МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
председатель МО
заместитель директора по директор
педагогов коррекционных
УВР
________________________
классов
______________________
Лебедева Е.Н.
_________________________
Куракина А.А.
Цыбенова И.Б.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
приказ 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
Составлено в соответствии с АООП для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
Класс: 4 «в»
Педагог-психолог: Бармина П. С.
Санкт-Петербург
2024/2025
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана с учетом требований следующих документов:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Минобразования РФ от 19.12.2014 г. № 1598).
4.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
5.
АООП для обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ средняя
школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
6.
Устава ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия (психологические)»
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области учебного плана при реализации
АООП НОО для обучающихся с ЗПР.
Содержание курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» определяется
исходя из требований ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и направлено на коррекцию
имеющихся недостатков в развитии ребенка, препятствующих освоению программы. Курс
является обязательной частью АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.) и
реализуется на протяжении всего периода обучения в начальной школе.
Психологические особенности обучающихся с ЗПР, обусловленные первичным
нарушением при задержке психического развития в виде органической или
функциональной недостаточности ЦНС, проявляются в виде недостатков саморегуляции,
мыслительных операций, слабости мотивационного компонента, эмоциональных
трудностей, личностной незрелости, речевых нарушений и в значительной мере
препятствуют формированию учебной деятельности и достижению требуемых результатов
образования.
В процессе психокоррекционных занятий происходит преодоление или ослабление
нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, регулятивной и коммуникативной
сфер личности ребенка с ЗПР.
Цель и задачи курса
Цель курса – развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной, регулятивной сфер обучающегося, направленные на преодоление или
ослабление трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
• формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических и интеллектуальных процессов;
• коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения, формирование навыков самоконтроля;
• гармонизация психоэмоционального состояния, формирование у обучающегося
позитивного отношения к собственному «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности;
• освоение средств коммуникации, приемов конструктивного общения;
• развитие способности к эмпатии, сопереживанию;
• формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье,
классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе;
• предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
• оптимизация взаимодействия обучающегося с педагогами и сверстниками;
• становление сферы жизненной компетенции;
• стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
Особенности построения курса
Содержание коррекционного курса включает в себя следующие модули:
1.
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций.
2.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к
продуктивному взаимодействию с окружающими.
3.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,
формированию учебной мотивации.
4.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,
коррекции недостатков регулятивных процессов.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или
иного раздела модуля в зависимости от особенностей ребенка или группы обучающихся.
Специалист может сделать один и более разделов модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение
часов, ориентируясь на потребности обучающихся.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании курса
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии
с особыми образовательными потребностями младшего школьника с ЗПР. Учитывая
характерные для таких школьников сниженную общую работоспособность, повышенную
утомляемость, низкий темп переработки информации, сниженные возможности
эмоциональной саморегуляции, педагог-психолог придерживается строгой этапности при
проведении занятия. Каждое отдельное занятие по своей структуре делится на вводную,
основную и заключительную части и проводится с использованием игровых упражнений и
бланковых материалов, а также предусматривает наличие динамических и релаксационных
пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет
обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая
активизирует продуктивную деятельность и способствует эмоциональной стабильности
участников занятия. Основная часть предполагает последовательное выполнение
различных упражнений в соответствии с общим содержанием конкретного модуля.
Заключительная часть занятия включает рефлексию проведенной работы, обмен
эмоциональными впечатлениями и ритуал прощания, укрепляющий чувство групповой
сплоченности.
При изучении большинства тем используются такие формы психокоррекционной
работы, как работа в группе с использованием элементов тренинговых занятий; ведение
структурированных бесед с элементами дискуссии; игровые упражнения (подвижные,
словесные); работа с психологической сказкой; рисуночные арт-методы; составление
социальных историй; отработка простых приемов и техник релаксации; работа в тетрадях,
на специальных бланках с заданиями.
Подходы к оценке достижения планируемых результатов освоения программы
коррекционно-развивающего курса
Диагностическое направление работы педагога-психолога предполагает получение
своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях и динамике
развития младших школьников с ЗПР, позволяет оценивать результаты освоения
обучающимися коррекционно-развивающего курса. Диагностика проводится с
использованием стандартизированных психодиагностических методик, анкетирования,
психодиагностического наблюдения и анализа продуктов деятельности обучающихся.
Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде:
• Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных
ориентаций «Домики» (методика О.А. Ореховой);
• определение школьной адаптации (анкета по Л.Л. Венгер и С.А. Бугрименко);
• анкетирование педагогов, родителей;
• Проективный тест школьной тревожности (А.М. Прихожан);
• Определение эмоционального отношения к школе, методика «Школа зверей»
(Панченко С.);
• определение мотивации к школьному обучению (М.Р. Гинзбург);
• методика «Эмоциональная близость к учителю» (методика Р. Жиля);
• Проективная методика «Я в школе» (методика Р.В. Овчаровой)
• психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности.
Мониторинг уровня развития регулятивной сферы:
• методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина (адаптированный вариант для
детей с ЗПР «Графический узор» Н.В. Бабкиной);
• методика «Да и нет» Н.И. Гуткиной/Кравцовой Е.Е.;
• Тест развития произвольной регуляции деятельности О.А. Семеновой;
• надтестовые показатели (И.А. Коробейников, Н.В. Бабкина);
• анкетирование педагогов по выявлению признаков импульсивности;
• психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
• метод экспертных оценок.
Мониторинг уровня развития коммуникативной сферы:
• анкетирование педагогов и родителей на предмет выявления уровня развития
коммуникативных навыков младших школьников;
• психодиагностическое наблюдение в учебной и вне учебной деятельности;
• метод экспертных оценок;
• социометрия.
Мониторинг уровня развития познавательной сферы:
• «10 слов» А.Р. Лурия;
• задание «Расставь значки», корректурная проба, таблицы Шульте;
• «Последовательные картинки»;
• предъявление картинки со скрытым смыслом, понимание скрытого смысла в
текстах;
• «Четвертый лишний», невербальный/вербальный вариант;
• простые аналогии.
Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная
образовательная программа начального общего образования направлена на коррекцию
нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных
потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая
область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс «Психокоррекционные
занятия (психологические)» является частью программы коррекционной работы и
обязателен для изучения. В соответствии с учебным планом ФАОП НОО для обучающихся
с ЗПР на изучение курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2
часа в неделю (68 часов в учебном году).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
Модуль по развитию познавательной деятельности и коррекции недостатков
когнитивных функций
Развитие опосредованного запоминания. Формирование ассоциативных связей для
запоминания информации. Формирование мнемотехнических приемов: запоминание
информации по ключевому признаку, по ассоциативной связи. Умение перекодировать
текстовую информацию в формат таблицы. Логический анализ текстовой информации.
Умение работать с информацией в формате таблицы, умение чтения табличных данных,
умение преобразовывать табличные данные в текстовую или схематическую форму.
Умение заполнять таблицы. Формирование логического действия анализа и синтеза:
выделение существенных признаков, оперирование признаками, синтезирование объекта
по заданным признакам. Формирование логического действия классификации:
группировка объектов, называние групп объектов, определения признака для группировки.
Формирование логического действия сравнения: сравнение понятий по существенным
признакам. Формирование логического действия абстрагирования: умение отвлечься от
второстепенных признаков. Формирование логического действия обобщения: умение
делать выводы на основе анализа информации, понимание скрытого смысла текста,
пословиц и поговорок. Формирование логического действия обобщения: упражнения на
поиск закономерности, решение логических задач, требующих построения цепочки
логических рассуждений.
Модуль по развитию коммуникативных компетенций и способности к
продуктивному взаимодействию с окружающими
Развитие мотивации сотрудничества в ситуации совместного поиска новой
информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде в
моделируемых педагогом ситуациях. Развитие умения обобщать информацию и точно ее
передавать. Развитие представлений о конфликте в общении, его причинах и последствиях.
Различные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Ознакомление с алгоритмом
безопасного и эффективного разрешения конфликтов. Умение работать в команде: умение
учитывать мнения разных людей, умение устанавливать контакт в различных ситуациях
общения, помехи в общении. Значение позитивной установки для комфортного общения,
внимательного отношения к другому человеку. Развитие навыков взаимодействия в
команде. Актуализация правил комфортного общения. Развитие навыков сотрудничества.
Модуль по развитию и коррекции эмоционально-личностной сферы,
формированию учебной мотивации
Формирование
позитивного
самоотношения.
Формирование
осознания
обучающимися происходящих в них перемен (окончание начальной школы и переход в
пятый класс). Роль индивидуальных особенностей во взаимодействии с другими. Понятие
«способности», исследование своих способностей и возможностей. Выработка адекватного
отношения к ошибкам и неудачам. Развитие навыков анализа своих стремлений и
возможностей, их сопоставления. Развитие навыков самоанализа. Развитие умения
планировать цели и пути самоизменения (работа над своими слабыми сторонами). Развитие
представлений о своих интересах, ценностях, способностях. Формирование способности
идентифицировать индивидуальные особенности другого: развитие навыков анализа
качеств другого человека по невербальным и вербальным признакам, поступкам. Развитие
навыков самоанализа и умения рассказывать о себе. Формирование умения идентификации
собственных внутренних и внешних изменений. Формирование позитивного образа
будущего, актуализация образа желаемого будущего. Повышение уверенности в себе и
развитие самостоятельности.
Модуль по развитию произвольной регуляции деятельности и поведения,
коррекции недостатков регулятивных процессов
Тренировка длительности удержания внимания. Задания на работу с обратным
рядом чисел, отработка переключения с программы на программу. Интериоризация
программы работы обратного ряда чисел, самостоятельное построение программы.
Интериоризация программ работы с прямым и обратным рядами чисел. Закрепление
работы с обратным рядом по усвоенной программе. Тренировка произвольного внимания,
его распределения, самоконтроля, предупреждения импульсивных реакций. Перенос
принципа параллельного поиска на цифро-буквенном материале. Тренировка удержания
программы, дифференциации близких программ. Закрепление работы по программе с
параллельными рядами чисел. Тренировка переключения зрительного внимания.
Отработка в речевом плане программы действий с параллельными рядами. Проверка
возможности построения программы с параллельными рядами чисел по аналогии с
предыдущими. Закрепление действия по программе «параллельные ряды», выбор и
проговаривание программы. Перенос программы, действие по усвоенной программе
«параллельные ряды». Тренировка навыка анализа новой программы, тренировка контроля
своих действий в наглядной программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
В области адаптации обучающегося к началу школьного обучения:
позитивное отношение к посещению школы;
соблюдение школьной дисциплины;
ориентировка в пространстве класса и школьном здании;
социально-нормативное обращение к педагогу;
социально-нормативное поведение в общественных местах школы;
формирование школьной мотивации.
В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:
формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного
выполнения заданий;
формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался,
справился – не справился);
формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со
взрослым);
формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя
замеченные недочеты (у соседа, у себя);
формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции,
действовать в плане заданного, не отвлекаясь на посторонние раздражители;
способность правильно воспроизводить несложный графический образец;
способность относительно объективно оценивать достигнутый результат
деятельности;
способность давать словесный отчет о проделанной работе;
формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную
деятельность.
В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и
формирования высших психических функций:
совершенствование
мотивационно-целевой
основы
учебно-познавательной
деятельности;
улучшение качества понимания инструкции, возможность осуществлять
последовательные действия на основе словесной инструкции;
способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический
план и на листе бумаги, понимать словесные обозначения пространства,
возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить
предметы с сенсорными эталонами,
возможность концентрации и произвольного удержания внимания;
способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в
оперативной памяти более пяти единиц запоминаемого;
способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей
объекта;
способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей;
возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;
возможность опредмечивания графических знаков;
способность к вербализации своих действий;
способность осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в
образном и умственном плане.
В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее
недостатков:
уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;
улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности,
проявлений познавательного интереса, качественных характеристик контакта и
аффективного компонента продуктивности;
способность переживать чувство гордости за свою семью, свои успехи, вербализовать
повод для гордости;
отдельные проявления попыток задержать непосредственную (негативную)
эмоциональную реакцию.
В области развития коммуникативной сферы и способности к продуктивному
взаимодействию с окружающими:
способность обращать внимание на внешний вид, настроение, успехи
одноклассников;
уменьшение проявлений эгоцентризма и количества конфликтных ситуаций;
снижение количества проявлений агрессивного поведения, в т.ч. вербальной агрессии;
формирование умения дифференцировать ситуации личностного и делового общения;
овладение формулами речевого этикета;
снижение проявлений тревожности и агрессивности по отношению к сверстникам и
педагогам;
повышение и стабилизация социометрического статуса ребенка.
Поурочно - тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование рассчитано на проведение 2 занятий в
неделю в период обучения в 4 классе. Составлено в соответствии с АООП и СанПин и
представлено в приложении 1.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Список литературы
Акимова М.К., Козлова В.Т., Психологическая коррекция умственного развития
школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.
Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции
– М.: Генезис, 2019.
Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде. /
Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2021
Логинова Е.Т. Социально-педагогическое обеспечение социализации детей с
выраженной интеллектуальной и сенсорномоторной недостаточностью. СПб: Издво РГПУ им. Герцена. 2019
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. –
Педагогическое общество России, Москва, 2022.
Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Семенович
А.В., М., «Генезис», 2021
«Тропинка к своему Я», 1-4 класс, О.В. Хухлаева, М. 2021, изд. Генезис
И. Авидон, О. Гончукова «100 разминок, которые украсят ваш тренинг», 2019
Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализация детей
с нарушениями интеллекта - СПб.: Речь,2020