2024-2025 Обществознание ЗПР 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов

Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.

от «31»
от «31» от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:
Обществознание(6 класс)

Санкт-Петербург
учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по обществознанию для обучающихся
с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Обществознание», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Федеральной рабочая программа по обществознанию составлена на
основе содержания общего образования и требований к результатам основного
общего образования с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из
основных гуманитарных предметов в системе общего образования,
обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного
общего образования являются научные знания об обществе и его основных
сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание»
многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ
наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии,
правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что
способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и
жизни человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в
формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР,
обеспечивая возможность применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми способами и
средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия
противоправному поведению, что способствует адаптации обучающихся с
ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося
современного общества в целом.

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература»,
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», «География»,
«Биология» и другие, что создает возможность одновременного прохождения
тем по указанным учебным предметам. Курс построен по линейноконцентрическому принципу.
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание»
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение
информации морально-нравственного и гражданско-правового характера
представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано
с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной
деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному
познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким
уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет
особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких
подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и
закрепление изученного на разнообразном учебном и внеучебном материале;
изучение некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно
быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня.
Общие цели изучения учебного предмета «Обществознание»
представлены в соответствующей Федеральной рабочей программе основного
общего образования.
Основной целью изучения данного предмета обучающимися с ЗПР
является достижение ими планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов, а также формирование предпосылок для успешной
социализации личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей
среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации

в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни
при решении задач в области социальных отношений.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой
деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение
коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Содержание учебного предмета «Обществознание», представленное в
Федеральной адаптированной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Федеральной основной образовательной программе основного общего
образования, Федеральной адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9
класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136
академических часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по
обществознанию
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой
деятельности,
стимулирование
познавательной
активности
и
самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного
выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом
учебника и самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников
внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении
данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их
познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный
уровень развития логического мышления, затруднения в установлении
причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии
речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно
овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями,
испытывают трудности при анализе текста учебника.
На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально
организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его

детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов
актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых
изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение
излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в
материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для
ознакомительного изучения в программе отмечены звёздочкой. Объём
основного содержания по предмету сокращается несущественно за счёт
устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Обществознание»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития
умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать
опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов
и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие
виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия,
разбор фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ,
подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой
информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. В учебнике по обществознанию имеется словарь терминов,
которые изучаются в данном курсе. При работе над лексикой, в том числе
научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение
или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо
включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой
практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы
работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в 6 КЛАССЕ
Человек и его социальное окружение
Биологическое и социальное в человеке. Черты сходства и различия
человека и животного. *Потребности человека (биологические, социальные,
духовные). Способности человека*.
*Индивид, индивидуальность, личность*. Возрастные периоды жизни
человека и формирование личности. Отношения между поколениями.
Особенности подросткового возраста.
Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые
потребности и *социальная позиция*.
Цели и мотивы деятельности. Виды деятельности (игра, труд, учение).
*Познание человеком мира и самого себя как вид деятельности*.
Право человека на образование. Школьное образование. Права и
обязанности учащегося.
Общение. *Цели и средства общения*. Особенности общения
подростков. Общение в современных условиях.
*Отношения в малых группах*. Групповые нормы и правила. Лидерство
в группе. *Межличностные отношения (деловые, личные) *.
Отношения в семье. Роль семьи в жизни человека и общества.
*Семейные традиции. Семейный досуг. Свободное время подростка*.
Отношения с друзьями и сверстниками. *Конфликты в межличностных
отношениях*.
Общество, в котором мы живём
Что такое общество. *Связь общества и природы*. Устройство
общественной жизни. Основные сферы жизни общества и их взаимодействие.
*Социальные общности и группы. Положение человека в обществе*.
Что такое экономика. *Взаимосвязь жизни общества и его
экономического развития*. Виды экономической деятельности. *Ресурсы и
возможности экономики нашей страны*.
Политическая жизнь общества. Россия — многонациональное
государство. Государственная власть в нашей стране. Государственный Герб,
Государственный Флаг, Государственный Гимн Российской Федерации. Наша
страна в начале XXI века. *Место нашей Родины среди современных
государств*.
Культурная жизнь. Духовные ценности, традиционные ценности
российского народа.
Развитие общества. *Усиление взаимосвязей стран и народов в условиях
современного общества*.
Глобальные проблемы современности. *Возможности их решения
усилиями международного сообщества и международных организаций*.

Организация вправе сама вносить изменения в содержание и
распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность
изучения тем и количество часов на освоение каждой темы. Обоснованность
данных изменений определяется психофизическими особенностями
конкретных обучающихся с ЗПР, рекомендациями по отбору и адаптации
учебного материала по обществознанию, представленными в программе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения обществознания воплощают
традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные
ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся
установки на решение практических задач социальной направленности и
опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной
организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение
к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому, природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной

стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни,
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в Интернет-среде, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность, интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях

взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее ‒ оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать

опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения обществознания на уровне основного общего
образования обучающиеся с ЗПР смогут овладеть познавательными
универсальными учебными действиями, коммуникативными универсальными
учебными действиями, регулятивными универсальными учебными
действиями, совместной деятельностью.
Овладение базовыми логическими действиями как частью
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать с опорой на источник информации
существенные признаки социальных явлений;
выявлять после предварительного анализа дефицит информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи;
использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически
рассуждать, и делать общие выводы;
устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные
связи при изучении общественных явлений и процессов;
применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения
учебных и познавательных задач;
использовать смысловое чтение;
с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;
с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных
процессов, событий и их последствия;
осознавать невозможность контролировать все вокруг
Овладение базовыми исследовательскими действиями как частью
познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как инструмент познания;
формулировать с помощью уточняющих вопросов гипотезу об
истинности своего суждения, аргументировать с опорой на источник
информации свою позицию, мнение;
проводить по совместно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения;
формулировать с помощью педагога обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, исследования, использовать
инструменты оценки достоверности полученных выводов, обобщений;
прогнозировать с помощью педагога возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Овладение умением работать с информацией как частью
познавательных универсальных учебных действий:
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
запоминать и систематизировать информацию;
применять предложенные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать и анализировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
выбирать с помощью педагога оптимальную форму представления
информации;
оценивать надежность информацию по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
Овладение умением общения как частью коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
принимать участие в совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
отстаивать свое мнение.
Овладение умением совместной деятельности
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
осознавать значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды.
Овладение умением самоконтроля, эмоционального интеллекта как
части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть основами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и с помощью педагога предлагать план ее
изменения;
видеть и объяснять с помощью педагога причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
вносить коррективы в деятельность при возникновении трудностей,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
выявлять и анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций;
принимать себя и других, не осуждая;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, Федеральной
программы воспитания, а также с учётом особенностей познавательного и
личностного развития, обучающихся с ЗПР. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» (6–9 классы) должны обеспечивать:
1) освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий
системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях
в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни

общества; основах конституционного строя и организации государственной
власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в
Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
2) умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых
слов традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный
труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
государство как социальный институт;
3) умение с использованием различных источников приводить примеры
(в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных
объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных
функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
4) умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том
числе устанавливать существенный признак классификации) социальные
объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной
жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение после предварительного анализа сравнивать деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение после предварительного анализа и/или по образцу, по
алгоритму устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных
функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,
сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли
информации и информационных технологий в современном мире; социальной
и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного
образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
необходимости правомерного налогового поведения, противодействия
коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики

«сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
выполнение
типичных
для
несовершеннолетнего
социальных
ролей,
типичные
социальные
взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе
процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл
текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных
учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской
Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их
основе план, преобразовывать под руководством учителя текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет;
12) умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию,
включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы,
связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической деятельности, в
повседневной жизни для решения бытовых задач, реализации и защиты прав
человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив

в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя
заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших
документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности,
включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.
К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по обществознанию:
Человек и его социальное окружение
осваивать под руководством педагога и применять знания о
социальных свойствах человека, формировании личности, деятельности
человека и её видах, образовании, правах и обязанностях учащихся, общении
и его правилах, особенностях взаимодействия человека с другими людьми;
характеризовать традиционные российские духовно-нравственные
ценности на примерах семьи, семейных традиций; характеризовать после
предварительного анализа основные потребности человека, показывать их
индивидуальный характер; особенности личностного становления и
социальной позиции людей с ограниченными возможностями здоровья;
деятельность человека; образование и его значение для человека и общества;
приводить на основе визуального материала примеры деятельности
людей, её различных мотивов и особенностей в современных условиях;
положения человека в группе; конфликтных ситуаций в малой группе и
конструктивных
разрешений
конфликтов;
проявлений
лидерства,
соперничества и сотрудничества людей в группах;
классифицировать после предварительного анализа по разным
признакам виды деятельности человека, потребности людей;
сравнивать
по
опорной
схеме
понятия
«индивид»,
«индивидуальность», «личность»; свойства человека и животных; виды
деятельности (игра, труд, учение);
устанавливать и объяснять с помощью педагога взаимосвязи людей в
малых группах; целей, способов и результатов деятельности, целей и средств
общения;
использовать с опорой на источник информации полученные знания для
объяснения сущности общения как социального явления, познания человеком
мира и самого себя как вида деятельности, роли непрерывного образования,
значения личного социального опыта при осуществлении образовательной
деятельности и общения в школе, семье, группе сверстников;

определять с опорой на обществоведческие знания и личный
социальный опыт своё отношение к людям с ограниченными возможностями
здоровья, к различным способам выражения личной индивидуальности, к
различным формам неформального общения подростков;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, касающиеся прав и обязанностей учащегося;
отражающие особенности отношений в семье, со сверстниками, старшими и
младшими;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, в
том числе извлечений из Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
составлять по предложенному образцу на их основе план, преобразовывать с
помощью педагога текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать под руководством педагога информацию о связи
поколений в нашем обществе, об особенностях подросткового возраста, о
правах и обязанностях учащегося из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию о человеке и его социальном окружении из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в ходе
общения, в ситуациях взаимодействия с людьми с ограниченными
возможностями здоровья; оценивать своё отношение к учёбе как важному
виду деятельности;
приобретать опыт использования полученных знаний в практической
деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с
представителями старших поколений, со сверстниками и младшими по
возрасту, активного участия в жизни школы и класса;
приобретать опыт совместной деятельности, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Общество, в котором мы живём
осваивать под руководством педагога и применять знания об обществе и
природе, положении человека в обществе; процессах и явлениях в
экономической жизни общества; явлениях в политической жизни общества, о
народах России, о государственной власти в Российской Федерации; культуре
и духовной жизни; типах общества, глобальных проблемах;
характеризовать с опорой на план устройство общества, российское
государство, высшие органы государственной власти в Российской
Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности,
особенности информационного общества;
приводить с опорой на источник информации примеры разного
положения людей в обществе, видов экономической деятельности,
глобальных проблем;

классифицировать с помощью педагога социальные общности и группы;
сравнивать после предварительного анализа социальные общности и
группы, положение в обществе различных людей; различные формы
хозяйствования;
устанавливать под руководством педагога взаимодействия общества и
природы, человека и общества, деятельности основных участников
экономики;
использовать полученные знания для объяснения влияния природы на
общество и общества на природу сущности и взаимосвязей явлений, процессов
социальной действительности;
определять с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к проблемам
взаимодействия человека и природы, сохранению духовных ценностей
российского народа;
решать, опираясь на алгоритм учебных действий, познавательные и
практические задачи (в том числе задачи, отражающие возможности юного
гражданина внести свой вклад в решение экологической проблемы);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся отношений человека и природы, устройства общественной
жизни, основных сфер жизни общества;
извлекать с помощью педагога информацию из разных источников о
человеке и обществе, включая информацию о народах России;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию, включая экономико-статистическую, из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций в СМИ;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы;
оценивать после предварительного анализа собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия духовным традициям
общества;
использовать полученные знания, включая основы финансовой
грамотности, в практической деятельности, направленной на охрану природы;
защиту прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг), на
соблюдение традиций общества, в котором мы живём;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе взаимопонимания между людьми разных культур; осознавать ценность
культуры и традиций народов России.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Обществознание» Федеральной

адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом
совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы
учебного предмета «Обществознание» образовательной программы основного
общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в
содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой
темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность
данных изменений определяется индивидуальными психофизическими
особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по
обществознанию, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта
распределения часов по темам, исходя из организационных форм обучения.
Второй вариант тематического планирования разработан для обучающихся с
ЗПР, осваивающих программу ООО в отдельном классе. Варианты
тематического планирования различаются по количеству часов, отводимых на
изучение каждой темы. Перераспределение часов происходит за счет
уменьшения часов на защиту проектов, таким образом, выделяется
дополнительное время для изучения тем, вызывающих затруднения у
обучающихся с ЗПР.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВАРИАНТАМ И ТЕМАМ ПРЕДСТАВЛЕНО В
ТАБЛИЦЕ

(часы второго варианта показаны в скобках)
Обществознание 6 класс, 34 часа
1 вариант

2 вариант

Человек и его социальное окружение 20 часов
Социальное становление человека.

6ч

6ч

Деятельность человека.
Учебная деятельность школьника.
Общение и его роль в жизни
человека.
Человек в малой группе.

4ч

4ч

2ч

2ч

8ч

8ч

Общество, в котором мы живём 10 часов (12 часов)
Общество — совместная жизнь
людей.
Общество — совместная жизнь
людей.
Роль экономики в жизни общества.
Основные участники экономики.
Политическая жизнь.

2ч

2ч

1ч

1ч

1ч

2ч

2ч

3ч

Культурная жизнь.

1ч

1ч

Развитие общества.

3ч

3ч

Защита
проектов,
повторение.

итоговое

6 КЛАСС
№
Наименование
разделов и тем
п/п
учебного предмета

4ч

Количество
часов

2ч

Программное
содержание

Раздел 1. Человек и его социальное окружение
Социальное
Биологическое и
становление
социальное в человеке.
человека
Черты сходства и
различия человека и
животного. Потребности
человека
(биологические,
социальные, духовные).
Способности человека

Основные в

Осваивать и пр
социальных св
распознавать в
особенности б
в человеке.
Сравнивать сво
отбирать приве
называть особе
человеку.
Характеризова
человека; пока
характер: опис
содержания.
Классифициро
составлять кла
две-три строки
Формировать ц
окружающим л
Выявлять прич
при изучении я

Индивид,
индивидуальность,
личность. Возрастные
периоды жизни человека
и
формирование
личности. Отношения
между
поколениями.
Особенности
подросткового возраста

Осваивать и пр
личности: нахо
учебном тексте
Сравнивать по
«индивидуальн
основные смыс
черты природы
Определять и а
обществоведче
социальный оп
способам выра
формулировать
предложенной
отношение к п
ситуациях. Осн
грамотности: г
извлекать из ра
связи поколени
особенностях п
соответствующ
адаптированны
(в том числе уч
СМИ с соблюд
безопасности п
Приобретать о
знаний в практ
повседневной
отношений с п

поколений, со
возрасту: выпо
индивидуальны
Основы
ф
глобальные ком
Формировать в
как особого це
окружающим л
Выбирать, анал
интерпретиров
и форм предст

Люди с ограниченными
возможностями
здоровья, их особые
потребности и
социальная позиция

Характеризова
становления и
ограниченным
описывать про
целеустремлён
качеств этих лю
Определять и а
обществоведче
социальный оп
с ограниченны
формулировать
предложенной
отношение к п
ситуациях.
Оценивать соб
других людей
людьми с огран

здоровья: выра
участвовать в д
Основы
ф
глобальные ком
Формировать ц
окружающим л
Выявлять прич
изучении факт
Выбирать и ин
различных вид

Деятельность
человека. Учебная
деятельность
школьника

Цели и мотивы
деятельности.
Виды деятельности
(игра, труд, учение).
Познание человеком
мира и самого себя как
вид деятельности.
Право человека на
образование.
Школьное образование.
Права и обязанности
обучающегося

Осваивать и пр
человека и её в
предлагаемых
деятельности.
Приводить при
различных мот
современных у
соответствующ
учителем текст
собственный о
Классифициро
деятельности ч
для классифик
таблицу.
Сравнивать ви
учение): состав
черты и различ
Устанавливать

способов и рез
результаты дея
способа её осу
Использовать п
(устного и пис
мира и самого
непрерывного
социального оп
образовательно
результаты поз
конкретных жи
применять зна
образовании и
данные в учебн
предоставленн
Овладевать см
обществоведче
учителем, в том
образовании в
составлять на и
текстовую инф
Основы функц
читательская г
Извлекать инф
учащегося из р
источников (в
заполнять табл
своё отношени

к важному вид
получения обр
выражать свою
дискуссии.
Содействовать
социально знач
адекватную оц
к учению, умен
развития

Общение и его роль в
жизни человека

Общение.
Цели
и
средства
общения.
Особенности общения
подростков. Общение в
современных условиях

Осваивать и пр
правилах: нахо
разного характ
о необходимос
особенностях о
Сравнивать це
таблицу.
Использовать п
(устного и пис
социального яв
социального оп
в школе, семье
результаты общ
учётом особен
Основы
ф
глобальные ком
Определять и а
обществоведче
социальный оп
различным

формам нефор
формулировать
предложенной
отношение к п
ситуациях.
Оценивать соб
ходе общения:
делать выводы
умения общать
младшими.
Формировать в
как особого це
окружающим л
Воспринимать
выражать эмоц
целями общени

Человек в малой
группе

Отношения в малых
группах. Групповые
нормы и правила.
Лидерство в группе.
Межличностные
отношения (деловые,
личные).
Отношения в семье.
Роль семьи в жизни
человека и общества.
Семейные традиции.
Семейный досуг.

Осваивать и пр
особенностях в
другими людьм
анализировать
информацию, н
отношениях в
Характеризова
духовно-нравс
семьи, семейны
проявления, со
традиций.
Приводить при

Свободное время
подростка.
Отношения с друзьями
и сверстниками.
Конфликты в
межличностных
отношениях

человека в груп
соперничества
группах: наход
в предоставлен
контекстных за
помощью соци
поддержки све
Устанавливать
малых группах
подростка с чл
сверстниками,
практические с
места человека
лидерства.
Решать в рамка
познавательны
отражающие о
со сверстникам
анализировать
конструктивны
функциональн
компетенции.
Приводить при
малых группах
поведения в ко
конструктивно
Анализировать
оценивать соци

и его социальн
источников (в
публикаций в С
предложенным
Приобретать о
знаний в практ
повседневной
жизни школы и
задания, индив
Приобретать о
включая взаим
культуры, наци
принадлежнос
ценностей, вза
разных культур
парах и группа
Основы
ф
глобальные ком
Формировать ц
окружающим л
Распознавать н
знать и распозн
ситуаций и смя
переговоры
Итого по разделу
Раздел 2. Общество, в котором мы живём

Общество
–
совместная жизнь
людей

Что такое общество.
Связь общества и
природы. Устройство
общественной жизни.
Основные сферы жизни
общества и их
взаимодействие

Осваивать и пр
природе, устро
определять на
аудиовизуальн
объекты общес
Характеризова
его жизни: опи
предоставленн
явления, проце
экономической
духовной жизн
Приводить при
природой и общ
природы на об
фактами из кур
Использовать п
влияния приро
природу: описы
природе на раз
Определять и а
обществоведче
жизни и личны
отношение к п
человека и при
аргументы, на
предложенной
Основы функц

Положение
человека в
обществе

Социальные общности и
группы.
Положение
человека в обществе

глобальные ком
Овладевать см
устройстве общ
на основе учеб
функциональн
грамотность.
Использовать п
деятельности,
выполнять про
ценностное отн
обществу в цел
следственные с
общества и их
Прогнозироват
общества и чел
Осваивать и пр
человека в общ
информацию, п
Приводить при
обществе: мод
различное поло
людей.
Классифициро
группы: состав
(схему).
Сравнивать с
положение в об

Роль экономики в
жизни общества.
Основные
участники
экономики

Что такое экономика.
Взаимосвязь жизни
общества и его
экономического
развития. Виды
экономической
деятельности. Ресурсы и
возможности экономики
нашей страны

заполнять срав
основания для
Использовать п
деятельности:
(индивидуальн
изучению прим
возможностей
социального по
Формировать ц
окружающим л
Выявлять прич
при изучении в
человеком свое
Выбирать и ин
различных вид
Осваивать и пр
явлениях в эко
читать и интер
представленну
Сравнивать раз
преобразовыва
таблицу.
Приводить при
деятельности:
ситуации на ос
Устанавливать
основных учас
взаимодействи

Политическая
жизнь

учителем источ
Анализировать
оценивать соци
экономико-стат
источников (в
публикаций в С
предложенном
Использовать о
практической д
жизни для защ
услуг: выполня
индивидуальны
функциональн
грамотность.
Формировать м
социально знач
Выявлять и хар
признаки эконо
устанавливая о
Политическая жизнь
Осваивать и пр
общества. Россия ‒
политической
многонациональное
России, о госуд
государство.
Федерации: оп
Государственная власть в государственны
нашей стране.
Характеризова
Государственный Герб,
признаки и зад
Государственный Флаг,
Извлекать из р
Государственный Гимн
народах России

Российской Федерации.
Наша страна в начале
XXI века. Место нашей
Родины среди
современных государств

социальной ин
из
адапти
предоставленн
Овладевать см
обществоведче
статистическую
достижениях Р
функциональн
грамотность.
Использовать п
(устного и пис
явлений, проце
действительно
подкрепляя их
современном м
Осознавать рос
идентичность,
российские соц
духовнонравст
Применять раз
запросы при по
данных из исто
учебной задачи
Выявлять и хар
признаки объе

Культурная жизнь

Культурная жизнь.
Духовные ценности,
традиционные ценности
российского народа

Осваивать и пр
духовной жизн
информацию и
Характеризова
духовно-нравс
духовные ценн
народов Росси
учителем мате
милосердия, сп
Оценивать соб
других людей с
духовным трад
оценку следова
традиций, засл
отношению к к
России как к ц
Использовать п
деятельности,
традиций обще
выполнять про
Осуществлять
включая взаим
культуры, наци
принадлежнос
взаимопонима
культур: выпол
и группах. Осн
грамотности: г

Формировать в
как особого це
окружающим л
Прогнозироват
культуры в у
Проводить по
плану небольш
обществе

Развитие общества

Итого по разделу

Развитие
общества.
Усиление взаимосвязей
стран и народов
в
условиях современного
общества.
Глобальные проблемы
современности и
возможности их решения
усилиями
международного
сообщества и
международных
организаций

Осваивать и пр
распознавать в
обществ.
Характеризова
отбирать значи
характеристик
Приводить при
отбирать факты
Интернет). Осн
грамотности: г
Осваивать и пр
проблемах: нах
причинах и по
Основы
ф
глобальные ком
Решать в рамка
познавательны
отражающие в
внести свой вк
проблемы: под
решения локал
задания и выпо
Овладевать см
информацию о
глобальных пр
сообщества и м
(ООН и Между
Креста и Красн
функциональн
грамотность.
Быть мотивиро
социально знач
экологических
Выявлять прич
изучении глоба
выводы о важн
человека к при

Защита проектов, итоговое
повторение пройденного
материала
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
При разработке рабочей программы в тематическом планировании
должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».