2024-2025 информатика ЗПР 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов

Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.

от «31»
от «31» от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:
Информатика(9 класс)

Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по информатике для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Информатика», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Федеральная рабочая программа даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся с ЗПР средствами
учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает
его
структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его
по классам (годам изучения); даёт примерное распределение учебных часов
по тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную)
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся. Федеральная рабочая программа определяет
количественные и качественные характеристики учебного материала для
каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения
разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся,
всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Программа является основой для составления тематического
планирования курса учителем.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании
отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей
закономерности
протекания
и
возможности
автоматизации
информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной
деятельности.

2

В процессе изучения информатики у обучающихся с ЗПР формируется
информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и
структурирования
информации;
учащиеся
овладевают
способами
представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы,
схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих
программных средств обработки данных; у учащихся формируется
представление о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; представление об основных изучаемых понятиях (информация,
алгоритм, модель) и их свойствах; развивается алгоритмическое мышление;
формируются представления о применении знаний по предмету в
современном мире, о роли информационных технологий и роботизированных
устройств в жизни людей, промышленности и научных исследованиях;
вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного поведения
при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение
соблюдать нормы информационной этики и права.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние
на формирование мировоззрения школьника с ЗПР, его жизненную позицию,
закладывает основы понимания принципов функционирования и
использования информационных технологий как необходимого инструмента
практически любой деятельности и одного из наиболее значимых
технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса
при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных
ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов
обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Информатика» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Особенностью восприятия и усвоения учебного материала по информатике,
обусловленной сниженным уровнем развития понятийных форм мышления,
является то, что абстрактные понятия и логический материал слабо
осознается обучающимися с ЗПР. Обучающиеся склонны к формальному
оперированию данными, они не пытаются вникнуть в суть изучаемого
понятия и процесса, им малодоступно понимание соподчинения отвлеченных
понятий и взаимообусловленность их признаков.
У обучающихся с ЗПР возникают трудности при преобразовании
информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и
полноты. Они испытывают трудности при оценивании числовых параметров
информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения
информации). При изучении раздела «Системы счисления» (у них могут
возникать затруднения при переводе из одной системы счисления в другую.
При изучении разделов «Разработка алгоритмов и программ»,
«Алгоритмы и программирование. Исполнители и алгоритмы.», «Элементы
3

математической логики» обучающиеся с ЗПР сталкиваются с трудностью
делать логические выводы, строить последовательные рассуждения,
оформлять блок-схемы и алгоритм записи кода программ, переносить данный
алгоритм в программу. Также при изучении программирования они не могут
разобраться с типами данных, не соотносят их с изученными ранее методами
кодирования информации в компьютере.
Обучающиеся затрудняются анализировать бессистемные данные даже
в простых задачах, они не всегда могут увидеть главное и второстепенное,
отделить лишнее, самостоятельно не соотносят ситуацию с изученным ранее.
Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление
материала, актуализация знаний по опоре при воспроизведении.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Информатика» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР: учебный
материал преподносится небольшими порциями, происходит его постепенное
усложнение, используются способы адаптации трудных заданий, некоторые
темы изучаются на ознакомительном уровне исходя из отбора содержания
учебного материала по предмету.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности предмета на
уроках широко используются демонстрация педагогом практической работы
с последующим совместным анализом последовательных учебных действий и
выработкой алгоритма, усиленная предметно-практическая деятельность
учащихся,
дополнительный
наглядно-иллюстративный
материал,
подкрепление выполнения заданий графическим материалом. Особое место
отводится работе, направленной на коррекцию процесса овладения
учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»
Целями изучения информатики на уровне основного общего
образования являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического
прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об
информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности,
государства, общества; понимания роли информационных процессов,
информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического
мышления как необходимого условия профессио­нальной деятельности в
современном информационном обществе, предполагающего способность
обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи;
сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для
достижения результата и т. д.;
4

формирование и развитие компетенций, обучающихся в области
использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе
знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования,
коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации
с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к
продолжению образования в области информационных технологий и
созидательной деятельности с применением средств информационных
технологий.
Освоение учебного предмета «Информатика» обучающимися с
задержкой психического развития направлено на овладение ими основными
средствами представления информации, необходимыми для решения
типовых учебных задач с помощью информационных и коммуникационных
технологий; знание основных алгоритмических конструкций и умение
использовать их для построения алгоритмов; формирование у обучающихся с
ЗПР начальных навыков применения информационных технологий для
решения учебных, практико-ориентированных и коммуникативных задач.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать
у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов
цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития
информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных
технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных
задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти
знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим
моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному
алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных
систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми
нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических
задач с помощью информационных технологий, применять полученные
результаты в практической деятельности.
Для обучающихся с ЗПР важным является:
5

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей детей с ЗПР средствами ИКТ;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни,
при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке
труда;
осуществление коррекции познавательных процессов, обучающихся с
ЗПР, развитие внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности,
умения строить суждения, делать умозаключения;
выработка
навыков
самоорганизации
учебной
деятельности
обучающихся с ЗПР;
выработка у обучающихся с ЗПР навыка учебной работы по алгоритму,
развитие умений самостоятельно составлять алгоритм учебных действий;
развитие навыков регулирующей роли речи в учебной работе.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего
образования определяют структуру основного содержания учебного
предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по информатике
Обучение учебному предмету «Информатика» строится на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися
с ЗПР. В связи с этим в содержание рабочей программы по информатике
внесены некоторые изменения: увеличено количество упражнений и заданий,
связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даются
как ознакомительные; исключаются задания повышенной сложности;
теоретический материал преподносится в процессе выполнения заданий
наглядно-практического характера; учебный материал дается небольшими
дозами; на каждом уроке проводится актуализация знаний, включается
материал для повторения. При изучении информатики основное внимание
уделяется практической направленности, исключается или упрощается
наиболее сложный для восприятия теоретический материал.
Процесс изучения учебного предмета строится исходя из особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Учитывая сниженный
объем запоминаемой информации для учащихся с ЗПР целесообразно более
широко использовать опорные схемы, памятки, алгоритмы, тем самым
предупреждая неточность воспроизведения и достигая упроченного
запоминания путем многократного употребления памяток. Практические
действия обучающихся следует сопровождать речевым отчетом с целью
повышения осознанности и речевой саморегуляции. Каждый вид учебной
6

деятельности необходимо чередовать с физкультминутками, включая
гимнастику для глаз, упражнения для снятия напряжения. При выполнении
практической работы на компьютере обучающимся с ЗПР необходимо
предлагать подробную инструкционную карту с описанием каждого шага
выполнения задания.
Практическая работа должна предполагать формирование у
обучающихся с ЗПР навыков жизненных компетенций, умений
использования информационных технологий в повседневной жизни,
устанавливать связь между знаниями по предмету и жизненными реалиями.
Необходимо учитывать индивидуальный темп обучающегося с ЗПР, и
возможные нарушения нейродинамики при планировании объема
практической работы.
Целесообразно проводить уроки комбинированного типа, чтобы
теоретический материал подкреплялся практикой. Это облегчает восприятие
учебного материала обучающимися с ЗПР и способствует его прочному
запоминанию.
На уроках информатики целесообразным является постоянное
использование материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point,
образовательные интернет порталы «Российская электронная школа»,
Learning Apps и т.д.).
Распределение времени на изучение тем в течение учебного года
самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от
особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Информатика»
Содержание видов деятельности обучающихся определяется особыми
образовательными потребностями школьников с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление
предметно-практической деятельности с активизацией сенсорных систем;
чередование видов деятельности, задействующих все сенсорные системы;
введение дополнительных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции
учебно-познавательной деятельности и контроль собственного результата.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения
должна включать в себя совокупность технологических средств
(компьютеры, мультимедийные проекторы с экранами, интерактивные доски
и др.), культурные и организационные формы информационного
взаимодействия компетентных участников образовательного процесса в
решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
7

информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб
поддержки применения ИКТ.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы
с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
Ниже приведен перечень тем, изучение которых осуществляется в
ознакомительном плане:
9 КЛАСС)
Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
Имитационные модели. Оценка адекватности модели моделируемому
объекту и целям моделирования.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи.
Управление
Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света,
звука и др.).
Оценка предметных результатов, обучающихся с ЗПР предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком
и является механизмом для восполнения образовательных дефицитов при их
возникновении.
С учетом короткого периода (7–9 классы) и минимального времени (1
час в неделю), отводимого на изучение информатики, и передовых
международных тенденций развития школьного курса информатики (ранее
начало изучения предмета), при наличии возможностей образовательные
организации могут начать обучение информатике с 5 класса. В этом случае
им рекомендуется использовать представленную ниже тематические блоки
(разделы) предметных результатов освоения учебного предмета
«Информатика», отдавая предпочтение в 5–6 классах частичному освоению
тематических
блоков
(разделов)
«Информация
вокруг
нас»;
«Информационные технологии»; «Информационное моделирование»;
«Алгоритмика».
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане

8

В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Информатика»
входит в предметную область «Математика и информатика» и является
обязательным для изучения.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне
отведено 34 учебных часа – по 1 часу в неделю в 9 классе.
Предлагается в часть учебного плана, формируемую участниками
образовательных отношений, ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю
учебный предмет «Информатика», в результате изучения которого у
обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления по
предмету, что будет способствовать профилактике трудностей в изучении
данного предмета в 7–9 классах.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
9 КЛАСС
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в
ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных.
Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в
сети Интернет. Большие данные (интернет-данные в частности, данные
социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы противодействия им.
Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети
Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет.
Предупреждение вовлечения в деструктивные и криминальные формы
сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве
Виды
деятельности
в
сети
Интернет.
Интернет-сервисы:
коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференц-связь и т.
п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы,
службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы
государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной
разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как вебсервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки
программ.
Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
9

Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей. Материальные (натурные) и информационные модели.
Непрерывные и дискретные модели. *Имитационные модели.* Игровые
модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям
моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному
условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица графа. Длина пути между
вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина
(источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление
количества путей в направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота
дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор вариантов с
помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической
модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания
объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение
математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
*Разбиение задачи на подзадачи.* Составление алгоритмов и программ
с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителем Робот или другими исполнителями, такими как
Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и
отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных
числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового
массива случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода
чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного
значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих
заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента
массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и максимального значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. *Получение сигналов от
10

цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.).* Примеры
использования принципа обратной связи в системах управления
техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе
в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным
средством и т. п.).
Информационные технологии
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках
электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц.
Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего
арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение
диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор
типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная
и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и
подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших
наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны,
региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными
технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных
приложений, тестировщик, архитектор програм­много обеспечения,
специалист по анализу данных, системный администратор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного
предмета.
11

В результате изучения информатики на уровне основного общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты в части:
1)
патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому
и научному наследию, понимание значения информатики как науки в жизни
современного общества, владение достоверной информацией о передовых
мировых и отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий, заинтересованность в научных знаниях о
цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков, активное
неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение
правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
Интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при
выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной
деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации,
информационных
процессах
и
информационных
технологиях,
соответствующих современному уровню развития науки и общественной
практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной
картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и
уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
разнообразными средствами информационных технологий, а также умения
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
12

для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему
здоровью, установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения
и
соблюдения
требований
безопасной
эксплуатации
средств
информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной
деятельности,
связанных
с
информатикой,
программированием и информационными технологиями, основанными на
достижениях науки информатики и научно-технического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения, в том числе с учётом возможностей информационных и
коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
в том числе существующих в виртуальном пространстве.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения программы по информатике
отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, проводить умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
13

2) базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную
в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
1) общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании
информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору,
обработке, передаче, формализации информации, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;

14

выполнять свою часть работы с информацией или информационным
продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и
координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт
по
критериям,
самостоятельно
сформулированным
участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
1) самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие
решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
2) самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
4) принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях
открытого доступа к любым объёмам информации.
15

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по информатике на уровне
основного общего образования.
9 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного
содержания, установленного данной федеральной рабочей программой,
отражают сформированность у обучающихся с ЗПР умений:
разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на
компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и
вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник с опорой на образец;
составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы
обработки числовых последовательностей или одномерных числовых
массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов
с заданными свойствами с опорой на образец на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык);
оперировать понятиями «модель», «моделирование», определять виды
моделей; оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям
моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и
иерархической структуры; находить кратчайший путь в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной
задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием
соответствующих программных средств обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анализа и
визуализации числовых данных, в том числе с выделением диапазона
таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
создавать и применять (с опорой на алгоритм учебных действий) в
электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных
арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих
заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и
минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в
простых задачах из разных предметных областей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе
коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайнпрограммы (текстовые и графические редакторы, среды разработки)) в
учебной и повседневной деятельности;
приводить примеры использования геоинформационных сервисов,
сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в
учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного
16

программного обеспечения, защищать персональную информацию от
несанкционированного доступа и его последствий (разглашения, подмены,
утраты данных) с учётом основных технологических и социальнопсихологических аспектов использования сети Интернет (сетевая
анонимность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресурсов, опасность
вредоносного кода);
распознавать
попытки
и
предупреждать
вовлечение
себя
и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(в том числе кибербуллинг, фишинг).
Изучение информатики на уровне основного общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения содержания учебного предмета.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количестве часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета «Информатика» Федеральной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом
совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы
учебного предмета «Информатика» образовательной программы основного
общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в
содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой
темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность
данных изменений определяется выбранным образовательной организацией
УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем,
рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по информатике,
представленными в Пояснительной записке.
Всего 34 часа, из них 1 час— резервное время.

17

9 класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 1 час — резервное время.
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение

Основные виды деятельности учащихся при
изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов)
Тема 1. Глобальная сеть
Интернет и стратегии
безопасного поведения в
ней (3 часа)

Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение
данных. Методы индивидуального и коллективного размещения
новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернетданные в частности данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной
безопасности при работе в глобальной сети и методы
противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита
личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии
поведения
в
сети
Интернет.
Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой
активности (кибербуллинг, фишинг и др.).

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать с помощью педагога доменные
имена компьютеров и адреса документов в
Интернете.
Определять минимальное время, необходимое
для передачи известного объёма данных по
каналу связи с известными характеристиками с
опорой на алгоритм учебных действий.
Распознавать потенциальные угрозы и вредные
воздействия, связанные с информационными и
коммуникационными технологиями, *оценивать
предлагаемые пути их устранения.*

Практические работы
1. Создание комплексных информационных объектов в виде вебстраниц, включающих графические объекты, с использованием
конструкторов (шаблонов).
2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и
безопасной работы с ресурсами сети Интернет, методами
аутентификации, в том числе применяемыми в сервисах госуслуг

Создавать
комплексные
информационные
объекты в виде веб-страниц, включающих
графические объекты, с использованием
конструкторов (шаблонов) с опорой на алгоритм
учебных действий.

18

Тема 2. Работа в
информационном
пространстве (3 часа)

Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы:
коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференцсвязь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.),
поисковые службы, службы обновления программного обеспечения
и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища
данных. Средства совместной разработки документов (онлайнофисы). Программное обеспечение как веб-сервис: онлайновые
текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Практические работы
1. Поиск информации в сети Интернет по запросам
использованием логических операций.
2. Использование онлайн-офиса для разработки документов

с

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Приводить примеры ситуаций, в которых
требуется использовать коммуникационные
сервисы, справочные и поисковые службы и др.
Определять количество страниц, найденных
поисковым
сервером
по
запросам
с
использованием логических операций с опорой
на справочный материал.
Приводить примеры услуг, доступных на
сервисах государственных услуг.
Приводить примеры онлайновых текстовых и
графических редакторов, сред разработки
программ с опорой на справочный материал.

Раздел 2. Теоретические основы информатики (8 часов)
Тема 3. Моделирование
как метод познания
(8 часов)

Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования.
Классификации
моделей.
Материальные
(натурные)
и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели.
*Имитационные модели.* Игровые модели. Оценка адекватности
модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному
условию.
Граф.
Вершина,
ребро,
путь.
Ориентированные
и
неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица
графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального
пути в графе. Начальная вершина источник) и конечная вершина
(сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в
направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота
дерева. Поддерево. Примеры использования деревьев. Перебор
вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью

19

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Определять вид информационной модели в
зависимости от стоящей задачи с опорой на
алгоритм учебных действий.
Анализировать
информационные
модели
(таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.) по
образцу.
*Осуществлять системный анализ объекта,
выделять среди его свойств те свойства, которые
существенны
с
точки
зрения
целей
моделирования.*
*Оценивать
адекватность
модели
моделируемому
объекту
и
целям
моделирования.*
Строить
и
интерпретировать
различные
информационные модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов) с опорой
на алгоритм учебных действий.

математического (компьютерного) моделирования. Отличие
математической модели от натурной модели и от словесного
(литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи,
построение математической модели, программная реализация,
тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели.

Исследовать с помощью информационных
моделей объекты в соответствии с поставленной
задачей.
Работать с готовыми компьютерными моделями
из различных предметных областей после
совместного анализа.

Практические работы
1. Создание однотабличной базы данных. Поиск данных в готовой
базе.
2. Работа с готовыми компьютерными моделями из различных
предметных областей.
3. Программная реализация простейших математических моделей
Раздел 3. Алгоритмы и программирование (8 часов)
Тема 4. Разработка
алгоритмов и программ
(6 часов)

*Разбиение задачи на подзадачи.* Составление алгоритмов и
программ
с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных
алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими
исполнителями, такими как Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные
величины
(массивы).
Одномерные
массивы.
Составление и отладка программ, реализующих типовые
алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из
языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#,
Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива
случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода
чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск
заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива,
удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального
(максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы,
среднего арифметического, минимального и максимального

20

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Разрабатывать программы для обработки
одномерного массива целых чисел) с опорой на
алгоритм учебных действий, по образец.
Осуществлять
разбиение
исходной задачи на подзадачи по образцу.
Разрабатывать
программы,
содержащие подпрограмму(ы) с опорой на
алгоритм учебных действий.

значения элементов
заданному условию.

последовательности,

удовлетворяющих

Практические работы
1. Составление программ с использованием вспомогательных
алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот,
Черепашка, Чертёжник.
2. Составление и отладка программ, реализующих типовые
алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из
языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#,
Школьный Алгоритмический Язык)
Тема 5. Управление
(2 часа)

Управление. Сигнал. Обратная связь. *Получение сигналов от
цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.).*
Примеры использования принципа обратной связи в системах
управления техническими устройствами с помощью датчиков, в
том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система
движением в транспортной системе, сварочная линия
автоматизированное управление отопления дома,
система управления транспортным средством и т. п.).
Практические работы
1. Знакомство с учебной средой разработки программ
движущимися роботами

21

управления
автозавода,
автономная
управления

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать с помощью педагога отношения
в живой природе, технических и социальных
(школа,
семья
и др.) системах с позиций управления.

Раздел 4. Информационные технологии (11 часов)
Тема 6. Электронные
таблицы (10 часов)

Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках
электронной таблицы. Редактирование и форматирование таблиц.
Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и
среднего арифметического. Сортировка данных в выделенном
диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая
диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная,
абсолютная
и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и
подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка
больших наборов данных. Численное моделирование
в электронных таблицах.

Практические работы
1. Ввод данных и формул, оформление таблицы.
2. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.
3. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
4. Выполнение расчётов по вводимым пользователем формулам с
использованием встроенных функций.
5. Обработка больших наборов данных.

22

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс
применяемого программного средства.
Определять условия и возможности применения
программного средства для решения типовых
задач с опорой на алгоритм учебных действий.
Выявлять
общее
и
различия
в
разных
программных
продуктах,
предназначенных для решения одного класса
(разных классов) задач с опорой на алгоритм
учебных действий.
Редактировать и форматировать электронные
таблицы с опорой на алгоритм учебных
действий.
Анализировать и визуализировать данные в
электронных таблицах.
Выполнять в электронных таблицах расчёты по
вводимым
пользователем
формулам
с
использованием встроенных функций с опорой
на алгоритм учебных действий.
Осуществлять численное моделирование в
простых задачах из различных предметных
областей по образцу.

6. Численное моделирование в электронных таблицах
Тема 7. Информационные
технологии в
современном обществе (1
час)

Роль
информационных
в развитии экономики мира, страны,
образовательные ресурсы.

технологий
Открытые

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Обсуждать роль информационных технологий в
современном мире.

Профессии, связанные с информатикой и информационными
технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных
приложений, тестировщик, архитектор программного обес­печения,
специалист по анализу данных, системный администратор.
Практические работы
1. Создание презентации о профессиях, связанных с ИКТ

Обсуждать значение открытых образовательных
ресурсов и возможности их использования.
Анализировать
цифровые
навыки,
которыми
должен
обладать выпускник школы.

региона.

Резервное время (1 час)

Практические работы за 9 класс
Тема 1. Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
1. Создание комплексных информационных объектов в виде веб-страниц, включающих графические объекты, с использованием
конструкторов (шаблонов).
2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и безопасной работы с ресурсами сети Интернет, методами аутентификации, в том
числе применяемыми в сервисах госуслуг
Тема 2. Работа в информационном пространстве
1. Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
2. Использование онлайн-офиса для разработки документов
Тема 3. Моделирование как метод познания
1. Создание однотабличной базы данных. Поиск данных в готовой базе.

23

2. Работа с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей.
3. Программная реализация простейших математических моделей
Тема 4. Разработка алгоритмов и программ
1. Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник.
2. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык)
Тема 5. Управление
1. Знакомство с учебной средой разработки программ управления движущимися роботами
Тема 6. Электронные таблицы
1. Ввод данных и формул, оформление таблицы.
2. Сортировка и фильтрация данных в электронных таблицах.
3. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах.
4. Выполнение расчётов по вводимым пользователем формулам с использованием встроенных функций.
5. Обработка больших наборов данных.
6. Численное моделирование в электронных таблицах
Тема 7. Информационные технологии в современном обществе
1. Создание презентации о профессиях, связанных с ИКТ
При разработке рабочей программы в тематическом планировании должны быть учтены возможности использования электронных

24

(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами (мультимедийные программы, электронные
учебники и задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и
реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».