2024-2025 География ЗПР 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов

Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.

от «31»
от «31» от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:

География (9 класс)

Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по географии для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«География», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных
по классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной
адаптированной образовательной программы основного общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития.
Согласно своему назначению федеральная рабочая программа является
ориентиром для составления рабочих авторских программ: она даёт
представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся ЗПР
средствами учебного предмета «География»; устанавливает обязательное
предметное содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса; даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и
рекомендуемую (примерную) последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса,
возрастных и психологических особенностей обучающихся с ЗПР; определяет
возможности предмета для реализации требований к результатам освоения
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, требований к
результатам обучения географии, а также основных видов деятельности
обучающихся.
Учебный предмет «География» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Изучение предмета «География»
обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков
применения географических знаний в жизни для объяснения, оценки и
прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды
и обеспечения безопасности жизнедеятельности; формирует у обучающихся
научное мировоззрение, освоение общенаучных методов (наблюдение,
измерение, моделирование). Освоение практического применения научных
знаний основано на межпреметных связях с предметами «Физика», «Химия»,
«Биология»,
«Математика»,
«Экология»,
«Основы
безопасности
жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Предмет «География» направлен на формирование интереса к
природному и социальному миру. Значимость предмета «География» для
формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в
углублении представлений о целостной научной картине природного и
социокультурного мира, в углублении представлений об отношениях человека
с природой, обществом, другими людьми, государством, понимании
взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием природы, в
накоплении разнообразных впечатлений, формировании потребности получать
эти впечатления (на прогулках, в путешествиях) и делиться ими. Изучение
данного предмета обучающимися с ЗПР способствует осознанию своего места в
обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного
самоопределения и формирования российской гражданской идентичности
личности. Предмет «География» дает благодатный материал для
патриотического, интернационального и экологического воспитания
обучающихся с ЗПР.
Программа отражает содержание обучения предмету «География» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «География» представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности,
внимания, памяти, речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным
познавательным интересом, трудностями самостоятельной организации своей
учебной деятельности, сложностями при работе с текстом (определении в
тексте значимой и второстепенной информации). Содержание программы
позволяет совершенствовать познавательную деятельность обучающихся с ЗПР
за счет овладения мыслительными операциями сравнения, обобщения, развития
способности аргументировать свое мнение, формирования возможностей
совместной деятельности.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных
связей, постепенное усложнение изучаемого материала; некоторый материал
возможно давать в ознакомительном плане. При изучении географии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Цель и задачи преподавания географии обучающимся с ЗПР максимально
приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и учитывают
специфические особенности обучающихся.
Общие цели изучения учебного предмета «География» представлены в
Федеральной рабочей программе основного общего образования.
Цель обучения географии обучающихся с ЗПР заключается в
формировании географической картины мира; овладении знаниями о характере,
сущности и динамике главных природных, экологических, социально-

экономических,
социальных,
геополитических
и иных
процессов,
происходящих в географическом пространстве России и мира; понимании
главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном
этапе его развития, значении охраны окружающей среды и рационального
природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в
масштабах России и мира.
Изучение географии на уровне основного общего образования решает
следующие задачи:
формирование у обучающихся с ЗПР представлений о географии, ее
роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира и их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального пользования;
формирование
первичных
компетенций
использования
территориального подхода как основы географического мышления для
осознания своего места в целостном, многообразном, быстро изменяющемся
мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в
пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения,
особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических
параметров;
овладение основами картографической грамотности;
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности
окружающей среды, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «География»,
направленные на развитие мыслительной (в том числе знаково-символической)
и речевой деятельности; повышение познавательной активности; формирование
умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
использовать схемы, шаблоны, алгоритмы учебных действий; создание условий
для осмысленного выполнения учебной работы.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по географии
Обучение учебному предмету «География» необходимо строить на
создании оптимальных условий для усвоения программного материала
обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня
сформированности их учебно-познавательной деятельности, произвольной
регуляции,
умственной
работоспособности,
эмоционально-личностных
особенностей и направленности интересов:
ориентация педагогического процесса на развитие всех сторон
личности обучающегося с ЗПР, наиболее важных психических функций, их
качеств и свойств;
преодоление речевого недоразвития на материале курса географии
(накопление словарного запаса, овладение разными формами и видами речевой
деятельности);
использование
и
коррекция
самостоятельно
приобретенных
обучающимися представлений об окружающей природной действительности,
дальнейшее их развитие и обогащение;
учет индивидуальных особенностей и интересов;
создание комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных, для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности,
повышения познавательной активности обучающихся с ЗПР;
использование специальных методов, приемов, средств, обходных
путей обучения;
создание здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
усиление краеведческой составляющей в содержании изучаемого
материала.
Краеведческая основа материала усиливает воспитательное воздействие
содержания предмета, «приближает» его к обучающемуся. Изучение своего
края обеспечивает режим «включенности» обучающегося в сюжет урока, и
потому краеведческая составляющая в содержании географии обладает
высокими мотивирующими качествами. Формы проведения уроков географии
по освоению краеведческого содержания, отличные от традиционных (очная и
виртуальная экскурсия, полевая практика, практикум, исследовательская
лаборатория и др.), позволяют комплексно воздействовать на обучающегося:
активизировать способы восприятия новой информации, воображение,
чувственный опыт, облегчить осуществление обратной связи между педагогом
и обучающимся, а в конечном итоге – создать условия для роста качества
образовательного процесса.
Учет региональных (краеведческих) особенностей обеспечивает
достижение системного эффекта в общекультурном, личностном и

познавательном развитии обучающихся за счет использования педагогического
потенциала региональных (краеведческих) особенностей содержания
образования.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципом доступности при сохранении общего базового
уровня. По содержанию и объему материал должен быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР. Учитывая особые образовательные потребности
обучающихся с ЗПР, программа построена по линейно-концентрическому
принципу, предусматривает повторяемость тем. Ряд тем постепенно
усложняется и расширяется от 5 к 9 классу, что способствует более прочному
усвоению элементарных географических знаний обучающимися с ЗПР. Также в
программе предусмотрено включение отдельных тем или целых разделов для
обзорного или ознакомительного изучения. Данные темы выделены в
содержании программы курсивом. Определение количества часов на изучение
отдельных тем зависит от контингента обучающихся класса.
Особую сложность составляет формирование опыта пространственного
анализа и синтеза, поэтому акцент в коррекционно-образовательной работе
следует сделать на развитие у обучающихся с ЗПР словесно-логического
мышления, без чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. В
данной связи должна быть четко организована деятельность обучающихся на
уроке.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «География»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «География»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности,
специфичные
для
данной
категории
обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету
«География»: усиление предметно-практической деятельности; чередование
видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы,
шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы необходимо
использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить
обучению структурированию материала: составлению рисуночных и
вербальных схем, таблиц с обозначенными основаниями для классификации и
наполнению их примерами и др.
На уроках географии широко используются метод практических работ,
работа с атласом и контурными картами, которые способствует развитию и
коррекции мышления, памяти, внимания, речи, моторики, пространственной
ориентировки и активизации познавательной деятельности. Практические
работы позволяют формировать у обучающихся с ЗПР более прочные знания по

предмету и способствуют овладению практическими умениями и навыками,
которые необходимы им для самостоятельной жизни.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР при обучении
географии:
работа с текстом учебника, учебного пособия, научной/научнопопулярной информацией (составить план, схему, заполнить таблицу, найти
ответ на вопрос);
воспроизведение учебного материала по памяти (с использованием
опорных слов, понятий, инструкций, плана);
работа с определениями, свойствами и другими географическими
понятиями;
работа с рисунками, таблицами, картами, контурными картами,
схемами, таблицами, цифровым материалом по конкретному заданию;
составление плана помещения, местности по описанию или заданным
параметрам;
работа со справочными материалами, различными источниками
информации, словарем терминов;
конспектирование статей из дополнительного материала;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
составление плана и последовательности действий.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений
уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст.
Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся с ЗПР.
Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением,
опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «География»
входит в предметную область «Общественно-научные предметы» и является
обязательным для изучения. Освоение содержания курса «География» в
основной школе происходит с опорой на географические знания и умения,
сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Содержание учебного предмета «География», представленное в
Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Федеральной
основной образовательной программе основного общего образования,
Федеральной адаптированной основной образовательной программе основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному
часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое

может быть использовано участниками образовательного процесса в целях
формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей
программы. При этом обязательная (инвариантная) часть содержания предмета,
установленная федеральной рабочей программой должна быть сохранена
полностью.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
.
Содержание обучения в 9 классе
РАЗДЕЛ 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России
Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.
Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства
страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их
связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономикогеографическое положение (ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП
и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические
карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории
опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая
зона и зона Севера. *«Стратегия пространственного развития Российской
Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления
пространственного развития страны. * Субъекты Российской Федерации,
выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской
Федерации» как «геостратегические территории».
Производственный капитал. Распределение производственного капитала
по территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства.
Практическая работа
1. Определение влияния географического положения России на
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства.
Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)
Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная
промышленность: география основных современных и перспективных районов
добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место
России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов.
Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии.
Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их
особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших
электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую
среду. *Основные положения «Энергетической стратегии России на период до
2035 года».*
Практические работы

1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения
стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах.
2. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в
отдельных регионах страны.
Тема 3. Металлургический комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве чёрных и цветных металлов. Особенности технологии
производства чёрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий
разных отраслей металлургического комплекса. География металлургии
чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры.
Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду.
*Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной металлургии
России до 2030 года».*
Практическая работа.
1. Выявление факторов, влияющих на себестоимость производства
предприятий металлургического комплекса в различных регионах страны (по
выбору).
Тема 4. Машиностроительный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом
производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения
машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные
районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей политики
импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение
отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы
развития машиностроения России. *Основные положения документов,
определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса.
*
Практическая работа
1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного
предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников
информации.
Тема 5. Химико-лесной комплекс
Химическая промышленность
Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий.
Место России в мировом производстве химической продукции. География
важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая
промышленность и охрана окружающей среды. *Основные положения
«Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до
2030 года».*
Лесопромышленный комплекс
Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом

производстве
продукции
лесного
комплекса.
Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы
развития. *Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса
Российской Федерации до 2030 года».*
Практическая работа
1. Анализ документов *«Прогноз развития лесного сектора Российской
Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного
комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и
№ 18)* с целью определения перспектив и проблем развития комплекса.
Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)
Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство.
Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства.
Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные
угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство:
география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы
размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и
центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая
промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры.
Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды. *«Стратегия развития
агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации
на период до 2030 года».* Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение
отраслей АПК.
Тема 7. Инфраструктурный комплекс
Состав:
транспорт,
информационная
инфраструктура;
сфера
обслуживания, рекреационное хозяйство – место и значение в хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской,
внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и
трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи:
основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы.
Транспорт и охрана окружающей среды.
Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности
сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. *«Стратегия развития
транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект
«Информационная инфраструктура».*

Практические работы
1. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных
морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий.
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края.
Тема 8. Обобщение знаний
Государственная политика как фактор размещения производства.
*«Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»:
основные положения. * Новые формы территориальной организации хозяйства
и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России.
Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего
развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. *«Стратегия
экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» * и
государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.
Практическая работа
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в
загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов.
РАЗДЕЛ 5. РЕГИОНЫ РОССИИ
Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России
Географические особенности географических районов: Европейский Север
России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской
части России, Урал. Географическое положение. Особенности природноресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов
Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практические работы
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным
источникам информации.
2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из
географических районов России по уровню социально-экономического
развития на основе статистических данных.
Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России
Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний
Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного
потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические
проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской
Федерации Восточного макрорегиона по уровню социально-экономического
развития; их внутренние различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов

(субъектов Российской Федерации) по заданным критериям.
2. Выявление факторов размещения предприятий одного из
промышленных кластеров Дальнего Востока (по выбору).
Тема 3. Обобщение знаний
Федеральные и региональные целевые программы. *Государственная
программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие
Арктической зоны Российской Федерации».*
РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия в системе международного географического разделения труда.
*Россия в составе международных экономических и политических
организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны
Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза.*
Значение для мировой цивилизации географического пространства России
как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты
всемирного природного и культурного наследия России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность
обучающихся с ЗПР руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в
части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному
вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному
наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к
символам России, своего края;
2) гражданского воспитания:
осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к
участию в гуманитарной деятельности;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать
моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием
нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к
природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре
других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия
человечества;

5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной
средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для
применения различных источников географической информации при решении
познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными
навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка
на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью
и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков
безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и
окружающей среде;
7) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и
развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных
и общественных интересов и потребностей;
8) экологического воспитания:
ориентация на применение географических знаний для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне основного общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
Овладение базовыми логическими действиями как часть познавательных
универсальных учебных действий:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать с опорой на
алгоритм учебных действий факты и явления в области географии;
создавать с опорой на алгоритм учебных действий схематические модели
географических процессов с выделением существенных характеристик объекта;
с помощью педагога устанавливать особенности объектов изучения,
причинно-следственные связи и зависимости в географических явлениях;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного информационного поиска.
Овладение базовыми исследовательскими действиями как часть
познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как инструмент познания;
с помощью педагога проводить по плану несложное географическое
исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению
особенностей изучаемых географических объектов, процессов и явлений;
Овладение умениями работать с информацией как часть познавательных
универсальных учебных действий:
определять возможные источники необходимых географических
сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность;
искать или отбирать информацию, или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать и умение интерпретировать информацию различных видов и
форм представления (географические карты, условные обозначения и т.п.);
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение
умениями
общения
как
часть
коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать информационно-коммуникационных технологий;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией

организовывать учебное взаимодействие в группе для решения экологогеографических проблем (определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их
фактами;
критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Овладение умениями самоорганизации как части регулятивных
универсальных учебных действий:
определять цели обучения географии, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи.
Овладение умениями совместной деятельности:
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических заданий, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
с помощью педагога планировать организацию совместной работы, при
выполнении учебных географических заданий, участвовать в групповых
формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного
результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды.
Овладение умениями самоконтроля, эмоционального интеллекта как
части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть основами самоконтроля, самооценки, осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения (на
примере экологических знаний);
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета
«География», распределенные по годам обучения

9 КЛАСС
Выбирать с помощью учителя и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей населения и (или) хозяйства России;
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
выбирать и использовать информацию из различных географических
источников (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач с опорой на алгоритм учебных
действий: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на
окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития
энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
классифицировать после предварительного анализа субъекты Российской
Федерации по уровню социально-экономического развития на основе
имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников;
выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;
иметь представление об изученных географических объектах, процессах и
явлениях: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и
территориальная структура, факторы и условия размещения производства,
современные формы размещения производства), валовой внутренний продукт
(ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития
(ИЧР) как показатели уровня развития страны и ее регионов, природноресурсный, человеческий и производственный капитал, топливноэнергетический комплекс (ТЭК), факторы размещения предприятий ТЭК,
машиностроительный комплекс, факторы размещения машиностроительных
предприятий, черная и цветная металлургия, факторы размещения предприятий
металлургического комплекса, химическая промышленность, факторы
размещения
отдельных
отраслей
химической
промышленности,
лесопромышленный
комплекс,
факторы
размещения
предприятий
лесопромышленного комплекса, агропромышленный комплекс, факторы
размещения предприятий агропромышленного комплекса (АПК), сфера услуг,
факторы размещения предприятий и организаций сферы услуг, виды
транспорта, грузооборот, пассажирооборот, территории опережающего
развития (ТОР), Арктическая зона и зона Севера России;
находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую
отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России,
для решения практико-ориентированных задач;
решать с опорой на алгоритм учебных действий практические задачи
геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды

своей местности, путей ее сохранения и улучшения, а также задачи в сфере
экономической географии для определения качества жизни человека, семьи и
финансового благополучия: объяснять с опорой на план особенности
отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов,
размещения отдельных предприятий; оценивать после предварительного
анализа условия отдельных территорий для размещения предприятий и
различных производств;
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее
отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в
пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач
в контексте реальной жизни;
оценивать после предварительного анализа финансовые условия
жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические,
технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия
собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и
национальной экономики;
иметь представления об основных особенностях хозяйства России;
влияние географического положения России на особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой
энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей
хозяйства и регионов России, место и роль России в мировом хозяйстве,
оценивать после предварительного анализа влияние географического
положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и
хозяйственную деятельность населения;
сравнивать после предварительного анализа географическое положение,
географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и
хозяйства макрорегионов России;
после предварительного анализа делать выводы о воздействии
человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона,
страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического
развития России, месте и роли России в мире.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«География» Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной
рабочей программы учебного предмета «География» образовательной программы основного общего образования.
При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по
годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение
организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным
образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного
материала по географии, представленными в Пояснительной записке.
Предлагаем 2 варианта тематического планирования. Первый вариант, если обучающийся с ЗПР осваивает
программу в условиях инклюзии; второй вариант – если обучается в отдельном классе для обучающихся с ЗПР.
Варианты тематического планирования различаются по количеству часов, отводимых на изучение каждой темы.
Распределение часов по вариантам и темам представлено в таблице.
9 КЛАСС
(2 часа в неделю, всего 68 часов, 7 часов — резервное время)
Раздел 4. Хозяйство России

29 ч

35 ч

Тема 1. Общая характеристика хозяйства России

3ч

3ч

Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК)

5ч

6ч

Тема 3. Металлургический комплекс

3ч

4ч

Тема 4. Машиностроительный комплекс

3ч

4ч

Тема 5. Химико-лесной комплекс.

4ч

5ч

Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК)

4ч

5ч

Тема 7. Инфраструктурный комплекс

5ч

6ч

Тема 8. Обобщение знаний

2ч

2ч

30ч

30ч

Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России

17ч

17ч

Тема 2. Восточный макрорегион (Азиатская часть) России

11ч

11ч

Тема 3. Обобщение знаний

2ч

2ч

Раздел 5. Регионы России

Раздел 6. Россия в современном мире

Россия в современном мире

I ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Всего 272 часа, из них 21 час — резервное время

9 КЛАСС
(2 часа в неделю, всего 68 часов, 7 часов — резервное время)

2ч

2ч

3ч

3ч

Тематические
блоки, темы

Основное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 4. Хозяйство России (29 часов)
Тема 1. Общая
характеристи
ка хозяйства
России
(3 часа)

Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и
отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная
структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития.
Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами.
Факторы производства. Экономико-географическое положение
(ЭГП) России как фактор развития её хозяйства. ВВП и ВРП как
показатели уровня развития страны и регионов. Экономические
карты. Общие особенности географии хозяйства России:
территории опережающего развития, основная зона хозяйственного
освоения, Арктическая зона и зона Севера. *«Стратегия
пространственного развития Российской Федерации на период до
2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления
пространственного развития страны. * Субъекты Российской
Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития
Российской Федерации» как «геостратегические территории».
Производственный
капитал.
Распределение
производственного капитала по территории страны.
Себестоимость и рентабельность производства. Условия и
факторы размещения хозяйства.
Практическая работа
1. Определение влияния географического положения России
на особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства

Применять с опорой на источник информации понятия «экономико-географическое
положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная
структура», «факторы и условия размещения производства», «специализация и
кооперирование», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики»,
«территория опережающего развития», «природно-ресурсный потенциал», «себестоимость
и рентабельность производства» для решения учебных и (или) практических задач;
различать с опорой на источник информации понятия «валовой внутренний продукт
(ВВП)», «валовой региональный продукт (ВРП)» и «индекс человеческого развития (ИЧР)»,
«производственный капитал»;
использовать с опорой на источник информации знания о факторах и условиях
размещения хозяйства для решения различных учебных и (или) практико-ориентированных
задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
характеризовать с опорой на план основные особенности хозяйства России; влияние
географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры
хозяйства;
выбирать с помощью учителя источники географической информации, необходимые
для изучения особенностей хозяйства России;
находить, извлекать и использовать с помощью учителя информацию,
характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства
России, для решения практико-ориентированных задач;
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие
результата цели.

Тема 2.
Топливноэнергетически
й комплекс
(ТЭК)
(5 часов)

Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и
угольная промышленность: география основных современных и
перспективных районов добычи и переработки топливных
ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче
основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место
России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы
электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции,
электростанции, использующие возобновляемые источники
энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве
электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций.
Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую
среду. Основные *положения «Энергетической стратегии России
на период до 2035 года».*
Практические работы
1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью
сравнения стоимости электроэнергии для населения России в
различных регионах.
2. Сравнительная оценка возможностей для развития
энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны

Тема 3.
Металлургиче
ский комплекс
(3 часа)

Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в
мировом производстве чёрных и цветных металлов. Особенности
технологии производства чёрных и цветных металлов. Факторы
размещения предприятий разных отраслей металлургического
комплекса. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых
цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические
базы России. Влияние металлургии на окружающую среду.
*Основные положения «Стратегии развития чёрной и цветной
металлургии России до 2030 года». *
Практическая работа.
1. Выявление факторов, влияющих на себестоимость
производства предприятий металлургического комплекса в
различных регионах страны (по выбору).

Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей ТЭК;
применять с опорой на источник информации понятия «ТЭК», «возобновляемые
источники энергии» для решения учебных и практических задач;
использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения
предприятий ТЭК для объяснения территориальной структуры комплекса;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий: преимущества и недостатки
электростанций различных типов; оценивать их роль в общем производстве электроэнергии;
сравнивать условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе
возобновляемых источников энергии (ВИЭ) (при выполнении практической работы № 2);
характеризовать с опорой на источник информации роль России как мировой
энергетической державы; основные проблемы и перспективы развития ТЭК;
сравнивать и оценивать после предварительного анализа влияние отдельных отраслей
ТЭК на окружающую среду;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию с помощью
учителя из различных источников географической информации для сравнения и оценки
основных тенденций развития отдельных отраслей ТЭК; для выявления факторов, влияющих
на себестоимость производства электроэнергии в различных регионах страны (при
выполнении практической работы № 1).

Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей
металлургического комплекса;
сравнивать после предварительного анализа влияние отдельных отраслей
металлургического комплекса на окружающую среду;
использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения
металлургических предприятий, для объяснения особенностей их размещения;
применять с опорой на источник информации понятия «металлургический комплекс»,
«металлургический комбинат полного цикла», «электрометаллургический комбинат» для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
оценивать с опорой на план роль России в мировом производстве чёрных и цветных
металлов;
характеризовать с опорой на источник информации основные проблемы и перспективы
развития комплекса;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать с помощью учителя
информацию из различных источников географической информации, необходимую для
сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей металлургического
комплекса.

Тема 4.
Машиностроительный
комплекс
(3 часа)

Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в
мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы
размещения машиностроительных предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль
машиностроения в реализации целей политики импортозамещения.
Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли
для создания экологически эффективного оборудования.
Перспективы развития машиностроения России. *Основные
положения документов, определяющих стратегию развития
отраслей машиностроительного комплекса. *
Практическая работа
1. Выявление факторов, повлиявших на размещение
машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа
различных источников информации.

Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей
машиностроительного комплекса;
применять с опорой на источник информации понятие «машиностроительный
комплекс» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
оценивать с опорой на источник информации значение машиностроения для реализации
целей политики импортозамещения и решения задач охраны окружающей среды;
использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения
машиностроительных предприятий для объяснения особенностей их размещения (при
выполнении практической работы № 1);
характеризовать после предварительного анализа: основные проблемы и перспективы
развития комплекса; машиностроительный комплекс своего края по плану;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать с помощью учителя
информацию из различных источников географической информации, необходимую для
сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных отраслей машиностроительного
комплекса;
на основе анализа текстов выявлять факторы, влияющие на себестоимость производства
предприятий машиностроительного комплекса в различных регионах страны;
выявлять с опорой на источник информации субъекты Российской Федерации, для
которых машиностроение в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации
до 2025 года» определено в качестве «перспективной экономической специализации».

Тема 5.
Химиколесной
комплекс.
(4 часа)

Химическая промышленность. Состав, место и значение в
хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место
России в мировом производстве химической продукции.
География важнейших подотраслей: основные районы и центры.
Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
*Основные положения «Стратегии развития химического и
нефтехимического комплекса на период до 2030 года». *

Лесопромышленный комплекс. Состав, место и значение
в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции
лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая
и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения
предприятий. География важнейших отраслей: основные районы
и лесоперерабатывающие комплексы.
Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и
перспективы развития. *Основные положения «Стратегии
развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030
года». *
Практическая работа
1. Анализ документов *«Прогноз развития лесного сектора
Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия
развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года»
(Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18)* с целью определения
перспектив и проблем развития комплекса.

Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров подотраслей
химической промышленности;
применять с опорой на источник информации понятия «химическая промышленность»,
«химико-лесной
комплекс»,
«лесопромышленный
комплекс»,
«лесная
и
деревообрабатывающая промышленность» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
оценивать с опорой на источник информации влияние отраслей химической
промышленности на окружающую среду;
использовать с опорой на источник информации знания о факторах размещения
химических предприятий для объяснения особенностей их размещения (при выполнении
практической работы № 1);
оценивать с опорой на источник информации роль России в мировом производстве
химической промышленности;
характеризовать после предварительного анализа основные проблемы и перспективы
развития химической промышленности.
Описывать по плану, по карте размещение главных районов и центров отраслей
лесопромышленного комплекса;
оценивать
с
опорой
на
источник
информации
влияние
предприятий
лесопромышленного комплекса на окружающую среду;
объяснять после предварительного анализа размещение крупных лесопромышленных
комплексов;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать с помощью учителя
информацию из различных источников географической информации, необходимую для
сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных подотраслей химической
промышленности;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию с помощью
учителя из различных источников, необходимую для сравнения и оценки основных
тенденций развития отраслей комплекса;
находить в различных источниках информации факты, подтверждающие реализацию
целей, обозначенных в «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до
2030 года» (при выполнении практической работы № 2).

Тема 6.
Агропромышл
енный
комплекс
(АПК)
(4 часа)

Состав, место и значение в экономике страны. Сельское
хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от
других
отраслей
хозяйства.
Земельные,
почвенные
и
агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их
площадь и структура. Растениеводство и животноводство:
география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая
среда.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в
хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая
промышленность и охрана окружающей среды.
Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в
хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География
важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая
промышленность и охрана окружающей среды. *«Стратегия
развития агропромышленного и
рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на
период до 2030 года».* Особенности АПК своего края.
Практическая работа
1. Определение влияния природных и социальных факторов
на размещение отраслей АПК

Описывать по плану, по карте размещение главных районов и производства основных
видов сельскохозяйственной продукции;
оценивать с опорой на источник информации значение АПК для реализации целей
политики импортозамещения;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий влияние природных факторов на
размещение
сельскохозяйственных
и
промышленных
предприятий
(при выполнении практической работы № 1);
приводить примеры с опорой на источник информации, позволяющие оценить роль
России как одного из крупнейших поставщиков на мировой рынок продукции
агропромышленного комплекса;
характеризовать с опорой на источник информации агропромышленный комплекс
своего края по плану и предлагать возможные пути его эффективного развития;
находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных
источников, необходимую для сравнения и оценки основных тенденций развития отдельных
отраслей АПК.

Тема 7. Инфраструктурный
комплекс
(5 часов)

Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера
обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в
хозяйстве.
Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве.
Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный,
воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных
видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии
связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана
окружающей среды.
Информационная
инфраструктура.
Рекреационное
хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края.
Проблемы и перспективы развития комплекса. *«Стратегия
развития
транспорта
России
на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная
инфраструктура».*
Практические работы
1 Анализ статистических данных с целью определения доли
отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение
выявленных различий
2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала
своего края.

Тема 8.
Обобщение
знаний
(2 часа)

Государственная политика как фактор размещения
производства.
*«Стратегия
пространственного
развития
Российской Федерации до 2025 года»: основные положения*.
Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в
изменениях в территориальных структурах хозяйства России.
Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории
опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие
развитие хозяйства.
Развитие хозяйства и состояние окружающей среды.
*«Стратегия экологической безопасности Российской Федерации
до 2025 года» * и государственные меры по переходу России к
модели устойчивого развития.
Практическая работа
1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей
хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа
статистических материалов.

Называть с опорой на источник информации главные транспортные магистрали России
и главные научные центры страны;
оценивать с опорой на источник информации роль транспорта в экономике страны с
учётом размеров её территории;
применять с опорой на источник информации понятия «инфраструктурный комплекс»,
«рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания» для решения учебных и
(или) практико-ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации виды транспорта и основные показатели их
работы: грузооборот и пассажирооборот;
анализировать с помощью учителя статистические данные с целью выявления
преимуществ и недостатков различных видов транспорта, сравнения роли в перевозках
различных грузов и себестоимости перевозок;
находить с помощью учителя информацию, позволяющую оценить ход реализации мер
по обеспечению ликвидации инфраструктурных ограничений федерального значения;
сравнивать после предварительного анализа по статистическим данным доли отдельных
морских бассейнов в грузоперевозках (при выполнении практической работы № 1);
находить и систематизировать с помощью учителя информацию о сфере услуг своего
края и предлагать меры для её совершенствования.

Приводить с опорой на источник информации примеры влияния государственной
политики на размещение производств и действия факторов, ограничивающих развитие
хозяйства;
различать с опорой на источник информации территории опережающего развития
(ТОР), Арктическую зону и зону Севера России;
применять с опорой на источник информации понятия «территории опережающего
развития», «Арктическая зона России», зона Севера России для решения учебных и (или)
практико-ориентированных задач;
различать с опорой на источник информации понятия «кластеры», «особые
экономические зоны», «территории опережающего развития»;
сравнивать после предварительного анализа вклад отдельных отраслей хозяйства в
загрязнение окружающей среды (при выполнении практической работы № 1);
находить с помощью учителя информацию, подтверждающую реализацию мер по
рациональному природопользованию, предусмотренных в «Стратегии экологической
безопасности Российской Федерации до 2025 года».

Раздел 5. Регионы России (30 часов)

Тема 1.
Западный
макрорегион
(Европейская
часть) России
(17 часов)

Географические особенности географических районов:
Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная
Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал.
Географическое положение. Особенности природно-ресурсного
потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и
экологические проблемы и перспективы развития. Классификация
субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по
уровню социально-экономического развития; их внутренние
различия.
Практические работы
1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по
разным источникам информации.
2. Классификация субъектов Российской Федерации одного
из географических районов России по уровню социальноэкономического развития на основе статистических данных

Тема 2.
Восточный
макрорегион
(Азиатская
часть) России
(11 часов)

Географические особенности географических районов: Сибирь
и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности
природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство.
Социально-экономические
и
экологические
проблемы
и
перспективы развития. Классификация субъектов Российской
Федерации Восточного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия.
Практическая работа
1. Сравнение человеческого капитала двух географических
районов (субъектов Российской Федерации) по заданным
критериям.
2. Выявление факторов размещения предприятий одного из
промышленных кластеров Дальнего Востока (по выбору).

Тема 3.
Обобщение
знаний

Федеральные и региональные целевые программы.
*Государственная программа Российской Федерации «Социальноэкономическое
развитие
Арктической
зоны
Российской

Сравнивать после предварительного анализа географическое положение; географические
особенности природно-ресурсного потенциала регионов западной части России (в том числе при
выполнении практической работы № 1);
применять с опорой на источник информации понятия «природно-ресурсный
потенциал» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
выделять с опорой на источник информации общие черты природы субъектов
Российской Федерации, входящих в каждый из географических районов;
объяснять после предварительного анализа географические различия населения и
хозяйства географических районов западной части России;
характеризовать по плану общие и специфические проблемы географических районов
западной части России;
классифицировать с опорой на алгоритм учебных действий субъекты Российской
Федерации по уровню социально-экономического развития (в том числе при выполнении
практической работы № 2);
находить информацию под руководством учителя, необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о воздействии
человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона;
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие
результата цели.
Сравнивать
после
предварительного
анализа
географическое
положение;
географические особенности природно-ресурсного потенциала, человеческого капитала,
регионов восточной части России (в том числе при выполнении практической работы № 1);
оценивать после предварительного анализа влияние географического положения
отдельных регионов восточной части России на особенности природы, жизнь и
хозяйственную деятельность населения;
выделять после предварительного анализа общие черты природы субъектов Российской
Федерации, входящих в каждый из географических районов;
объяснять после предварительного анализа географические различия населения и
хозяйства географических районов восточной части России;
характеризовать с опорой на план общие и специфические проблемы географических
районов восточной части России;
находить с помощью учителя информацию, необходимую для решения учебных и
практико-ориентированных задач;
формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о воздействии
человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона.

Определять опираясь на источник информации основные общие различия регионов
западной и восточной частей страны;
характеризовать по плану цели федеральных и региональных целевых программ

(2 часа)

Федерации».*

развития;
объяснять значение развития Арктической зоны для всей страны;
формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о воздействии
человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом;
объяснять после предварительного анализа причины достижения (недостижения)
результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие
результата цели.
Раздел 6. Россия в современном мире (2 часа)

Россия в
современном
мире
(2 часа)

Россия в системе международного географического
разделения
труда.
*Россия
в
составе
международных
экономических и политических организаций. Взаимосвязи России
с другими странами мира. * Россия и страны *СНГ. ЕврАзЭС. *
Значение для мировой цивилизации географического
пространства России как комплекса природных, культурных, и
экономических ценностей.
Объекты Всемирного природного и культурного наследия
России.

Характеризовать с опорой на источник информации место и роли России в мире и её
цивилизационный вклад.
приводить с опорой на источник информации примеры объектов Всемирного
природного и культурного наследия России;
формулировать после предварительного анализа оценочные суждения о динамике,
уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире.

При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности
использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими
материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми
для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего
Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

2

Состав хозяйства: важнейшие
межотраслевые комплексы и
отрасли. Отраслевая
структура, функциональная и
территориальная структуры
хозяйства страны, факторы их
формирования и развития.
Группировка отраслей по их
связи с природными
ресурсами. Факторы
производства
Экономико-географическое
положение (ЭГП) России как
фактор развития её хозяйства.
ВВП и ВРП как показатели
уровня развития страны и
регионов. Экономические
карты. Общие особенности
географии хозяйства России:
территории опережающего
развития, основная зона
хозяйственного освоения,
Арктическая зона и зона
Севера. «Стратегия
пространственного развития
Российской Федерации на
период до 2025 года»: цели,
задачи, приоритеты и
направления
пространственного развития

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/886647f8

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866497e

3

4

страны. Субъекты Российской
Федерации, выделяемые в
«Стратегии пространственного
развития Российской
Федерации» как
«геостратегические
территории». Практическая
работа. "Определение влияния
географического положения
России на особенности
отраслевой и территориальной
структуры хозяйства"
Производственный капитал.
Распределение
производственного капитала
по территории страны.
Себестоимость и
рентабельность производства.
Условия и факторы
размещения хозяйства
Практическая работа
"Определение влияния
географического положения
Россиина особенности
отраслевой и территориальной
структуры хозяйства"
ТЭК. Состав, место и значение
в хозяйстве. Место России в
мировой добыче основных
видов топливных ресурсов.
Угольная промышленность:

1

1

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88664d20

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866505e

5

6

7

география основных
современных и перспективных
районов добычи и переработки
топливных ресурсов
Нефтяная промышленность:
география основных
современных и перспективных
районов добычи и переработки
топливных ресурсов, систем
трубопроводов
Газовая промышленность:
география основных
современных и перспективных
районов добычи и переработки
топливных ресурсов, систем
трубопроводов
Электроэнергетика. Место
России в мировом
производстве электроэнергии.
Основные типы
электростанций (атомные,
тепловые,
гидроэлектростанции), их
особенности и доля в
производстве электроэнергии.
Размещение крупнейших
электростанций. Каскады ГЭС.
Практическая работа по теме
"Анализ статистических и
текстовых материалов с целью
сравнения стоимости

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886651bc

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/886652f2

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866541e

8

9

10

электроэнергии для населения
России в различных регионах"
Электростанции,
использующие
возобновляемые источники
энергии (ВИЭ), их
особенности и доля в
производстве электроэнергии.
Энергосистемы. Влияние ТЭК
на окружающую среду.
Основные положения
«Энергетической стратегии
России на период до 2035
года». Практическая работа по
теме "Сравнительная оценка
возможностей для развития
энергетики ВИЭ в отдельных
регионах страны"
Обобщающее повторение по
темам "Общая характеристика
хозяйства России" и
"Топливно-энергетический
комплекс (ТЭК)"
Металлургический комплекс.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Металлургические
базы России. Влияние
металлургии на окружающую
среду. Основные положения
«Стратегии развития чёрной и
цветной металлургии России

1

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88665586

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88665720

11

12

13

до 2030 года»
Место России в мировом
производстве чёрных
металлов. Особенности
технологии производства
чёрных металлов. Факторы
размещения предприятий
разных отраслей
металлургического комплекса.
География металлургии
чёрных металлов: основные
районы и центры
Место России в мировом
производстве цветных
металлов. Особенности
технологии производства
цветных металлов. Факторы
размещения предприятий
разных отраслей
металлургического комплекса.
География металлургии легких
и тяжелых цветных металлов:
основные районы и центры.
Практическая работа.
"Выявление факторов,
влияющих на себестоимость
производства предприятий
металлургического комплекса
в различных регионах страны
(по выбору)"
Машиностроительный

Библиотека ЦОК

1

1

1

https://m.edsoo.ru/88665892

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88665a5e

Библиотека ЦОК

14

15

комплекс. Состав, место и
значение в хозяйстве. Место
России в мировом
производстве
машиностроительной
продукции. Роль
машиностроения в реализации
целей политики
импортозамещения
Факторы размещения
машиностроительных
предприятий. Практическая
работа "Выявление факторов,
повлиявших на размещение
машиностроительного
предприятия (по выбору) на
основе анализа различных
источников информации!
География важнейших
отраслей
машиностроительного
комплекса: основные районы и
центры. Машиностроение и
охрана окружающей среды,
значение отрасли для создания
экологически эффективного
оборудования. Перспективы
развития машиностроения
России. Основные положения
документов, определяющих
стратегию развития отраслей

https://m.edsoo.ru/88665bbc

1

1

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88665d2e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88665e78

16

17

18

19

машиностроительного
комплекса
Повторение
."Металлургический
комплекс" и
"Машиностроительный
комплекс"
Химическая промышленность.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Место России в
мировом производстве
химической продукции
Факторы размещения
предприятий. География
важнейших подотраслей:
основные районы и центры.
Химическая промышленность
и охрана окружающей среды.
Основные положения
«Стратегии развития
химического и
нефтехимического комплекса
на период до 2030 года»
Лесопромышленный комплекс.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Место России в
мировом производстве
продукции лесного комплекса.
Лесозаготовительная,
деревообрабатывающая и
целлюлозно-бумажная

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886660b2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886662a6

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88666684

20

21

промышленность
Факторы размещения
предприятий. География
важнейших отраслей:
основные районы и
лесоперерабатывающие
комплексы. Лесное хозяйство
и окружающая среда.
Проблемы и перспективы
развития. Основные
положения «Стратегии
развития лесного комплекса
Российской Федерации до
2030 года». Практическая
работа по теме "Анализ
документов «Прогноз развития
лесного сектора Российской
Федерации до 2030 года» (Гл.
1, 3 и 11) и «Стратегия
развития лесного комплекса
Российской Федерации до
2030 года» (Гл. II и III,
Приложения № 1 и № 18) с
целью определения перспектив
и проблем развития
комплекса"
Агропромышленный комплекс
(АПК). Состав, место и
значение в экономике страны.
Сельское хозяйство. Состав,
место и значение в хозяйстве,

1

1

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886667f6

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88666a80

22

23

24

отличия от других отраслей
хозяйства. Земельные,
почвенные и
агроклиматические ресурсы.
Сельскохозяйственные угодья,
их площадь и структура.
Сельское хозяйство и
окружающая среда
Растениеводство и
животноводство: география
основных отраслей
Пищевая промышленность.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Факторы
размещения предприятий.
География важнейших
отраслей: основные районы и
центры. Пищевая
промышленность и охрана
окружающей среды. Лёгкая
промышленность. Состав,
место и значение в хозяйстве.
Факторы размещения
предприятий. География
важнейших отраслей:
основные районы и центры.
Лёгкая промышленность и
охрана окружающей среды
«Стратегия развития
агропромышленного и
рыбохозяйственного

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/88666bc0

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88666f12

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866716a

25

26

27

комплексов Российской
Федерации на период до 2030
года». Особенности АПК
своего края. Практическая
работа по теме "Определение
влияния природных и
социальных факторов на
размещение отраслей АПК"
Резервный урок. Обобщающее
повторение по теме
"Агропромышленный
комплекс (АПК)"
Инфраструктурный комплекс.
Состав: транспорт,
информационная
инфраструктура; сфера
обслуживания, рекреационное
хозяйство — место и значение
в хозяйстве. Транспорт.
Состав, место и значение в
хозяйстве. Крупнейшие
транспортные узлы.
«Стратегия развития
транспорта России на период
до 2030 года"
Морской и внутренний водный
транспорт. География
отдельных видов транспорта:
основные транспортные пути.
Транспорт и охрана
окружающей среды.

1

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/886672e6

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866748a

28

29

30

Практическая работа по теме
«Анализ статистических
данных с целью определения
доли отдельных морских
бассейнов в грузоперевозках и
объяснение выявленных
различий»
География отдельных видов
транспорта:
железнодорожный,
автомобильный транспорт,
основные транспортные пути.
Воздушный и трубопроводный
транспорт. Транспорт и охрана
окружающей среды
Информационная
инфраструктура. География
отдельных видов связи.
Проблемы и перспективы
развития комплекса.
Федеральный проект
«Информационная
инфраструктура»
Рекреационное хозяйство.
Особенности сферы
обслуживания своего края.
Практическая работа по теме
"Характеристика туристскорекреационного потенциала
своего края"

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886675fc

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88667c28

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88667980

31

32

33

Обобщение
"Инфраструктурный
комплекс"
Государственная политика как
фактор размещения
производства. «Стратегия
пространственного развития
Российской Федерации до
2025 года»: основные
положения. Новые формы
территориальной организации
хозяйства и их роль в
изменении территориальной
структуры хозяйства России.
Кластеры. Особые
экономические зоны (ОЭЗ).
Территории опережающего
развития (ТОР). Факторы,
ограничивающие развитие
хозяйства
Развитие хозяйства и
состояние окружающей среды.
«Стратегия экологической
безопасности Российской
Федерации до 2025 года» и
государственные меры по
переходу России к модели
устойчивого развития.
Практическая работа по теме
"Сравнительная оценка вклада
отдельных отраслей хозяйства

1

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88667f84

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886680c4

34

35

36

37

38

39

в загрязнение окружающей
среды на основе анализа
статистических материалов"
Географические особенности
Европейского Севера России.
Географическое положение.
Особенности природноресурсного потенциала
Географические особенности
Европейского Севера России.
Особенности населения
Географические особенности
Европейского Севера России.
Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Географические особенности
Северо-Запада России.
Географическое положение.
Особенности природноресурсного потенциала
Географические особенности
Северо-Запада России.
Особенности населения и
хозяйства. Социальноэкономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Географические особенности

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886681e6
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886682fe

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88668416

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866852e

Библиотека ЦОК

40

41

42

43

44

Центральной России.
Географическое положение.
Особенности природноресурсного потенциала
Географические особенности
Центральной России.
Особенности населения
Географические особенности
Центральной России.
Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Географические особенности
Поволжья. Географическое
положение. Особенности
природно-ресурсного
потенциала
Географические особенности
Поволжья. Особенности
населения и хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Географические особенности
Юга Европейской части
России. Географическое
положение. Особенности
природно-ресурсного
потенциала

https://m.edsoo.ru/886687e0

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88668a7e

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88668c4a

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88668d80

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88668e98

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88668fb0

45

46

47

48

49

50

Географические особенности
Юга Европейской части
России. Особенности
населения
Географические особенности
Юга Европейской части
России. Особенности
хозяйства. Социальноэкономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Географические особенности
Урала. Географическое
положение. Особенности
природно-ресурсного
потенциала. Практическая
работа по теме "Сравнение
ЭГП двух географических
районов страны по разным
источникам информации"
Географические особенности
Урала. Особенности населения
Географические особенности
Урала. Особенности хозяйства.
Социально-экономические и
экологические проблемы и
перспективы развития
Классификация субъектов
Российской Федерации
Западного макрорегиона по

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886690dc

Библиотека ЦОК

1

1

https://m.edsoo.ru/88669226

0.5

https://m.edsoo.ru/886693a2

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/886695b4
Библиотека ЦОК

1

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/886696ea

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866980c

51

52

53

уровню социальноэкономического развития; их
внутренние различия.
Практическая работа по теме
"Классификация субъектов
Российской Федерации одного
из географических районов
России по уровню социальноэкономического развития на
основе статистических
данных"
Практическая работа "Западный
макрорегион (Европейская
часть) России"
Географические особенности
географических районов.
Сибирь. Географическое
положение
Сибирь. Особенности
природно-ресурсного
потенциала

1

1

1

54

Сибирь. Особенности
хозяйства

1

55

Сибирь. Особенности
населения

1

56

Сибирь. Особенности
хозяйства. Социальноэкономические и
экологические проблемы и
перспективы развития

1

0.5
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88669938
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88669a6e
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88669e24
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/88669cb2
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866a0c2

57

58

Географические особенности
географических районов.
Дальний Восток.
Географическое положение
Дальний Восток. Особенности
природно-ресурсного
потенциала

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866a2a2
Библиотека ЦОК

1

59

Дальний Восток. Особенности
населения

1

60

Дальний Восток. Особенности
хозяйства

1

61

Классификация субъектов
Российской Федерации
Восточного макрорегиона по
уровню социальноэкономического развития; их
внутренние различия.
Практическая работа.
Сравнение человеческого
капитала двух географических
районов (субъектов
Российской Федерации) по
заданным критериям

1

62

Федеральные и региональные
целевые программы

1

63

Государственная программа
Российской Федерации
«Социально-экономическое
развитие Арктической зоны
Российской Федерации»

1

https://m.edsoo.ru/8866a3f6
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866a59a
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866a73e

0.5

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866a9e6

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866a8ba

1

64

65

Россия в системе
международного
географического разделения
труда. Россия в составе
международных
экономических и
политических организаций.
Значение для мировой
цивилизации географического
пространства России как
комплекса природных,
культурных и экономических
ценностей. Объекты
Всемирного природного и
культурного наследия России
Обобщающее повторение

1

67

Обобщающее повторение

1

Обобщающее повторение по
теме
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/8866acf2

Библиотека ЦОК

1

66

68

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/8866afd6

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866b184
Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/8866b2ba

1
68

4

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».