МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО
Заместитель
педагогов
директора по УВР
коррекционных классов
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Цыбенова И.Б.
приказ № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
Куракина А.А.
приказ 193 о/д
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий природный мир»
для обучающихся 1-3 классов
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
ПРЕДМЕТА
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение
представлений об окружающем природном мире. Подобранный
программный материал по предмету «Окружающий природный мир»
рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, ее
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в
природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных
изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие
закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием
растительного и животного мира, получает представления о среде обитания
животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание
обучающегося обращается на связь живой и неживой природы: растения и
животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер
переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за
домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные
действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных
рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе,
бережному и гуманному отношению к ней.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
ПРИРОДНЫЙ МИР»
Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основные задачи:
формирование представлений об объектах и явлениях неживой
природы;
формирование
временных
представлений,
формирование
представлений о растительном и животном мире.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ
МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Окружающий
природный мир» в 1 дополнительном и 1 классах отводится 66 часов (2 ч в
неделю, 33 учебные недели), во 2-3 классах отводится 68 часов (2 ч в неделю,
34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Растительный мир.
Растения (дерево). Лес. Части дерева (лист). Фрукты и овощи. Части
растений (лист, ветки). Комнатные растения.
Животный мир
Животные (обзор). Домашние животные (внешний вид, что ест, как
кричит, как передвигается). Собака. Кошка. Дикие животные (внешний вид,
что ест, как кричит, как передвигается). Заяц. Волк. Птицы (домашние и
дикие). Перелетные и неперелетные птицы.
Временные представления
Осень, в гости просим! Здравствуй, зимушка-зима! Весна, пришла!
Скоро лето! (признаки изучаемого времени года, жизнь людей, животных).
Части суток (день-ночь). Год. (Новый год). Явления природы (дождь,
снегопад, листопад, метель, лед).
Объекты неживой природы
Солнце. Ветер. Вода. Воздух.
1 КЛАСС
Растительный мир.
Растения (дерево). Лес. Части дерева (лист). Фрукты и овощи. Части
растений (лист, ветки). Комнатные растения.
Животный мир
Животные (обзор). Домашние животные (внешний вид, что ест, как
кричит, как передвигается). Собака. Кошка. Дикие животные (внешний вид,
что ест, как кричит, как передвигается). Заяц. Волк. Птицы (домашние и
дикие). Перелетные и неперелетные птицы.
Временные представления
Осень, в гости просим! Здравствуй, зимушка-зима! Весна, пришла!
Скоро лето! (признаки изучаемого времени года, жизнь людей, животных).
Части суток (день-ночь). Год. (Новый год). Явления природы (дождь,
снегопад, листопад, метель, лед).
Объекты неживой природы
Солнце. Ветер. Вода. Воздух.
2 КЛАСС
Растительный мир.
Растения (дерево, трава). Лес. Дерево (береза), части дерева (ствол,
ветки). Фрукты (яблоко, банан, груша). Овощи (лук, картофель, морковь,
капуста). Прогулка в осеннем лесу. Грибы (строение: ножка, шляпка). Цветы
(обзор).
Животный мир
Животные (обзор). Строение животного. Домашние животные (внешний
вид, что ест, как кричит, как передвигается). Собака. Кошка. Корова. Лошадь.
Мамы и их детеныши. Обобщающий урок по теме «Домашние животные»
(дидактические игры). Дикие животные (внешний вид, что ест, как кричит,
как передвигается). Лиса. Заяц. Медведь. Обобщающий урок по теме «Дикие
животные» (дидактические игры). Мамы и их детёныши. Животные юга
(обзор). Слон. Крокодил. (различение и узнавание). Животные севера (обзор).
Птицы (обзор). Строение птиц. Домашние птицы (внешний вид, что ест, как
кричит, как передвигается). Курица (петух). Гусь. Мамы и их детеныши.
Дикие птицы (внешний вид, что ест, как кричит, как передвигается). Ворона.
Воробей. Голубь. Обобщающий урок по теме «Птицы».
Временные представления
Осень, в гости просим! Здравствуй, зимушка-зима! Весна - оживает все
кругом. Скоро лето! (признаки изучаемого времени года, жизнь людей,
животных). Части суток (день- ночь). Неделя (рабочие и выходные дни). Год.
(Новый год). Явления природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга,
туман, гром, ветер).
Объекты неживой природы
Солнце. Луна и звезды. Небо и земля. Вода. Воздух. Огонь.
3 КЛАСС
Растительный мир.
Растения (дерево, кустарник, трава). Лес. Дерево (береза, клен).
Кустарник (шиповник). Части дерева, куста (ствол, ветки). Фрукты (яблоко,
банан, груша). Овощи (лук, картофель, морковь, капуста). Грибы (строение:
ножка, шляпка). Лесные ягоды (обзор). Цветы (ромашка, подснежник).
Садовые цветочно-декоративные растения (тюльпан, роза). Цветы луговые,
полевые, лесные, садовые. Строение цветов (корень, стебель, листья, цветок).
Животный мир
Животные (обзор). Строение животного. Домашние животные (внешний
вид, что ест, как кричит, как передвигается). Собака. Кошка. Корова. Лошадь.
Свинья. Мамы и их детеныши. Дикие животные (внешний вид, что ест, как
кричит, как передвигается). Лиса. Заяц. Медведь. Волк. Белка. Еж. Мамы и
их детёныши. Животные юга (обзор). Слон. Крокодил. (различение и
узнавание). Животные севера (обзор). Птицы (утка, курица, голубь, воробей).
Строение птиц. Домашние птицы (внешний вид, что ест, как кричит, как
передвигается). Мамы и их детеныши. Дикие птицы (внешний вид, что ест,
как кричит, как передвигается). Перелетные птицы (скворец, грач).
Зимующие птицы (голубь). Рыбы (обзор). Насекомые (жук, бабочка муха).
Временные представления
Явление природы – «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», характерные
признаки, элементарные взаимосвязи, жизнь людей, животных).
Представление о годе как о последовательности сезонов. Части суток (деньночь). Неделя (рабочие и выходные дни). Год. (Новый год). Явления природы
(дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер).
Объекты неживой природы
Солнце. Луна и звезды. Небо и земля. Вода. Воздух. Огонь. Почва.
Песок и камни.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Окружающий природный мир» направлено на
достижение обучающимися личностных и предметных результатов и
овладение базовыми учебными действиями.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Окружающий
природный мир» заключаются в следующем:
проявляют устойчивый интерес к изменению свойств объектов
живой и неживой природы,
активно взаимодействуют со сверстниками в процессе предметнопреобразующих действий с объектами неживой и живой природы, (в
том числе по поручению учителя или другого взрослого).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий
природный мир» выражаются в следующем:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода
информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения
на улице, в лесу;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с природой;
проявлять
уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе правила
общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её
достижения, договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий
природный мир» выражаются в следующем:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода
информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения
на улице, в лесу;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с природой;
проявлять
уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе правила
общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её
достижения, договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий
природный мир» выражаются в следующем:
узнавать изученные объекты и явления неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить
простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода
информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения
в доме, на улице;
с помощью педагога контролировать и оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего мира в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно
установленные договорённости и правила, в том числе правила
общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её
достижения, договариваться о распределении функций и ролей,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Окружающий
природный мир» выражаются в следующем:
понимают и называют знакомые объекты неживой природы,
соотносят их с деятельностью человека,
могут объяснить словом или показать предметно-преобразующие
действия с объектами неживой и живой природы,
имеют элементарные представления о свойствах объектов неживой
природы в соответствии с сезонными изменениями,
учитывают свойства объектов неживой природы в повседневной
жизни,
определяют текущее состояние погоды или природного явления
(холодно, тепло, жарко, дождливо, ветрено, сухо),
выделяют основные признаки смены времен года (на иллюстрациях).
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Базовые учебные действия, формируемые при изучении учебного
предмета «Окружающий природный мир»:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
умение выполнять инструкции педагога:
использование по назначению учебных материалов:
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
в течение определенного периода времени способен удерживать
произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4;
при организующей, направляющей помощи способен выполнить
посильное задание от начала до конца.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Золотая осень
1.1
Человек и природа
1.2
«Осень, в гости просим!»
Беседа, рассмотрение картин
1.3
Одежда и обувь человека осенью.
Одень куклу на прогулку
1.4
«Что нам осень принесла?»
Итого по разделу
Раздел 2. Природа осенью
2.1
Какие бывают растения? Части дерева (лист)
(рисование, аппликации)
2.2
Явления природы: дождь, листопад. (Составление
гербария)
2.3
А кто такие птички? (домашние и дикие)
Перелетные и неперелетные птицы.
2.4
Занятия и труд людей осенью
2.5
Обобщающий урок "В гости к осени"
2.6
В мире животных
Итого по разделу
Раздел 3. Зимушка-зима
3.1
Сравнение зверей и птиц
3.2
"Здравствуй, зимушка-зима!"
3.3
Одежда и обувь человека зимой
3.4
Зимние явления природы (снег, метель, лед)
3.5
Зимние забавы
3.6
Что делают растения зимой? Елка
3.7
Новый год.
Изготовление украшений на елку.
3.8
Животные и птицы зимой
3.9
Дикие животные. Заяц, волк.
3.10
Домашние животные. Кошка и собака. Уход.
3.11
Обобщающий урок "Зима"
Что бывает зимой?
Итого по разделу
Раздел 4. Природа и человек
4.1
Природа и рукотворный мир
4.2
Из чего что сделано?
Дерево
Ткань
Резина
4.3
Воздух и вода. Значение для человека и животных.
Итого по разделу
Раздел 5. Весна, пришла!
5.1
Явления природы: солнце, ветер
Количество часов
1
2
2
5
10
2
2
2
1
1
1
9
1
2
1
1
2
1
3
1
2
2
1
17
1
3
2
6
1
Оживает все кругом!
Одежда и обувь весной
Растения весной. Части растений (лист, ветки).
Комнатные растения. Уход.
5.5
Животные весной
5.6
В гости к Мухе-Цокотухе
5.7
Труд людей весной
5.8
В саду и в огороде
Итого по разделу
Раздел 6. Повторение
6.1
Обобщающий урок "Весна пришла!"
6.2
Части суток. День-ночь
6.3
Закрепление по теме "Животные"
6.4
Закрепление по теме "Птицы"
6.5
Закрепление по теме "Растения"
6.6
Закрепление по теме "Явления природы"
6.7
Скоро лето!
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5.2
5.3
5.4
2
1
2
2
2
1
1
12
1
2
2
2
2
2
1
12
66
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Золотая осень
1.1
Человек и природа
1.2
«Осень, в гости просим!»
Беседа, рассмотрение картин
1.3
Одежда и обувь человека осенью.
Одень куклу на прогулку
1.4
«Что нам осень принесла?»
Итого по разделу
Раздел 2. Природа осенью
2.1
Какие бывают растения? Части дерева (лист)
(рисование, аппликации)
2.2
Явления природы: дождь, листопад. (Составление
гербария)
2.3
А кто такие птички? (домашние и дикие)
Перелетные и неперелетные птицы.
2.4
Занятия и труд людей осенью
2.5
Обобщающий урок "В гости к осени"
2.6
Лес. Правила поведения в лесу.
2.7
В мире животных
Итого по разделу
Раздел 3. Зимушка-зима
3.1
Сравнение зверей и птиц
3.2
"Здравствуй, зимушка-зима!"
3.3
Одежда и обувь человека зимой
3.4
Зимние явления природы (снег, метель, лед)
Количество часов
1
1
2
6
10
2
2
2
1
1
1
1
10
1
2
1
1
Зимние забавы
Что делают растения зимой? Елка
Новый год.
Изготовление украшений на елку.
3.8
Животные и птицы зимой
3.9
Дикие животные. Заяц, волк.
3.10
Домашние животные. Кошка и собака. Уход.
3.11
Обобщающий урок "Зима"
Что бывает зимой?
Итого по разделу
Раздел 4. Природа и человек
4.1
Природа и рукотворный мир
4.2
Из чего что сделано?
Дерево
Ткань
Резина
4.3
Воздух и вода. Значение для человека и животных.
Итого по разделу
Раздел 5. Весна, пришла!
5.1
Явления природы: солнце, ветер
5.2
Оживает все кругом!
5.3
Одежда и обувь весной
5.4
Растения весной. Части растений (лист, ветки).
Комнатные растения. Уход.
5.5
Жизнь птиц весной
5.6
Животные весной
5.7
В гости к Мухе-Цокотухе
5.8
Труд людей весной
59
В саду и в огороде
Итого по разделу
Раздел 6. Повторение
6.1
Обобщающий урок "Весна пришла!"
6.2
Части суток. День-ночь
6.3
Закрепление по теме "Животные"
6.4
Закрепление по теме "Птицы"
6.5
Закрепление по теме "Растения"
6.6
Закрепление по теме "Явления природы"
6.7
Скоро лето!
6.8
Викторина "Когда это бывает?"
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3.5
3.6
3.7
2
1
2
1
2
2
1
16
1
3
2
6
1
1
1
2
2
1
2
1
1
12
1
1
2
2
2
2
1
1
12
66
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Представления о труде людей
1.1
Школа
1.2
Транспорт
1.3
Все профессии важны
Количество часов
4
12
6
Итого по разделу
22
Раздел 2. Представления об учреждениях культурно-бытового назначения
2.1
Учреждения бытового назначения
4
2.2
Учреждения культуры
6
Итого по разделу
10
Раздел 3. Представления о правилах дорожного движения
3.1
Улица
8
Итого по разделу
8
Раздел 4. Представления о праздниках
4.1
Праздничные традиции
6
4.2
Мой день.
4
Итого по разделу
10
Раздел 5. Умение действовать совместно со сверстником
5.1
Вместе весело шагать!
8
5.2
Развлечения
10
Итого по разделу
18
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Количество часов
Раздел 1. Представления о труде людей
1.1
Школа
2
1.2
Транспорт
6
1.3
Все профессии важны
3
1.4
Труд в природе
2
Итого по разделу
13
Раздел 2. Представления об учреждениях культурно-бытового назначения
2.1
Учреждения бытового назначения
2
2.2
Учреждения культуры
3
Итого по разделу
5
Раздел 3. Представления о правилах дорожного движения
3.1
Улица
5
Итого по разделу
5
Раздел 4. Представления о праздниках
4.1
Праздничные традиции
3
4.2
Мой день.
1
Итого по разделу
4
Раздел 5. Умение действовать совместно со сверстником
5.1
Вместе весело шагать!
3
5.2
Развлечения
4
Итого по разделу
7
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида. 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой.
Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы: учеб.
пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Комплект
предметам
примерных
и
рабочих
коррекционным
общеобразовательной
программ
курсам
программе
по
по
отдельным
учебным
адаптированной
основной
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (1 доп. и 1 класс)
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) //
Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных
программ.
Комплект
предметам
примерных
и
рабочих
коррекционным
общеобразовательной
программ
курсам
программе
по
по
отдельным
учебным
адаптированной
основной
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (2 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство
просвещения Российской Федерации. Реестр примерных программ.
Комплект
предметам
примерных
и
рабочих
коррекционным
общеобразовательной
программ
курсам
программе
по
по
отдельным
учебным
адаптированной
основной
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (3 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство