавных движений рук с цветными ленточками.
Обведение цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений
цветов радуги, их называние.
Блок: Мои одноклассники.
Активизация слов-описаний, характеризующих знакомых сверстников
по внешнему виду и гендерной принадлежности. Узнавание одноклассников
по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и
соотнесение их с графическим изображением на карточке.
Формирование партнерских отношений: выбор сверстника по голосу, по
тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с
ладошками (считалки). Использование речевых шаблонов для закрепления
положительного взаимодействия с одноклассниками.
Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения
прощания.
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором
иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»), учить отвечать на
вопросы учителя, используя различные средства коммуникации (взгляды,
мимику, жесты, показ игрушек и др.).
Блок: Сказочная страна.
Расширение словаря детей на основе знакомых сказок, узнавание сказки
по описанию главных персонажей и важнейших событий. Осуществление
выбора иллюстрации в соответствии с содержанием сказки, формирование
умения обосновывать свой выбор.
Совершенствование умений в использовании доступных средств
коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью,
формулирование ответов на вопросы постановки вопросов при
использовании карточек с напечатанными словами.
Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с ее
содержанием. Поддерживать партнерские отношения между детьми в
процессе выполнения конкретной роли (сказка «Теремок»).
Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с
использованием пальчикового театра. Совершенствование ориентировки на
тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых
сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции
учителя в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа).
Направление: Совместные дела.
Блок: Интересные истории.
Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с серией
сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной
истории. Формирование связной речи с опорой на серию выбранных
иллюстраций и узнавание персонажа истории по трафарету.
Совершенствование умений в использовании доступных средств
коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью,
формулирования ответов на вопросы и постановки вопросов при
использовании карточек с напечатанными словами.
Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с
правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств
коммуникации (вербальных, невербальных).
Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым
графическим изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов
персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя в
разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу).
Блок: Красивые узоры.
Формирование планирующей функции речи и обогащение словарного
запаса в процессе составления орнамента из природного материала
(например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и
др.).
Совершенствование умений в использовании доступных средств
коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с
использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных умений в ходе настольно-печатных игр
(например, Детское лото: «Что растет в лесу, что в саду?, детское домино).
Формирование умений пользоваться правильно пишущим предметом:
узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура,
штрихование.
Блок: Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка.
Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы
сверстника. Обогащение активного словаря в процессе дидактической игры.
Представление-презентация любимой игрушки: показ и называние,
выполнение действий с игрушкой, демонстрация знаков -внимания к
партнеру с другой игрушкой. Использование любимых игрушек в
дидактической игре «Угадай, чья игрушка?»
Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором
иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») учить отвечать на
вопросы учителя.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук
телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук
льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на
картинке.
Блок: Любимые мультфильмы.
Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного
высказывания по вопросам учителя. Уточнение и расширение словарного
запаса по сюжету знакомого мультфильма. Побуждать детей к
эмоционально-коммуникативным проявлениям в процессе беседы о
любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать очередность в
процессе разговора.
Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом.
Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении
очередности и правил игры (Сьедобное – несьедобное, Летает - не летает,
Растет-не растет).
Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание
персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя
доступные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки,
символы, игрушки, иллюстрации).
Блок: Подарок для друга.
Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в
процессе обмена «подарками» между учениками. Закрепление умения
использовать речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, умения
соблюдать вежливость и очередность в процессе разговора.
Совершенствование умений в использовании доступных средств
коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с
использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств общения в процессе
обыгрывания знакомой сказки «Репка». Учить задавать вопросы партнеру по
игре.
Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых,
волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец.
Блок: Любимые считалочки.
Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в
процессе повторения и заучивания считалок («На дубу сидит скворец, вот
считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и
др.).
Активизация коммуникативных умений в процессе парных игр с
использованием знакомых считалок. Учить соблюдать очередность действий
и слов в процессе игр с партнером.
Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в
тетради, ориентируясь на образец.
Блок: День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня.
Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе
обыгрывания праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка.
Знакомство и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального
отношения к празднику, формирование подражательных умений в
соответствии с сюжетом игры.
Совершенствование умений в использовании доступных средств
коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с
использованием карточек с напечатанными словами.
Активизация коммуникативных средств в процессе совместных игровых
действий со сверстником. Побуждение к исполнению любимой песни в кругу
одноклассников под аудиозапись.
Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь,
гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным
изображением на картинке. Графическое изображение элементов природного
явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом.
Направление: Диалоги.
Блок: Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С.
Сутеев).
Прослушивание сказок в устном изложении. Расширение словарного
запаса в процессе обыгрывания знакомых сказок. Умение отвечать на
вопросы учителя и партнера по игре, умение задавать вопросы
однокласснику.
Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего
согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия).
Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании
знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое
действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства
коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом,
уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого,
проявлять
самостоятельность
использования
жестов
и
речевых
высказываний.
Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка
изображения.
Блок: Дидактическая игра «Найди клад на острове».
Развитие речевых возможностей в процессе игр с правилами,
знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием
или предметом.
Закрепление использования средств для выражения своего согласия
(несогласия), удовольствия (не удовольствия).
Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в
процессе дидактической игры (куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел? Что
встретил на пути? И т.д. Учить соблюдать очередность в диалоге с
партнером.
Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза,
собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным
изображением на картинке, обозначение словом.
Блок: Загадки - отгадай и нарисуй.
Развитие связной речи и расширение словарного запаса в процессе
прослушивания описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной
картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки.
Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения
дидактической игры «Волшебный мешочек».
Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?»,
узнавание и называние изображенных предметов.
Блок: Ярмарка игрушек. Магазин игрушек.
Совершенствование планирующей функции речи, расширение
словарного запаса в процессе выбора поделки, ее изготовления и
презентации (использовать оригами, конструктор 2-3 части, природный
материал 2-3 элемента). Уметь отвечать на вопросы учителя: Что ты хочешь
изготовить? Назови, какой материал тебе нужен? Как ты будешь делать? Что
получилось?
Активизация коммуникативных умений в процессе организации
«ярмарки игрушек». Формирование умения задавать и отвечать на вопросы
сверстников (Спроси у Маши, какую игрушку она подготовила для
ярмарки?).
Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона),
их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке.
Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом.
Блок: Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал
мяу», «Под грибом»).
Прослушивание сказки в устном изложении. Формирование связной
речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто главный герой сказки? Кто
испек колобка? Где лежал колобок? Куда он покатился? Кого первого в лесу
встретил колобок? и т.д.). Формирование умений выбрать эпизод сказки для
своего рисунка (Что ты будешь рисовать для книжки? Выбери заготовку).
Формирование умений рассказать о том, что сделал (Я нарисовал колобка, он
встретил лису).
Активизация связного высказывания в процессе изготовления общей
книжки. Обсуждение совместно с учителем подбора последовательности
страниц книжки, проявление коммуникативной самостоятельности в
презентации своих рисунков для изготовления книжки.
Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения.
Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений
различных линий (от точки до точки) в разных направлениях.
Блок: Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые
игрушки).
Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. Расширение
словаря и формирование связной речи в процессе ответов на вопросы
учителя (Кто такой Лунтик? Откуда он появился на Земле? Что он увидел на
земле? Что хотел узнать? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы
учителя, используя невербальные средства общения для ответов на вопросы
и речевые штампы.
Поддержание интереса к диалогу с партнером в процессе обыгрывания
знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного
высказывания в процессе театрализации эпизода сказки.
Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги:
проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка
трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной
последовательности.
Блок: Готовимся к празднику.
Прослушивание сценария праздника в устном изложении. Закрепление
словарного запаса речевых высказываний в процессе подготовки к
празднику: активизация умений воспроизводить речевые шаблоны, потешки,
считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом истории.
Формирование самостоятельности в выборе персонажа для участия в
празднике, активизация диалогической речи в процессе взаимодействия со
сверстниками.
Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух
геометрических
фигур
(треугольника
и
круга)
в
заданной
последовательности.
Направление: Школьные друзья
Блок: Путешествие по Москве. Звук А.
Презентация о достопримечательностях Москвы, знакомство с
символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.), обогащение
словарного запаса в процессе ознакомления с символами. Знакомство со
схемой города, символами и с названиями достопримечательностей.
Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной
игры «Путешествие по Москве». Совершенствование партнерских умений в
дидактической игре. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на
звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А,
соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения
дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется
или не имеется звук А.
Блок: Путешествие в зоопарк. Звук У.
Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в
процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Знакомство
со схемой зоопарка, символами и с названиями животных. Соотнесение
символов со схемой и иллюстрациями.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной
игры «Путешествие по зоопарку». Совершенствование партнерских умений в
дидактической игре, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У (утка, ухо,
Ульяна и т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным
изображением. Формирование умения дифференцировать предметные
изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У.
Блок: Путешествие на дачу. Звук М.
Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в
процессе уточнения представлений о природе. Формирование связной речи в
процессе ответов на вопросы учителя (У кого есть дача? Где находится дача?
С кем ты ездишь на дачу? На чем ты едешь на дачу? Какие деревья растут на
твоей даче? Какие кустарники на твоей даче? Какие цветы растут на даче? И
т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя
простую фразу и речевые штампы (У нас на даче растут ….).
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатных
игр «В саду и в огороде», «В лесу и в саду», «Съедобное-несъедобное» и др.
Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация
самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин,
мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным
изображением. Формирование умения дифференцировать предметные
изображения, в названии которых имеется или не имеется звук М.
Блок: Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.
Прослушивание истории учителя в устном изложении. Расширение
словарного запаса в процессе знакомства с речевыми высказываниями в
будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с
бабушкой на даче, я мечтаю научиться плавать, я мечтаю летом собирать
грибы, я мечтаю о велосипеде и т.д.). Формирование умения зафиксировать
свои желания в конкретных высказываниях.
Активизация диалогической речи в процессе настольно-печатной игры
«Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с
правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний.
Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно,
обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и
строчным изображением. Формирование умения дифференцировать
предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О.
Блок: Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О.
Презентация о городах России (Санкт-Петербург, Тула, Ярославль и
т.п.) обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и
достопримечательностями городов, маршрутом и средствами транспорта.
Соотнесение символов с иллюстрациями конкретного города. Формирование
умения выражать свое пожелание различными средствами коммуникации
(вербально и невербально) - «Я хочу посетить город Тулу» и т.д.
Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной
игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в
играх с правилами.
Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение
трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и
соотносить их с графическим изображением.
Блок: Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О.
Презентация о местности, в которой живут дети; обогащение
словарного запаса в процессе ознакомления с символами и
достопримечательностями своей местности, словами-выражениями гордости
и патриотизма. Знакомство с иллюстрациями достопримечательностей и их
названиями. Закрепление использования различных коммуникативных
средств в игровых диалогах (игра «Путешествие по России»). Закрепление
партнерских умений в играх с правилами. Закрепление знакомых звуков с
графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление
умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим
изображением.
2 КЛАСС
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником. Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением). Приветствие собеседника словом,
предложение. Прощание с собеседником словом, предложением. Обращение
с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на
вопросы словом (предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (цветная картинка, пиктограмма). Выражение
своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа, с
использованием карточек с напечатанными словами, электронного
устройства.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание
слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета.
Понимание обобщающих понятий. Понимание простых предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь
Называние имен учащихся класса, педагогов класса. Употребление слов,
обозначающих предмет, действие предмета, признак действия, состояние.
Употребление обобщающих понятий. Употребление простых предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа
по одной (по серии) сюжетных картинок.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения предметов и объектов. Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения
действия предмета. Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения признака предмета. Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния. Составление простых предложений с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия предметов, действий. Использование карточек с
напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв
(слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение
слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
3 КЛАСС
Коммуникация.
Коммуникация с использованием вербальных средств
Установление контакта с собеседником. Привлечение к себе внимания
звуком (словом, предложением). Приветствие собеседника словом,
предложение. Прощание с собеседником словом, предложением. Обращение
с просьбой о помощи, выражая ее звуком (словом, предложением).
Выражение благодарности звуком (словом, предложением). Ответы на
вопросы словом (предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
графического изображения (цветная картинка, пиктограмма). Выражение
своих желаний (благодарности), обращение за помощью, приветствие
(прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа, с
использованием карточек с напечатанными словами, электронного
устройства.
Развитие
речи
средствами
вербальной
и
невербальной
коммуникации.
Импрессивная речь
Различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание
слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета.
Понимание обобщающих понятий. Понимание простых предложений.
Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь
Называние имен учащихся класса, педагогов класса. Употребление слов,
обозначающих предмет, действие предмета, признак действия, состояние.
Употребление обобщающих понятий. Употребление простых предложений.
Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа
по одной (по серии) сюжетных картинок.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения предметов и объектов. Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения
действия предмета. Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения признака предмета. Использование
графического изображения (электронного устройства) для обозначения
признака действия, состояния. Составление простых предложений с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена
людей, названия предметов, действий. Использование карточек с
напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с
использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв
(слов).
Начальные навыки чтения и письма.
Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание
графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение
слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» направлено
на достижение обучающимися личностных и предметных результатов и
овладение базовыми учебными действиями.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация» заключаются в следующем:
проявление положительного отношения и поддержание доступным
способом взаимодействия со знакомым взрослым;
проявление
эмоционально-двигательных
средств
общения,
понимание значения отдельных слов и простых выражений для
поддержания и продолжения ситуации общения;
понимание элементарных знаков (символов) для коммуникативных
целей;
использование доступных коммуникативных умений (невербальных
и вербальных, альтернативных) для решения простых житейских
задач в соответствии с возрастом;
понимание социальной роли «партнера» в деловых ситуациях
общения;
знакомство в доступных пределах с конфликтными ситуациями.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Речь
альтернативная коммуникация» выражаются в следующем:
выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
использование пишущего предмета по назначению;
проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
рассматривание иллюстраций.
и
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация» выражаются в следующем:
перенос способа действия с пишущим предметом в другую
ситуацию;
элементарные графо-моторные умения;
потребность к прослушиванию коротких текстов,
взрослым;
соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
читаемых
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация» выражаются в следующем:
умение пользоваться разными пишущими предметами;
выполнение элементарных заданий, совершенствуя способы работы
по показу и по образцу;
умение соотносить иллюстрации и ее элементы со знакомым текстом,
прочитанным взрослым.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Речь и
альтернативная коммуникация» выражаются в следующем:
понимание элементарных невербальных графических знаков в
контексте значимых для обучающегося жизненных ситуаций,
составление коротких описательных рассказов об игрушках,
любимых вещах, интересных для обучающихся ситуаций и событий с
использованием речи или пиктограмм;
умение узнавать, распознавать и произносить слова, обозначающие
имена знакомых детей и взрослых (5-6 имен);
понимание содержание небольших текстов, прочитанных взрослым,
пересказ текстов с опорой на иллюстрации или пиктограммы,
выражение эмоционально- оценочного отношения к героям
прослушанных художественных произведений с использованием
неречевых и речевых средств общения;
выполнение элементарных графических заданий по показу, по
образцу и по инструкции учителя;
«чтение»
изображений на картинках, сюжетных картинах,
пиктограммах;
чтение слогов, слов и «глобальное чтение».
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Базовые учебные действия, формируемые при изучении учебного
предмета «Речь и альтернативная коммуникация»:
умение обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками
в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами
коммуникации (включая альтернативные);
перенос усвоенных невербальных и вербальных умений
коммуникации в разные житейские ситуации, близкие к личному
опыту обучающегося;
проявление интереса к взаимодействию со взрослыми и
сверстниками;
выражение собственных потребностей и желаний доступными
средствами коммуникации в разных ситуациях взаимодействия со
знакомыми взрослыми;
проявление коммуникативной активности в игровых ситуациях;
узнают и различают имена знакомых сверстников, используя умения
глобального чтения;
узнают звучание знакомой аудиокниги, показывая картинку или
пиктограмму;
пишут простые графические элементы, знают и пишут освоенные
буквы;
умеют читать слоги, слова, читают несколько слов методом
«глобального чтения».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Учитель и ученик
Приветствие взрослого.
1.1
Приветствие сказочных персонажей.
1.2
Я и мое имя, моя фотография.
1.3
Моя любимая игрушка.
1.4
Моя любимая сказка, драматизация сказки.
1.5
Моя любимая игра.
1.6
1.7
Мои желания.
1.8
Мне нравится.
Итого по разделу
Раздел 2. Ученик-учитель-сверстник
Приветствие сверстника (узнавание).
2.1
Имена сверстников.
2.2
Игрушки нашего класса.
2.3
Вместе слушаем сказки.
2.4
Я и учитель играем со сверстником (игры с
2.5
правилами).
2.6
Наш класс (фотоальбом)
2.7
Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).
Итого по разделу
Раздел 3. Ученик-сверстник
Приглашение к взаимодействию.
3.1
Лепим вместе.
3.2
Строим вместе.
3.3
Рисуем вместе.
3.4
Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и
3.5
др.)
3.6
Помоги другу.
3.7
Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
3
3
2
2
3
3
4
4
24
2
2
3
2
5
2
4
20
6
8
6
6
12
6
11
55
99
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Наш класс
Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство
1.1
детей друг с другом. Урок знаний.
Воспоминания о лете.
1.2
Мои одноклассники.
1.3
Сказочная страна.
1.4
Итого по разделу
Раздел 2. Совместные дела
Интересные истории.
2.1
Красивые узоры.
2.2
Играем вместе (детское лото, игры с правилами).
2.3
Любимая игрушка.
Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым
2.4
сопровождением (считалки, рифмовки)
Подарок для друга.
2.5
2.6
Любимые считалочки.
День рождения (угощение, хоровод, каравай).
Любимая песня
Итого по разделу
Раздел 3. Диалоги
Любимые сказки.
3.1
Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на
3.2
острове.
Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй.
3.3
Ярмарка игрушек.
3.4
Веселые картинки: книжка для малышей.
3.5
Театр кукол (Би-ба-бо, штоковые игрушки).
3.6
Готовимся к празднику. Подарки на ладошке.
3.7
Итого по разделу
Раздел 4. Школьные друзья
Путешествие по Москве. Звук А.
4.1
Путешествие в зоопарк. Звук У.
4.2
Поездка на дачу. Звук М.
4.3
Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О.
4.4
Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О.
4.5
Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О.
4.6
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
2.7
Количество часов
3
3
3
3
12
3
3
4
4
3
3
3
23
6
6
6
6
3
3
6
36
5
5
5
5
4
4
28
99
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Мой класс – мои друзья
Здравствуй школа! Приветствия учителю и новые
1.1
знакомства детей в классе. Урок знаний.
Прощай лето! Здравствуй осень! Школьные дела.
1.2
Готовимся к урокам. Мой портфель.
1.3
Волшебная страна сказок.
1.4
Итого по разделу
Раздел 2. Изучаем правила. Школьные знания
Школьные правила: звонок–начало урока,
2.1
выполнение задания, разминка на уроке.
Правила после уроков.
2.2
Наши игры (лото, игры с правилами). Любимая
2.3
игрушка.
Игры с мячом (считалки, рифмовки)
2.4
Дежурим в школьной столовой.
2.5
2.6
Перемена: пальчиковые игры, считалочки.
Узоры из снежинок: подарки для друзей.
2.7
Итого по разделу
Раздел 3. Хочу быть помощником
Дежурный по классу.
3.1
Считалочки. Игры с правилами.
3.2
Вопросы-ответы. Театр «Тени», «Куклы Би-ба-бо»
3.3
Наряжаем кукол на ярмарку.
3.4
Сюжетные картинки: строим дом, улицу.
3.5
Любимые мультфильмы.
3.6
Итого по разделу
Раздел 4. Школьные досуги
Экскурсия в парк. Звук и буква А. Чтение слогов
4.1
Экскурсия в зоопарк. Звук и буква У.
4.2
Школьная спартакиада. Играем в шашки. Звук и
4.3
буква М.
Город, в котором я живу. Звук и буква О.
4.4
Друзья из других стран. Звуки и буквы А,У,М,О.
4.5
Здравствуй, лето – прощай, школа. Звуки и буквы А,
4.6
У, М, О.
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
3
3
3
3
12
4
4
6
6
3
4
3
30
8
8
8
4
4
4
36
4
4
6
3
4
3
24
102
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Мой класс – мои друзья
Прощай, лето!
1.1
Здравствуй осень! Школьные дела
1.2
Готовимся к урокам. Мой портфель
1.3
Волшебная страна сказок
1.4
Итого по разделу
Раздел 2. Партнеры по игре
Школьные правила: разминка на уроке
2.1
Занятия после уроков
2.2
Наши игры (игры с правилами): детское лото,
2.3
детское домино, дидактические игры). Любимая
игрушка
Игры с мячом (считалки, рифмовки)
2.4
Перемена: музыкальная пауза
2.5
Дежурный по классу
2.6
Считалочки. Игры с правилами
2.7
Сюжетные картинки: деревня
2.8
Любимые мультфильмы
2.9
Украшаем елку: открытка для друга. Хоровод,
2.10
карнавал
Итого по разделу
Раздел 3. Ситуации взаимодействия
Школьная олимпиада
3.1
Едем в автобусе
3.2
Школьная спартакиада. Веселые старты
3.3
Страна, в которой я живу
3.4
Идем в кафе
3.5
Накрываем на стол. Гости
3.6
Итого по разделу
Раздел 4. Театрализованные ситуации
4.1
Весенние истории
4.2
Театр «Тени», «Куклы Би-ба-бо»
4.3
Пальчики – актеры. Кукольный театр
4.4
Театр на столе
Здравствуй, лето – прощай, школа
4.5
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Количество часов
3
3
3
4
13
2
2
4
4
2
2
4
2
4
3
29
8
8
8
4
4
4
36
4
6
5
4
5
24
102
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой.
Речевая практика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие
для
общеобразоват.
организаций,
реализующих
адапт.
основные
общеобразоват. программы / С. В. Комарова.
Речевая практика. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / С. В. Комарова.
Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / С. В. Комарова.
Речевая практика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. Программы / С. В. Комарова.
Обучение грамоте: методические рекомендации 1 класс.: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / А. К. Аксенова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова.
Букварь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / А. К. Аксенова, С.
В. Комарова, М. И. Шишкова.
Букварь. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих
адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / А. К. Аксенова, С.
В. Комарова, М. И. Шишкова.
Русский язык: методические рекомендации 2-4 классы.: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / Э.В. Якубовская.
Русский
язык.
2
класс:
учеб.
для
общеобразоват.
организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э. В.
Якубовская, Я. В. Коршунова.
Русский
язык.
2
класс:
учеб.
для
общеобразоват.
организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э. В.
Якубовская, Я. В. Коршунова.
Русский
язык.
3
класс:
учеб.
для
общеобразоват.
организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э. В.
Якубовская, Я. В. Коршунова.
Русский
язык.
3
класс:
учеб.
для
общеобразоват.
организаций,
реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э. В.
Якубовская, Я. В. Коршунова.
Комплект
предметам
примерных
и
рабочих
коррекционным
общеобразовательной
программ
курсам
программе
по
по
отдельным
учебным
адаптированной
основной
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (1 доп. и 1 класс)
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) //
Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных
программ.
Комплект
предметам
примерных
и
рабочих
коррекционным
общеобразовательной
программ
курсам
программе
по
по
отдельным
учебным
адаптированной
основной
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (2 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство
просвещения Российской Федерации. Реестр примерных программ.
Комплект
предметам
примерных
и
рабочих
коррекционным
общеобразовательной
программ
курсам
программе
по
по
отдельным
учебным
адаптированной
основной
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (3 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство