МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов
Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
от «31»
от «31» от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:
География (6 класс)
Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по географии для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«География», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных
по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт
представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР
средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса; даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных и психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
Учебный предмет «География» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География»
обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков
применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся
научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование). Освоение практического применения научных
знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Математика»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для
формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в
углублении представлений о целостной научной картине природного и
социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека
с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании
взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в
накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать
эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение
данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в
обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности
личности. Предмет «География» дает благодатный материал для
патриотического, интернационального и экологического воспитания
обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «География» представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности,
внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным
познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей
учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в
тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы
позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР
за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития
способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей
совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных
связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал
возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в
формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере,
сущности и динамике главных природных, экологических, социально-
экономических,
социальных,
геополитических
и иных
процессов,
происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании
главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает
следующие задачи:
формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее
роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира и их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального пользования;
формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических
параметров;
овладение основами картографической грамотности;
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География»,
направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической)
и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование
умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий
для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на
создании оптимальных условий для усвоения программного материала
обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня
сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной
регуляции,
умственной
работоспособности,
эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов:
ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон
личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических функций, их
качеств и свойств;
преодоление речевого недоразвития на материале курса географии
(накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой
деятельности);
использование
и
коррекция
самостоятельно
приобретенных
обучающимися представлений об окружающей природной действительности,
дальнейшее их развитие и обогащение;
учет индивидуальных особенностей и интересов;
создание комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных, для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности,
повышения познавательной активности обучающихся с ЗПР;
использование специальных методов, приемов, средств, обходных
путей обучения;
создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого
материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие
содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего
края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и
потому краеведческая составляющая в содержании географии обладает
высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии
по освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и
виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская
лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося:
активизировать способы восприятия новой информации, воображение,
чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом
и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для роста качества
образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает
достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и
познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического
потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания
образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР, программа построена по линейно-концентрическому
принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному
усвоению элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в
программе предусмотрено включение отдельных тем или целых разделов для
обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в
содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение
отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного
анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционно-образовательной работе
следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического
мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В
данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на
уроке.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности,
специфичные
для
данной
категории
обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету
«География»: усиление предметно-практической деятельности; чередование
видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы,
шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо
использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить
обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ,
работа с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и
коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной
ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические
работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по
предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками,
которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении
географии:
работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научнопопулярной информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти
ответ на вопрос);
воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием
опорных слов, понятий, инструкций, плана);
работа с определениями, свойствами и другими географическими
понятиями;
работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами,
схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;
составление плана помещения, местности по описанию или заданным
параметрам;
работа со справочными материалами, различными источниками
информации, словарем терминов;
конспектирование статей из дополнительного материала;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
составление плана и последовательности действий.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений
уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст.
Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «География»
входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Освоение содержания курса «География» в
основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в
Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной
основной образовательной программе основного общего образования,
Федеральной адаптированной основной образовательной программе основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному
часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое
может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета,
установленная федеральной рабочей программой должна быть сохранена
полностью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Содержание обучения в 6 классе
РАЗДЕЛ 4. ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ
Тема 2. Гидросфера – водная оболочка Земли
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы. Мировой
круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. *Профессия океанолог*. Солёность и
температура океанических вод. Океанические течения. Тёплые и холодные
течения. Способы изображения на географических картах океанических
течений, солёности и температуры вод Мирового океана на картах. Мировой
океан и его части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и
отливы. Стихийные явления в Мировом океане. *Способы изучения и
наблюдения за загрязнением вод Мирового океана*.
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и
водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Озёра сточные и
бессточные. *Профессия гидролог*. Природные ледники: горные и покровные.
*Профессия гляциолог*.
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их
происхождение, условия залегания и использования. Условия образования
межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
*Человек и гидросфера*. Использование человеком энергии воды.
*Использование космических методов в исследовании влияния человека на
гидросферу*.
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по плану в форме
презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов своего края и их
систематизация в форме таблицы.
Тема 3. Атмосфера – воздушная оболочка Земли
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и значение
атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его
графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха в
зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость нагревания земной
поверхности от угла падения солнечных лучей. Годовой ход температуры
воздуха.
Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. *Роза ветров.
Бризы. Муссоны*.
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование облаков. Облака и их
виды. Туман. Образование и выпадение атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от
географической широты и высоты местности над уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и атмосферы. Адаптация
человека к климатическим условиям. *Профессия метеоролог. Основные
метеорологические данные и способы отображения состояния погоды на
метеорологической карте*. Стихийные явления в атмосфере. Современные
изменения климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным климатом.
*Профессия климатолог. Дистанционные методы в исследовании влияния
человека на воздушную оболочку Земли*.
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и относительной
влажности с целью установления зависимости между данными элементами
погоды.
Тема 4. Биосфера – оболочка жизни
Биосфера – оболочка жизни. Границы биосферы. *Профессии биогеограф
и геоэколог*. Растительный и животный мир Земли. Разнообразие животного и
растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в
разных природных зонах. Жизнь в Океане. Изменение животного и
растительного мира Океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего края.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Природно-территориальные комплексы
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природнотерриториальный комплекс. Глобальные, региональные и локальные
природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Круговороты
веществ на Земле. Почва, её строение и состав. Образование почвы и
плодородие почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо охраняемые
территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по плану.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность
обучающихся с ЗПР руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному
вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к
символам России, своего края;
2) гражданского воспитания:
осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием
нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия
человечества;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для
применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными
навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка
на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков
безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и
окружающей среде;
7) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;
8) экологического воспитания:
ориентация на применение географических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне основного общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Овладение базовыми логическими действиями как часть познавательных
универсальных учебных действий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на
алгоритм учебных действий факты и явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели
географических процессов с выделением существенных характеристик объекта;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения,
причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного информационного поиска.
Овладение базовыми исследовательскими действиями как часть
познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога проводить по плану несложное географическое
исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, процессов и явлений;
Овладение умениями работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
определять возможные источники необходимых географических
сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и
форм представления (географические карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
умениями
общения
как
часть
коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией
организовывать учебное взаимодействие в группе для решения экологогеографических проблем (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение умениями самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи.
Овладение умениями совместной деятельности:
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических заданий, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
с помощью педагога планировать организацию совместной работы, при
выполнении учебных географических заданий, участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды.
Овладение умениями самоконтроля, эмоционального интеллекта как
части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на
примере экологических знаний);
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«География», распределенные по годам обучения
6 КЛАСС
Описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической
карте России, карте океанов, глобусу местоположение изученных
географических объектов для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
находить с помощью учителя информацию об отдельных компонентах
природы Земли, в том числе о природе своей местности, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач, и извлекать её из
различных источников;
приводить с опорой на источник информации примеры опасных
природных явлений в геосферах и средств их предупреждения;
сравнивать с помощью учителя инструментарий (способы) получения
географической информации на разных этапах географического изучения
Земли;
различать с опорой на источник информации свойства вод отдельных
частей Мирового океана;
применять с помощью учителя понятия «гидросфера», «круговорот воды»,
«цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий объекты
гидросферы (моря, озёра, реки, подземные воды, болота, ледники) по заданным
признакам;
различать с опорой на источник информации питание и режим рек;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным
признакам;
различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые,
межпластовые и артезианские воды» и применять их для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
устанавливать с помощью учителя причинно-следственные связи между
питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
приводить с опорой на источник информации примеры районов
распространения многолетней мерзлоты;
иметь представление о причинах образования цунами, приливов и отливов;
описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав, строение
атмосферы;
определять с опорой на схемы, таблицы тенденции изменения температуры
воздуха, количества атмосферных осадков и атмосферного давления в
зависимости от географического положения объектов; амплитуду температуры
воздуха с использованием знаний об особенностях отдельных компонентов
природы Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и
практических задач;
объяснять с опорой на источник информации образование атмосферных
осадков; направление дневных и ночных бризов, муссонов; годовой ход
температуры воздуха и распределение атмосферных осадков для отдельных
территорий;
различать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха;
климаты Земли; климатообразующие факторы;
устанавливать с помощью учителя зависимость между нагреванием земной
поверхности и углом падения солнечных лучей; температурой воздуха и его
относительной влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства атмосферы в
пунктах, расположенных на разных высотах над уровнем моря; количество
солнечного тепла, получаемого земной поверхностью при различных углах
падения солнечных лучей;
различать с опорой на источник информации: виды атмосферных осадков;
понятия «бризы» и «муссоны»; понятия «погода» и «климат»; понятия
«атмосфера», «тропосфера», «стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление», «ветер»,
«атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
иметь представление о глобальных климатических изменениях для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
проводить измерения с опорой на алгоритм учебных действий:
температуры воздуха, атмосферного давления, скорости и направления ветра с
использованием аналоговых и (или) цифровых приборов (термометр, барометр,
анемометр, флюгер) и представлять результаты наблюдений в табличной и
(или) графической форме;
иметь представление о границах биосферы;
приводить с опорой на источник информации примеры приспособления
живых организмов к среде обитания в разных природных зонах;
различать с опорой на источник информации растительный и животный
мир разных территорий Земли;
объяснять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи
компонентов природы в природно-территориальном комплексе;
сравнивать с опорой на источник информации особенности растительного
и животного мира в различных природных зонах;
применять понятия «почва», «плодородие почв», «природный комплекс»,
«природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий плодородие почв в
различных природных зонах;
приводить с опорой на источник информации примеры изменений в
изученных геосферах в результате деятельности человека на примере
территории мира и своей местности, путей решения существующих
экологических проблем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«География» Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной
рабочей программы учебного предмета «География» образовательной программы основного общего образования. При
этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения,
в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по географии, представленными в
Пояснительной записке.
Предлагаем 2 варианта тематического планирования. Первый вариант, если обучающийся с ЗПР осваивает
программу в условиях инклюзии; второй вариант – если обучается в отдельном классе для обучающихся с ЗПР.
Варианты тематического планирования различаются по количеству часов, отводимых на изучение каждой темы.
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице.
6 КЛАСС
(1 час в неделю, всего 34 часа, 5 часов – резервное время)
Раздел 4. Оболочки Земли (32 часа, их них в 6 классе — 25 часов)
25 ч
29 ч
Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли
9ч
11 ч
Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка
11 ч
12 ч
Тема 4. Биосфера — оболочка жизни
5ч
6ч
4ч
Заключение. Природно-территориальные комплексы
I ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Всего 272 часа, из них 21 час — резервное время
6 КЛАСС
(1 час в неделю, всего 34 часа, 5 часов - резервное время)
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 4. Оболочки Земли (32 часа, их них в 6 классе — 25 часов)
5 ч (1 час на
обобщение и
контроль)
Тема 2.
Гидросфера —
водная
оболочка
Земли
(9 часов)
Гидросфера и методы её изучения. Части гидросферы.
Мировой круговорот воды. Значение гидросферы.
Исследования вод Мирового океана. *Профессия океанолог.
* Солёность и температура океанических вод. Океанические течения.
Тёплые и холодные течения. Способы изображения на
географических картах океанических течений, солёности и
температуры вод Мирового океана на картах. Мировой океан и его
части. Движения вод Мирового океана: волны; течения, приливы и
отливы. Стихийные явления в Мировом океане. *Способы
изучения и наблюдения за загрязнением вод Мирового океана. *
Воды суши. Способы изображения внутренних вод на
картах.
Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн,
водораздел. Пороги и водопады. Питание и режим реки.
Озёра. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр.
Озёра сточные и бессточные. *Профессия гидролог. * Природные
ледники: горные и покровные. *Профессия гляциолог. *
Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские),
их происхождение, условия залегания и использования. Условия
образования межпластовых вод. Минеральные источники.
Многолетняя мерзлота. Болота, их образование.
Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и
защиты.
*Человек и гидросфера. * Использование человеком энергии
воды.
*Использование космических методов в исследовании
влияния человека на гидросферу. *
Практические работы
1. Сравнение двух рек (России и мира) по заданным
признакам.
2. Характеристика одного из крупнейших озёр России по
плану в форме презентации.
3. Составление перечня поверхностных водных объектов
своего края и их систематизация в форме таблицы.
Называть с опорой на источник информации части гидросферы, источник энергии
круговорота воды в природе;
описывать с опорой на план круговорот воды в природе;
описывать с опорой на план по физической карте полушарий, физической карте России,
карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
различать после предварительного анализа свойства вод отдельных частей Мирового
океана;
применять с опорой на источник информации понятия «гидросфера», «круговорот
воды», «цунами», «приливы и отливы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
определять с помощью учителя по картам направления тёплых и холодных
океанических течений;
приводить с опорой на источник информации примеры стихийных явлений в Мировом
океане;
называть с опорой на источник информации причины цунами, приливов и отливов;
описывать с опорой на план положение на карте главных океанических течений,
глубоководных желобов и впадин Мирового океана, крупных островов и полуостровов;
применять опорой на источник информации понятия «река», «речная система», «речной
бассейн», «водораздел» для объяснения особенностей питания, режима, характера течения
рек;
различать после предварительного анализа понятия «питание» и «режим реки»;
классифицировать по заданным признакам объекты гидросферы (моря, озёра, реки,
подземные воды, болота, ледники);
выявлять на основе представленной информации причинно-следственные связи между
питанием, режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий реки по заданным признакам (при
выполнении практической работы № 1);
давать по заданным основаниям географическую характеристику одного из крупнейших
озёр России и оформлять в виде презентации (при выполнении в групповой форме
практической работы № 2);
приводить с опорой на источник информации примеры районов распространения
многолетней мерзлоты;
сравнивать после предварительного анализа инструментарий (способы) получения
географической информации о глубине Мирового океана, о направлении океанических
течений, о ледниках и многолетней мерзлоте на разных этапах географического изучения
Земли;
приводить с опорой на источник информации примеры изменений в гидросфере в
результате деятельности человека на примере мира и России; использования человеком воды;
различать с опорой на источник информации понятия «грунтовые, межпластовые и
артезианские воды»; водопроницаемые и водоупорные породы;
объяснять с опорой на источник информации образование подземных вод;
сравнивать после предварительного анализа чистоту межпластовых и грунтовых вод;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий существенные признаки
артезианских вод;
находить, использовать и систематизировать с помощью учителя информацию
о поверхностных водных объектах своей местности; выбирать оптимальную форму
представления географической информации (при выполнении практической работы № 3);
выражать свою точку зрения по проблеме исчерпаемости или неисчерпаемости
ресурсов пресной воды на планете;
принимать участие в совместной работе при выполнении учебного проекта о
повышении уровня Мирового океана в связи с глобальными изменениями климата;
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие
результата цели.
Тема 3.
Атмосфера —
воздушная
оболочка
(11 часов)
Воздушная оболочка Земли: газовый состав, строение и
значение атмосферы.
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и
его графическое отображение. Особенности суточного хода
температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над
горизонтом. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая
температура. Зависимость нагревания земной поверхности от угла
падения солнечных лучей. Годовой ход температуры воздуха.
Атмосферное
давление.
Ветер
и
причины
его
возникновения. *Роза ветров. Бризы. Муссоны. *
Вода в атмосфере. Влажность воздуха. Образование
облаков. Облака и их виды. Туман. Образование и выпадение
атмосферных осадков. Виды атмосферных осадков.
Погода и её показатели. Причины изменения погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость
климата от географической широты и высоты местности над
уровнем моря.
Человек и атмосфера. Взаимовлияние человека и
атмосферы. Адаптация человека к климатическим условиям.
*Профессия метеоролог. Основные метеорологические данные и
способы их отображения состояния погоды на метеорологической
карте. * Стихийные явления в атмосфере. Современные изменения
климата. Способы изучения и наблюдения за глобальным
климатом. *Профессия климатолог. Дистанционные методы в
исследовании влияния человека на воздушную оболочку Земли. *
Практические работы
1. Представление результатов наблюдения за погодой своей
местности.
2. Анализ графиков суточного хода температуры воздуха и
относительной влажности с целью установления зависимости между
данными элементами погоды.
Описывать с опорой на алгоритм учебных действий состав и строение атмосферы;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий свойства воздуха в разных частях
атмосферы; содержание различных газов в составе воздуха; свойства воздуха в
континентальных и морских воздушных массах (температура воздуха, влажность,
запылённость);
различать с опорой на источник информации понятия «атмосфера», «тропосфера»,
«стратосфера», «верхние слои атмосферы»;
применять с помощью учителя понятия «атмосферное давление», «ветер»,
«атмосферные осадки», «воздушные массы» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
определять с помощью учителя амплитуду температуры воздуха, тенденции изменений
температуры воздуха по статистическим данным;
устанавливать после предварительного анализа зависимость нагревания земной
поверхности от угла падения солнечных лучей в течение суток и в течение года на примере
своей местности на основе представленных данных;
определять с помощью учителя различие в температуре воздуха и атмосферном
давлении на разной высоте над уровнем моря при решении практико-ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации виды облаков и связанные с ними типы
погоды;
проводить измерения основных элементов погоды с использованием аналоговых и
(или) цифровых приборов (термометр, барометр, анемометр, флюгер);
различать с опорой на источник информации относительную и абсолютную влажность
воздуха;
называть с опорой на источник информации причины образования облаков, тумана;
различать с опорой на источник информации виды атмосферных осадков;
объяснять с опорой на источник информации направления дневных и ночных бризов,
муссонов;
различать с опорой на источник информации понятия «погода» и «климат», «бриз» и
«муссон»;
объяснять с опорой на источник информации годовой ход температуры воздуха на
разных географических широтах;
объяснять с помощью учителя влияние различных климатообразующих факторов на
климат отдельных территорий; зависимость климата от географической широты и высоты
местности над уровнем моря;
различать с опорой на источник информации климатические пояса Земли;
приводить с опорой на источник информации примеры стихийных явлений в
атмосфере; влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека;
систематизировать с помощью учителя географическую информацию в разных формах
(при выполнении практической работы № 1); устанавливать зависимость между
температурой воздуха и его относительной влажностью на основе анализа графиков
суточного хода температуры воздуха и относительной влажности (при выполнении
практической работы № 2);
выбирать после предварительного анализа географическую информацию о глобальных
климатических изменениях;
находить в текстах информацию, характеризующую погоду и климат своей местности.
Тема 4.
Биосфера —
оболочка
жизни
(5 часов)
Биосфера — оболочка жизни. Границы биосферы.
*Профессии биогеограф и геоэколог.* Растительный и животный
мир Земли. Разнообразие животного и растительного мира.
Приспособление живых организмов к среде обитания в разных
природных зонах. Жизнь в океане. Изменение животного и
растительного мира океана с глубиной и географической широтой.
Человек как часть биосферы. Распространение людей на
Земле.
Исследования и экологические проблемы.
Практические работы
1. Характеристика растительности участка местности своего
края.
Заключение
Природнотерриториаль
ные
комплексы
(4 часа)
Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном
комплексе. Природно-территориальный комплекс. Глобальные,
региональные и локальные природные комплексы. Природные
комплексы своей местности. Круговороты веществ на Земле.
Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие
почв. Охрана почв.
Природная среда. Охрана природы. Природные особо
охраняемые территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Практическая работа (выполняется на местности)
1. Характеристика локального природного комплекса по
плану
Описывать с опорой на алгоритм учебных действий существенные признаки биосферы;
границы биосферы;
приводить с опорой на источник информации примеры: приспособления живых
организмов к среде обитания в разных природных зонах в Мировом океане с глубиной и
географической широтой; густо- и малозаселённых территорий мира с использование
географических карт; экологических проблем, связанных с биосферой;
выбирать с помощью учителя оптимальную форму представления географической
информации;
находить с опорой на алгоритм учебных действий информацию о состоянии
окружающей среды своей местности (при выполнении практической работы № 1);
работать по заранее составленному плану учебного исследования по установлению
причинно-следственных связей изменения животного и растительного мира океана с
глубиной и географической широтой;
описывать с опорой на алгоритм учебных действий растительность, устанавливать
связи между компонентами природы (при выполнении практической работы № 1);
проводить с опорой на план наблюдения, фиксировать, и систематизировать их
результаты;
принимать участие в совместной работе, принимать цель совместной деятельности.
Применять с помощью учителя понятия «почва», «плодородие почв», «природный
комплекс», «природно-территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
приводить с опорой на источник информации примеры взаимосвязи оболочек Земли;
используя климатические и почвенные карты сравнивать после предварительного
анализа почвы разных природных зон по естественному плодородию;
называть с опорой на источник информации факторы, влияющие на образование почвы;
объяснять с помощью педагога взаимосвязи компонентов природно-территориального
комплекса (при выполнении практической работы № 1);
описывать круговороты вещества на Земле;
приводить с опорой на источник информации примеры особо охраняемых территорий
мира и России; природных объектов списка Всемирного наследия ЮНЕСКО;
называть с опорой на источник информации причины необходимости охраны природы;
сохранения биоразнообразия планеты;
извлекать информацию о выявлении примеров путей решения экологических проблем
из различных источников.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности
использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
Тема урока
Гидросфера и методы её изучения.
Части гидросферы. Мировой
круговорот воды. Значение
гидросферы
Исследования вод Мирового
океана. Профессия океанолог.
Солёность и температура
океанических вод. Океанические
течения. Тёплые и холодные
течения. Способы изображения на
географических картах
океанических течений, солёности и
температуры вод Мирового океана
на картах
Мировой океан и его части
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
1
1
1
Практические
работы
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886530d4
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886531ec
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653502
4
5
6
7
Движения вод Мирового океана:
волны; течения, приливы и отливы.
Стихийные явления в Мировом
океане. Способы изучения и
наблюдения за загрязнением вод
Мирового океана
Воды суши. Способы изображения
внутренних вод на картах. Реки:
горные и равнинные. Речная
система, бассейн, водораздел.
Пороги и водопады. Питание и
режим реки. Практическая работа
по теме "Сравнение двух рек
(России и мира) по заданным
признакам"
Озера. Происхождение озерных
котловин. Питание озер. Озера
сточные и бессточные. Болота, их
образование. Профессия гидролог.
Практическая работа по теме
"Характеристика одного из
крупнейших озер России по плану
в форме презентации"
Подземные воды (грунтовые,
межпластовые, артезианские), их
происхождение, условия залегания
и использования. Условия
образования межпластовых вод.
Минеральные источники
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886536e2
1
0.5
1
0.5
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653994
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653b2e
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88653e12
8
9
10
11
12
13
Природные ледники: горные и
покровные. Профессия гляциолог.
Многолетняя мерзлота
Стихийные явления в гидросфере,
методы наблюдения и защиты.
Человек и гидросфера.
Использование человеком энергии
воды. Использование космических
методов в исследовании влияния
человека на гидросферу.
Практическая работа по теме
"Составление перечня
поверхностных водных объектов
своего края и их систематизация в
форме таблицы"
Обобщающее повторение.
Контрольная работа по теме
"Гидросфера — водная оболочка
Земли"
Воздушная оболочка Земли:
газовый состав, строение и
значение атмосферы
Температура воздуха. Суточный
ход температуры воздуха и его
графическое отображение.
Особенности суточного хода
температуры воздуха в
зависимости от высоты Солнца над
горизонтом
Среднесуточная, среднемесячная,
Билиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/88653f5c
0.5
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654074
1
1
1
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88654466
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886545c4
Билиотека ЦОК
14
15
16
17
18
19
20
среднегодовая температура.
Зависимость нагревания земной
поверхности от угла падения
солнечных лучей. Годовой ход
температуры воздуха
Атмосферное давление. Ветер и
причины его возникновения. Роза
ветров. Бризы. Муссоны
Вода в атмосфере. Влажность
воздуха. Образование облаков.
Облака и их виды. Туман
Образование и выпадение
атмосферных осадков. Виды
атмосферных осадков
Погода и её показатели. Причины
изменения погоды. Практическая
работа по теме "Представление
результатов наблюдения за
погодой своей местности в виде
розы ветров"
Климат и климатообразующие
факторы. Зависимость климата от
географической широты и высоты
местности над уровнем моря
Человек и атмосфера.
Взаимовлияние человека и
атмосферы. Адаптация человека к
климатическим условиям
Профессия метеоролог. Основные
метеорологические данные и
https://m.edsoo.ru/886546e6
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88654844
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886549ca
Билиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/88654b14
0.5
https://m.edsoo.ru/88654c54
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88654f2e
Билиотека ЦОК
1
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886551a4
0.5
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88655302
21
22
23
24
25
способы отображения состояния
погоды на метеорологической
карте. Стихийные явления в
атмосфере. Практическая работа по
теме «Анализ графиков суточного
хода температуры воздуха и
относительной влажности с целью
установления зависимости между
данными элементами погоды»
Современные изменения климата.
Способы изучения и наблюдения
за глобальным климатом.
Профессия климатолог.
Дистанционные методы в
исследовании влияния человека на
воздушную оболочку Земли
Обобщающее повторение.
Контрольная работа по теме
"Атмосфера — воздушная
оболочка"
Биосфера — оболочка жизни.
Границы биосферы. Профессии
биогеограф и геоэколог
Растительный и животный мир
Земли. Разнообразие животного и
растительного мира. Практическая
работа по теме " Характеристика
растительности участка местности
своего края"
Приспособление живых
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8865541a
1
Билиотека ЦОК
1
1
1
https://m.edsoo.ru/88655654
0.5
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886557c6
Билиотека ЦОК
26
27
28
29
30
31
32
33
организмов к среде обитания в
разных природных зонах
Жизнь в океане. Изменение
животного и растительного мира
океана с глубиной и
географической широтой
Человек как часть биосферы.
Распространение людей на Земле.
Исследования и экологические
проблемы
Взаимосвязь оболочек Земли.
Понятие о природном комплексе.
Природно-территориальный
комплекс. Глобальные,
региональные и локальные
природные комплексы
Природные комплексы своей
местности. Практическая работа по
теме "Характеристика локального
природного комплекса"
Круговороты веществ на Земле
Почва, её строение и состав.
Образование почвы и плодородие
почв. Охрана почв
Природная среда. Охрана природы.
Природные особо охраняемые
территории. Всемирное наследие
ЮНЕСКО
Обобщающий урок
https://m.edsoo.ru/88655942
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88655af0
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88655e24
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88655f50
1
0.5
https://m.edsoo.ru/886560ae
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8865627a
Билиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886563ba
Билиотека ЦОК
1
1
Билиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886564dc
1
34
Обобщение и повторение.
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
34
0
3.5