МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО
Заместитель
педагогов
директора по УВР
коррекционных классов
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Цыбенова И.Б.
приказ № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
Куракина А.А.
приказ 193 о/д
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительная деятельность
для обучающихся 1-3 классов
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
УЧЕБНОГО
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПРЕДМЕТА
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с
ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у
ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются
восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На
занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют возможность
выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету
изображения, доступными для них способами осуществить выбор
изобразительных средств. Многообразие используемых в изобразительной
деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети
в силу особенностей не могут использовать приемы захвата кисти,
карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки
штампами или выдувая краску на трафарет. Разнообразие используемых
техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию,
доставляет им много положительных эмоций
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Цель обучения – формирование умений изображать предметы и объекты
окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности;
формирование умений пользоваться инструментами;
обучение доступным приемам работы с различными материалами;
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
развитие художественнотворческих способностей.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ
В соответствии с учебным планом на изучение предмета
«Изобразительная деятельность» в 1 дополнительном и 1 классах отводится
99 часов (3 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-3 классах отводится 102
часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Лепка (объемная форма простых предметов).
Раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями,
сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук. Раскатывание шара.
Создание предметов, состоящие из 1-2 частей. Объединение вылепленных
фигурок в коллективные композиции
Аппликация (плоскостная форма простых предметов).
Выкладывание на листе бумаги в определенной последовательности
готовых деталей разной формы, величины, цвета, наклеивание полученного
изображения на бумагу. Аккуратное использование клея, разрезание бумаги,
наклеивание деталей аппликации. Составление узора по образцу.
Наклеивание деталей на контур. Создание изображения предметов из
готовых фигур. Создание изображений предметов из готовых фигур.
Рисование (графическое изображение простого предмета).
Проведение различных линий, штрихов на листе. Изображение
предметов разной формы. Рисование и раскрашивание, обводка контура.
Создание сюжетного изображения в коллективном рисунке.
1 КЛАСС
Лепка (объемная форма простых предметов).
Раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями,
сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук. Раскатывание шара.
Создание предметов, состоящие из 1-2 частей. Объединение вылепленных
фигурок в коллективные композиции
Аппликация (плоскостная форма простых предметов).
Выкладывание на листе бумаги в определенной последовательности
готовых деталей разной формы, величины, цвета, наклеивание полученного
изображения на бумагу. Аккуратное использование клея, разрезание бумаги,
наклеивание деталей аппликации. Составление узора по образцу.
Наклеивание деталей на контур. Создание изображения предметов из
готовых фигур. Создание изображений предметов из готовых фигур.
Рисование (графическое изображение простого предмета).
Проведение различных линий, штрихов на листе. Изображение
предметов разной формы. Рисование и раскрашивание, обводка контура.
Создание сюжетного изображения в коллективном рисунке.
2 КЛАСС
Лепка (объемная форма простых предметов).
Раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями,
сплющивание шара, сминание его ладонями обеих рук; соединение концов
получившейся палочки. Раскатывание шара до овальной форм, вытягивание
одного конца куска пластилина, размазывание пластилина по контуру
предметного изображения. Создание предметов, состоящие из 2–3 частей,
соединение их путем вытягивания из одного куска пластилина. Создание
предметов, состоящие из 2–3 частей, соединение их путем скатывания,
сплющивания, надавливания куска пластилина. Объединение вылепленных
фигурок в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки
лежат на тарелке и др.). Украшение вылепленных предметов стекой.
Создание сюжетных композиций (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на
тарелке и др.). Украшение вылепленных предметов стекой.
Аппликация (плоскостная форма простых предметов).
Выкладывание на листе бумаги в определенной последовательности
готовых деталей разной формы, величины, цвета, наклеивание полученного
изображения на бумагу. Аккуратное использование клея, разрезание бумаги в
заданном направлении (по линии, сгибу), наклеивание деталей аппликации.
Наклеивание изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
Составление узора из растительных форм и геометрических фигур.
Вырезание деталей аппликации и наклеивание на контур. Составление узора
из разных деталей (геометрических форм и пр.). Создание изображения
предметов из готовых фигур, геометрических форм, деталей сложной формы.
Создание изображений предметов из готовых фигур, геометрических форм,
деталей сложной формы.
Рисование (графическое изображение простого предмета).
Проведение различных линий на листе в заданном направлении (прямые
непрерывные-прерывистые, спиралевидные, ломанные, волнистые) между
заданными объектами (дорожки, лабиринты, контуры). Графическое
отображение различных линий, геометрических форм, изображения простых
предметов с ориентировкой на трафарет. Изображение предметов разной
формы (округлая, прямоугольная) состоящих из комбинации разных форм и
линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.). Рисование
и раскрашивание, обводка контура. Создание сюжетных композиций
повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке,
неваляшки гуляют). Создание сюжетного изображения в коллективном
рисунке по мотивам сказок и знакомых персонажей, расположение
изображения по всему листу.
3 КЛАСС
Лепка (объемная форма простых предметов).
Лепка предметов удлиненной формы, сужающиеся к одному концу,
слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Приемы лепки предметов
овальной формы. Передача в лепке особенности каждого предмета.
Оттягивать пальцами, скруглять концы, сглаживать поверхность.
Раскатывание шара до овальной формы. Размазывание пластилина по
контуру предметного изображения. Сплющивать шарики из пластилина при
помощи всех пальцев рук. Украшение готовой поделки элементами
дымковской, филимоновской игрушки. Лепка лягушат на основе шара, овала
или конуса. (прорисовка улыбающегося рта, прорезание улыбки стекой или
изображение губ налепами из жгутиков). Лепка мышонка на основе одного
или двух конусов. Объединение вылепленных фигурок в коллективные
композиции (котята играют, фрукты в корзине и др.). Украшение
вылепленных предметов стекой. Освоение рационального способа лепки:
раскатывания цилиндра, надрезание стекой сгибание дугой и получение
гибкого туловища. Оформление «шубок» котят пятнышками и полосками из
жгутиков. Создание сюжетных композиций. Украшение вылепленных
предметов стекой.
Аппликация (плоскостная форма простых предметов).
Работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать
кольца, резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки. Аккуратно
наклеивание деталей аппликации, чередовать изображения по цвету.
Разрезание бумаги в заданном направлении (по линии, сгибу). Вырезание и
наклеивание форм на изображения. вырезание деталей аппликации и
наклеивание на контур. Составление композиции из разных деталей
(геометрических форм и пр.). Вырезание кругов и овалов. Создание
изображения предметов из геометрических форм, деталей сложной формы.
Вырезание фигур, предметов, создание изображений из деталей сложной
формы.
Рисование (графическое изображение простого предмета).
Проведение различных линий на листе в заданном направлении (прямые
непрерывные-прерывистые, спиралевидные, ломанные, волнистые) между
заданными объектами (дорожки, лабиринты, контуры) и т.п. Графическое
отображение различных линий, геометрических форм, изображения простых
предметов с ориентировкой на трафарет. Раскрашивание предметов
дымковской, городецкой, каргопольской расписью.
Рисование и
раскрашивание, обводка контура. Рисование узоров круглой и квадратной
формы. Создание сюжетных композиций с использованием нетрадиционных
техник рисования. Использовать в рисовании разные техники рисования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета «Изобразительная деятельность» направлено на
достижение обучающимися личностных и предметных результатов и
овладение базовыми учебными действиями.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительная
деятельность» заключаются в следующем:
проявление эмоций, умение презентовать в доступной форме свою
продукцию сверстникам и учителю;
выражение
положительного
отношения
к
совместной
изобразительной деятельности в кругу сверстников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительная
деятельность» выражаются в следующем:
развитие
интереса к изобразительной деятельности: лепке,
аппликации, рисованию;
формирование умений пользоваться различными материалами для
рисования, аппликации, лепки;
обучение доступным приемам работы с различными материалами;
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
развитие художественно-творческих способностей.
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительная
деятельность» выражаются в следующем:
развитие
интереса к изобразительной деятельности: лепке,
аппликации, рисованию;
формирование умений пользоваться различными материалами для
рисования, аппликации, лепки;
обучение доступным приемам работы с различными материалами;
обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов;
развитие художественно-творческих способностей.
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительная
деятельность» выражаются в следующем:
овладение
способами
тактильно-зрительного
обследования
объемного предмета, его формы; а также умением изобразить его
объемно, контурно и графически;
овладение соотнесением объемного/плоскостного и графического
изображения формы предмета;
овладение графическим образом геометрической формы (круг, овал,
квадрат, треугольник, прямоугольник) простого предмета,
соотнесение с реальными предметами с учетом опыта обучающегося;
овладение ориентировкой на плоскости и листе бумаги (середина,
верх-низ, слева-справа);
овладение специфическими предметно-орудийными действиями в
изобразительных
видах
деятельности
(лепке,
аппликации,
рисовании);
овладение умением передавать изобразительными средствами
простые свойства и качества знакомых предметов (слепить,
нарисовать и выполнить аппликацию).
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительная
деятельность» выражаются в следующем:
умение работать по образцу; передавать изобразительными
средствами (в лепке, в аппликации, в рисовании) форму предмета;
умение работать по представлению, объединяя изображенные
предметы единой тематикой;
умение создавать простые сюжеты из элементов изобразительной
деятельности по замыслу на основе жизненного опыта;
умение
соотносить
объемное/плоскостное
и
графическое
изображение формы предмета с реальными предметами в
практической деятельности;
умение ориентироваться на плоскости и на листе бумаги (середина,
верх-низ, слева-справа);
умение передавать в изобразительной деятельности основные
свойства и отношения предметов (форма -круглый, овальный; цветбелый, серый. красный, оранжевый, коричневый, черный; размер-
большой,
средний,
маленький,
длинный,
короткий;
пространственные отношения- вверху, внизу, слева, справа); фигуры
(человека, птиц и животных); простые сюжетные композиции
(сезонные, праздничные, композиционные, конструктивные);
давать оценку своей работе и работам сверстников;
участвовать в создании коллективных работ.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Базовые учебные действия, формируемые при изучении учебного предмета
«Изобразительная деятельность»:
пользуются изобразительными средствами и приспособлениями в
процессе выполнения работ,
выполняют элементарную инструкцию доступным способом,
связанным с изобразительной деятельностью, используют приемы
ощупывания, рассматривания, прикладывания, обводки, штриховки,
готовят рабочее место к выполнению задания в соответствии с
определенным видом изобразительной деятельности (лепкой,
аппликацией, рисованием) (для 1-2 группы),
участвуют в выполнении коллективных работ.
дают элементарную эстетическую оценку своих работ и работ
сверстников (красиво - некрасиво).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Количество часов
Раздел 1. Развитие мелкой моторики
1.1
Давайте познакомимся
1.2
Знакомство со школой, классом, учебными
принадлежностями
1.3
Я и моё тело
1.4
Явления природы
1.5
Растительный мир
1.6
Фрукты и ягоды
Итого по разделу
Раздел 2. Формирование и развитие целенаправленных действий,
избирательности, освоение отдельных операций
2.1
Игрушки.
2.2
Домашние животные
2.3
Явления природы.
2.4
Посуда
2.5
Одежда
2.6
Мебель
2.7
Овощи
2.8
Явления природы
2.9
Птицы
2.10
Растительный мир
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
7
5
6
3
7
31
10
7
4
6
6
5
12
3
3
12
68
99
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Количество часов
Раздел 1. Развитие мелкой моторики
1.1
Давайте познакомимся
1.2
Знакомство со школой, классом, учебными
принадлежностями
1.3
Я и моё тело
1.4
Явления природы
1.5
Растительный мир
1.6
Фрукты и ягоды
Итого по разделу
Раздел 2. Формирование и развитие целенаправленных действий,
избирательности, освоение отдельных операций
2.1
Игрушки.
2.2
Домашние животные
3
7
5
6
3
7
31
10
7
2.3
Явления природы.
2.4
Посуда
2.5
Одежда
2.6
Мебель
2.7
Овощи
2.8
Явления природы
2.9
Птицы
2.10
Растительный мир
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4
6
6
5
12
3
3
12
68
99
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Количество часов
Раздел 1. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм
(целый предмет, одна часть)
1.1
Лепка
5
1.2
Аппликация
5
1.3
Рисование
5
1.4
Лепка
5
1.5
Аппликация
5
1.6
Рисование
5
Итого по разделу
30
Раздел 2. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование)
из 2-х форм или частей
2.1
Лепка
5
2.2
Аппликация
5
2.3
Рисование
5
Итого по разделу
15
Раздел 3. Элементы сюжетного изображения
3.1
Лепка
6
3.2
Аппликация
6
3.3
Рисование
6
3.4
Лепка
6
3.5
Аппликация
6
3.6
Рисование
6
3.7
Лепка
6
3.8
Аппликация
6
3.9
Рисование
6
3.10
Лепка
1
3.11
Аппликация
1
3.12
Рисование
1
Итого по разделу
57
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Количество часов
Раздел 1. Предметное изображение (лепка, аппликация, рисование) простых форм,
состоящих из 2 и из 3-х частей (геометрические элементы, фигуры)
1.1
Лепка
5
1.2
Аппликация
5
1.3
Рисование
5
1.4
Лепка
5
1.5
Аппликация
5
1.6
Рисование
5
Итого по разделу
30
Раздел 2. Декоративные изображения с элементами народной росписи
2.1
Лепка
5
2.2
Аппликация
5
2.3
Рисование
5
Итого по разделу
15
Раздел 3. Элементы сюжетного изображения
3.1
Лепка
6
3.2
Аппликация
6
3.3
Рисование
6
3.4
Лепка
6
3.5
Аппликация
6
3.6
Рисование
6
3.7
Лепка
6
3.8
Аппликация
6
3.9
Рисование
6
3.10
Лепка
1
3.11
Аппликация
1
3.12
Рисование
1
Итого по разделу
57
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
102
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида. 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой.
Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1–4 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова,
М.А. Зыкова, Т.А. Соловьева.
Изобразительное искусство. 1 класс. / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина,
М. А. Попова.
Изобразительное искусство. 2 класс. / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина,
М. А. Попова.
Изобразительное искусство. 3 класс. / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина,
М. А. Попова.
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (1 доп. и 1 класс)
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) //
Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных
программ.
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (2 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство
просвещения Российской Федерации. Реестр примерных программ.
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (3 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство