МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
председатель МО
заместитель директора
директор
педагогов коррекционных
по УВР
__________________________
классов
______________________
Лебедева Е.Н.
________________________
Куракина А.А.
Цыбенова И.Б.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
приказ 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по коррекционному курсу Сенсорное развитие
«Мир ощущений»
2024-2025 учебный год
Рабочая программа составлена в соответствии с АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
II вариант
Класс: 1 «В» класс
Педагог-психолог: Бармина П.С.
Санкт – Петербург
2024-2025
Содержание
1. Пояснительная записка
2.Планируемые результаты освоения программы
2.1. Предметные результаты
2.2. БУД
3. Содержание учебного предмета
4. Система оценки достижения планируемых результатов
4.1. Предметные результаты (формы и методы контроля)
4.2. БУД
5. Календарно-тематическое планирование
6. Список литературы
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). Программа была разработана с учетом
требований следующих документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
2.
3.
4.
5.
6.
273-ФЗ.
Приказа Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной образовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Постановления Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»
Устава ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, II вариант ГБОУ
средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Актуальность предмета заключается в обогащении чувственного познавательного
опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических
процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы
Цель: создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в
совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное
полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее
оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в
обществе плюс коррекция и развитие сенсорной и эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
Релаксация
Нормализация нарушение мышечного тонуса;
Снятие психическое и эмоциональное напряжение
Активизация различных функций ЦНС:
Стимулирование всех сенсорных процессов;
Повышение мотивации к деятельности;
Создание положительного эмоционального фона и преодоление нарушений
эмоционально-волевой сферы;
Коррекция нарушенных высших корковых функций;
Развитие общей и мелкой моторики
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного
восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их
свойств;
Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического
и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы,
конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в
пространстве;
Формирование пространственно-временных ориентировок;
Развитие слухоголосовых координаций;
Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем
многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков,
ритмов);
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей
терминологии;
Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной
координации;
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Общая характеристика предмета
В программе четко просматриваются два основных направления работы:
формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся
общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой
спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных)
действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим,
что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет
лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Развитие сенсорной
системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены
задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости,
скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира
в программу включен раздел, основной целью которого является развитие тактильнодвигательного восприятия. Разные предметы обладают рядом свойств, которые
невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора.
Речь идет о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый,
колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.),
вибрационных возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при
последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объема),
поверхности, позволяют уточнить знания детей о материалах, их свойствах и качествах,
сформировать обобщенное представление о самом объекте. Формирование ощущений
этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью значительно затруднено. При
исследованиях обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность
осязательной деятельности как младших, так и старших школьников; асинхронность и
несогласованность движений рук, импульсивность, поспешность, недостаточная
сосредоточенность всей деятельности и соответственно большое количество ошибок при
распознавании объектов. Обычно такие дети удовлетворяются первым распознаванием
объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают
дополнительных попыток проверить правильность своего решения. При этом многие
информативные признаки предмета (объекта, явления) остаются не воспринятыми.
Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его
формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов,
полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной
чувствительности.
Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у
детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей
(верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.
Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т. е.
поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как
без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение
сложнокоординированных движений. Кинестетический фактор несет информацию о
взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с
осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений
сложных комплексов рук, ног, кистей, пальцев, органов артикуляции, глаз и т. д. В
чувственном познании осязательно-двигательное восприятие преобладает над чисто
зрительным.
Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено
рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с
интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с
окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная
дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию
мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут
выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы —
восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в
новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в
окружающем.
Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие
осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию
окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.
Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития
отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в
дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и
углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и
осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки.
Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного,
двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и
недостаточная
целенаправленность
осязательной
деятельности
у
детей
с
интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом
объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки
объекта.
Одной из основных проблем сенсорного воспитания является проблема познания
чувства тяжести, чувства вкуса, развития обоняния. Дети с интеллектуальной
недостаточностью слабо осознают возможности барических ощущений, обонятельного,
вкусового анализаторов. Как показывает практика, нужно специальное обучение, чтобы эти
ощущения стали определяющими при знакомстве с определенными группами предметов
(например, косметическая продукция, специи и др.). Восприятие предмета (объекта,
явления) с помощью разнообразных органов чувств дает более полное и правильное
представление о нем, помогает узнавать предмет по одному или нескольким свойствам
(включая запах, вкус и др.).
Место предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 1 класса и
составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и рассчитана на 2 часа в неделю: 66 часов
в год.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой
умственной отсталостью
С
учетом
особенностей
психофизиологического
развития
детей
с
интеллектуальными нарушениями становится ясно, что данный вид работы требует
системного и последовательного подхода. Такие дети затрудняются в различении,
дифференциации общих, особых и единичных свойств, в последовательности обследования
и различения форм. Им свойственны фрагментарность, обедненность восприятия, слабая
направленность процессов анализа и сравнения. Эти же особенности проявляются и при
знакомстве с величиной предметов.
Для детей с интеллектуальными нарушениями характерно снижение цветовой
чувствительности. Обычно они правильно различают белый и черный цвет, насыщенные
красный, синий. Но недостаточно дифференцируют цвета слабонасыщенные, не
воспринимают оттенки и цвета, соседние по спектру, путают их названия.
Программа предусматривает усложнение требований не только к формированию
собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета), но и к умению группировать
предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам
(2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры,
использовать различные приемы измерения.
Особую трудность вызывает у детей конструктивная деятельность в силу
недостаточной сформированности аналитико-синтетической деятельности, образного
мышления. Введение в программу задач, связанных с конструированием, вызвано ее особой
значимостью для более полного познания объектов и явлений окружающего мира, для
практической и мыслительной деятельности детей, что в конечном итоге будет
способствовать сознательному усвоению программного материала на разных уроках
(математика, рисование, лепка, ручной труд. Значительные отклонения, наблюдаемые в
речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в
своей
основе
недостатки
слухового
восприятия
вследствие
их
малой
дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию
обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь.
Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия
речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность
познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей
с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом,
обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая
предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают
потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и
качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с
нормальным развитием.
2.Планируемые результаты освоения программы
2.1 Предметные результаты
— ориентирование на сенсорные эталоны;
— узнавание предметов по заданным признакам;
— сравнивание предметов по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному
назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— овладение доступными средствами коммуникации и общения
2.2 Базовые учебные действия
Группа БУД
Формируемые учебные действия и умения
1. Подготовка ребенка к нахождению Формирование
благоприятного
социальнои обучению в среде сверстников, к психологического климата в классе
эмоциональному, коммуникативному
взаимодействию
с
группой
обучающихся.
2.
Формирование
поведения:
учебного
Направленность взгляда (на говорящего взрослого,
на задание);
Умение выполнять инструкции педагога;
Использование
по
назначению
учебных
материалов;
Умение выполнять действия по образцу и по
подражанию.
3. Формирование умения выполнять В течение определенного периода времени,
задание:
От начала до конца,
С заданными качественными параметрами.
4.
Формирование
умения Умение следовать инструкции педагога.
самостоятельно переходить от одного
задания (операции, действия) к
другому
в
соответствии
с
расписанием занятий, алгоритмом
действия и т.д.
3. Содержание учебного предмета
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по
инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность
действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика.
Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие
координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков).
Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином,
тестом (раскатывание). Игры с крупной мозаикой. Контрастные температурные ощущения
(холодный — горячий). Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
(тяжелый — легкий).
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних
конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом
положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок
зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат,
прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения
упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур.
Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим
конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине,
ширине, толщине; обозначение словом (высокий — низкий, выше — ниже, одинаковые и
т. д.). Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный,
белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2—
3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2—3 детали с
разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов,
состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное
восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение
изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Упражнения
для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых
качеств, барических ощущений)
Контрастные температурные ощущения (холодный — горячий). Различение на вкус
(кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах
приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса
(тяжелый — легкий).
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и
музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и
речевым звукам.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой
(левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу,
над — под, справа — слева). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед,
назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в
линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги
(центр, верх (низ), правая (левая) сторона).
Восприятие времени
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи
временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера,
сегодня, завтра. Дни недели.
4. Система оценки достижения планируемых результатов
Входящая аттестация осуществляется в течение первых двух недель учебного года путем
наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий,
позволяющих выявить и оценить уровень знаний обучающихся на начало учебного года.
Промежуточная аттестация обучающихся включает в себя оценивание результатов
освоения программы в середине учебного года. Промежуточная аттестация учащихся –
процедура, проводимая с целью оценки качества усвоения содержания какой-либо части
(частей), темы (тем), по итогам учебного периода (четверти, года) и проводится педагогом.
Итоговая аттестация представляет собой оценку результатов освоения программы и
развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Текущий контроль успеваемости – это систематическая проверка знаний, умений, навыков
учащихся, проводимая учителем на текущих занятиях и после изучения логически
завершенной части учебного материала (темы, подтемы, раздела) в соответствии с учебной
программой. Текущая аттестация включает поурочное оценивание результатов учебы
обучающихся, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Текущий
контроль успеваемости обучающихся в образовательном учреждении осуществляется
учителями по безотметочной системе обучения
В течение учебного года оценивание производиться по системе усвоил/не усвоил.
Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется рабочей
программой и календарно-тематическим планированием по каждому предмету, принятым
на методическом объединении и утвержденным директором школы. Периодичность
административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным
директором.
Безотметочный контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся
предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета
учеником и не подразумевают сравнения его с другими детьми. Домашние задания не
задаются.
При оценке результативности обучения обучающихся учитываются затруднения в
освоении программы
Система оценки результатов отражает степень освоения следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического,
неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление
результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития
ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий,
графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий
обучающимся может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные,
графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным
действиям и др.
При оценке результативности достижений также учитывается степень
самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в
оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых
практических действий:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект»,
«не узнает объект».
Выявление представлений, умений и навыков обучающихся создает основу для
корректировки программы. В случае затруднений в оценке сформированности действий,
представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью
имеющихся у ребенка нарушений, оценивается его эмоциональное состояние, другие
возможные личностные результаты.
При оценке результативности обучения мы учитывали следующие факторы и
проявления:
- особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого
обучающегося;
- выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом
психофизического развития обучающегося в процессе выполнения перцептивных, речевых,
предметных действий, графических работ;
- в процессе предъявления и выполнения всех видов заданий обучающимся
оказывается помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и
жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям;
- при оценке результативности достижений учитываем степень самостоятельности
ребенка.
Критерии оценки уровня сформированности навыка
Баллы
Уровень сформированности навыка
0
Навык или умение отсутствует
1
Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет
что-либо делать с ним)
2
Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи
взрослого
3
Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого
4
Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие
самостоятельно
5
Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет
действие самостоятельно
4.1 Формы и методы контроля
Критерий
(ожидаемый
результат)
1. Нахождение себя
в пространстве
класса и школы
2.Овладение
доступными
средствами
коммуникации и
общения –
3. Развитие
предпосылок к
Параметры
Измерители
Понимание слов,
обозначающих предметы и
объекты рукотворного мира
и деятельность человека.
Умение самостоятельного
использования усвоенного
материала в учебных и
коммуникативных целях.
Наблюдение, специальные
ситуации.
Качество сформированности
устной речи в соответствии с
возрастными показаниями.
Понимание обращенной
речи, понимание смысла
рисунков, фотографий,
пиктограмм, других
графических знаков.
Умение пользоваться
средствами альтернативной
коммуникации: жестов,
взглядов, коммуникативных
таблиц, тетрадей.
Умение использовать
средства альтернативной
коммуникации в процессе
общения:
Использование предметов,
жестов, взгляда, шумовых,
голосовых, речеподражательных реакций для
выражения индивидуальных
потребностей;
Пользование
индивидуальными
коммуникативными
тетрадями, карточками,
таблицами с графическими
изображениями объектов и
действий путем указания на
изображение или передачи
карточки с изображением,
либо другим доступным
способом;
Узнавание и различение
образов, предметов.
Наблюдение, специальные
ситуации.
Наблюдение, специальные
ситуации.
действию с
предметами
Узнавать предметы по
заданным признакам;
4.Умение выделять
признаки и свойства
объектов и явлений.
Классифицировать
предметы по форме,
величине, цвету,
функциональному
назначению
Составлять сериационные
ряды предметов и их
изображений по разным
признакам
Практически выделять
признаки и свойства
объектов и явлений;
Наблюдение, специальные
ситуации.
5 Умение
ориентироваться в
пространстве
Ориентировка в
пространстве
Наблюдение, специальные
ситуации.
6.Умение
целенаправленно
выполнять действия
по инструкции;
7.Умение
самопроизвольно
согласовывать свои
движения и
действия
Выполнений действий по
инструкции.
Наблюдение, специальные
ситуации.
Согласование своих
движений и действий.
Наблюдение, специальные
ситуации.
4.2 Система оценки сформированности базовых учебных действий
Группа БУД
Виды заданий на
уроке
1. Подготовка ребенка к
нахождению и обучению
в среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию с
группой обучающихся.
Устные.
Наглядныепрактические.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы
Способы оценки
сформированности
действий (с помощью
каких заданий можно
оценить)
«Приветствие в круге»
«Прощание в круге»
«Найди свою парту»
Баллы
(от 0 до 5)
от 0 до 5
2. Формирование
учебного поведения:
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы
«Посмотри на меня»
«Найди на парте»
«Повтори за мной»
Ритмические движение
вместе с педагогом.
«Знакомство с
книгой»
«Найди в пенале»
«Что лишнее?»
Игра «можно-нельзя»
«Раскрась школьные
принадлежности»
«Прописи»
от 0 до 5
3. Формирование умения
выполнять задание:
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Дидактические. Игры.
Пиктограммы
«Кто быстрее»
от 0 до 5
«Кто внимателен»
«Выбери правильный
ответ»
«Отгадывание загадок»,
«Раскрась»,
«Бусины и ниточки»,
«Построй песенку»,
«Раскрась по шаблону»
«Соедини точки»
4. Формирование умения
самостоятельно
переходить от одного
задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с
расписанием занятий,
алгоритмом действия .
Устные.
Наглядные.
Творческие.
Жестовые игры.
Ритмические упр.
Фланелеграф,
Пиктограмма,
«Найди тетрадь»
«Передай мяч».
от 0 до 5
5. Календарно-тематическое планирование
Приложение 1
6. Список литературы.
1. Метиева Л. А. , Удалова Э. Я «Развитие сенсорной сферы детей» Пособие для
учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
2. Т.В. Селищева. «Коррекционно – развивающие занятия с детьми» Сказкотерапия.
Игротерапия. Волгоград издательство Учитель
3. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки издательство Речь 2023