Рабочая программа Математические представления 1-3 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Председатель МО
Заместитель
педагогов
директора по УВР
коррекционных классов

УТВЕРЖДЕНО
Директор

________________________ ________________________ ________________________
Цыбенова И.Б.
приказ № 1
от «30» августа 2024 г.

Лебедева Е.Н.
Куракина А.А.
приказ 193 о/д
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Математические представления»
для обучающихся 1-3 классов

Санкт-Петербург

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»

ПРЕДМЕТА

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок
с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в
ситуации, требующие от него использования математических знаний. Знания,
умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного
материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей
действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных
отношениях, решении повседневных практических задач. Умение
устанавливать взаимно-однозначные соответствия могут использоваться при
сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какогото общего дела, при посадке семян в горшочки. Умение пересчитывать
предметы необходимо при выборе ингредиентов для приготовления блюда,
при отсчитывании заданного количества листов в блокноте, при определении
количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов. Изучая цифры,
у обучающегося закрепляются сведения о дате рождения, домашнем адресе,
номере телефона, календарных датах, номерах пассажирского транспорта,
каналах телевизионных передач и многое другое.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Цель обучения – формирование элементарных математических
представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи:
 формирование умения различать и сравнивать предметы по форме,
величине;
 развитие умения ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на
плоскости;
 освоение умения различать части суток, соотносить действие с
временными
промежуткам,
составлять
и
прослеживать
последовательность событий;
 формирование и совершенствование практических действий с
отдельными
предметами
и
непрерывными
множествами,
формирование умений выполнять операции пересчета, сравнения
предметов, установления их равенства и неравенства в пределах от 1
до 4-х;




преобразования множеств и сохранения их количества, решать
арифметические задачи в пределах 4;
простейшие измерительные умения – измерять, отмерять и
сравнивать протяженные, сыпучие, жидкие тела с помощью условной
мерки.

МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ

В соответствии с учебным планом на изучение предмета
«Математические представления» в 1 дополнительном и 1 классах отводится
99 часов (3 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-3 классах отводится 102
часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Количественные представления.
Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много»). Сравнение множеств (без
пересчета). Упражнение в выделении количества предметов (один-много) на
основе тактильного обследования. Сравнение (попарное) множеств по
количеству (один-много). Соотнесение количества предметов с числом.
Узнавание цифр. Обозначение числа цифрой. Написание цифры 1.
Представления о форме.
Выделение формы предмета как признака, отвлекаясь от назначения
предмета. Дифференциация предметов по форме (квадрат-круг). Соотнесение
объемных и плоскостные изображения предметов по форме. Узнавание
(различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Соотнесение формы
предмета с геометрическими телами, фигурой. Объединение (группировка)
предметов по качественным признакам с опорой на образцы по одному
(двум) признакам.
Представления о величине.
Выделение величины предмета как признака, отвлекаясь от назначения
предмета. Дифференциация предметов по величине (большие - маленькие;
длинные - короткие). Различение однородных (разнородных по одному
признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления), наложения, зрительной ориентировки.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Объединение (группировка) предметов по качественным признакам с
опорой на образцы по одному признаку. Установление взаимнооднозначного соответствия. Выполнение простых поручений в бытовых,
игровых, учебных ситуациях, требующих применения знаний о величине.
Пространственные представления.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз,
вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости. Составление
предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из
предметов (изображений). Составление рядов с чередованием по одному
признаку (АБ).
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (день, ночь). Знание порядка
следования частей суток (день, ночь). Изображение погодных явлений,
людей и животных (в разное время суток) с помощью мимики и
пантомимики. Наблюдения за погодными явлениями; выделение
контрастных времен года по наиболее характерным признакам и называние
их.

1 КЛАСС
Количественные представления.
Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много»). Сравнение множеств (без
пересчета). Упражнение в выделении количества предметов (один-много) на
основе тактильного обследования. Сравнение (попарное) множеств по
количеству (один-много).
Соотнесение количества предметов с числом. Узнавание цифр.
Обозначение числа цифрой. Написание цифры 1.
Представления о форме.
Выделение формы предмета как признака, отвлекаясь от назначения
предмета. Дифференциация предметов по форме (квадрат-круг). Соотнесение
объемных и плоскостные изображения предметов по форме. Узнавание
(различение) геометрических фигур: квадрат, круг. Соотнесение формы
предмета с геометрическими телами, фигурой. Объединение (группировка)
предметов по качественным признакам с опорой на образцы по одному
(двум) признакам.
Представления о величине.
Выделение величины предмета как признака, отвлекаясь от назначения
предмета. Дифференциация предметов по величине (большие - маленькие;
длинные - короткие). Различение однородных (разнородных по одному
признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления), наложения, зрительной ориентировки.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Объединение (группировка) предметов по качественным признакам с
опорой на образцы по одному признаку. Установление взаимнооднозначного соответствия. Выполнение простых поручений в бытовых,
игровых, учебных ситуациях, требующих применения знаний о величине.
Пространственные представления.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз,
вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости. Составление
предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из
предметов (изображений). Составление рядов с чередованием по одному
признаку (АБ).
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток (день, вечер, ночь). Знание
порядка следования частей суток (день, вечер, ночь). Изображение погодных
явлений, людей и животных (в разное время суток) с помощью мимики и
пантомимики. Наблюдения за погодными явлениями; выделение
контрастных времен года по наиболее характерным признакам и называние
их.

2 КЛАСС
Количественные представления.
Разъединение множеств. Объединение предметов в единое множество.
Различение множеств («один», «много», «мало», «пусто»). Сравнение
множеств (без пересчета). Понимание вопроса: «Сколько?». Определение
наличия или отсутствия предмета (есть – нет). Упражнение в выделении
количества предметов (один, два, много) на основе тактильного
обследования. Сравнение (попарное) множеств по количеству (один- много;
много- мало). Установление и понимание отношений «равны- неравны».
Пересчет предметов по единице. Обозначение общего количества
сосчитанных объектов числом (обводящим движением руки и показом
количества элементов на пальцах).
Соотнесение количества предметов с числом. Узнавание цифр.
Обозначение числа цифрой. Написание цифры. Знание отрезка числового
ряда 1 – 3. Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание
множеств). Действия с непрерывными множествами: переливание воды из
кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание песка из
песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные формы, полив
песка водой; пересыпание различных плодов, крупы, определяя вместе с
педагогом и самостоятельно количество (больше- меньше, поровну).
Решение задач на увеличение/ уменьшение на одну единицу в пределах
3. Различение денежных знаков (монет, купюр).
Узнавание достоинства монет (купюр). Решение простых примеров с
числами, выраженными единицей измерения стоимости. Обращение с
деньгами (умение рассчитываться). Распознавание цифр, обозначающих
номера домов, транспорта, телефона.
Представления о форме.
Выделение формы предмета как признака, отвлекаясь от назначения
предмета. Дифференциация предметов по форме (квадрат-круг). Соотнесение
объемных и плоскостные изображения предметов по форме. Узнавание
(различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник. Соотнесение формы предмета с геометрическими телами,
фигурой. Объединение (группировка) предметов по качественным признакам
с опорой на образцы по одному (двум) признакам.
Представления о величине.
Выделение величины предмета как признака, отвлекаясь от назначения
предмета. Дифференциация предметов по величине (большие - маленькие;
длинные - короткие). Различение однородных (разнородных по одному
признаку) предметов по величине. Сравнение двух предметов по величине
способом приложения (приставления), наложения, зрительной ориентировки.

Соотнесение объемных и плоскостные изображения предметов по величине.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Объединение (группировка) предметов по качественным признакам с
опорой на образцы по одному (двум) признакам. Установление взаимнооднозначного соответствия. Выполнение простых поручений в бытовых,
игровых, учебных ситуациях, требующих применения знаний о величине
(принеси длинный пояс, дай бабушке маленькую ложку и т.д. у кого волосы
длинные, а у кого – короткие).
Определение длины, веса, пользуясь мерками и приборами.
Пространственные представления.
Перемещение в пространстве в заданном направлении: вверх, вниз,
вперёд, назад, вправо, влево. Ориентация на плоскости. Составление
предмета (изображения) из нескольких частей. Составление ряда из
предметов (изображений). Составление рядов с чередованием по одному
признаку (АБ).
Временные представления.
Узнавание (различение) частей суток. Знание порядка следования частей
суток. Изображение погодных явлений, людей и животных (в разное время
суток) с помощью мимики и пантомимики. Наблюдения за погодными
явлениями; выделение контрастных времен года по наиболее характерным
признакам и называние их. Построение последовательности событий, времен
года с помощью пиктограмм. Составление визуального расписания.
Соотнесение деятельности с временным промежутком: сначала – потом.
3 КЛАСС
Элементарные
дочисловые
и
числовые
математические
представления (представления о форме, о величине - длина, ширина,
высота)
Представления о внешних свойствах предметов в процессе активной
предметной деятельности без ограничения материала по форме, цвету,
величине (длине, высоте, ширине).
Объединение разных предметов в множества: однородных, однородных
с отдельными признаками различия (например, величина, цвет, форма),
разнородных с признаками сходства (например, величина, цвет).
Формирование представлений о возможности разъединения множества
любых предметов.
Воспроизведение сделанных взрослым построек, узнавание и
называние их. Определение месторасположения предметов в пространстве,
на плоскости. Рассматривание образца, выделение его частей.
Употребление в речи выражения «Похож на круг» и др.
Вычленение формы как признак, отвлекаясь от назначения предмета
(«Соберем в корзину все круглое, в коробку - квадратное»).

Различение, узнавание овала, сравнение его с кругом и
прямоугольником.
Сравнение и на этой основе различение длинных и коротких, толстыхтонких предметов.
Определение среднего по величине предмета из трех предложенных
предметов, дифференцирование на ощупь предметов по форме или по
величине (выбор из трех), узнавание предметов по описанию их цвета,
формы, величины.
Формирование умения выполнять действия без предварительного
примеривания, делать зрительный выбор по образцу из двух- трех предметов,
различающихся по форме, величине или цвету (отношения по величине
между двумя одновременно воспринимаемыми предметами (больше меньше)).
Упражнение на выделение одного- четырех предметов из множества.
Различение групп из 1, 2, 3,4 предметов без счета (зрительно), с
помощью показа соответствующего количества падльцев или без счета (в
прямом и обратном порядке, от заданного и до заданного числа) и
пересчитывать предметы в пределах 4-х, знать цифры в пределах 4-х.
Представления о форме.
Выделение формы предмета как признака, отвлекаясь от назначения
предмета. Дифференциация предметов по форме (квадрат-круг). Соотнесение
объемных и плоскостные изображения предметов по форме. Узнавание
(различение) геометрических тел: «шар», «куб», «призма», «брусок».
Узнавание (различение) геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг,
прямоугольник. Соотнесение формы предмета с геометрическими телами,
фигурой. Объединение (группировка) предметов по качественным признакам
с опорой на образцы по одному (двум) признакам.
Практические действия с дискретными и непрерывными
множествами (пересыпание, переливание, перекладывание и др.)
Объединение (группировка) предметов по качественным признакам с
опорой на образцы по одному (двум) признакам.
Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию).
Составление рядов с чередованием по одному признаку (АБ, ААБ).
Определение месторасположения предметов в ряду.
Преобразование множеств (увеличение, уменьшение, уравнивание
множеств). Действия с непрерывными множествами: переливание воды из
кувшина в стаканы, в бутылки, в миски и т. п., пересыпание песка из
песочного ящика в миски, в банки, высыпание в различные формы, полив
песка водой; пересыпание различных плодов, крупы, определяя вместе с
педагогом и самостоятельно количество (больше- меньше, поровну).
Практические упражнения на распределение дискретных и
непрерывных множества в две группы, например, много — мало, один —
много, ни одного — один, один — два, один — три по разным емкостям

(миски, корзинки, кастрюли и т. п.), умение устанавливать взаимно
однозначное соответствие между предметами наложением, приложением
(устанавливать отношения «один» - «один»); умение сравнивать предметы по
величине и обозначать словами «больше» - «меньше» результат сравнения.
Упражнение в преобразовании множеств предметов (без счета и на
основе счета), используя разные способы преобразования; делать равные и
наоборот (досыпая, доливая или убавляя некоторое количество).
Формирование представлений о принципе сохранения количества
(упражнения с водой в различных сосудах, с песком и т. п.).
Математические операции (счет, пересчет, цифры, соотнесение).
Пересчет предметов в пределах четырех; расположенных в ряд, при
разном их расположении.
Показ на пальцах. Узнавание числа по количеству пальцев. Обучение
действиям присчитывания и отсчитывания, обозначению общего количества
сосчитанных объектов последним произнесенным числом, сопровождению
обводящим движением руки и показом сосчитанного количества на пальцах.
Соотнесение двух групп предметов по количеству в пределах четырех
без пересчета (столько ..., сколько). Упражнение в счете элементов множеств,
воспринимаемых на слух (звуки), на ощупь (предметы), движений; движения,
звуки и движения в пределах четырех.
Сравнение двух групп множеств предметов путем пересчета, с
использованием способов проверки (приложение и наложение) в пределах 4.
Решение задач-драматизаций и задач-иллюстраций с открытым и
закрытым результатом на сложение и вычитание в пределах четырех с
использованием наглядного материала.
Знакомить детей со структурой задачи (условие, вопрос). Учить
отвечать на вопрос (доступными способами).
Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи), в
игровой и в продуктивных видах деятельности (лепка, рисование,
конструирование, аппликация).
Установление взаимно-однозначного соответствия. Конструктивная
лепка (от частей к целому) из цветного теста, пластилина и глины
(пирамидка из колец или шаров, снеговик, неваляшка.
Решение житейских задач.
Выполнение простых поручений в бытовых, игровых, учебных
ситуациях, требующих применения знаний о величине (принеси длинный
пояс, дай маленькую ложку и т.д. у кого волосы длинные, а у кого —
короткие).
Формирование умения развертывать условные действия с сюжетной
игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать
два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их,
продолжать по смыслу действие, начатое педагогом.

Узнавание достоинства монет (купюр). Обращение с деньгами (умение
рассчитываться).
Определение длины, роста, времени пользуясь мерками и
измерительными приборами.
Операции измерения.
Ознакомление детей с некоторыми общепринятыми единицами
измерения. Узнавание часов, частей часов; их назначение. Определение
времени по часам: целого часа. Узнавание (различение) частей суток. Знание
порядка следования частей суток. Соотнесение деятельности с временным
промежутком: сейчас, потом. Различение времен года. Знание порядка
следования сезонов в году.
Узнавание линейки (шкалы делений), ее назначение.
Формирование умения сравнивать величины предметов с помощью
условной мерки-посредника. Формирование умения сравнивать и измерять
предметы по величине с помощью условной мерки как единицы измерения.
Упражнять детей в измерении протяженных, жидких и сыпучих тел,
используя условную мерку (брусок, ложка, стакан).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Математические представления» направлено на
достижение обучающимися личностных и предметных результатов и
овладение базовыми учебными действиями.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Математические
представления» заключаются в проявлении интереса и положительного
отношения к выполнению доступных поручений (обязанностей),
самостоятельности в разных бытовых ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Математические
представления» выражаются в следующем:
 умение различать и сравнивать предметы по форме, величине,
удаленности;
 ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
 представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах;
 умение
соотносить число с соответствующим количеством
предметов, обозначать его цифрой;
 умение пересчитывать предметы в доступных пределах.
 умение различать части суток.
 умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат).
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Математические
представления» выражаются в следующем:
 умение различать и сравнивать предметы по форме, величине,
удаленности;
 ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости;
 представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом
числа в доступных ребенку пределах;






умение соотносить число с соответствующим количеством
предметов, обозначать его цифрой;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
умение различать части суток;
умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат).

2 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Математические
представления» выражаются в следующем:
 овладение практическими действиями с отдельными предметами и
непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.), различать
понятия мало - много, один - много и т.д.;
 умение сравнивать освоенное количество предметов (в пределах 1много и т.д.);
 умение устанавливать равенство и неравенство, различение понятий
больше-меньше; преобразование множеств и сохранения их
количества (в пределах 1-много и т.д.); соотносить количество 1(2-3)
с количеством пальцев или предметов.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Математические
представления» выражаются в следующем:
 выполнение практических действий с отдельными предметами и
непрерывными множествами (крупа, песок, вода и т.д.),
дифференцировать множества больше-меньше, мало-много, поровну;
 умение воспринимать определенное количество предметов: 1,2,3,4,
 умение сравнивать освоенное количество предметов (в пределах 2-х,
3-х, 4-х),
 умение устанавливать равенство и неравенство, различение
количества предметов: больше-меньше, поровну;
 преобразование множеств и сохранения их количества (в пределах 4х);
 соотнесение количества 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или
предметов,
 узнавание и соотнесение цифр: 1, 2, 3, 4 с количеством пальцев или
предметов;
 умение выполнять простейшие измерительные действия: измерять,
отмерять, сравнивать с помощью условной мерки.

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Базовые учебные действия, формируемые при изучении учебного предмета
«Математические представления»:
 проявление интереса к практическим действиям с отдельными
предметами и непрерывными множествами (крупа, песок, вода и
т.д.);
 выполнение элементарной инструкции, связанной с практическими
действиями, используя отдельные предметы и непрерывные
множества;
 проявление активности в действиях с отдельными предметами и
непрерывными множествами любым доступным обучающемуся
способом.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов программы

Раздел 1. Формирование представлений о форме
1.1
«Формирование представлений о форме»
1.2
«Круг»
1.3
«Квадрат»
1.4
«Маленькие и большие квадраты»
1.5
«Предметы похожие на круг,квадрат»
1.6
«Раскрашивание круга,квадрата»
Итого по разделу
Раздел 2. Формирование представлений о величине
2.1
«Большой-маленький
«Длинный- короткий»
2.2
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на сопоставление двух
объектов по величине длинный-короткий, используя
приемы наложения и приложения».
2.3
«Я большая,а ты маленький»
«Штриховка предметов различной величины
длинная лента, короткая лента».
2.4
«Подбери одежду для большой куклы, для
маленькой куклы»
«Подбери ленты для кукол»
2.5
«Постройка башни»
«Длинный мост, короткий мостик»
«Выделение «короткий - длинный» предметов в
различных игровых ситуациях, в конструктивной
деятельности».
Итого по разделу
Раздел 3. Формирование пространственных представлений
3.1
«Вверху-середина-внизу»
3.2
«Разложи игрушки по полкам»
3.3
«Разложи одежду по полкам»
3.4
«Ориентация на листе бумаги»
«Вверх-середина»
«Середина –низ»
3.5
«Ориентация в классе»
«Середина класса»
Итого по разделу

Количество часов

3
3
3
3
3
3
18
3
3

3

3

4

16
3
3
3
4

4
17

Раздел 4. Формирование временных представлений
4.1
«День-вечер-ночь»
4.2
«Части суток»
«День-вечер-ночь»
4.3
«Режим дня»
4.4
«Ночной режим»
4.5
Закрепление по теме:
«Покажи, что ты делал днем, вечером»
«Покажи,что ты делал ночью»
Итого по разделу
Раздел 5. Формирование количественных представлений
5.1
«Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
5.2
«Один-много»
«Цифра 1»
5.3
«Много»
«Выполнение различных действий: один — много
хлопков».
5.4
«Мои игрушки»
5.5
«В гостях у лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
Итого по разделу
Раздел 6. Формирование пространственных представлений
6.1
«Формирование пространственных представлений»
6.2
«Поровну-больше»
6.3
«Разложи игрушки»
6.4
«Пространственные понятия: поровну больше,к,от.»
6.5
«Игровые упражнения на перемещение в
пространстве, на изменение положений частей тела».
6.6
«Игровые упражнения на перемещение в
пространстве»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

3
3
4
3
3

16
3
3
3

3
3
15
3
3
3
3
3
2
17
99

1 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов программы

Раздел 1. Формирование временных представлений
1.1
«День-вечер-ночь»
1.2
«Части суток»
«День-вечер-ночь»

Количество часов

3
3

«Режим дня»
«Ночной режим»
Закрепление по теме:
«Покажи, что ты делал днем, вечером»
«Покажи,что ты делал ночью»
Итого по разделу
Раздел 2. Формирование количественных представлений
2.1
«Знакомство с понятием «один» и «много»
«Знакомство с цифрой 1»
2.2
«Один-много»
«Цифра 1»
2.3
«Много»
«Выполнение различных действий: один — много
хлопков».
2.4
«Мои игрушки»
2.5
«В гостях у лесовичка в лесу»
Посчитай сколько шишек, найди цифру 1»
Итого по разделу
Раздел 3. Формирование представлений о величине
3.1
«Большой-маленький
«Длинный- короткий»
3.2
«Большие и маленькие игрушки»
«Игровые упражнения на сопоставление двух
объектов по величине длинный-короткий, используя
приемы наложения и приложения».
3.3
«Я большая, а ты маленький»
«Штриховка предметов различной величины
длинная лента, короткая лента».
3.4
«Подбери одежду для большой куклы, для
маленькой куклы»
«Подбери ленты для кукол»
3.5
«Постройка башни»
«Длинный мост, короткий мостик»
«Выделение «короткий - длинный» предметов в
различных игровых ситуациях, в конструктивной
деятельности».
Итого по разделу
Раздел 4. Формирование представлений о форме
4.1
«Круг»
4.2
«Квадрат»
4.3
«Маленькие и большие квадраты»
4.4
«Предметы похожие на круг,квадрат»
4.5
«Раскрашивание круга,квадрата»
4.6
«Обведение квадрата по контуру»
4.7
«Штриховка квадрата»
1.3
1.4
1.5

4
3
3

16
3
3
3

3
3
15
3
3

3

3

4

16
3
3
3
3
3
3
3

Итого по разделу
Раздел 5. Формирование пространственных представлений
5.1
«Вверху-середина-внизу»
5.2
«Разложи игрушки по полкам»
5.3
«Разложи одежду по полкам»
5.4
«Ориентация на листе бумаги»
5.5
«Ориентация в классе»
Итого по разделу
Раздел 6. Формирование пространственных представлений
6.1
«Поровну-больше»
6.2
«Разложи игрушки»
6.3
«Пространственные понятия: поровну больше,к,от.»
6.4
«Игровые упражнения на перемещение в
пространстве, на изменение положений частей тела».
6.5
«Игровые упражнения на перемещение в
пространстве»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

21
3
3
3
4
4
17
3
3
3
3
3
15
99

2 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

Раздел 1. Предметы вокруг нас: внешние свойства предметов
1.1
Упражнения на ознакомление со свойствами и
23
качествами предметов
1.2
Игры
со
строительными
материалами
и
14
дидактическими игрушками
1.3
Временные представления
6
Итого по разделу
43
Раздел 2. Практические действия с предметами разного количества
2.1
Сравнение (сопоставление) двух групп предметов
14
по их количеству
2.2
Ориентировка в пространстве и на плоскости
18
Итого по разделу
32
Раздел 3. Ориентировка на количественный признак: преобразование множеств
(пересчет)
3.1
Преобразование
множеств,
изменяющих
13
количество
3.2
Элементарные арифметические действия
14
Итого по разделу
27
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102

3 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

Раздел 1. Элементарные (дочисловые) математические представления
(представления о форме, о величине – толщина, длина)
1.1
Парочки
1
1.2
Длинный - короткий
2
1.3
Высокий – низкий
2
1.4
Широкий - узкий
2
1.5
Круг и квадрат
2
1.6
Треугольник
2
1.7
Прямоугольник
2
1.8
Овал
2
1.9
Точка. Линия
3
1.10
Вверх – вниз. Вперед – назад.
3
1.11
Лево – право
3
1.12
Над - под
3
1.13
Далеко – близко
3
1.14
Посередине, между
3
1.15
Мы строители
4
1.16
Часть и целое
5
1.17
«Что бывает круглым (квадратным, треугольным?)»
1
1.18
«Цифра и количество предметов»
1
Итого по разделу
44
Раздел 2. Практические действия с дискретными и непрерывными множествами
(пересыпание, переливание, перекладывание и др.)
2.1
Один – много, ни одного
3
2.2
Пустой – полный
3
2.3
Сравнение множеств (поровну (одинаково), больше,
6
меньше)
Итого по разделу
12
Раздел 3. Математические операции (счет, пересчет, цифры, соотнесение).
3.1
Счет в пределах четырех. Число и цифра 4
6
3.2
Решение задач на увеличение на одну единицу в
5
пределах 4
3.3
Решение задач на уменьшение на одну единицу в
5
пределах 4
3.4
Урок – игра «Спасение Колобка»
1
Итого по разделу
17
Раздел 4. Математика в житейских ситуациях (проблемные задачи)
4.1
Предметы - заместители
4

4.2
Творческие игры
4.3
«За покупками идем!» (урок - игра)
Итого по разделу
Раздел 5. Операции измерения
5.1
Линейка
5.2
Часы. Время
5.3
Условная мерка
5.4
«Сравнение множеств по количеству»
5.5
«Преобразование
множеств,
изменяющих
количество»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

5
3
12
3
6
6
1
1
17
99

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Программы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений VIII вида. 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой.


Математика. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб. пособие

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих

адапт.

основные

общеобразоват. программы / Т.В. Алышева.


Математика.

1

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1/ Т.В.
Алышева.


Математика.

1

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 /
Т.В. Алышева.


Математика.

2

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1/ Т.В.
Алышева.


Математика.

2

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 /
Т.В. Алышева.


Математика.

3

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1/ Т.В.
Алышева.


Математика.

3

класс:

учеб.

для

общеобразоват.

организаций,

реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 /
Т.В. Алышева.


Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным

предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной

программе

начального

общего

образования

обучающихся с задержкой психического развития (1 доп. и 1 класс)

(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) //
Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных
программ.


Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным

предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной

программе

начального

общего

образования

обучающихся с задержкой психического развития (2 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство
просвещения Российской Федерации. Реестр примерных программ.


Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным

предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной

программе

начального

общего

образования

обучающихся с задержкой психического развития (3 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».