МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
председатель МО
заместитель директора по директор
педагогов коррекционных
УВР
________________________
классов
______________________
Лебедева Е.Н.
_________________________
Куракина А.А.
Цыбенова И.Б.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
приказ 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАС
(ВАРИАНТ 8.1)
Составлено в соответствии с АООП для обучающихся РАС (вариант 8.1)
Класс: 1-4
Педагог-психолог: Бармина П. С.
Санкт-Петербург
2024/2025
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана с учетом требований следующих документов:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Минобразования РФ от 19.12.2014 г. № 1598).
4.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
5.
АООП для обучающихся с расстройством аутистического спектра ГБОУ
средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
6.
Устава ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Актуальность программы
Обучающийся расстройствами аутистического спектра – это обучающийся,
имеющий специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным
нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и
деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением.
Стойкий и всеобъемлющий характер нарушений при РАС приводит к тому, что даже
те учащиеся, которые успешно освоили начальный этап обучения, нуждаются в постоянной
психолого-педагогической поддержке и создании специальных образовательных условий
на уровне основного общего образования.
У школьников с РАС отмечаются следующие психологические особенности:
Особенности проявляются в следующих сферах: поведение, эмоционально-волевая
сфера, познавательная сфера, деятельность. Многочисленные нарушения аффективной
сферы влекут за собой серьезные поведенческие проблемы. Поведение детей с аутизмом
крайне своеобразно. Им свойственны тревожность, стереотипность поведения, страхи,
погруженность в себя. Эти состояния могут сочетаться с повышенной возбудимостью,
расторможенностью; агрессией и самоагрессией; с негативной реакцией на любые
изменения привычного образа жизни, в том числе на изменения пищи, одежды, маршрута
прогулок. При этом ребенок не жалуется, а напротив, еще больше отгораживается от какихлибо контактов, прибегает к аутостимуляциям для устранения возникшего дискомфорта.
Дети с аутизмом испытывают страх перед любыми изменениями в привычном для них
образе жизни. Они могут быть непонятны окружающим.
Испытывая страх, зачастую не могут объяснить, что именно их пугает. Таких детей
могут пугать объекты, издающие резкие звуки; возможны особые страхи, связанные с
тактильной сверхчувствительностью.
Важной поведенческой особенностью является активный негативизм ребенка,
выражающийся в отказе ребенка выполнять какие-либо действия совместно со взрослым,
уход от ситуации обучения и произвольной организации. Проявления негативизма могут
сопровождаться физическим сопротивлением, криком, агрессией и самоагрессией.
Мощным средством защиты от травмирующих впечатлений является аутостимуляция.
Нужные впечатления достигаются чаще всего раздражением собственного тела: они
способствуют сглаживанию неприятных впечатлений, идущих из внешнего мира. В
угрожающей ситуации интенсивность аутостимуляций нарастает, она бывает настолько
интенсивной, что может причинить физическую боль самому ребенку. Острота
поведенческих проблем варьируется в зависимости от степени выраженности аутизма.
Дети с РАС быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют
выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее
полного понимания. Характерна задержка в социальном развитии. Трудности
взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что,
осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно
следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях с
проявляют задержку эмоционального развития, социальную незрелость, наивность.
Цели программы
создание условий для успешной социализации личности ребёнка с расстройством
аутистического спектра (РАС) и формирования положительного отношения к учению;
развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно-развивающую работу
по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к
восприятию нового учебного материала в младшем звене.
реализация индивидуального и личностного подхода в обучении, для полноценного
развития школьника.
Задачи программы коррекционно-развивающих занятий
Совершенствование и коррекция высших психических функций и познавательной
деятельности ребенка.
Совершенствование и коррекция эмоционально – волевой сферы: овладение
регулятивным поведением (преодоление трудностей в организации целенаправленного
поведения), развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки,
формирование поведения адекватного социальным нормам.
Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и
невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу,
диалог.
Развитие социально-адаптивных функций, коммуникативных навыков (учить
ребенка приветствовать других людей, прощаться, соблюдать правила поведения,
выполнять требования взрослых, способствовать обучению различным формам
взаимодействия).
Формирование эмоционального контакта в процессе эмоциональных игр, создание
эмоционально положительного настроя.
Формирование позитивной учебной мотивации.
Принципы, ориентированные на учет особенностей обучающихся с РАС
1. Принцип гуманизации, который определяет, что образование детей с РАС направлено на
личностное развитие, обеспечивающее возможность их успешной социализации и
социальной адаптации.
2. Принцип педагогической инверсии, который выражается в постоянной готовности к
изменению педагогической стратегии и тактики. Этот принцип также отражает
изменчивость и нелинейность развития школьника с РАС.
3. Принцип сотрудничества с семьей обеспечивает участие родителей (законных
представителей) и членов семьи учащегося с РАС в коррекционно-развивающей работе,
направленной на его успешную интеграцию в общество.
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы:
использование
дозированной
педагогической
помощи
(обучающей,
стимулирующей, организующей, направляющей);
пошаговость предъявления материала;
использование заданий в наглядно-действенном и наглядно – образном плане;
речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения;
учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей;
эмоционально окрашенная подача материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и
развитию ребенка.
Структура и особенности программы
Программа составлена для учащихся 1-4 классов, обучающихся по адаптированной
образовательной программе для детей с РАС, вариант 8.1.
Продолжительность занятий от 20 до 40 минут (в зависимости от эмоционального
состояния ребенка, уровня работоспособности и возраста обучающегося). Занятия
проводятся 2 раза в неделю. Занятия проводятся индивидуально или в малых группах.
Игры и упражнения для занятий подбираются в соответствии с целями каждого
конкретного занятия. Задания подбираются с учетом их направленности на развитие
определенных структур личности, а также для удобства индивидуальной работы с
ребенком. В процессе обучения возможно возращение к одному и тому же заданию, но на
более высоком уровне трудности.
Для увеличения объема памяти, повышения устойчивости внимания, ускорения
интеллектуальной деятельности во время занятий используются упражнения, игры, задания
на развитие ВПФ.
Для коррекции эмоционально-волевой сферы, формирования у учащихся навыков
саморегуляции, уверенного поведения, формирования адекватной самооценки в программе
используются элементы психологического тренинга, мышечная релаксация, арттерапевтические упражнения, музыко- и сказкотерапия.
Содержание коррекционно – развивающего курса
Содержание программы варьируется и дифференцируется с учетом индивидуальных
и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся с РАС. В программе коррекционно-развивающая деятельность
направлена на обеспечение полноценного и гармоничного развития личности
обучающегося, а также поддержание и укрепление психологического здоровья. Основным
содержанием программы является формирование у детей умения познавать самих себя,
раскрывать свою субъективную реальность. Данная программа была взята за основу и
адаптирована для индивидуальных занятий с обучающимся с РАС, а также предусмотрена
возможность в дальнейшем переход на групповую форму обучения.
Первый год обучения
1 раздел. Я школьник
2 раздел. Профилактика школьной дезадаптации.
Материал этих разделов отбирается с целью помочь первоклассникам быстрее войти в
непривычный пока для них мир школьной жизни, облегчить процессы адаптации к новым
условиям, освоить новую социальную позицию школьника, которая, предоставляя им
новые права, накладывает вполне определенные обязанности.
3 раздел. Я и мои эмоции.
Основная цель раздела – научить распознавать ребенка собственные и чужие эмоции,
осознавать их значение и смысл.
В работе с учащимися психолог должен заняться тренировкой нужных форм поведения при
разыгрывании эмоционально острых ситуаций, обучением способам «высвобождения»
негативных эмоций без вреда для окружающих (через рисование своих чувств, физические
действия, дыхательные упражнения). Вместе с тем психологу нужно напоминать себе о том,
что стремление только к единственному – «мирному» - способу выражения эмоций при
полном исключении всех других способов не всегда является оправданным. В жизни
встречаются ситуации, когда вполне уместной, а иногда и необходимой оказывается
эмоциональная агрессия. Ведь наше поведение должно быть гибким, соответствующим
обстоятельствам, предугадать все нюансы просто невозможно
4 раздел. Введение в мир психологии
Этот раздел раскрывает перед младшими школьниками сначала в сказочной
метафорической форме, а затем в конкретной форме реальных проявлений просторы
Королевства Внутреннего Мира – психологического мира каждого человека. Обучающим
требуется особо разъяснить специфику психического, поскольку многие из них путают
внутренний мир личности с совокупностью внутренних органов человека.
5 раздел. Психика и познание мира.
Цель — создание условий для развития познавательных интересов. Развитие произвольного
внимания и тренировка свойств внимания.
6 раздел. Темперамент и характер.
Этот раздел способствует изучению обучающимися своих индивидуальных
психологических особенностей.
7 раздел. Я и мои желания.
Цель - развитие мотивационной сферы личности, обучение умениям понимать и
анализировать мотивы собственной деятельности
8 раздел. Кладовая памяти.
Цель — осознание значимости развития всех сторон человеческой психики.
9 раздел. Мультяшные приключения.
10 раздел. Заключительный.
Второй год обучения
Раздел 1. Введение в мир психологии
Первое занятие целиком посвящено работе с летними впечатлениями. Воспоминания о лете
не являются самоцелью, а лишь служат средством для обращения школьников к
собственному внутреннему миру, к своему Я. Психолог должен организовать проведение
занятий таким образом, чтобы каждое последующее упражнение все больше обращало
внимание учащихся на самих себя, и в то же время заставляло присматриваться к другим,
учиться понимать их.
Раздел 2. Я и мои желания
Материал указанного раздела тесным образом связан с материалом раздела «Я и мои
эмоции», изучавшим в первом классе, и фактически является его продолжением. Много
внимания необходимо уделить психологу волевым процессам, умениям регулировать свое
поведение и осуществлять самоконтроль. Иными словами, следует позаботиться о том,
чтобы каждое проведенное упражнение способствовало развитию произвольности
психических процессов.
Раздел 3. Кладовая памяти.
Система занятий этого раздела и их наполнение развивающими упражнениями подчинены
определенной логике: от первичной диагностики свойств памяти и тренировки узнавания –
к осознанию многообразия видов и свойств памяти и развитию осмысленной произвольной
памяти. Кроме того, в этом разделе учащиеся знакомятся с некоторыми правилами развития
и тренировки памяти, основанными на знании ее важнейших закономерностей.
Эффективность изучения данной темы возрастет, если закрепление правил запоминания
будет отрабатываться на материале других предметов. Сотрудничество учителя и
психолога будет этому способствовать.
Раздел 4. Лабиринты мышления
Задачей данного раздела программы выступает не только повышение уровня мышления, но
и создание условий для приобретения мышлением нового качества – абстрактного
характера.
Раздел 5. Как стать талантливым?
Цель данного раздела программы направлена на развитие творческих способностей, прежде
всего воображения. Психолог должен создать на занятиях творческую атмосферу,
позволяющую младшим школьникам раскрепостить свое мышление и не бояться
совершить ошибку или выглядеть смешным. Для этого нужно активно поощрять все
инициативы учащихся, доброжелательно принимать любые мнения и позиции.
Третий год обучения
Раздел 1. Введение в психологию общения
Занятия посвящены анализу качеств, необходимых для эффективного общения, и оценки
школьниками развития этих качеств у себя. Следует уделить особое внимание работе над
вопросами к Мастеру Общения. В конце года записки с вопросами окажутся задействованы.
Раздел 2. Психология отношений
Основными задачами этого раздела является знакомство с основными понятиями
практической психологии отношений и отработка навыков эффективного общения в
разнообразных (в том числе конфликтных ситуациях). Это является началом по подготовке
школьников к конфликтным ситуациями в предподростковый период. Много внимания
уделяется обучению способам эмоциональной саморегуляции в разнообразных трудных
ситуациях общения.
Раздел 3. Сокровища и тайны дружбы
Рассказывая о сущности дружбы, психологу нужно продемонстрировать школьникам, что
мир состоит из противоположностей и только их единство, взаимодополнительность
позволяет существовать многообразию вещей, явлений, людей. Много внимания уделяется
факторам, способным негативно сказаться на дружеских отношениях. Следует уделить
достаточно времени проработке такой важной проблемы, как сходство и различие между
людьми. Обсуждение этой темы способствует формированию гуманистических ценностей,
более глубокому осознанию собственной уникальности и самоценности других людей.
Раздел 4. Поддержка в общении
На занятиях этого раздела, проводятся многообразные упражнения, способствующие
поддержке в общении. Начиная со второго занятия, рекомендуется в начале урока включать
музыкальную заставку. Важно научить школьников заниматься не лестью и угодничеством,
а искренне замечать в других людях привлекательные черты и качества.
Раздел 5. Сочувствие и сопереживание
В этом разделе применяются разнообразные упражнения, ориентированные на развитие у
школьников навыков коллективного творчества и сотрудничества, эмпатии, умения
понимать эмоции и чувства других людей.
Четвертый год обучения
Раздел 1. Приглашение в страну общения
Основной задачей этого раздела является обучение четвероклассников пониманию себя и
умению «быть в мире с собой», через состояния собственного «Я». Развитие умения
анализировать данные самонаблюдения. Развитие представлений школьников о себе в
будущем, умения анализировать цели и планы по степени значимости для себя, осознавать
степе их реалистичности.
Раздел 2. Инструменты общения
Многие упражнения этого раздела направлены на формирование внимательности к
состоянию другого человека, понимание мимических средств и выражений эмоций. Кроме
того призваны развивать у учащихся чуткость по отношению к партнеру, а также развивать
связную речь, обращенную к другому человеку.
Раздел 3. Осторожно, общение!
Основное содержание данных занятий – это коллективно творческая деятельность, так как
все занятии этого раздела направлены на групповую сплоченность коллектива, развитию
навыков совместной деятельности, сотрудничества, доброжелательного отношения.
Коллективный самоанализ особенностей общения позволяет далее перейти к модели
поведения в процессе общения. Рефлексивный самоанализ углубляет понимание
школьников о своих особенностях общения. Отводится специальное занятие на
диагностику особенностей межличностных отношений в семье. В дальнейшем материал
может быть передан классному руководителю, так как является полезной информацией для
организации внешкольной работы с обучающимися.
Раздел 4. Твоя будущая профессия
В данном разделе появляется возможность сориентироваться в многообразном мире
профессий. Для того, чтобы в последующем периоде в выборе профессиональной
деятельности школьник мог правильно ставить и конструктивно решать задачи
самостоятельно, зависит от его личных качеств, которые он сумеет воспитать и развить в
себе.
Раздел 5. Подводим итоги
Завершающий раздел подводит итоги всему материалу, изученному за год. Здесь активно
применяются разнообразные упражнения с элементами тренинга, ориентированные на
развитие у четвероклассников навыков коллективного творчества. Важно подчеркнуть, что
за это время вы старались научиться наблюдать за собой: видеть свои достоинства. Сильные
стороны характера, распознавать свои природные способности, анализировать
возможности для их использования. Но и понимать, что не менее важно знать свои
недостатки, честно признавать ошибки и научиться исправлять их. Чтобы делать это
сознательно и целенаправленно, нужно понимать, для чего тебе пригодятся в жизни твои
способности и качества.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
Обучающийся будет или сможет:
— соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными
нормами;
— ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
— накапливать опыт социального поведения;
— осваивать основные социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной
жизни в школе;
— осознавать значения семьи в жизни человека и общества;
— вести диалог с другими людьми;
— участвовать в общественной жизни в пределах возрастных компетенций и
психологических особенностей и сформированности жизненной компетенции;
— уметь соблюдать социальные правила поведения в ситуации фрустрации;
— уметь понимать и заявлять о своих трудностях, оценивать свои собственные силы и при
необходимости попросить о помощи;
— уметь принимать и оказывать помощь;
— уметь понимать собственное эмоциональное состояние (усталости, чувства радости,
печали, страха, гнева и др.) и при необходимости сообщать об этом социально приемлемым
способом;
— уметь справиться со своими негативными эмоциями, знать и использовать способы
преодоления своих эмоциональных состояний, в том числе простые приемы
саморегуляции;
— развивать критическое мышление и умения противостоять манипуляциям, вовлечению
в асоциальные группы подростков;
— уметь использовать имеющиеся социально-бытовые навыки с учетом конкретной
ситуации.
Регулятивные УУД:
Обучающийся будет или сможет:
сознательно планировать и организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки
для создания нового, более совершенного результата;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
контролировать своё поведение в зависимости от ситуации.
Познавательные УУД:
Обучающийся будет или сможет:
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности и на занятиях, и в доступной социальной практике;
использовать элементы причинно-следственного анализа;
исследовать несложные реальные связи и зависимости;
определять характеристики изучаемого объекта; выбирать критерии для
сравнения, сопоставления, оценки объектов;
извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
Коммуникативные УУД:
Обучающийся будет или сможет:
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни и
формулировать свою точку зрения;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Метапредметные:
Обучающийся будет или сможет:
— использовать полученные знания для безопасного взаимодействия с окружающей средой
и для развития и усложнения картины мира;
— осмысливать и оценивать свой жизненный опыт и использовать его в организации
собственного поведения;
— переносить полученные знания в новую ситуацию;
— правильно определять свою социальную роль в общении;
— применять на практике правила личной безопасности;
— осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
— учитывать позиции и мнения других людей, партнера по общению или деятельности, в
том числе, в учебной деятельности;
— интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров,
определять основную и второстепенную информацию;
— использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации для организации
адекватного социального поведения в семье, в школе, в обществе;
— применять общепринятые правила социального взаимодействия с учетом конкретных
обстоятельств ситуации общения;
— правильно определять пространственную и психологическую дистанцию в общении;
— управлять своим эмоциональным состоянием в процессе социального взаимодействия;
— строить свое поведение, опираясь на необходимые знания и представления о других
людях;
— соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
— учитывать выражение лица, интонации, жесты собеседника в организации своего
поведения.
Предметные результаты определяются совместно с учителем:
овладение содержанием АООП ООО (конкретных предметных
подпрограмм) с учетом индивидуальных возможностей;
индивидуальные достижения по отдельным учебным предметам.
областей,
Способы контроля
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Тест Тулуз-Пьеррона;
Таблицы Шульте,
Корректурные пробы;
Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия;
Методика опосредованного запоминания (по А.Н. Леонтьеву);
«Исключение лишнего»;
«Выделение существенных признаков»;
«Числовые ряды»;
Методика «Лесенка»;
«Дом-Дерево-Человек»;
Опросник Г. Шмишека, Л.Г. Почебут;
«Закончи рисунок» (по П. Торрансу);
Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»;
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению;
Наблюдение.
Список литературы
Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе. Под ред. Морозова
С.А. М., 2002.
Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников». СПб.: Речь, 2006г
Глозман Ж.М., Соболева А.Е. нейропсихологическая диагностика детей школьного
возраста. М.: Смысл, 2013
Зинкевич — ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. — CП6., 2001
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., «Академия развития»,
2002
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников
(психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). М., «Академия развития», 2008
7. Метиева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сб. игр и
игровых упражнений / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. — М.: Книголюб, 2007
8. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. М.,
1997.
9. Психологический мониторинг уровня развития универсальных учебных действий у
обучающихся 1-4 классов/сост. И.В. Возняк и др. — Волгоград: Учитель, 2014
10. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина
Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с
расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред.
Хаустова А.В., М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 125c.