МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов
Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
от «31»
от «31» от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:
География(7 класс)
Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по географии для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«География», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных
по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт
представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР
средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса; даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных и психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
Учебный предмет «География» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География»
обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков
применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся
научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование). Освоение практического применения научных
знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Математика»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет «География» направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для
формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в
углублении представлений о целостной научной картине природного и
социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека
с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании
взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в
накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать
эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение
данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в
обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности
личности. Предмет «География» дает благодатный материал для
патриотического, интернационального и экологического воспитания
обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «География» представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности,
внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным
познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей
учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в
тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы
позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР
за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития
способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей
совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных
связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал
возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в
формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере,
сущности и динамике главных природных, экологических, социально-
экономических,
социальных,
геополитических
и иных
процессов,
происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании
главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает
следующие задачи:
формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее
роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира и их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального пользования;
формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических
параметров;
овладение основами картографической грамотности;
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География»,
направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической)
и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование
умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий
для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на
создании оптимальных условий для усвоения программного материала
обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня
сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной
регуляции,
умственной
работоспособности,
эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов:
ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон
личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических функций, их
качеств и свойств;
преодоление речевого недоразвития на материале курса географии
(накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой
деятельности);
использование
и
коррекция
самостоятельно
приобретенных
обучающимися представлений об окружающей природной действительности,
дальнейшее их развитие и обогащение;
учет индивидуальных особенностей и интересов;
создание комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных, для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности,
повышения познавательной активности обучающихся с ЗПР;
использование специальных методов, приемов, средств, обходных
путей обучения;
создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого
материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие
содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего
края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и
потому краеведческая составляющая в содержании географии обладает
высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии
по освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и
виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская
лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося:
активизировать способы восприятия новой информации, воображение,
чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом
и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для роста качества
образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает
достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и
познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического
потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания
образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР, программа построена по линейно-концентрическому
принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному
усвоению элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в
программе предусмотрено включение отдельных тем или целых разделов для
обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в
содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение
отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного
анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционно-образовательной работе
следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического
мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В
данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на
уроке.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности,
специфичные
для
данной
категории
обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету
«География»: усиление предметно-практической деятельности; чередование
видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы,
шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо
использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить
обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ,
работа с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и
коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной
ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические
работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по
предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками,
которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении
географии:
работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научнопопулярной информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти
ответ на вопрос);
воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием
опорных слов, понятий, инструкций, плана);
работа с определениями, свойствами и другими географическими
понятиями;
работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами,
схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;
составление плана помещения, местности по описанию или заданным
параметрам;
работа со справочными материалами, различными источниками
информации, словарем терминов;
конспектирование статей из дополнительного материала;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
составление плана и последовательности действий.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений
уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст.
Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «География»
входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Освоение содержания курса «География» в
основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в
Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной
основной образовательной программе основного общего образования,
Федеральной адаптированной основной образовательной программе основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному
часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое
может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета,
установленная федеральной рабочей программой должна быть сохранена
полностью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Содержание обучения в 7 классе
РАЗДЕЛ 1. ГЛАВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ
Тема 1. Географическая оболочка
Географическая оболочка: особенности строения и свойства. Целостность,
зональность, ритмичность — и их географические следствия. Географическая
зональность (природные зоны) и высотная поясность. *Современные
исследования по сохранению важнейших биотопов Земли*.
Практическая работа
1. Выявление проявления широтной зональности по картам природных
зон.
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Материки,
океаны и части света. Сейсмические пояса Земли. Формирование современного
рельефа Земли. Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Полезные
ископаемые.
Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры с целью
выявления закономерностей распространения крупных форм рельефа.
2. *Объяснение вулканических или сейсмических событий, о которых
говорится в тексте*.
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
Закономерности распределения температуры воздуха. Закономерности
распределения атмосферных осадков. Пояса атмосферного давления на Земле.
Воздушные массы, их типы. Преобладающие ветры — тропические
(экваториальные) муссоны, пассаты тропических широт, западные ветры.
Разнообразие
климата
на
Земле.
Климатообразующие
факторы:
географическое положение, океанические течения, особенности циркуляции
атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры), характер
подстилающей поверхности и рельефа территории. Характеристика основных
и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий
на жизнь людей. *Влияние современной хозяйственной деятельности людей на
климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки зрения на их
причины. Карты климатических поясов, климатические карты, карты
атмосферных осадков по сезонам года. Климатограмма как графическая форма
отражения климатических особенностей территории. *
Практические работы
1. Описание климата территории по климатической карте и
климатограмме.
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический, Индийский и
Северный Ледовитый океаны. Южный океан и проблема выделения его как
самостоятельной части Мирового океана. Тёплые и холодные океанические
течения. Система океанических течений. Влияние тёплых и холодных
океанических течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового
океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод Мирового океана.
Географические закономерности изменения солёности — зависимость от
соотношения количества атмосферных осадков и испарения, опресняющего
влияния речных вод и вод ледников. Образование льдов в Мировом океане.
Изменения ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия.
Жизнь в Океане, закономерности её пространственного распространения.
*Основные районы рыболовства. * Экологические проблемы Мирового океана.
Практические работы
1. Выявление закономерностей изменения солёности поверхностных вод
Мирового океана и распространения тёплых и холодных течений у западных и
восточных побережий материков.
2. Сравнение двух океанов по плану с использованием нескольких
источников географической информации.
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ
Тема 1. Численность населения
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Изменение численности населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост
численности населения. Размещение и плотность населения.
Практические работы
1. Определение, сравнение темпов изменения численности населения
отдельных регионов мира по статистическим материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности, плотности населения
отдельных стран по разным источникам.
Тема 2. Страны и народы мира
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира. Языковая
классификация народов мира. Мировые и национальные религии. География
мировых религий. Хозяйственная деятельность людей, основные её виды:
сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг. Их влияние на природные
комплексы. Комплексные карты. Города и сельские поселения. Культурно-
исторические регионы мира. Многообразие стран, их основные типы.
*Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод. *
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным картам.
РАЗДЕЛ 3. МАТЕРИКИ И СТРАНЫ
Тема 1. Южные материки
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка. Антарктида. История
открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные
природные комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по
территории и численности населения страны. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека. Антарктида — уникальный материк на
Земле. Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований
материка в XX—XXI вв. Современные исследования в Антарктиде. Роль России
в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых) южных материков.
2. *Объяснение годового хода температур и режима выпадения
атмосферных осадков в экваториальном климатическом поясе*.
3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной Америки *и
Австралии* по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки
по географическим картам.
5. *Объяснение особенностей размещения населения Австралии или одной
из стран Африки или Южной Америки*.
Тема 2. Северные материки
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и внутренних
вод и определяющие их факторы. Зональные и азональные природные
комплексы. Население. Политическая карта. Крупнейшие по территории и
численности населения страны. Изменение природы под влиянием
хозяйственной деятельности человека.
Практические работы
1. *Объяснение распространения зон современного вулканизма и
землетрясений на территории Северной Америки и Евразии. *
2. Объяснение климатических различий территорий, находящихся на
одной географической широте, на примере умеренного климатического пляса.
3. Представление в виде таблицы информации о компонентах природы
одной из природных зон на основе анализа нескольких источников
информации.
4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии в форме
презентации (с целью привлечения туристов, создания положительного образа
страны и т. д.).
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и
деятельность людей. Особенности взаимодействия человека и природы на
разных материках. Необходимость международного сотрудничества в
использовании природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности
на современном этапе (Международный союз охраны природы,
Международная гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.).
Глобальные
проблемы
человечества:
экологическая,
сырьевая,
энергетическая, *преодоления отсталости стран*, продовольственная — и
международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели
устойчивого развития. Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты.
Практическая работа
1. Характеристика изменений компонентов природы на территории одной из
стран мира в результате деятельности человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность
обучающихся с ЗПР руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному
вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к
символам России, своего края;
2) гражданского воспитания:
осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием
нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия
человечества;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для
применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными
навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка
на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков
безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и
окружающей среде;
7) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;
8) экологического воспитания:
ориентация на применение географических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне основного общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Овладение базовыми логическими действиями как часть познавательных
универсальных учебных действий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на
алгоритм учебных действий факты и явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели
географических процессов с выделением существенных характеристик объекта;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения,
причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного информационного поиска.
Овладение базовыми исследовательскими действиями как часть
познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога проводить по плану несложное географическое
исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, процессов и явлений;
Овладение умениями работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
определять возможные источники необходимых географических
сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и
форм представления (географические карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
умениями
общения
как
часть
коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией
организовывать учебное взаимодействие в группе для решения экологогеографических проблем (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение умениями самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи.
Овладение умениями совместной деятельности:
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических заданий, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
с помощью педагога планировать организацию совместной работы, при
выполнении учебных географических заданий, участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды.
Овладение умениями самоконтроля, эмоционального интеллекта как
части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на
примере экологических знаний);
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«География», распределенные по годам обучения
7 КЛАСС
Описывать после предварительного анализа по географическим картам и
глобусу местоположение изученных географических объектов для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
иметь представление о строении и свойствах (целостность, зональность,
ритмичность) географической оболочки;
определять с опорой на алгоритм учебных действий природные зоны по их
существенным признакам;
различать с помощью учителя изученные процессы и явления,
происходящие в географической оболочке;
приводить с опорой на источник информации примеры изменений в
геосферах в результате деятельности человека;
описывать после предварительного анализа закономерности изменения в
пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира;
выявлять с помощью учителя взаимосвязи между компонентами природы в
пределах отдельных территорий с использованием различных источников
географической информации;
называть особенности географических процессов на границах
литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между
движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий воздушные
массы Земли, типы климата по заданным показателям;
иметь представление об образовании тропических муссонов, пассатов
тропических широт, западных ветров;
применять с опорой на справочный материал понятия «воздушные массы»,
«муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
описывать с опорой на план климат территории по климатограмме;
объяснять с помощью учителя влияние климатообразующих факторов на
климатические особенности территории;
иметь представления о последствиях изменений компонентов природы в
результате деятельности человека с использованием разных источников
географической информации;
различать после предварительного анализа океанические течения;
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана
на разных широтах с использованием различных источников географической
информации;
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и
органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной
на основе анализа различных источников географической информации;
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли
человеком на основе анализа различных источников географической
информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
различать и сравнивать после предварительного анализа: численность
населения крупных стран мира; плотность населения различных территорий;
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
различать с опорой на алгоритм учебных действий городские и сельские
поселения;
приводить с опорой на источник информации примеры: крупнейших
городов мира; мировых и национальных религий;
проводить с опорой на план языковую классификацию народов;
различать после предварительного анализа основные виды хозяйственной
деятельности людей на различных территориях;
определять после предварительного анализа страны по их существенным
признакам;
сравнивать после предварительного анализа особенности природы и
населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации
человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран;
иметь представление об особенностях природы, населения и хозяйства
отдельных территорий;
использовать с помощью учителя знания о населении материков и стран
для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
выбирать с помощью учителя источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей
природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
представлять с помощью учителя в различных формах (в виде карты,
таблицы, графика, географического описания) географическую информацию,
необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
использовать информацию об особенностях природы, населения и его
хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в
одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
приводить с опорой на источник информации примеры взаимодействия
природы и общества в пределах отдельных территорий;
иметь
представление
о
глобальных
проблемах
человечества
(экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран,
продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить с
опорой на источник информации примеры международного сотрудничества по
их преодолению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«География» Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной
рабочей программы учебного предмета «География» образовательной программы основного общего образования. При
этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения,
в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по географии, представленными в
Пояснительной записке.
Предлагаем 2 варианта тематического планирования. Первый вариант, если обучающийся с ЗПР осваивает
программу в условиях инклюзии; второй вариант – если обучается в отдельном классе для обучающихся с ЗПР.
Варианты тематического планирования различаются по количеству часов, отводимых на изучение каждой темы.
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице.
7 КЛАСС
(2 часа в неделю, всего 68 часов, 3 часа — резервное время)
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли
24 ч
26 ч
Тема 1. Географическая оболочка
4ч
4ч
Тема 2. Литосфера и рельеф Земли
6ч
6ч
Тема 3. Атмосфера и климаты Земли
8ч
9ч
Тема 4. Мировой океан — основная часть гидросферы
6ч
7ч
7ч
8ч
Тема 1. Численность населения
3ч
3ч
Тема 2. Страны и народы мира
4ч
5ч
Раздел 2. Человечество на Земле
Раздел 3. Материки и страны
34 ч
34 ч
Тема 1. Южные материки
14 ч
16 ч (Африка 5
ч, Австралия и
Океания 4 ч,
Южная
Америка 5 ч,
Антарктида 2
ч)
Тема 2. Северные материки
15 ч
15 ч
Тема 3. Взаимодействие природы и общества
5ч
3ч
I ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Всего 272 часа, из них 21 час — резервное время
7 КЛАСС
(2 часа в неделю, всего 68 часов, 3 часа — резервное время)
Тематические
блоки, темы
Основное содержание
Основные виды деятельности обучающихся
Раздел 1. Главные закономерности природы Земли (24 часа)
Тема 1.
Географическ
ая оболочка
(4 аса)
Географическая оболочка: особенности строения и свойства.
Целостность, зональность, ритмичность и их географические
следствия. Географическая зональность (природные зоны) и
высотная поясность. *Современные исследования по сохранению
важнейших биотопов Земли. *
Практическая работа
1.Выявление проявления широтной зональности по картам
природных зон.
Называть с опорой на источник информации границы, строение и свойства
(целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки;
различать после предварительного анализа изученные процессы и явления,
происходящие в географической оболочке;
распознавать с опорой на источник информации проявление изученных географических
явлений, являющихся отражением таких свойств географической оболочки, как зональность
(азональность), ритмичность и целостность;
выявлять с помощью учителя проявления широтной зональности по картам природных
зон (при выполнении практической работы № 1);
сравнивать после предварительного анализа структуру высотных поясов горных систем
с целью выявления зависимости от их географического положения и абсолютной высоты;
описывать с опорой на алгоритм учебных действий по физической карте полушарий,
карте океанов, глобусу местоположение изученных географических объектов для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач.
Тема 2.
Литосфера и
рельеф Земли
(6 часов)
История Земли как планеты. Литосферные плиты и их
движение. Материки, океаны и части света. Сейсмические пояса
Земли. Формирование современного рельефа Земли. Внешние и
внутренние процессы рельефообразования. Полезные ископаемые.
Практические работы
1. Анализ физической карты и карты строения земной коры
с целью выявления закономерностей распространения крупных
форм рельефа.
2. *Объяснение вулканических или сейсмических событий,
о которых говорится в тексте.*
Описывать после предварительного анализа по физической карте мира, физической
карте России, карте океанов, глобусу местоположение крупных форм рельефа для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач; закономерности изменения в пространстве
крупных форм рельефа суши и Мирового океана на основе анализа физической карты и карт
строения земной коры (при выполнении практической работы № 1);
объяснять использую карту сейсмических зон пространственное распространение
землетрясений и современного вулканизма (при выполнении практической работы № 2);
устанавливать используя карты атласа взаимосвязи между движением литосферных
плит и размещением крупных форм рельефа;
объяснять с опорой на источник информации образование крупных форм рельефа Земли
одновременным действием внутренних и внешних сил рельефообразования;
называть с опорой на источник информации особенности географических процессов на
границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры;
классифицировать после предварительного анализа силы рельефообразования по
источникам энергии, за счёт которых они действуют;
приводить с опорой на источник информации примеры полезных ископаемых разного
происхождения;
находить аргументы, подтверждающие и/или опровергающие разные точки зрения об
истории Земли как планеты в различных источниках географической информации.
Тема 3.
Атмосфера и
климаты
Земли (8
часов)
Закономерности распределения температуры воздуха.
Закономерности распределения атмосферных осадков. Пояса
атмосферного давления на Земле. Воздушные массы, их типы.
Преобладающие ветры — тропические (экваториальные) муссоны,
пассаты тропических широт, западные ветры. Разнообразие
климата на Земле. Климатообразующие факторы: географическое
положение, океанические течения, особенности циркуляции
атмосферы (типы воздушных масс и преобладающие ветры),
характера подстилающей поверхности и рельефа территории.
Характеристика основных и переходных климатических
поясов Земли. *Влияние климатических условий на жизнь людей.
Влияние современной хозяйственной деятельности людей на
климат Земли. Глобальные изменения климата и различные точки
зрения на их причины. Карты климатических поясов,
климатические карты, карты атмосферных осадков по сезонам
года. Климатограмма как графическая форма отражения
климатических особенностей территории. *
Практическая работа
1. Описание климата территории по климатической карте и
климатограмме.
Описывать после предварительного анализа закономерности изменений в пространстве
поясов атмосферного давления и климатических поясов определять с помощью учителя
климатические характеристики территории по климатической карте;
классифицировать после предварительного анализа: типы климата по заданным
показателям; воздушные массы Земли;
объяснять с помощью учителя образование тропических муссонов, пассатов
тропических широт, западных ветров;
применять с опорой на источник информации понятия «воздушные массы», «муссоны»,
«пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
описывать после предварительного анализа климат территории по климатической карте
и климатограмме (при выполнении практической работы № 1);
сравнивать годовой ход температуры воздуха по сезонам года в Северном и Южном
полушариях на основе статистических данных;
объяснять с опорой на источник информации влияние климатообразующих факторов на
климатические особенности территории;
характеризовать использую карту климатических поясов воздушные массы Земли,
основные и переходные климатические пояса Земли;
приводить с опорой на источник информации примеры: влияния климатических
условий на жизнь людей; влияния деятельности человеческого общества на климат Земли;
на основе анализа информации выявлять признаки глобальных изменений климата на
Земле;
выявлять с помощью учителя закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, дефицит географической информации, необходимой для подтверждения или
опровержения происходящих изменениях климата на Земле, и различные точки зрения на их
причины;
выражать свою точку зрения на существование глобальных климатических изменений,
соотношение роли хозяйственной деятельности человека и природных процессов
в изменениях климата; необходимость принятия срочных мер для сокращения воздействия
хозяйственной деятельности человеческого общества на глобальное изменение климата.
Тема 4.
Мировой
океан —
основная
часть
гидросферы
(6 часов)
Мировой океан и его части. Тихий, Атлантический,
Индийский и Северный Ледовитый океаны. Южный океан и
проблема выделения его как самостоятельной части Мирового
океана.
Тёплые и холодные океанические течения. Система
океанических течений. Влияние тёплых и холодных океанических
течений на климат. Солёность поверхностных вод Мирового
океана, её измерение. Карта солёности поверхностных вод
Мирового океана. Географические закономерности изменения
солёности — зависимость от соотношения количества
атмосферных осадков и испарения, опресняющего влияния речных
вод и вод ледников.
Образование льдов в Мировом океане. Изменения
ледовитости и уровня Мирового океана, их причины и следствия.
Жизнь в океане, закономерности её пространственного
распространения.
*Основные
районы
рыболовства*.
Экологические проблемы Мирового океана.
Практические работы:
1. Выявление закономерностей изменения солёности
поверхностных вод Мирового океана и распространения тёплых и
холодных течений у западных и восточных побережий материков.
2. Сравнение двух океанов по предложенному учителем
плану с использованием нескольких источников географической
информации.
Описывать с опорой на план по физической карте мира, карте океанов, глобусу
географическое положение океанов Земли для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
опираясь на алгоритм сравнивать температуру и солёность поверхностных вод
Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников
географической информации (при выполнении практической работы № 1);
различать с опорой на источник информации океанические течения;
выявлять с опорой на алгоритм учебных действий закономерности изменения
солёности, распространения тёплых и холодных течений у западных и восточных побережий
материков по физической карте мира (при выполнении практической работы № 1);
сравнивать после предварительного анализа океаны (при выполнении практической
работы № 2);
устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные связи между
пространственным распространением жизни в Мировом океане и свойствами океанических
вод;
характеризовать с опорой на план существенные признаки океанов как частей
Мирового океана;
объяснять с помощью учителя закономерности изменения температуры, солёности и
органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе
анализа различных источников географической информации;
анализировать с помощью учителя географическую информацию о таянии льдов
Северного Ледовитого океана и изменении средней температуры его поверхностных вод;
влиянии этих процессов на природные комплексы прибрежных территорий и акваторий; на
возможности хозяйственной деятельности человека в океане;
прогнозировать с опорой на источник информации изменение уровня Мирового океана
(при сохранении современных тенденций глобальных климатических изменений);
приводить с опорой на источник информации аргументы за или против выделения
Южного океана как самостоятельной части Мирового океана; формулировать и высказывать
свою точку зрения о выделении Южного океана и определении его границ;
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебного географического
проекта о загрязнении Мирового океана, коллективно строить действия по её достижению
представлять результат выполненного проекта; сравнивать результаты выполнения учебного
географического проекта с задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности;
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие
результата цели.
Раздел 2. Человечество на Земле (7 часов)
Тема 1.
Численность
населения
(3 часа)
Заселение Земли человеком. Современная численность
населения мира. Изменение численности населения во времени.
Методы определения численности населения, переписи населения.
Факторы, влияющие на рост численности населения. Размещение и
плотность населения.
Практические работы
1. Определение, сравнение темпов изменения численности
населения отдельных регионов мира по статистическим
материалам.
2. Определение и сравнение различий в численности,
плотности населения отдельных стран по разным источникам.
Различать и сравнивать с опорой на источник информации: численность населения
крупных стран мира; плотность населения различных территорий;
применять с опорой на источник информации понятие «плотность населения» для
решения учебных и практических задач;
характеризовать с опорой на источник информации этапы освоения и заселения
отдельных территорий Земли человеком; особенности адаптации человека к разным
природным условиям;
различать после предварительного анализа городские и сельские поселения,
устанавливать их отличительные признаки;
приводить примеры крупнейших городов мира;
называть и показывать на карте крупнейшие города мира;
использовать с опорой на источник информации знания о населении материков и стран
для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
находить в различных источниках, интерпретировать и использовать информацию,
необходимую для определения изменения численности населения во времени; представлять
информацию в виде таблиц, графических схем и диаграмм;
анализировать с помощью учителя диаграммы изменения численности населения во
времени с целью определения темпов изменения численности населения Земли (при
выполнении практической работы № 1);
использовать различные источники информации для характеристики этапов освоения и
заселения отдельных территорий Земли;
сравнивать численность населения городов по различным источникам информации;
устанавливать с помощью учителя причины и следствия изменения численности
населения, строить рассуждение и обобщение при анализе карт и диаграмм;
сравнивать после предварительного анализа различные прогнозы изменения численности
населения Земли;
при выполнении практической работы № 1 обмениваться с партнёром важной
информацией, участвовать в обсуждении.
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности.
Тема 2.
Страны и
народы мира
(4 часа)
Народы и религии мира. Этнический состав населения мира.
Языковая классификация народов мира. Мировые и национальные
религии. География мировых религий. Хозяйственная деятельность
людей, основные её виды: сельское хозяйство, промышленность,
сфера услуг. Их влияние на природные комплексы. Города и
сельские поселения. Культурно-исторические регионы мира.
Комплексные карты. Многообразие стран, их основные типы.
*Профессия менеджер в сфере туризма, экскурсовод. *
Практическая работа
1. Сравнение занятий населения двух стран по комплексным
картам.
Проводить с помощью учителя языковую классификацию народов мира;
применять с опорой на источник информации понятия «народ», «этнос», «языковая
семья», «раса», «религия», «мировые религии» для решения учебных и практических задач;
приводить с опорой на источник информации примеры мировых и национальных
религий;
различать с опорой на источник информации основные виды хозяйственной
деятельности людей на различных территориях;
применять с опорой на источник информации понятия «хозяйственная деятельность»,
«хозяйство», «экономика» для решения учебных и практических задач;
описывать с опорой на план по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;
определять с опорой на алгоритм учебных действий страны по их существенным
признакам;
сравнивать после предварительного анализа особенности природы, населения и
хозяйственной деятельности отдельных стран;
оценивать с помощью учителя последствия изменений компонентов природы в
результате хозяйственной деятельности человека;
использовать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной
деятельности разных стран, представленной в одном или нескольких источниках для решения
различных учебных и практико-ориентированных задач;
находить статистическую информацию (таблицы, диаграммы, графики), необходимую
для определения и сравнения численности и плотности населения (при выполнении
практической работы № 1).
Раздел 3. Материки и страны (34 часа)
Тема 1.
Южные
материки
(14 часов)
Африка. Австралия и Океания. Южная Америка.
Антарктида. История открытия.
Географическое положение. Основные черты рельефа,
климата и внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные
и азональные природные комплексы. Население. Политическая
карта. Крупнейшие по территории и численности населения страны.
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Антарктида — уникальный материк на Земле. Освоение
человеком Антарктиды. Цели международных исследований
материка в XX—XXI вв. Современные исследования в Антарктиде.
Роль России в открытиях и исследованиях ледового континента.
Практические работы
1. Сравнение географического положения двух (любых)
южных материков.
2.* Объяснение годового хода температур и режима
выпадения атмосферных осадков в экваториальном климатическом
поясе*
3. Сравнение особенностей климата Африки, Южной
Америки и *Австралии* по плану.
4. Описание Австралии или одной из стран Африки или
Южной Америки по географическим картам.
5. *Объяснение особенностей размещения населения
Австралии или одной из стран Африки или Южной Америки.*
Описывать с опорой на алгоритм учебных действий по географическим картам и
глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
называть с опорой на источник информации имена первооткрывателей и
исследователей материков, показывать маршруты их путешествий;
сравнивать после предварительного анализа географическое положение материков (при
выполнении практической работы № 1);
выявлять с помощью учителя влияние климатообразующих факторов на климат южных
материков, в том числе и влияние географического положения и океанических течений;
объяснять с опорой на источник информации особенности климата экваториального
климатического пояса (при выполнении практической работы № 2);
выявлять с опорой на источник информации особенности климата, рельефа и
внутренних вод южных материков и объяснять взаимосвязи между ними;
сравнивать после предварительного анализа: высотную поясность горных систем
южных материков и объяснять их различие; особенности климата материков (при
выполнении практической работы № 3);
описывать по плану по географическим картам страну (при выполнении практической
работы № 4);
использовать знания о населении материков, стран и взаимосвязях между изученными
демографическими процессами и явлениями;
приводить с опорой на источник информации примеры географических объектов,
процессов и явлений, характеризующих природу, население южных материков, виды
хозяйственной деятельности на их территории (исключая Антарктиду) с использованием карт
различного содержания.
выявление с опорой на источник информации природных, исторических и
экономических причин размещения населения части материка (при выполнении практической
работы № 5);
находить в тексте аргументы, подтверждающие особенности природы, материков или
их отдельных территорий, населения или хозяйственной деятельности);
находить и использовать информацию из различных источников, необходимую для
объяснения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий южных
материков; находить и использовать информацию нескольких источников, систематизировать
географическую информацию в виде презентации;
принимать участие в совместной работе, распределять роли, принимать цель
совместной деятельности; публично представлять результаты выполненного исследования
(при групповом выполнении практических работ и презентаций);
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту; оценивать соответствие
результата цели.
Тема 2.
Северные
материки
(15 часов)
Северная Америка. Евразия. История открытия и освоения.
Географическое положение. Основные черты рельефа, климата и
внутренних вод и определяющие их факторы. Зональные и
азональные природные комплексы. Население. Политическая
карта. Крупнейшие по территории и численности населения
страны. Изменение природы под влиянием хозяйственной
деятельности человека.
Практические работы
1. *Объяснение распространения зон современного
вулканизма и землетрясений на территории Северной Америки и
Евразии. *
2. Объяснение климатических различий территорий,
находящихся на одной географической широте, на примере
умеренного климатического пляса.
3. Представление в виде таблицы информации о
компонентах природы одной из природных зон на основе анализа
нескольких источников информации.
4. Описание одной из стран Северной Америки или Евразии
в форме презентации (с целью привлечения туристов, создания
положительного образа страны и т. д.).
Описывать с опорой на алгоритм учебных действий по карте положение и
взаиморасположение Северной Америки и Евразии: показывать на карте и обозначать на
контурной карте крайние точки материков и элементы их береговой линии;
называть с опорой на источник информации имена первооткрывателей и исследователей
Северной Америки и Евразии, показывать маршруты их путешествий;
сравнивать после предварительного анализа особенности рельефа, климата, внутренних
вод, природных зон Северной Америки и Евразии (в том числе при выполнении практических
работ № 1, 3);
классифицировать климаты Северной Америки и Евразии на основе анализа
климатических диаграмм (климатограмм);
объяснять после предварительного анализа климатические различия территорий
умеренного
климатического
пояса,
находящихся
на
одной
широте
(при выполнении практической работы № 2);
выявлять с помощью учителя особенности климата, рельефа и внутренних вод
северных материков и объяснять взаимосвязи между ними;
составлять комплексное географическое описание страны по плану с использованием
различных источников информации (при выполнении практической работы № 4);
сравнивать страны по заданным показателям;
выбирать источники географической информации, необходимые для изучения
особенностей природы, населения и хозяйства Северной Америки и Евразии (при
выполнении практических работ № 1, 4).
Тема 3.
Взаимодейств
ие природы и
общества
(5 часов)
Влияние закономерностей географической оболочки на
жизнь и деятельность людей. Особенности взаимодействия
человека и природы на разных материках.
Необходимость
международного
сотрудничества
в
использовании природы и её охраны. Развитие природоохранной
деятельности на современном этапе (Международный союз охраны
природы,
Международная
гидрографическая
организация,
ЮНЕСКО и др.).
Глобальные проблемы человечества: экологическая,
сырьевая, энергетическая, *преодоления отсталости стран, *
продовольственная —
и международные
усилия
по
их
преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития.
Всемирное наследие ЮНЕСКО: природные и культурные объекты.
Практическая работа
1. Характеристика изменений компонентов природы на
территории одной из стран мира в результате деятельности
человека.
Приводить с опорой на источник информации примеры: влияния закономерностей
географической оболочки на жизнь и деятельность людей; развития природоохранной
деятельности на современном этапе; взаимодействия природы и общества, объектов
природного и культурного Всемирного наследия ЮНЕСКО в пределах отдельных
территорий; международного сотрудничества по
преодолению глобальных проблем
человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран,
продовольственная) на локальном и региональном уровнях ;
характеризовать с опорой на алгоритм учебных действий изменения компонентов
природы на территории одной из стран мира в результате деятельности человека (при
выполнении практической работы №1);
формулировать с помощью учителя оценочные суждения о последствиях изменений
компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных
источников географической информации;
анализировать с помощью учителя различные источники информации для
характеристики изменений компонентов природы на территории одной из стран мира в
результате деятельности человека;
находить с помощью учителя источники информации и анализировать информацию,
необходимую для оценки взаимодействия природы и общества в пределах отдельных
территорий;
находить с помощью источника информации аргументы, подтверждающие
необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охраны с
учётом закономерностей географической оболочки;
с помощью учителя составить план решения учебной географической задачи;
выявлять после предварительного анализа причинно-следственные связи между
уровнем социально-экономического развития страны и возможностями её участия в
международном решении глобальных проблем и преодолению их проявления на её
территории.
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности
использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории,
игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания
различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
Тема урока
Географическая оболочка:
особенности строения и
свойства
Целостность, зональность,
ритмичность и их
географические следствия
Географическая зональность
(природные зоны) и высотная
поясность. Современные
исследования по сохранению
важнейших биотопов Земли.
Практическая работа по теме
"Выявление проявления
широтной зональности по
картам природных зон"
Количество часов
Контрольные
Всего
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88656630
Библиотека ЦОК
1
1
Дата
изучения
https://m.edsoo.ru/88656874
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886569fa
4
Обобщающее повторение.
Контрольная работа по теме
"Географическая оболочка"
1
5
История Земли как планеты
1
6
Литосферные плиты и их
движение
1
7
Материки, океаны и части
света
1
8
9
Сейсмические пояса Земли.
Практическая работа.
Объяснение вулканических или
сейсмических событий, о
которых говорится в тексте
Формирование современного
рельефа Земли. Внешние и
внутренние процессы рельеф
образования. Практическая
работа. Анализ физической
карты и карты строения земной
коры с целью выявления
закономерностей
распространения крупных
форм рельефа
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88656b1c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656d60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656e8c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88656f9a
1
0.5
1
0.5
10
Полезные ископаемые
1
11
Обобщающее повторение по
теме "Литосфера и рельеф
Земли"
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886570b2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657288
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657440
12
Закономерности распределения
температуры воздуха
1
13
Закономерности распределения
атмосферных осадков
1
14
15
16
17
18
Пояса атмосферного давления
на Земле. Воздушные массы, их
типы
Преобладающие ветры —
тропические (экваториальные)
муссоны, пассаты тропических
широт, западные ветры
Разнообразие климата на
Земле. Климатообразующие
факторы: географическое
положение, океанические
течения, особенности
циркуляции атмосферы (типы
воздушных масс и
преобладающие ветры),
характера подстилающей
поверхности и рельефа
территории
Характеристика основных и
переходных климатических
поясов Земли
Влияние климатических
условий на жизнь людей.
Влияние современной
хозяйственной деятельности
людей на климат Земли.
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865759e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886576de
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657800
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88657b3e
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88657ca6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88658444
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/886586c4
19
20
21
22
Глобальные изменения климата
и различные точки зрения на их
причины
Карты климатических поясов,
климатические карты, карты
атмосферных осадков по
сезонам года. Климатограмма
как графическая форма
отражения климатических
особенностей территории.
Практическая работа по теме
"Описание климата территории
по климатической карте и
климатограмме"
Мировой океан и его части.
Тихий, Атлантический,
Индийский и Северный
Ледовитый океаны. Южный
океан и проблема выделения
его как самостоятельной части
Мирового океана
Тёплые и холодные
океанические течения. Система
океанических течений.
Влияние тёплых и холодных
океанических течений на
климат
Солёность поверхностных вод
Мирового океана, её
измерение. Карта солёности
поверхностных вод Мирового
1
0.5
https://m.edsoo.ru/88657f94
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/886587f0
Библиотека ЦОК
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88658f52
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886590ce
23
24
океана. Географические
закономерности изменения
солёности — зависимость от
соотношения количества
атмосферных осадков и
испарения, опресняющего
влияния речных вод и вод
ледников. Практическая работа
по теме "Выявление
закономерностей изменения
солёности поверхностных вод
Мирового океана и
распространения тёплых и
холодных течений у западных
и восточных побережий
материков"
Образование льдов в Мировом
океане. Изменения ледовитости
и уровня Мирового океана, их
причины и следствия
Жизнь в океане,
закономерности её
пространственного
распространения. Основные
районы рыболовства.
Экологические проблемы
Мирового океана.
Практическая работа по теме
"Сравнение двух океанов по
предложенному учителем
плану с использованием
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/88659272
1
1
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865939e
25
26
27
28
29
нескольких источников
географической информации"
Обобщающее повторение по
темам: "Атмосфера и климаты
Земли" и "Мировой океан —
основная часть гидросферы"
Заселение Земли человеком.
Современная численность
населения мира. Изменение
численности населения во
времени
Методы определения
численности населения,
переписи населения. Факторы,
влияющие на рост численности
населения. Практическая
работа "Определение,
сравнение темпов изменения
численности населения
отдельных регионов мира по
статистическим материалам"
Размещение и плотность
населения. Практическая
работа "Определение и
сравнение различий в
численности, плотности
населения отдельных стран по
разным источникам"
Народы и религии мира.
Этнический состав населения
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88659538
1
0.5
1
0.5
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/88659664
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886597ae
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/886599d4
30
31
32
мира. Языковая классификация
народов мира
Мировые и национальные
религии. География мировых
религий
Хозяйственная деятельность
людей, основные её виды:
сельское хозяйство,
промышленность, сфера услуг.
Их влияние на природные
комплексы. Города и сельские
поселения. Культурноисторические регионы мира
Комплексные карты.
Многообразие стран, их
основные типы. Профессия
менеджер в сфере туризма,
экскурсовод. Практическая
работа по теме "Сравнение
занятий населения двух стран
по комплексным картам"
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/88659b28
Библиотека ЦОК
1
1
33
Африка. История открытия.
Географическое положение
1
34
Африка. Основные черты
рельефа, климата и внутренних
вод и определяющие их
факторы. Зональные и
азональные природные
комплексы. Практическая
работа по теме "Объяснение
1
https://m.edsoo.ru/88659f24
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a4ce
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a62c
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ab2c
35
36
37
38
39
годового хода температур и
режима выпадения
атмосферных осадков в
экваториальном
климатическом поясе"
Африка. Население.
Политическая карта.
Крупнейшие по территории и
численности населения страны.
Изменение природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека
Южная Америка. История
открытия. Географическое
положение
Южная Америка. Основные
черты рельефа, климата и
внутренних вод и
определяющие их факторы.
Зональные и азональные
природные комплексы
Южная Америка. Население.
Политическая карта.
Крупнейшие по территории и
численности населения страны.
Изменение природы под
влиянием хозяйственной
деятельности человека
Австралия и Океания. История
открытия. Географическое
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865b72a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a79e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ac76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865b932
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865a97e
40
41
42
43
44
положение
Австралия и Океания.
Основные черты рельефа,
климата и внутренних вод и
определяющие их факторы.
Зональные и азональные
природные комплексы.
Практическая работа по теме
"Сравнение особенностей
климата Африки, Южной
Америки и Австралии по
плану"
Австралия и Океания.
Население. Политическая
карта. Крупнейшие по
территории и численности
населения страны. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека
Практическая работа по теме
"Сравнение географического
положения двух (любых)
южных материков"
Практическая работа по теме
"Объяснение особенностей
размещения населения
Австралии или одной из стран
Африки или Южной Америки"
Практическая работа по
1
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865ad98
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8865ba86
1
1
1
1
1
1
45
46
47
48
49
50
теме "Описание Австралии или
одной из стран Африки или
Южной Америки по
географическим картам"
Антарктида. Антарктида —
уникальный материк на Земле.
Освоение человеком
Антарктиды. Цели
международных исследований
материка в XX—XXI вв.
Современные исследования в
Антарктиде. Роль России в
открытиях и исследованиях
ледового континента
Обобщающее повторение по
теме "Южные материки".
Контрольная работа по теме
"Южные материки"
1
Северная Америка. История
открытия и освоения
1
Северная Америка.
Географическое положение.
История открытия и освоения
Северная Америка. Основные
черты рельефа, климата и
внутренних вод и
определяющие их факторы.
Зональные и азональные
природные комплексы
Северная Америка. Население.
1
Библиотека
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8865bba8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865be6e
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865c4d6
Библиотека
51
52
53
54
55
56
57
Политическая карта.
Крупнейшие по территории и
численности населения страны
Северная Америка. Изменение
природы под влиянием
хозяйственной деятельности
человека
Евразия. История открытия и
освоения
Евразия. Географическое
положение
Евразия. Основные черты
рельефа и определяющие его
факторы
Евразия. Основные черты
климата и определяющие его
факторы. Практическая работа
по теме "Объяснение
климатических различий
территорий, находящихся на
одной географической широте,
на примере умеренного
климатического пляса"
Евразия. Основные черты
внутренних вод и
определяющие их факторы
Евразия. Зональные и
азональные природные
комплексы. Практическая
работа по теме "Представление
ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8865ca6c
1
1
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8865bfb8
Библиотека ЦОК
1
1
https://m.edsoo.ru/8865c0d0
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865c620
1
1
0.5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865c7b0
58
59
60
61
62
63
в виде таблицы информации о
компонентах природы одной из
природных зон на основе
анализа нескольких источников
информации"
Евразия. Население.
Политическая карта.
Крупнейшие по территории и
численности населения страны
Евразия. Изменение природы
под влиянием хозяйственной
деятельности человека
Практическая работа по теме
"Объяснение распространения
зон современного вулканизма и
землетрясений на территории
Северной Америки и Евразии"
Практическая работа по теме
"Описание одной из стран
Северной Америки или
Евразии в форме презентации
(с целью привлечения
туристов, создания
положительного образа страны
и т. д. )"
. Контрольная работа по теме
"Северные материки".
Обобщающее повторение по
теме "Северные материки"
Влияние закономерностей
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8865cbac
Библиотека ЦОК
1
https://m.edsoo.ru/8865d2e6
1
1
1
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865cf30
1
0.5
Библиотека ЦОК
64
65
66
географической оболочки на
жизнь и деятельность людей.
Особенности взаимодействия
человека и природы на разных
материках. Практическая
работа по теме
"Характеристика изменений
компонентов природы на
территории одной из стран
мира в результате деятельности
человека"
Необходимость
международного
сотрудничества в
использовании природы и её
охране
Развитие природоохранной
деятельности на современном
этапе (Международный союз
охраны природы,
Международная
гидрографическая организация,
ЮНЕСКО и др. )
Глобальные проблемы
человечества: экологическая,
сырьевая, энергетическая,
преодоления отсталости стран,
продовольственная — и
международные усилия по их
преодолению. Программа ООН
и цели устойчивого развития
https://m.edsoo.ru/8865d4b2
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865d6ba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865d7fa
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8865d962
Всемирное наследие
67
ЮНЕСКО: природные и
культурные объекты
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Взаимодействие природы и
68
человека". Контрольная работа
по теме "Взаимодействие
природы и общества"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
68
4
12