МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
председатель МО
педагогов коррекционных
классов
_________________________
Цыбенова И.Б.
заместитель директора по директор
УВР
________________________
______________________ Лебедева Е.Н.
Куракина А.А.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
приказ 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
РАС (ВАРИАНТ 8.2)
«Развитие коммуникативного поведения»
Составлено в соответствии с АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.2)
Класс: 1-5
Педагог-психолог: Бармина П. С.
Санкт-Петербург
2024/2025
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана с учетом требований следующих документов:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3.
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Утвержден
приказом Минобразования РФ от 19.12.2014 г. № 1598).
4.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
5.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31
мая 2021 г. № 287.);
6.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
7.
АООП для обучающихся с расстройством аутистического спектра ГБОУ
средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
8.
Устава ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Общая характеристика курса коррекционно-развивающих занятий
Программа «Развитие коммуникативного поведения» направлена на развитие
коммуникативной компетентности, предполагающей не только освоение социальных ролей
(ученика, одноклассника, друга и др.) и обучение конкретным умениям и навыкам, но и
помощь в осмыслении отношений учащегося с РАС с окружающим миром и людьми.
Рабочая
программа
коррекционно-развивающего
курса
«Формирование
коммуникативного поведения» составлена для учащихся с расстройствами аутистического
спектра (РАС), обучающихся в 1-5 классах. Коррекционный курс реализуется в форме
индивидуальных или групповых коррекционно-развивающих занятий. В зависимости от
индивидуальных особенностей учащихся, а также состава учащихся в группе возможны
изменения в порядке преподавания разделов и тем учебно-тематического плана, а также в
количестве часов преподавания.
Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» реализуется во
внеурочное время в форме индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий. Курс может быть реализован как в течение учебной недели во внеурочное время,
так и в период каникулярного времени. Курс может быть реализован как специалистами
образовательной организации (педагогом-психологом, тьютором), так и с использованием
сетевого взаимодействия образовательной организации с организациями.
Коррекционный курс «Развитие коммуникативного поведения» состоит из трех
блоков: “Эмоции и чувства”, “Я и другие”, “Социальные и коммуникативные навыки”.
В зависимости от индивидуальных особенностей, возраста, а также дефицитов и
сильных сторон учащегося с РАС, выявленных в ходе диагностических обследований
специалистов, возможно использование речевого материала и развивающих упражнений
различной сложности. Также, в зависимости от актуальных задач развития
коммуникативного поведения у конкретного учащегося проведение занятий может быть как
в индивидуальной, так и в групповой форме (количество участников от 1 до 10-12 человек).
Программа имеет концентрическую структуру и предполагает реализацию однотипных
учебных тем в течение одного учебного года с дальнейшим усложнением учебного
материала в последующих годах обучения.
Кроме направленных занятий по развитию коммуникативного поведения и обучению
учащихся с РАС пониманию социальных ситуаций в специально-организованной среде,
важно предусмотреть возможность переноса полученных навыков в естественное общение
учащегося с РАС с различными взрослыми и со сверстниками. Поэтому данная
коррекционная программа должна быть включена в комплексную систему коррекционноразвивающего сопровождения школьника с РАС, поддерживаться всеми участниками
образовательного процесса (педагогическим коллективом, родителями (законными
представителями) учащегося с аутизмом, типично развивающимися сверстниками). Для
развития коммуникативного поведения у учащихся с РАС и генерализации полученных
навыков необходима организация педагогического общения, которое включает в себя
учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками и поддержка общения в условиях
естественных социальных контактов.
Цель реализации коррекционного курса: достижение социальной и
коммуникативной компетентности, развитие саморегуляции, а также функциональных
адаптационных навыков, необходимых для обеспечения максимальной самостоятельности
учащегося с РАС.
Задачи реализации коррекционного курса:
формирование коммуникативной мотивации, создание положительного
эмоционального настроя и доверительных отношений учащегося с РАС с
взрослыми и сверстниками;
преодоление дефицитарности и специфических особенностей коммуникативного
и социального взаимодействия у обучающихся с РАС, характерных для начала
обучения в школе;
развитие социально приемлемых форм коммуникации и социального
взаимодействия обучающихся с РАС с другими участниками образовательного
процесса в условиях образовательной организации;
формирование и развитие навыков речевой коммуникации (усвоение социальных
норм речевого общения, формирование правил ведения диалога и полилога);
формирование и развитие навыков невербальной коммуникации (жестов, мимики
и пантомимики);
обучение способности ориентации на партнера по общению;
формирование и развитие инициативности в общении, умения принимать
различные коммуникативные роли в общении;
формирование и развитие навыков сотрудничества в группе с опорой на
социально приемлемые формы поведения.
Принципы и подходы к реализации курса
Коррекционная работа по формированию коммуникативного поведения
осуществляется на основе следующих принципов, разработанных в общей, коррекционной
педагогике и специальной психологии и педагогике:
комплексного воздействия: коррекционное воздействие на учащегося должно быть
согласовано со всеми участниками педагогического процесса: учителями,
специалистами, родителями (законными представителями) учащегося с РАС;
систематичности: для обучения коммуникативному поведению важно обеспечить
целенаправленное, систематическое и последовательное обучение, включающее в
себя перенос полученных навыков в реальную жизнь;
опора на онтогенез социального развития: формируемые навыки должны быть в зоне
ближайшего развития учащегося и учитывать уровень его актуального развития;
обучения от простого к сложному: обучение коммуникативным навыкам
осуществляется в процессе постепенного усложнения коррекционных задач и
точного определения последовательности предлагаемых заданий;
принципа индивидуально-дифференцированного подхода к обучению: подбор
методов, приемов и форм организации коррекционной работы определяется
необходимостью учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов
учащихся с РАС;
преемственности: реализация коррекционного курса «Развитие коммуникативного
поведения» в начальной школе опирается на результаты развития коммуникативного
поведения обучающихся с РАС на предыдущем этапе обучения и обеспечивает
готовность к переходу в основную школу.
Место курса коррекционно-развивающих занятий в учебном плане
В учебном плане образовательной организации коррекционно-развивающая
программа для обучающихся 1 - 5 классов с РАС реализуется в виде психологокоррекционных занятий. Коррекционная программа реализуется во внеурочное время 1 раз
в неделю, длительность занятия 35 мин. в первом и 1 дополнительном классах, 40 мин. во
2-5 классах.
Планируемые результаты освоения программы
Планируемые результаты (целевые ориентиры) освоения курса должны уточняться и
конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся
с РАС.
Подходы к оцениванию планируемых результатов реализации коррекционного курса
Диагностические мероприятия при реализации коррекционного курса включают в
себя стартовую диагностику (входное оценивание), текущую и промежуточную
диагностику.
При оценивании его достижения учащимся личностных, метапредметных и
предметных результатов можно ориентироваться на сформированность у школьника с РАС
следующих способностей:
децентрации, то есть способности учитывать в своей деятельности действия
партнера, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, понимать относительность
собственного мнения;
инициативности, то есть способности получать недостающую информацию
с помощью вопросов, готовности предложить партнеру план общих действий;
способности интеллектуализировать конфликт, умение разрешать
конфликт, проявляя самокритичность и доброжелательность в оценке партнера.
Для любого ребенка с РАС развитие данных способностей вызывает значительные
трудности и не всегда в полной мере достижимо в школьном возрасте. Тем не менее, у
большинства детей возможно формирование базовых навыков учебного сотрудничества.
Для оценивания результатов обучения по программе «Развитие коммуникации»
заполняется карта динамического наблюдения.
Личностные результаты:
умеют соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и
моральными нормами;
ориентируются в социальных ролях и межличностных отношениях;
накопление опыта социального поведения;
освоенность основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в школе;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
готовность вести диалог с другими людьми;
готовность и способность к дальнейшему обучению в школе;
умеют соблюдать социальные правила поведения в ситуации фрустрации;
умеют понимать и заявлять о своих трудностях, оценивать свои собственные силы и
при необходимости попросить о помощи;
умеют принимать и оказывать помощь;
умеют понимать собственное эмоциональное состояние (усталости, чувства радости,
печали, страха, гнева и др.) и при необходимости сообщать об этом социально
приемлемым способом;
умеют справиться со своими негативными эмоциями, знать и использовать способы
преодоления своих эмоциональных состояний, в том числе простые приемы
саморегуляции;
умение использовать имеющиеся социально-бытовые навыки с учетом конкретной
ситуации.
Метапредметные результаты:
умеют использовать полученные знания для безопасного взаимодействия с
окружающей средой и для развития и усложнения картины мира;
умеют осмысливать и оценивать свой жизненный опыт и использовать его в
организации собственного поведения;
умеют переносить полученные знания в новую ситуацию;
умеют правильно определять свою социальную роль в общении;
знают и умеют применять на практике правила личной безопасности;
осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной
форме;
умеют слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем;
учитывают
позиции
и
мнения
других
людей, партнера по общению или деятельности, в том числе, в учебной
деятельности;
умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; извлекают
необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров,
определяют основную и второстепенную информацию.
умеют использовать навыки вербальной и невербальной коммуникации для
организации адекватного социального поведения в семье, в школе, в обществе;
умеют применять общепринятые правила социального взаимодействия с учетом
конкретных обстоятельств ситуации общения;
умеют правильно определять пространственную и психологическую дистанцию в
общении;
умеют управлять своим эмоциональным состоянием в процессе социального
взаимодействия;
умеют строить свое поведение, опираясь на необходимые знания и представления о
других людях;
умеют соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
умеют учитывать выражение лица, интонации, жесты собеседника в организации
своего поведения.
Предметные результаты
Предметные результаты коррекционного курса не предусмотрены. Достижение
результатов для каждого обучающегося с РАС имеет индивидуальный характер и зависит от
степени выраженности аутистических нарушений, нарушений эмоционально-волевого и
познавательного развития, индивидуального опыта обучающегося.
•
•
•
•
Специальные условия освоения программы
Поддерживающая образовательная среда при проведении занятий
Проведение занятий в одном помещении, в одно и то же время;
наличие зоны сенсорной разгрузки;
наличие четкой постоянной структуры занятий
использование в ходе занятий средств дополнительной визуализации (визуальные
расписания, визуальные подсказки и правила, визуализация успешности выполнения
задания или правильности поступка, др.).
Занятия могут проводится как в учебном кабинете (игровой комнате, спортивном
зале, иных кабинета), так и в выездных мероприятиях (экскурсиях, посещениях музеев,
театров и т.д.).
Занятия проводятся в помещении, в которой участники могут свободно
располагаться и передвигаться. Особое внимание нужно уделить подбору мебели,
дидактических пособий и наглядного материала, зонированию помещения.
В начале учебного года на занятиях в тренинговой форме учащиеся могут сидеть в
кругу (на стульях или на ковре). Форма круга создает ощущение целостности, облегчает
взаимопонимание и взаимодействие детей. Круг имеет не только обучающие (дидактические)
цели, но и эмоционально-психологические: почувствовать плечо друг друга, ощутить
общность, увидеть добрый взгляд, улыбку, убедиться в справедливости, научиться
сдержанности.
Занятие должно иметь четкую структуру. Важно при организации занятий
использовать средства визуализации (расписания, планы, визуальные подсказки и др.).
Для организации занятий в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся
с РАС могут привлекаться учащиеся без особенностей развития.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Литература
Авраам Я. Почему со мной никто не дружит? Психологическая помощь детям-изгоям
/ Я. Авраам; пер. с иврита Г. Кац – М.: Генезис, 2020. -234 с.
Баенская Е.Р. Страхи у детей с аутизмом/ Е.Р. Баенская, Е.И. Гусева// Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - № 7. – С. 26 – 32.
Бардышевская М. К., Лебединский В. В. Диагностика эмоциональных нарушений у
детей. Учебное пособие. — М.: УМК Психология Москва, 2003. — 320 с.
Борисова Н.В., Розенблюм С.А., Шаргородская Л.В. Психолого-педагогическая
помощь школьнику с РАС в основной школе. Методические рекомендации к
проведению коррекционных курсов. – М.: 2020, ФГБНУ «Институт коррекционной
педагогики Российской академии образования» https://ikp-rao.ru/metodicheskierekomendacii/soderzhanie-1
Костин И.А. Помощь в социальной адаптации подросткам и молодым людям с РАС:
монография. / И.А. Костин. – М.: Теревинф, 2018. – 144 с.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии.
Шаргородская Л.В. Особенности понимания социальных ситуаций младшими
школьниками с РАС // Дефектология, № 5, 2021 – с. 22-27
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет.
Психологические игры, упражнения, сказки. - М.: Генезис, 2006. - 179с.
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное
пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось – 89», 2001. – 224 с.
(Практическая психология).