2024-2025 Обществознание ЗПР 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов

Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор

Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.

от «31»
от «31» от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:
Обществознание (9 класс)

Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по обществознанию для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Обществознание», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Федеральной рабочая программа по обществознанию составлена на основе
содержания общего образования и требований к результатам основного общего
образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с
ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из
основных гуманитарных предметов в системе общего образования,
обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ,
гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в
области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного
общего образования являются научные знания об обществе и его основных
сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание»
многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ наук:
экономики, социологии, политологии, социальной психологии, правоведения,
акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует
формированию у обучающихся целостной картины мира и жизни человека в нем.
В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы
жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, обеспечивая возможность
применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в
области социальных отношений, для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и правовыми нормами,
для содействия правовыми способами и средствами поддержанию правопорядка
в обществе и противодействия противоправному поведению, что способствует
адаптации обучающихся с ЗПР подросткового возраста к условиям динамично
развивающегося современного общества в целом.
2

Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «Основы
духовно-нравственной культуры народов России», «География», «Биология» и
другие, что создает возможность одновременного прохождения тем по
указанным учебным предметам. Курс построен по линейно-концентрическому
принципу.
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание» с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение информации
морально-нравственного и гражданско-правового характера представляет
определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями
их
эмоционально-волевой
сферы,
мыслительной
деятельности,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженному познавательному
интересу к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого
развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет
особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких
подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и закрепление
изученного на разнообразном учебном и внеучебном материале; изучение
некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно быть
уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности
при сохранении общего базового уровня.
Общие цели изучения учебного предмета «Обществознание»
представлены в соответствующей Федеральной рабочей программе основного
общего образования.
Основной целью изучения данного предмета обучающимися с ЗПР
является достижение ими планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов, а также формирование предпосылок для успешной
социализации личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование
мировоззренческой,
ценностно-смысловой
сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей
среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в
3

нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальных отношений.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной
компетентности в разных социальных условиях.
Содержание учебного предмета «Обществознание», представленное в
Федеральной адаптированной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Федеральной основной образовательной программе основного общего
образования, Федеральной адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9
класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136
академических часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по обществознанию
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Обществознание»,
направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
стимулирование познавательной активности и самостоятельности суждений,
создание условий для осмысленного выполнения учебной работы,
формирование умения работать с текстом учебника и самостоятельно пополнять
свои знания, в том числе из источников внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении
данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их
познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный
уровень развития логического мышления, затруднения в установлении
причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии речи,
слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно овладевают
необходимыми обобщенными представлениями и понятиями, испытывают
трудности при анализе текста учебника.
На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально
организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов
актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
4

Федеральная программа предусматривает внесение некоторых изменений:
уменьшение объема теоретических сведений, исключение излишней
детализации, включение отдельных тем или целых разделов в материалы для
обзорного, ознакомительного изучения. Темы для ознакомительного изучения в
программе отмечены звёздочкой. Объём основного содержания по предмету
сокращается несущественно за счёт устранения избыточных по отношению к
основному содержанию требований.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми
образовательными
потребностями
и
обеспечивающие
осмысленное
освоение
содержании
образования
по
предмету
«Обществознание»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития
умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать опорные
слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов и
конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды
деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия, разбор
фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ, подготовка
сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации,
коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. В учебнике по обществознанию имеется словарь терминов, которые
изучаются в данном курсе. При работе над лексикой, в том числе научной
терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или
расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо
включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой
практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы
с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в 9 КЛАССЕ
Человек в политическом измерении
Политика и политическая власть. Государство — политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. *Монархия и республика — основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство*.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум. Политические партии,
их роль в демократическом обществе.
*Общественно-политические организации*.
Гражданин и государство
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. *Основные направления и
приоритеты социальной политики российского государства*. Россия – светское
государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной
власти в Российской Федерации. Президент – глава государства Российская
Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная
Дума и Совет Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная
система в Российской Федерации. Конституционный Суд Российской
Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
*Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской
Федерации*.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального
значения,
автономная
область,
автономный
округ.
*Конституционный статус субъектов Российской Федерации*.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина.
Гражданство
Российской
Федерации.
*Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации*.
Человек в системе социальных отношений
Социальная структура общества. *Многообразие социальных общностей и
групп*.
6

*Социальная мобильность*.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. *Ролевой
набор подростка*.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. *Семейные
ценности. Основные роли членов семьи*.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. *Этносы и нации
в диалоге культур*.
Социальная политика Российского государства. *Социальные конфликты
и пути их разрешения*.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для
человека и общества. Профилактика негативных отклонений поведения.
*Социальная и личная значимость здорового образа жизни*.
Человек в современном изменяющемся мире
Информационное общество. Сущность, причины, проявления и
последствия глобализации, *её противоречия*. Глобальные проблемы и
возможности их решения.
*Экологическая ситуация и способы её улучшения*.
*Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение. *
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. *Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт*.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
*Особенности общения в виртуальном пространстве*.
*Перспективы развития общества*.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и
распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность
изучения тем и количество часов на освоение каждой темы. Обоснованность
данных изменений определяется психофизическими особенностями конкретных
обучающихся с ЗПР, рекомендациями по отбору и адаптации учебного
материала по обществознанию, представленными в программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
результаты
изучения обществознания
воплощают
традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности,
принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся
7

руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при
принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на
решение практических задач социальной направленности и опыта
конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов
других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной
организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям
своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к символам России,
государственным праздникам, историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё
поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как
средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности отечественного
и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества,
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни, осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического
8

здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в Интернет-среде, способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели, умение принимать себя и других, не осуждая, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного
пункта, родного края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность, интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание
своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и
социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность
обучающихся
во
взаимодействии
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
9

способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых
знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими
свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать
понятие и его свойства при решении задач (далее ‒ оперировать понятиями), а
также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую ситуацию
как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения обществознания на уровне основного общего
образования обучающиеся с ЗПР смогут овладеть познавательными
универсальными учебными действиями, коммуникативными универсальными
учебными действиями, регулятивными универсальными учебными действиями,
совместной деятельностью.
Овладение
базовыми
логическими
действиями
как
частью
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать с опорой на источник информации
существенные признаки социальных явлений;
выявлять после предварительного анализа дефицит информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически
рассуждать, и делать общие выводы;
устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные
связи при изучении общественных явлений и процессов;
10

применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения
учебных и познавательных задач;
использовать смысловое чтение;
с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;
с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных
процессов, событий и их последствия;
осознавать невозможность контролировать все вокруг
Овладение базовыми исследовательскими действиями как частью
познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как инструмент познания;
формулировать с помощью уточняющих вопросов гипотезу об истинности
своего суждения, аргументировать с опорой на источник информации свою
позицию, мнение;
проводить по совместно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения;
формулировать с помощью педагога обобщения и выводы по результатам
проведенного наблюдения, исследования, использовать инструменты оценки
достоверности полученных выводов, обобщений;
прогнозировать с помощью педагога возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Овладение умением работать с информацией как частью познавательных
универсальных учебных действий:
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
запоминать и систематизировать информацию;
применять предложенные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать и анализировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
выбирать с помощью педагога оптимальную форму представления
информации;
оценивать надежность информацию по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
Овладение умением общения как частью коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
11

воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
принимать участие в совместной деятельности с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; отстаивать свое
мнение.
Овладение умением совместной деятельности
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
осознавать значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды.
Овладение умением самоконтроля, эмоционального интеллекта как части
регулятивных универсальных учебных действий:
владеть основами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и с помощью педагога предлагать план ее
изменения;
видеть и объяснять с помощью педагога причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
вносить коррективы в деятельность при возникновении трудностей,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
выявлять и анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций;
12

принимать себя и других, не осуждая;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, Федеральной
программы воспитания, а также с учётом особенностей познавательного и
личностного развития, обучающихся с ЗПР. Содержательные модули (разделы)
охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер
жизни общества и знание основ российского права.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» должны обеспечивать:
1) освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий
системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях в
экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества;
основах конституционного строя и организации государственной власти в
Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской Федерации (в
том числе несовершеннолетнего); системе образования в Российской
Федерации; основах государственной бюджетной и денежно- кредитной,
социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
2) умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых слов
традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита
человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд,
служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов
России, преемственность истории нашей Родины); государство как социальный
институт;
3) умение с использованием различных источников приводить примеры (в
том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных объектов,
явлений, процессов определенного типа в различных сферах общественной
13

жизни, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного
типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм, в том числе связанных с правонарушениями и наступлением
юридической ответственности; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
4) умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение после предварительного анализа сравнивать деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение после предварительного анализа и/или по образцу, по алгоритму
устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений, процессов в
различных сферах общественной жизни, их элементов и основных функций,
включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер
общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли
информации и информационных технологий в современном мире; социальной и
личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного образования,
опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества; необходимости
правомерного налогового поведения, противодействия коррупции; проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения
социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
выполнение
типичных
для
несовершеннолетнего социальных ролей, типичные социальные взаимодействия
в различных сферах общественной жизни, в том числе процессы формирования,
накопления и инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов
разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в
том числе извлечений из Конституции Российской Федерации и других
нормативных правовых актов; умение составлять на их основе план,
преобразовывать под руководством учителя текстовую информацию в модели
(таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
14

11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет;
12) умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию,
включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным
социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами и предпринимательской деятельностью, для оценки рисков
осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных
практик); осознание неприемлемости всех форм антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической деятельности, в повседневной
жизни для решения бытовых задач, реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и
осознанного выполнения гражданских обязанностей; для анализа потребления
домашнего хозяйства; для составления личного финансового плана; для выбора
профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для
опыта публичного представления результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя
заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших
документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности,
включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей
мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание
ценности культуры и традиций народов России.
К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по обществознанию:
Человек в политическом измерении
15

осваивать с помощью педагога и применять знания о государстве, его
признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и
демократических ценностях, о конституционном статусе гражданина
Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и
референдуме, о политических партиях;
характеризовать, опираясь на план или алгоритм, государство как
социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические
ценности; роль государства в обществе на основе его функций; правовое
государство;
приводить с опорой на источник информации примеры государств с
различными формами правления, государственно-территориального устройства
и политическим режимом; реализации функций государства на примере
внутренней и внешней политики России; политических партий и иных
общественных объединений граждан; законного участия граждан в политике;
связи политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
классифицировать с опорой на план после предварительного анализа
современные государства по разным признакам; элементы формы государства;
типы политических партий; типы общественно-политических организаций;
сравнивать после предварительного анализа политическую власть с
другими видами власти в обществе; демократические и недемократические
политические режимы, унитарное и федеративное территориальногосударственное устройство, монархию и республику, политическую партию и
общественно-политическое движение, выборы и референдум;
объяснять с опорой на источник информации взаимосвязи в отношениях
между человеком, обществом и государством; между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности политики,
политической власти, значения политической деятельности в обществе; для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для
осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли
гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном
мире для объяснения роли СМИ в современном обществе и государстве;
объяснять с опорой на источник информации неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей
и правовых норм;
решать с опорой на алгоритм учебных действий в рамках изученного
материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные
взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей
избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического
движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской
Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов
16

обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики,
преобразовывать с помощью педагога текстовую информацию в таблицу или
схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в
политике;
искать и извлекать с помощью педагога информацию о сущности
политики, государстве и его роли в обществе: выявлять соответствующие факты
из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
конкретизировать после предварительного анализа социальную
информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о
выборах и референдуме;
оценивать под руководством педагога политическую деятельность
различных субъектов политики с точки зрения учёта в ней интересов развития
общества, её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы;
использовать полученные знания в практической учебной деятельности, в
повседневной жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а
также в публичном представлении результатов своей деятельности в
соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и
регламентом;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и
группах, принимать участие в исследовательских проектах.
Гражданин и государство
осваивать с помощью педагога и применять знания об основах
конституционного строя и организации государственной власти в Российской
Федерации,
государственно-территориальном
устройстве
Российской
Федерации, деятельности высших органов власти и управления в Российской
Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской
Федерации;
характеризовать с опорой на план Россию как демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как
социальное государство, как светское государство; статус и полномочия
Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции
Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской
Федерации;
приводить примеры и моделировать с помощью педагога ситуации в
политической сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий
высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов
Федерации; деятельности политических партий; политики в сфере культуры и
17

образования, бюджетной и денежно-кредитной политики, политики в сфере
противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и
государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
классифицировать с помощью педагога по разным признакам полномочия
высших органов государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской
Федерации;
объяснять с опорой на источник информации взаимосвязи ветвей власти и
субъектов политики в Российской Федерации, федерального центра и субъектов
Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями
граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской
Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в
отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для
объяснения необходимости противодействия коррупции;
определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к внутренней и внешней
политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране
политике «сдерживания»;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической
жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать после предварительного анализа
информацию о политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской
Федерации, о деятельности высших органов государственной власти, об
основных направлениях внутренней и внешней политики, об усилиях нашего
государства в борьбе с экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию об основах конституционного строя Российской
Федерации, гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе
человека и гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти,
местном самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из
предложенных учителем источников и учебных материалов, составлять с
помощью педагога на их основе план, преобразовывать текстовую информацию
в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и
внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной
власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся:
выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать с опорой
на план информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве,
18

о ключевых решениях высших органов государственной власти и управления
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
оценивать после предварительного анализа собственные поступки и
поведение других людей в гражданско-правовой сфере с позиций национальных
ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою
точку зрения, отвечать на вопросы;
использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической учебной деятельности, в повседневной жизни для осознанного
выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты
своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
заполнять с помощью педагога форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала государственных
услуг;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
осваивать с помощью педагога и применять знания о социальной структуре
общества, социальных общностях и группах; социальных статусах, ролях,
социализации личности; важности семьи как базового социального института; об
этносе и нациях, этническом многообразии современного человечества, диалоге
культур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
характеризовать после предварительного анализа функции семьи в
обществе; основы социальной политики Российского государства;
приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей,
социальной политики Российского государства;
классифицировать по плану социальные общности и группы;
сравнивать с опорой на план виды социальной мобильности;
объяснять после предварительного анализа причины существования
разных социальных групп; социальных различий и конфликтов;
использовать полученные знания для осмысления личного социального
опыта при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей;
аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового
образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к разным этносам;

19

решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия;
направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных
текстов план (в том числе отражающий изученный материал о социализации
личности);
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ
и Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве
народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу,
диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст по образцу;
анализировать, обобщать, систематизировать после предварительного
анализа текстовую и статистическую социальную информацию из
адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о
выполнении членами семьи своих социальных ролей; о социальных конфликтах;
критически оценивать современную социальную информацию;
оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать неприемлемость
антиобщественного поведения;
использовать полученные знания в практической деятельности для
выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и
религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
осваивать с помощью педагога и применять знания об информационном
обществе, глобализации, глобальных проблемах;
характеризовать с опорой на план сущность информационного общества;
здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой
интеграционный процесс;
приводить с опорой на источник информации примеры глобальных
проблем и возможных путей их решения; участия молодёжи в общественной
жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и
карьерного роста;
сравнивать с опорой на источник информации требования к современным
профессиям;
объяснять с помощью учителя причины и последствия глобализации;
использовать полученные знания о современном обществе для решения
познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение важности
здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
определять с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт своё отношение к современным формам
коммуникации; к здоровому образу жизни;
20

решать с опорой на алгоритм учебных действий в рамках изученного
материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтёрским
движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном
пространстве;
осуществлять
смысловое
чтение
текстов
(научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации;
непрерывного образования; выбора профессии;
осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации
и её последствиях; о роли непрерывного образования в современном
обществе.

21

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Обществознание» Федеральной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом
совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы
учебного предмета «Обществознание» образовательной программы основного
общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в
содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы,
определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных
изменений определяется индивидуальными психофизическими особенностями
конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем,
рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по
обществознанию, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта
распределения часов по темам, исходя из организационных форм обучения.
Второй вариант тематического планирования разработан для обучающихся с
ЗПР, осваивающих программу ООО в отдельном классе. Варианты
тематического планирования различаются по количеству часов, отводимых на
изучение каждой темы. Перераспределение часов происходит за счет
уменьшения часов на защиту проектов, таким образом, выделяется
дополнительное время для изучения тем, вызывающих затруднения у
обучающихся с ЗПР.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВАРИАНТАМ И ТЕМАМ ПРЕДСТАВЛЕНО В
ТАБЛИЦЕ
Обществознание 9 класс, 34 часа
Человек в политическом измерении 6 часов
Политика и политическая власть.

3ч

3ч

Участие граждан в политике.

3ч

3ч

Гражданин и государство 8 часов (9 часов)
Основы конституционного строя
Российской Федерации.

2ч

2ч

Высшие органы государственной
власти в Российской Федерации.

2ч

2ч

Государственно-территориальное
устройство Российской
Федерации.

2ч

2ч

Конституция
Российской
Федерации о правовом статусе

2ч

3ч

22

человека и гражданина.

Человек в системе социальных отношений 11 часов
Социальные общности и группы.

2ч

2ч

Статусы и роли. Социализация
личности. Семья и её функции.

4ч

4ч

Этносы и нации в современном
обществе. Социальная политика
Российского государства.

3ч

3ч

Отклоняющееся поведение и
здоровый образ жизни.

2ч

2ч

Человек в современном изменяющемся мире 5 часов
Человек
в
современном
изменяющемся мире.

5ч

5ч

Защита проектов, итоговое
повторение.

4ч

3ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ: 1 И 2 ВАРИАНТЫ
(часы второго варианта показаны в скобках)
9 КЛАСС, 34 часа
Тематические
блоки, темы

Основные виды деятельности обучающихся

Основное содержание

Человек в политическом измерении 6 часов
Политика и
политическая
власть.
3 часа

Государство
—
политическая организация
общества.
Признаки
государства. Внутренняя и
внешняя политика.
Форма государства. Монархия
и республика — основные
формы правления. Унитарное
и
федеративное
государственнотерриториальное
устройство. Политический
режим
и
его
виды.
Демократия,
демократические ценности.
Правовое государство и
гражданское общество.

Осваивать и применять знания о государстве, его признаках и
форме, внутренней и внешней политике, о демократии и
демократических ценностях: отбирать с заданных позиций
предъявленные описания.
Характеризовать с опорой на таблицу или схему государство как
социальный институт, роль государства в обществе на основе
его функций, правовое государство, принципы и признаки
демократии, демократические ценности: приводить описания
на основе учебных текстов и межпредметных связей.
Приводить примеры с помощью педагога государств с
различными
формами
правления,
государственнотерриториальным устройством и политическим режимом;
реализации функций государства на примере внутренней и
внешней политики России: отбирать соответствующие факты,
используя учебные тексты, межпредметные связи и
информацию СМИ (по указанию учителя).
Классифицировать
после
предварительного
анализа
современные государства по форме правления, государственнотерриториальному устройству и политическому режиму:
составлять схему или таблицу, самостоятельно выделяя
признаки классификации.
Сравнивать после предварительного анализа политическую
власть с другими видами власти в обществе; демократические и
недемократические политические режимы, унитарное и
федеративное
территориально- государственное устройство, монархию и
республику: указывать общее и особенное.
Устанавливать и объяснять после предварительного анализа

23

взаимосвязи в отношениях между человеком, обществом и
государством; связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве: исследовать ситуации,
предложенные учителем.
Использовать полученные знания о государстве для
объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского
общества: формулировать суждения на основе социальных
фактов.
Овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов,
учебных и иных текстов обществоведческой тематики,
связанных
с
деятельностью
субъектов
политики:
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему.
Искать и извлекать самостоятельно или с опорой на образец
информацию о сущности политики, о государстве и его роли в
обществе: выявлять соответствующие факты из разных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете.
Анализировать и конкретизировать с помощью педагога
социальную информацию, содержащуюся в Конституции
Российской Федерации, о России как правовом государстве, о
принципах
демократии:
формулировать
выводы
о
народовластии в России, подкрепляя их аргументами.
Способствовать
осознанию
российской
гражданской
идентичности.
Выявлять и характеризовать после предварительного анализа
существенные признаки объектов (явлений), выявлять
причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов.
Участие граждан
в политике.
3 часа

Формы
политического
участия.
Выборы,
референдум.
Политические партии, их
роль в демократическом
обществе.
Общественнополитические организации.

Осваивать и применять знания о конституционном статусе
гражданина, формах участия граждан в политике, выборах и
референдуме, о политических партиях: отбирать с заданных
позиций приведённые в учебном тексте описания.
Приводить с помощью педагога примеры политических партий
и иных общественных объединений граждан, законного участия
граждан в политике: отбирать социальные факты из различных
источников (СМИ, учебные тексты) и определять организации и
виды деятельности, которые обеспечивают законное участие
гражданина в политической жизни государства.
Классифицировать по алгоритму типы политических партий,
типы общественно-политических организаций: составлять
таблицу, устанавливать основания для классификации.
Сравнивать после предварительного анализа формы
политического участия (политическую партию и общественнополитическое движение; выборы и референдум): выявлять
общее и особенное.
Использовать полученные знания для объяснения значения
политической деятельности в обществе; для осмысления
личного
социального опыта и при исполнении социальной роли
избирателя,
члена
политической
партии,
участника
общественно-политического
движения:
формулировать
суждения на основе конкретных жизненных ситуаций.
Определять и аргументировать после предварительного
анализа с точки зрения социальных ценностей и правовых норм
своё отношение к антиобщественному политическому
поведению: выражать своё отношение к поступкам людей в
конкретных ситуациях, проявлять неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике.
Решать опираясь на алгоритм учебных действий в рамках
изученного материала познавательные и практические задачи,
отражающие выполнение социальных ролей избирателя, члена
политической партии, участника общественно-политического

24

движения: анализировать позиции участников, определять
конструктивные модели поведения.
Овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов,
учебных и иных текстов обществоведческой тематики,
связанных
с
деятельностью
субъектов
политики:
преобразовывать текстовую информацию в таблицу или схему
о функциях политических партий, формах участия граждан в
политике.
Искать и извлекать под руководством педагога информацию о
целях и функциях политических партий: проводить поиск и
отбор информации из различных адаптированных источников,
предложенных учителем.
Оценивать после предварительного анализа политическую
деятельность различных субъектов политики с точки зрения
её соответствия гуманистическим и демократическим
ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы,
участвовать в дискуссии.
Формировать внутреннюю позицию личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом.
Выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать
после
предварительного
анализа
информацию различных видов и форм представления; находить
сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну
и ту же идею, версию) в различных информационных источниках.
Гражданин и государство 8 часов (9 часов)
Основы
конституционног
о строя
Российской
Федерации.
2 часа

Россия — демократическое
федеративное
правовое
государство
с
республиканской
формой
правления.
Россия
—
социальное государство.

Осваивать и применять знания об основах конституционного
строя Российской Федерации; основных направлениях
внутренней политики Российской Федерации, приоритетах
социальной политики: находить информацию в учебном тексте,
дополнять учебный текст известными фактами.
Характеризовать по плану Россию как демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой
правления, как социальное государство, как светское
государство: приводить описания на основе Конституции
Российской Федерации.

Основные направления и
приоритеты
социальной
политики
Российского
государства.
Россия
—
светское государство.

Приводить примеры и моделировать ситуации в политической
сфере жизни общества, связанные с осуществлением
социальной политики в Российской Федерации, политики в
сфере культуры и образования.
Использовать полученные знания для характеристики роли
Российской Федерации в современном мире; для объяснения
сущности проведения в отношении нашей страны
международной политики «сдерживания»: приводить факты и
аргументы на основе материалов СМИ.
С опорой на полученные знания, факты общественной жизни и
личный социальный опыт определять и аргументировать с
точки зрения ценностей демократии и патриотизма своё
отношение к внутренней и внешней политике Российской
Федерации,
международному
терроризму,
политике
«сдерживания» в отношении России: участвовать в обсуждении
проблемы, готовить устное сообщение, презентацию, отвечать
на вопросы.
Решать,
опираясь
на
алгоритм
учебных
действий,
познавательные и практические задачи, отражающие процессы,
явления и события в политической жизни Российской
Федерации, в международных отношениях: анализировать
позиции участников, принимать решения относительно
целесообразных действий.
Искать и извлекать с помощью педагога информацию об
основных направлениях внутренней и внешней политики

25

Российской Федерации, высших органов государственной
власти: выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ
с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете.
Анализировать и обобщать под руководством педагога
информацию Конституции Российской Федерации, фрагментов
других нормативных
актов, а также учебную информацию, предложенную учителем,
об основах конституционного строя Российской Федерации,
соотносить её с собственными знаниями о политике,
формулировать выводы, заполнять таблицу и составлять план.
Способствовать
осознанию
российской
гражданской
идентичности.
Использовать освоенные межпредметные понятия в учебной и
познавательной практике.
Выполнять под руководством педагога работу с информацией:
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и форм
представления.
Высшие органы
государственной
власти в
Российской
Федерации.
2 часа

Президент
—
глава
государства
Российская
Федерация.
Федеральное
Собрание
Российской
Федерации:
Государственная Дума и
Совет Федерации.

Осваивать
и
применять
знания
об
организации
государственной власти в Российской Федерации, основных
направлениях внутренней политики Российской Федерации,
включая основы политики Российской Федерации в сфере
противодействия коррупции, в обеспечении безопасности
личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма: извлекать и использовать информацию из
фрагментов Конституции Российской Федерации, нормативных
актов и учебных текстов.
Характеризовать с опорой на план статус и полномочия
Президента
Российской
Федерации,
особенности
формирования и функции Государственной Думы и Совета
Федерации, Правительства Российской Федерации: переводить
текстовую

Правительство Российской
Федерации.
Судебная
система
в
Российской
Федерации.
Конституционный
Суд
Российской
Федерации.
Верховный Суд Российской
Федерации.
Государственное управление.
Противодействие коррупции
в Российской Федерации.

информацию в схематическую: составлять таблицу на основе
учебного текста или фрагментов Конституции Российской
Федерации.
Приводить с помощью педагога примеры и моделировать
ситуации в политической сфере жизни общества, связанные с
осуществлением правомочий высших органов государственной
власти Российской Федерации: привлекать информацию СМИ и
учебные материалы по указанию учителя.
Классифицировать с помощью педагога полномочия высших
органов государственной власти Российской Федерации:
переводить текстовую информацию в схему (таблицу).
Использовать
полученные
знания
для
объяснения
необходимости противодействия коррупции: принимать
участие в обсуждении проблемы, приводить аргументы,
доказывающие
необходимость
этого
противодействия.
Функциональная грамотность
Овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики: преобразовывать текстовую информацию о
системе высших органов государственной власти Российской
Федерации и системе судов Российской Федерации в форму
схемы, схематическую информацию о системе высших
органов государственной власти Российской Федерации в
форму таблицы
Использовать полученные знания о государстве Российская
Федерация в практической учебной деятельности, в
повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала,

26

включая проектную деятельность) в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом:
выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые
проекты. Формировать внутреннюю позицию личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом
Базовые логические действия: выявлять и характеризовать
существенные признаки объектов (явлений).
Государственнотерриториальное
устройство
Российской
Федерации.
2 часа

Субъекты
Российской
Федерации: республика, край,
область, город федерального
значения,
автономная
область, автономный округ.
Конституционный
статус
субъектов
Российской
Федерации.
Местное
самоуправление.

Осваивать
и
применять
знания
о
государственнотерриториальном
устройстве
Российской
Федерации:
извлекать и интерпретировать информацию из разных
источников.
Приводить примеры и моделировать ситуации в политической
сфере жизни общества, связанные с осуществлением
правомочий субъектов Федерации: находить соответствующие
факты в предоставленных учителем текстах и контекстных
задачах.
Сравнивать по схеме с опорой на Конституцию Российской
Федерации полномочия центральных органов государственной
власти и субъектов Российской Федерации: составлять
сравнительную таблицу.
Устанавливать и объяснять после предварительного анализа
взаимосвязи федерального центра и субъектов Российской
Федерации: выявлять взаимосвязи на основе фрагментов
Конституции Российской.
Федерации и учебных материалов, предложенных учителем.
Овладевать смысловым чтением Конституции Российской
Федерации: используя фрагменты Конституции Российской
Федерации, показать в виде тезисов (плана) целостность
Российской Федерации и разграничение полномочий между
Центром и субъектами Федерации, сущность и функции
местного самоуправления
Искать и извлекать с помощью педагога информацию о статусе
субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся:
выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете.
Систематизировать и конкретизировать с помощью педагога
информацию о субъектах Российской Федерации и их правовом
статусе, соотносить её с собственными знаниями о политике,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами: называть
виды субъектов Федерации и приводить их примеры, указывать
особенности правового статуса на примере субъекта
Федерации, в котором проживают обучающиеся.
Способствовать
осознанию
российской
гражданской
иден­тичности,
освоению
традиционных
российских
социокультурных и духовно-нравственных ценностей.
Применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.

Конституция
Российской
Федерации о
правовом статусе
человека и
гражданина.
2 часа (3 часа)

Конституционный
статус
гражданина
Российской
Федерации.
Гражданство
Российской
Федерации.
Взаимосвязь
конституционных
прав,
свобод
и
обязанностей
гражданина
Российской
Федерации.

Осваивать и применять знания о конституционном статусе
гражданина Российской Федерации, об основах политики в
сфере обеспечения безопасности личности, общества и
государства: называть элементы конституционного статуса
человека и гражданина Российской Федерации.
Классифицировать после предварительного анализа виды прав
и свобод: составлять таблицу под руководством учителя.
Устанавливать и объяснять после предварительного анализа
взаимосвязи между правами человека и гражданина и
обязанностями граждан: участвовать в обсуждении проблемы,
делать выводы и иллюстрировать их социальными фактами.
Использовать полученные знания о конституционном статусе
человека и гражданина Российской Федерации для осмысления

27

социальной роли гражданина: формулировать суждения в
устной или письменной форме.
Овладевать смысловым чтением: используя фрагменты
Конституции Российской Федерации о гражданстве Российской
Федерации и конституционном статусе человека и гражданина,
составлять план (схему). Основы функциональной грамотности:
читательская грамотность
Публично представлять результаты своей проектной
деятельности по проблемам конституционного статуса
человека и гражданина, гарантий и способов защиты его прав и
свобод в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом: выполнять
проектные задания.
Осуществлять
совместную
деятельность,
включая
взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности, на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур: выполнять учебные
задания в парах и группах по указанию учителя,
исследовательские проекты по проблемам конституционного
статуса человека и гражданина, гарантий и способов защиты его
прав и свобод. Основы функциональной грамотности:
глобальные компетенции
Способствовать
осознанию
российской
гражданской
идентичности.
Формировать внутреннюю позицию личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом. Выявлять причинно-следственные связи при изучении
явлений и процессов.
Выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и форм
представления.
Человек в системе социальных отношений 11 часов
Социальные
общности и
группы.
2 часа

Социальная
структура
общества.
Многообразие
социальных общностей и
групп.
Социальная
мобильность.

Осваивать и применять знания о социальной структуре
общества, социальных общностях и группах: выделять в
социальной структуре общества социальные общности и
группы, извлекать данные из разных источников, на их основе
давать описания.
Классифицировать по плану социальные группы: определять
их
характеристики
по
заданным
основаниям
и
формулировать основания классификации социальных групп.
Характеризовать молодёжь как социальную группу: приводить
описания на основе учебных текстов, публикаций СМИ и
Интернета.
Объяснять причины существования разных социальных групп:
извлекать
и
интерпретировать
информацию
из
предоставленных учителем источников.
Сравнивать виды социальной мобильности: приводить
описания признаков и различных видов социальной
мобильности.
Извлекать самостоятельно или с помощью педагога
информацию о социальной структуре российского общества из
предоставленных источников и преобразовывать её из текста в
модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных
моделей в текст: описывать на основе извлекаемых данных,
заполнять таблицу, строить диаграмму. Основы функциональной
грамотности: читательская грамотность.
Формировать готовность к активному участию в жизни семьи,
образовательной организации.
Выбирать,
анализировать,
систематизировать
и

28

интерпретировать с помощью педагога
различных видов и форм представления.
Статусы и роли.
Социализация
личности. Семья
и её функции
4 часа

Социальный статус человека
в обществе.
Социальные роли.
Ролевой набор подростка.
Социализация
личности.
Роль семьи в социализации
личности.
Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли
членов семьи.

информацию

Осваивать и применять знания о социальных статусах, ролях и
социализации личности, о важности семьи как базового
социального института: выделять в предоставленной
информации сведения, относящиеся к социальным статусам,
ролям и социализации, социальному институту семьи,
раскрывать сущность процесса социализации личности.
Приводить, используя визуальную опору, примеры различных
социальных статусов: называть позиции, определяющие статус
личности, и иллюстрировать их на основе описаний жизненных
ситуаций.
Приводить примеры социальных ролей: иллюстрировать
ролевой репертуар личности в жизненных практиках.
Составлять с помощью педагога на основе учебных текстов
план: формулировать пункты и подпункты плана, отражающие
изученный материал о социальных параметрах и социализации
личности. Основы функциональной грамотности: читательская
грамотность.
Использовать полученные знания для осмысления личного
социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетних социальных ролей: описывать основные
социальные роли старших подростков с опорой на ситуации
личного опыта.
Характеризовать по плану основные функции семьи в обществе:
называть их, раскрывать их особенности и конкретные
проявления.
Анализировать и обобщать информацию с помощью педагога из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций СМИ, отражающую выполнение членами семьи
своих социальных ролей: выделять сведения, относящиеся к
теме, приводить сформулированные суждения на основе
соотнесения этой информацию с личным социальным опытом,
оценивать собственные увлечения в контексте возможностей
личностного развития.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий
познавательные и практические задачи, отражающие типичные
социальные взаимодействия: выполнять задания по анализу
ситуаций, связанных с семейными ценностями, различными
способами разрешения семейных конфликтов. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции
Формировать готовность к активному участию в жизни семьи.
Формировать готовность к выполнению социальных ролей в
обществе.
Применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных
текстах.)

Этносы и нации в
современном
обществе.
Социальная

Этнос и нация. Россия —
многонациональное
государство. Этносы и нации
в диалоге культур.

Осваивать и применять знания об этносе и нациях, этническом
многообразии современного человечества, диалоге культур:
описывать
взаимодействие
людей
и
необходимость
гармоничного сочетания общегосударственных и

политика
Российского
государства
3 часа)

Социальная
политика
Российского государства.
Социальные конфликты и
пути их разрешения

этнонациональных интересов в многонациональном и
многоконфессиональном обществе. Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции.
Характеризовать с опорой на схему основы социальной
политики Российского государства: называть направления
социальной политики, давать их краткие описания.
Приводить примеры социальной политики Российского
государства: отбирать соответствующие ситуации из учебных

29

текстов и СМИ.
Устанавливать и объяснять взаимосвязи социальных явлений и
процессов: выявлять причины социальных различий и
конфликтов, показывать возможные пути их разрешения.
Извлекать
с
помощью
педагога
информацию
о
межнациональных отношениях, их противоречивом характере,
об историческом единстве народов России из различных
источников, публикаций СМИ и Интернета: читать информацию
(в том числе статистическую), находить в ней ответы на
поставленные вопросы, выделять основные аспекты
информации,
включать
полученные
сведения
в
содержательный
контекст,
группировать
найденную
информацию для презентации в классе. Основы функциональной
грамотности: читательская грамотность
Анализировать и критически оценивать современную
информацию о социальных конфликтах из публикаций СМИ и
Интернета: различать в информационных сообщениях факты и
оценочные суждения.
Аргументировать с опорой на факты общественной жизни и
личный социальный опыт своё отношение к разным этносам:
выражать, обращаясь к жизненным ситуациям,
уважение к представителям разных этносов за вклад в развитие
общества и дружественные отношения между народами. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции.
Оценивать собственные поступки и поведение: оценивать
собственное отношение к людям других национальностей.
Основы
функциональной
грамотности:
глобальные
компетенции.
Осуществлять совместную деятельность с людьми другой
национальной и религиозной принадлежности на основе
взаимопонимания между людьми разных культур: выполнять
учебные задания в парах и группах. Основы функциональной
грамотности: глобальные компетенции.
Воспитывать уважение к традициям разных народов,
проживающих в нашей стране.
Ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого.
Отклоняющееся
поведение и
здоровый образ
жизни.
2 часа

Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и
общества.
Профилактика
негативных
отклонений
поведения. Социальная и
личная
значимость
здорового образа жизни.

Анализировать и обобщать с помощью педагога текстовую и
статистическую информацию об отклоняющемся поведении,
его причинах и негативных последствиях из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
СМИ: представлять информацию в виде кратких выводов и
обобщений.
Использовать полученные знания для аргументированного
объяснения социальной и личной значимости здорового
образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для
человека и общества: формулировать суждения о последствиях
нарушения здорового образа жизни, об опасных последствиях
наркомании и алкоголизма для человека и общества.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий
познавательные и практические задачи, касающиеся
негативных отклонений поведения и их профилактики:
анализировать жизненные ситуации и принимать решения
относительно осуществления конкретных действий.
Использовать
полученные
знания
в
практической
деятельности:
выстраивать
собственную
траекторию
поведения с позиции здорового образа жизни.
Осознавать неприемлемость антиобщественного поведения:
выражать собственное отношение к антиобщественным
поступкам и их последствиям.
Публично представлять результаты выполненного проекта.
Формировать внутреннюю позицию личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям: принятие

30

ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие
вредных привычек.
Человек в современном изменяющемся мире 5 часов
Человек
в
современном
изменяющемся
мире.
5 часов

Информационное общество.
Сущность
глобализации.
Причины, проявления и
последствия глобализации,
её противоречия.

Осваивать и применять знания об информационном обществе:
выявлять
в
предлагаемых
ситуациях
признаки
информационного общества, современные формы связи и
коммуникации, особенности общения в виртуальном
пространстве.

Глобальные проблемы и
возможности их решения.
Экологическая ситуация и
способы её улучшения.
Молодёжь — активный
участник
общественной
жизни.
Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и
будущего.
Непрерывное
образование и карьера.
Здоровый образ жизни.
Социальная
и
личная
значимость
здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и
коммуникации: как они
изменили мир. Особенности
общения в виртуальном
пространстве.
Перспективы
развития
общества.

Характеризовать с опорой на план сущность информационного
общества,
глобализацию
как
важный
общемировой
интеграционный процесс: описывать, опираясь на учебные
материалы и предоставленные учителем источники,
проявления глобализации, её положительные и отрицательные
последствия.
Основы
функциональной
грамотности:
глобальные компетенции.
Характеризовать, используя визуальную опору, здоровый образ
жизни, устанавливать связь здоровья и спорта в жизни
человека: использовать полученные знания для объяснения
(устного и письменного) важности здорового образа жизни.
Приводить примеры глобальных проблем и возможных путей
их решения: отбирать информацию о подходах к решению
глобальных проблем в указанных учителем источниках. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции.
Приводить конкретные примеры участия молодёжи в
общественной жизни, влияния образования на возможности
профессионального выбора и карьерного роста: находить
соответствующие факты в предоставленных учителем текстах
и иллюстрациях, привлекать собственный опыт.
Сравнивать после предварительного анализа современные
профессии: составлять «портрет» современных профессий,
устанавливать основания для сравнения, выделять требования
к социальным и личностным характеристикам, которые
необходимо учитывать
при выборе профессии, заполнять сравнительную таблицу.
Устанавливать и объяснять причины и последствия
глобализации: исследовать социальные ситуации, составлять
таблицу. Основы функциональной грамотности: глобальные
компетенции.
Решать с опорой на алгоритм учебных действий в рамках
изученного материала познавательные и практические задачи,
связанные с волонтёрским движением; задачи, отражающие
особенности коммуникации в виртуальном пространстве:
анализировать жизненные ситуации и принимать решения
относительно осуществления конкретных действий. Основы
функциональной грамотности: глобальные компетенции.
Осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества,
непрерывного образования; выбора профессии: составлять на
основе текстов план, преобразовывать текстовую информацию
в таблицу, схему. Основы функциональной грамотности:
читательская грамотность.
Осуществлять с помощью педагога поиск информации о роли
непрерывного образования в современном обществе в разных
источниках
информации:
сопоставлять
и
обобщать
информацию, представленную в разных формах (описательную,
графическую, аудиовизуальную).
Выявлять причинно-следственные связи при изучении
личностной и социальной значимости здорового образа жизни.
Применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из

31

­источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов и форм
представления.
Формировать готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопреде­лению.
4 часа (3 часа) — защита проектов, итоговое повторение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

32

• Обществознание 8 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая
Н.И. и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание 9 класс/ Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И.
и др. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Обществознание: 7-й класс: учебник; 1-ое издание 7 класс/ Боголюбов Л.Н.,
Лазебникова А.Ю., Половникова А.В. и др. Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Обществознание. 6 класс: учебник; 1-ое издание 6 класс/ Боголюбов Л.Н.,
Рутковская Е.Л., Иванова Л.Ф. и др. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Обществознание. Рабочая тетрадь.6- 9 класс/Пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений/ О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М.:
Просвещение 2021
Обществознание. Поурочные разработки. 6-9 класс./ Л.Н. Боголюбов,
Л.Ф. Иванова., Н.И. Городецкая/ М. Просвещение 2021
Мушинский В.С. Основы правоведения. Учебник для основной школы
М.: Международные отношения. Центр гуманитарного образования.
2019. 256 с.
Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие для 9 класса

33

общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 1998. 191
Северинов К.М Обществознание в схемах и таблицах. 2018, 96с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
http://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».