Паспорт кабинета технологии

ПАСПОРТ УЧЕБНОГО
КАБИНЕТА
ТЕХНОЛОГИИ № 23
Заведующая кабинетом:
Аронова Наталья Анатольевна

содержание паспорта
1. План-схема кабинета технологии
2. Положение об учебном кабинете, его оснащении
3. Общие положения
4. Основные требования к учебному кабинету
5. Оценка деятельности кабинета
6. Характеристика учебного кабинета
7. Задачи кабинета технологии
8. Мебель кабинета
9. Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году
10. Документация учебного кабинета
11. Правила пользования кабинетом технологии
12. Требования к помещениям кабинета технологии
13. Санитарно-гигиенические требования к кабинету технологии
14. Требования к комплекту мебели в кабинете технология
15. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся
16. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями
17. Оснащение кабинета учебным оборудованием
18. Требования к размещению и хранению оборудования
19. Требования к оформлению интерьера кабинета
20. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете
21. План работы кабинета технология на 2020-2021 учебный год
22. Перспективный план развития кабинета технология №23
23. Организационная деятельность при подготовке
к новому учебному году
24. Учебно-методическая деятельность
25. График работы кабинета №23
на 2020-2021 учебного года
26. Учетная карточка кабинета № 23
27. Учебные приборы
28. Учебники и учебно-методические пособия
29. Инструкции
при работе в кабинете технологии
30. Должностная инструкция заведующего кабинетом технологии
31. Инструкция по охране труда в кабинете технология для учащихся
32. Инструкция по технике безопасности при работе на швейной машине с ручным
приводом
33. Инструкция по технике безопасности при работе на швейной машине с ножным
приводом
34. Инструкция по технике безопасности при работе с режущими инструментами
35. Инструкция по технике безопасности при работе с электрическим утюгом
36. Инструкция по технике безопасности при работе с тканью
37. Инструкция по технике безопасности при работе с ножницами
38. Инструкция по технике безопасности при работе с иглой и колющими
инструментами
39. Инструкция по технике безопасности при работе со спицами и крючком
40. Инструкция по технике безопасности при работе с ручным инструментом и
приспособлениями
41. Журнал по ТБ

План кабинета
КУХОННАЯ МЕБЕЛЬ

плита

ТУМБОЧ
КА
ТУМБОЧ
КА

окно

плита
холо

ШВЕЙНАЯ
МАШИНКА

дильник
ГЛАДИЛЬНАЯ ДОСКА

ШВЕЙНАЯ
МАШИНКА

ШКАФ

ПАРТА
окно

ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА

окно

ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА
ПАРТА

окно

СТОЛ
УЧИТЕЛЯ

ДОСКА

стол

Положение об учебном кабинете, его
оснащении.
1. Общие положения
1. Настоящее положение разработано членами методического объединения
учителей технологии МОУ СОШ № 322.
2. Учебный кабинет - это учебно-воспитательное подразделение
школы, являющееся средством осуществления
Государственной
программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для
повышения уровня образования учащихся.
3. Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия,
учебное оборудование, приспособления для практических занятий по
предмету, технические средства обучения.
Занятия в кабинете должны служить:
o
активизации мыслительной деятельности учащихся;
o
формированию навыков самостоятельной деятельности, навыков
анализа и систематизации изученного материала;
o
формированию прочных знаний по предмету, их практическому
применению.
o
развитию у учащихся способностей к самоконтролю, само
оценке и самоанализу;
o
воспитанию высокоорганизованной личности.

2. Основные требования к учебному кабинету
1.. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный
образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования
и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной
программы по предмету.
2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно методическим комплексом средств обучения, необходимых для
выполнения образовательной программы школы.
3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств
обучения требованиям стандарта образования и образовательным
программам.
4. Обеспеченность
учебниками,
дидактическими
материалами,
раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой
школы.
5. Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий,
тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения
требований базового и профильного уровней образовательного
стандарта.
6. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета:
наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

7. Соблюдение правил техники безопасности, пожаробезопасности,
санитарно- гигиенических норм в учебном кабинете.
8. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной
программе, факультативным занятиям, программе индивидуального и
очно-заочного обучения, индивидуальным занятиям с отстающими, с
одаренными учащимися, консультации и др.

3. Требования к документации кабинета
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете.
3. График занятости кабинета.
4. План работы кабинета на учебный год и перспективу.
5. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.

4. Оценка деятельности кабинета
1. Выполняется на основании Положения о смотре кабинета один раз в год.
2. По результатам осмотра подводятся итоги состояния кабинета
по следующим критериям:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм: чистота кабинета;
исправная мебель; озеленение; наличие системы проветривания;
- лаборатория учителя: демонстрационный отдел (таблицы, карты,
наглядные пособия, раздаточный материал, его систематизация);
-классная доска (приспособления для демонстрации таблиц, карт, место
для мела и тряпки);
- оформление кабинета: постоянные экспозиции по профилю кабинета;
временные экспозиции; уют; расписание работы кабинета;
- методический отдел: перспективный план развития кабинета;
дидактический,
раздаточный материал; наличие карточек и
т.п.; творческие работы учащихся; наличие методической литературы по
предмету.

5. Характеристика учебного кабинета
Помещение кабинета технологии должно удовлетворять требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН
2.4.2.2821-10). Помещение должно быть оснащено типовым
оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и техническими средствами
обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание
технических
условий
для
использования
информационнокоммуникационных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки,
организации хранения и накопления данных, сетевого обмена
информацией, использования различных форм презентации данных).
Оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим
нормам технике безопасности.
В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных
или допущенных Министерством образования и науки РФ.
Таблицы, схемы, наглядное пособие
могут быть представлены в
демонстрационном
(настенном)
и
индивидуально-раздаточном
вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.
Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут
быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить

проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные
условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта.
В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую
возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня
подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

6. Задачи кабинета технологии
1. Обеспечение качественного выполнения программы по технологии
2. Организация фронтальной учебной деятельности с использованием
мультимедийного проектора и компакт-дисков учебного назначения.
3. Обеспечение комфортных условий труда , соблюдение санитарногигиенических норм в кабинете.
4. Поддержание в рабочем состоянии оборудования для практических
работ, имеющихся в кабинете. Пополнение кабинета современной
справочной литературой по технологии, раздаточными и дидактическими
материалами.

7. Мебель кабинета
Рабочее место учащегося:

Парты – двухместные -11шт.;

Стулья – 16 шт.;

Скамейки двухместные – 3 шт.

Доска: – 1 шт.

Швейные машинки – 4 шт.

Гладильная доска – 1 шт.

Холодильник – 1шт.

Электрическая плита – 2 шт.


Кухонная мебель – 1шт.

Рабочее место учителя:

Стул - 1 шт.;

Стол для учителя – 1 шт.;

8. Оценка кабинета по итогам проверки готовности к
новому учебному году
Учебный год

Оценка

2018-2019

Удовлетв.

2019-2020

Удовлетв.

2020-2021

Удовлетв.

Замечания и рекомендации
Кабинет соответствует нормам и
требованиям для проведения уроков
технологии
Кабинет соответствует нормам и
требованиям для проведения уроков
технологии
Кабинет соответствует нормам и
требованиям для проведения уроков
технологии

9. Документация учебного кабинета
Учебный год

20182019

20192020

20202021

1

Наименование
Паспорт кабинета

+

+

+

2

Журнал инструктажа по ТБ

+

+

+

3

Инструкции по правилам ТБ при
работе в кабинете
График работы учебного кабинета

+

+

+

+

+

+

План работы кабинета на учебный
год
Перспективный план развития
кабинета
Инвентарная ведомость на
имеющееся оборудование
Правила пользования кабинетом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4
5
6
7
8

10. Правила пользования кабинетом технологии
1. На первом занятии в кабинете учащиеся знакомятся с инструкцией по
охране труда.
2. Учащиеся находятся в кабинете только в сменной обуви и без верхней
одежды.
3. Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии преподавателя.
4. Учащиеся занимают только закрепленные за ними рабочие места.
5. Учащиеся должны быть внимательны и дисциплинированны, точно
выполняйте указания учителя.
6. Учащиеся приступают к работе с бытовой техникой только после
разрешения учителя.
7. Перед выполнением работы учащиеся внимательно изучают ее
содержание и ход выполнения.
8. Опасные факторы: электрический ток, режущие и колющие
инструменты, вращающиеся части швейной машины (с ручным и ножным
приводом).
9. При работе по обработке ткани должна использоваться следующая
спецодежда: халат или передник хлопчатобумажный, косынка или колпак.
10.
Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности,
знать места расположения первичных средств пожаротушения.
11.
Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь
оказывать первую доврачебную помощь.
12.
Учащимся запрещается без разрешения учителя подходить к
имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, трогать
электрические разъемы.
13.
Учащиеся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и
поведения в кабинете технологии, правила личной гигиены.
14.
В случае травмирования у учащегося, неисправности оборудования,
приспособлений инструментов необходимо сообщить учителю.
15.
Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.
16. Не уходите с рабочего места без разрешения учителя.
17.
Во время занятий учащиеся не покидают свои рабочие места без
разрешения учителя.
18.
Учащиеся соблюдают чистоту и порядок в кабинете.
19.
Во время каждой перемены учащиеся выходят из кабинета, а
дежурные его проветривают.

11. Требования к помещениям кабинета технологии
1. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв.
м на одного обучающегося в кабинете художественного труда, 4,5 кв.м на
одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м
- для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке
ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными
строительными нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школыинтернаты. Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мастерских
образовательной области "Технология" должна позволять расставить в нем
мебель и технологическое оборудование с соблюдением санитарногигиенических норм.
2. Объем рабочего помещения на каждого работающего не менее 15 куб.м.
Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в кабинах занимается более 15
человек, ширина двери должна быть 0,9 м.
3. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до
демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от
демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.
4. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми
стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около
2,6-2, 7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от
классной доски - 8,6 м.
5. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
6. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный
шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в
зависимости от площади помещения.

12. Санитарно-гигиенические требования к кабинету
технологии
1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть
обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и
искусственное освещение".
2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно
обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при
обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой
точности).
3. В учебно-производственных мастерских может также применяться
комбинированное (верхнее и боковое) освещение.
4. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную
и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики
могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.
5. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При
двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м
обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна
быть не менее 2. 2 м от пола.
6. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные
светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских
параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам)
включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя
установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше
верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
7. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая
освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские
по обработке конструкционных материалов) установлена при
люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в
кабинете технической графики - 400 лк; в мастерских по технологии
швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное
освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и
комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
8. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4
площади пола помещения.
9. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по
возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно
окнам.
10. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети,
независимой от сети рабочего освещения.
11. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточновытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях
поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40%
при скорости воздуха не более 0,3 м/с.
12. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с
горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение
умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.

13. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной
питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды
должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.
14. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена
горячая и холодная вода к мойкам.
15. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.
16. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или
фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь
форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для
обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).
17. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной
вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.
18. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.
19. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать
дополнительной пыли.
20. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим
ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.
21. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и
эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми
при протирке их влажными материалами.
22. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки,
полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен
должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
23. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских
должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесноволокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка,
резонансные поглотители).
24. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с
требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
25. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.
26. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины,
должны отличаться друг от друга.
27. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть
обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов,
стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и
мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.
28. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно
соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении
занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".
29. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда,
мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или
комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и
42В переменного тока.
30. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с
распределительного щита. Включение и выключение всей электросети
кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником
или с помощью устройства защитного отключения.
31. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными
решетками.
32. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда,
предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены
вытяжным устройством.

33. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные,
должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка
звукопоглощающей плиткой.
34. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление
швейных машин.
35. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена
вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не
менее 2,5 м от пола.
36. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна
проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность.
Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации
электроустановок" (ПТЭ).
37. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено
защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не
допускается.
38. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и
рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной
плиткой на высоту 1,5 м от пола.

13. Требования к комплекту мебели в кабинете
технология
1. Кабинет технологии должен иметь комплект специализированной мебели

2.

3.

4.

5.
6.

для: организации рабочего места учителя; -организации рабочих
мест обучающихся; - рационального размещения и хранения средств
обучения; -организации использования аппаратуры.
Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя с
местом для графопроектора (стол с углублением или специализированная
тумба), стул и классную доску.
Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные
ученические столы разных ростовых групп (М N 4, 5,6) с цветовой
маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп.
Мебель для размещения и хранения учебного оборудования включает
комбинированный шкаф состоящий из следующих секций ( ГОСТ 18666-95)
: - нижняя (с цоколем ) с глухими дверками -2-6 шт. ;- верхняя (
устанавливается на нижнюю ) с остекленными дверками -2-6 шт. ; - верхняя
(устанавливается на остекленную ) с глухими дверками -2-6 шт.
Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики,
сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям .
Для хранений и установки в рабочем положении проекционной
и звукотехнической аппаратуры следует использовать специальные шкафыподставки или передвижные столики-тележки.

14. Требования к организации рабочих мест учителя
и обучающихся
1. Рабочее место учителя должно быть оборудовано столом в соответствии с

требованиями ГОСТ 18313-93, в котором предусмотрено отделение для
магнитофона и проигрывателя или музыкального центра. Благодаря
откидным верхней крышке и передней стенке это отделение может служить
как для использования, так и для хранения аппаратуры. Внизу стола должен
быть расположен специальный ящик с укладками для различного вида
звукозаписей. На столе должен быть смонтирован пульт управления, что
позволит учителю со своего места управлять аппаратурой в кабинете.
2. Рядом со столом учителя следует иметь подставку для графопроектора.
3. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пять рабочими
поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер
основного щита – 1500х1000мм, откидных щитов- 750х1000мм. Эти доски
должны иметь магнитную поверхность.
4. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы двухместными
столами и стульями разных ростовых групп. Допускаются одноместные
столы. У столов может быть горизонтальная крышка; для портфелей и ранцев
в подстолье должна быть полка, спереди закрытая щитом (один из вариантов
стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11015-93).
Рекомендуется использовать стул ученический (один из вариантов стола
консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11016-93 с цветовой
маркировкой цветовой группы: Группа мебели Высота переднего края
сиденья стула, мм группа роста, мм Цвет маркировки Высота стола, мм 4 380
1460 до 1600 Красный 640 5 420 1600 до 1750 Зеленый 700 6 460 1750 до
1800

15. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и
приспособлениями
1. В кабинете рекомендуется иметь следующую аппаратуру: телевизор,
видеомагнитафон , графопроектор, диапроектор, магнитофон,
проигрыватель, эпипроектор, проекторы другие.
2. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств
обучения в лаборатории должно предусматриваться не менее 3-х
штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая – на противоположной
от доски стене лаборатории и, третья - на стене противоположной окнам.
3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с
регулируемым углом наклона.
4. В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение
проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны: - у
задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для
демонстрации диафильмов); - в середине кабинета (диапроектор с
короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор
для демонстрации диапозитивов, эпипроектор); - в зоне рабочего места
учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).
5. Для демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м)
расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть онемение
2,7 м, а до последних столов – не более 8,6 м. Высота нижнего края экрана
над полом 1,2-1,5 м. Оптимальная зона просмотра телепередач и
видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м. от экрана
телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.

16. Оснащение кабинета учебным оборудованием
1. Организация кабинета технологии предусматривает оснащение его полным
комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими «
Перечнями учебного оборудования по технологии для общеобразовательных
учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования
Российской Федерации.
2. В кабинете следует иметь выпускаемые промышленностью средства
обучения, которые могут быть использованы в соответствии с
действующими учебниками и программами: картины, таблицы, альбомы,
раздаточный материал; диапозитивы, диафильмы, звуковые пособия;
видеозаписи, компьютерные программы.
3. В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, сборники
вопросов и заданий, методические руководства; литературу справочного
характера, журнал «Школа и производство».
4. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической
литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека,
содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
5. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в
ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их
инвентарного номера.

17. Требования
оборудования

к

размещению

и

хранению

1. При размещении и хранении учебного оборудования должно быть

обеспечено:- соблюдение правил хранения;- сохранность средств
обучения;- постоянное место, закрепленное за данным видом пособия с
учетом того, как часто оно используется на уроках. Место это должно
быть удобно для быстрого извлечения и быстрого возврата пособия на
хранение;- возможность быстрого проведения учета пособий и контроля
за их состоянием.
2. В шкафных секциях должны быть размещены библиотека кабинета,
ученические работы, различные картотеки, раздаточный материал,
объемные пособия. Здесь же хранятся в специальных укладках
аудиовизуальные средства обучения: видеозаписи, магнитные записи,
грамзаписи, диафильмы, диапозитивы и др. Отдельные секции шкафа
следует смонтировать таким образом, чтобы в середине их можно было
устроить хранилище плакатов.
3. Для хранения проекционной аппаратуры предназначена специальная
секция комбинированного шкафа. При отсутствии такой секции
аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные
полки в них на нужной высоте. Для использования на уроке размещают
на специальной передвижной тележке у задней стены лаборатории.

18. Требования к оформлению интерьера кабинета
1. В кабинете следует экспонировать материалы, которые используются
повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы
постоянного и сменного зкспонирования. Не следует перегружать
интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть
функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и
рисунки должны быть достаточно крупными.
2. Важнейшим элементом интерьера кабинета должна служить передняя
стена и зона около нее. На стене должна быть классная доска. Вся доска
или ее часть должны обладать магнитными свойствами для демонстрации
с помощью магнитов аппликаций, карт картин, рисунков, фотографий и
др. Над доской к потолку должен крепиться экран. В рабочем положении
он опущен, в нерабочем - свернут. Для демонстрации картин, таблиц
должны служить специальные ролики на верхней части классной доски, а
также переносная подставка. Рядом с классной доской следует
разместить телевизор.
3. Экспозиция материалов может быть успешно совмещена с хранением
некоторых видов учебного оборудования в остекленных секциях
комбинированных шкафов.

19. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

Содержание работы
Проводить ежедневную влажную
уборку кабинета
Проветривать кабинет после каждых
2 часов занятий.
Проводить генеральную уборку
кабинета
Соблюдать световой и тепловой
режим
Следить за сохранностью мебели
Провести ремонт класса (покраска
стен, парт)

Сроки

Ответственный

ежедневно
ежедневно
2 раза в
месяц
ежедневно
ежедневно
июнь

Аронова Н.А.
Аронова Н.А.
Аронова Н.А.
Аронова Н.А.

20. План работы кабинета технология на 2020-2021 учебный
год
1.Обеспечение качественного выполнения программы по технологии в 5,
6, 7 и 8 классах.
2.Организация фронтальной учебной деятельности с использованием
мультимедиа проектора и компакт-дисков учебного назначения, а
также ресурсов Интернета.
3. Организация обучения и доступа учащихся к Интернет-ресурсам по
технологии.
4.Обеспечение комфортных условий труда, соблюдение санитарногигиенических норм в кабинете.
5.Поддержание в рабочем состоянии техники и оборудования для
практических работ, имеющихся в кабинете.
6.Пополнение кабинета современной справочной литературой по
технологии, раздаточными и наглядными материалами.

21.Перспективный план развития кабинета технология №23
Учебный
год
2020-2021

Что планируется сделать
Провести электрическую проводку для швейных машин и
утюга
Систематизирование учебного материала по предмету, по
темам.
Проводить индивидуальную работу по технологии с
учащимися
Ежегодно оформлять стенд «Наши успехи и достижения»
творческими работами обучающихся
Произвести ремонт класса
Изготовить необходимые в работе учебно-наглядные
пособия и раздаточный материал по отдельным разделам
технологии.
Оформить с помощью учащихся выставку работ
«Технология вокруг нас».
Постоянно пополнять кабинет наглядными пособиями
Произвести инвентаризацию кабинета
Пополнение кабинета современной справочной
литературой по технологии, раздаточными и
дидактическими материалами.

Зав. кабинетом

Аронова Н. А.

22.Организационная деятельность при подготовке
к новому учебному году
№
Содержание работы
п/п
Провести учет учебного оборудования, имеющегося в
1.

Сроки

кабинете технология

I неделя
сентября

2.

Провести профилактический осмотр оборудования для
практических работ

I неделя
сентября

3.

Составить график работы кабинета

I неделя
сентября

4.

Обновить медикаменты в аптечке

5.
6.

Провести инструктажи по технике безопасности и
правилам работы в кабинете с учащимися 5, 6, 7 и 8
классов
Составить паспорт и план работы кабинета

7.

Обновить стенд «Инструкция по охране труда»

8.

Получить акт-разрешение на работу в кабинете в 2020 –
2021 учебном году

август

I неделя
сентября
I неделя
сентября
август

23.Учебно-методическая деятельность
№
п/п
1.
2.

Содержание работы
Составить рабочие программы для уроков технологии в 5,
6, 7 и 8 классах и утвердить их на ШМО.
Проверить обеспеченность учащихся учебниками по
технологии. Предоставить возможность использования
учебных пособий кабинета.
Разместить на стенах кабинета наглядный материал

5.
6.
7.

август
02.09, в течение
года
сентябрь

3.
4.

Сроки

Изготовить стенд «Правила поведения учащихся в
кабинете технология»
Подготовить контролирующие тесты для 5-8 классов.
Активно использовать мультимедиа проектор в учебном
процессе; вести накопление учебного материала в
электронном виде.
Участвовать в школьном и районном методическом
объединении учителей технологии.

сентябрь
В течение года
В течение года
В течение года

8.
9.

Создавать презентации по технологии с учащимися с
последующим использованием их для закрепления знаний
учащихся и с целью повышения интереса к изучению
технологии.
Организовать работу с одаренными детьми и принять
участие в школьных и районных олимпиадах.

В течение года

В течение года

24.График работы кабинета №23
на 2020-2021 учебного года
урок
День недели

1

Понедельник
Вторник
Среда
Четверг

2

3

4

5

6

технология технология технология технология технология
5А
5А
8А
5Б
5Б
технология технология технология технология технология
7А
7А
8Б
6А
6А

Пятница

25.Учетная карточка кабинета № 23
№/п

Материальная ценность

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Стол учительский
Стул учительский
Кухонная мебель
Холодильник
Электричекая плита
Стол ученический
Стул ученический
Скамейка
Тумбочка
Гладильная доска
Швейные машинки
Шкаф
Доска ученическая

Инвентарный
номер
б/н
б/н

б/н
б/н
б/н
б/н
б/н
б/н
б/н

Кол-во
1
1
1
1
2
11
8
3
3
1
4
1
1

26.Учебные приборы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Наименование
Наглядное пособие «Технология обработки ткани»
Пяльцы
Зеркало
Вязальные крючки
Вязальные спицы
Колпачек шпульный
Доска гладильная
Иглы машинные №90
Линейка закройщика
Лента сантиметровая
Наперсток
Ножницы раскройные
Ножницы для бумаги
Булавки для скалывания ткани
Угольник пластмассовый 45-45-90 (град)
Циркуль классный
Таблицы «Технология. Обслуживающий труд»
Игольница
Журнал инструктажа по ТБ
Утюг
Утюг
Электрическая плита
Машина швейная ножная
Швейная машина электрическая
Самовар

Колич
1
3
1
2
4
4
1
6
1
2
2
1
6
1
1
1
10
1
1
2
1
2
2
2
2

27.Учебники и учебно-методические пособия
№ п/п
Наименование
Учебник «Технология 5 класс» В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова
1
Учебник «Технология 6 класс» В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова
2
Учебник «Технология 7 класс» П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д.Симоненко,
3
4
5
6
7
8
9
10
11

О.В. Яковенко
Учебник «Технология 8 класс» В. Д. Симоненко, А. А. Электов, Б. А. Гончаров
Учебник «Черчение» Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
«Домашняя мастерица» И.А.Агапова
«Рукоделие» Рукоделие
«Нарядные прихватки» А. Тимаер
«Декоративные цветы из ткани, кожи, бумаги» О. Зайцева
«Вышивка бисером» А. Гринченко
«Вышиваем картины» У. Сапцина

28.Инструкции при работе в кабинете технологии
Должностная инструкция зав. кабинетом технологии
Инструкция по охране труда для учащихся
Содержание вводного инструктажа
Инструкция по технике безопасности при изучении механики
Инструкция по технике безопасности при изучении молекулярной
физики и тепловых явлений
6. Инструкция по технике безопасности при изучении
электродинамики
7. Инструкция по технике безопасности при изучении оптики
8. Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных
опытов
9. Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ
10.Инструкция по охране труда в кабинете и лаборатории
11.Инструкция для учащихся при проведении занятий в кабинете и
лаборатории
12.Программа инструктажа по использованию технических средств
обучения и специального оборудования
13.Программа инструктажа по электро-пожарной безопасности в
кабинете
14.Программа инструктажа по оказанию первой медицинской
помощи
1.
2.
3.
4.
5.

29.Должностная инструкция заведующего кабинетом
технологии
1. Общие положения.
1.1 Заведующий кабинетом назначается приказом директора школы на
каждый учебный год.
1.2 В своей деятельности руководствуется Уставом школы, стандартом
учреждения по охране труда. Положением о заведующем кабинетом,
приказами директора и должностной инструкцией.
2. Заведующий кабинетом должен знать:
-Конституцию РФ, законы РФ, решения правительства РФ и органов
управления образованием по вопросам образования;
- Конвенцию о правах ребенка;
- содержание и принципы организации обучения по преподаваемым
дисциплинам;
-основы экономики, организации производства и управления;
- педагогику, физиологию и методику профессионального обучения и
воспитания обучающихся;
- основы трудового законодательства; правила и нормы охраны туда,
техники безопасности и противопожарной защиты.
3. Обязанности.
Заведующий кабинетом обязан:
- выполнять требования Устава школы и Правил внутреннего распорядка,
приказы директора школы и распоряжения заместителей директора в
пределах их компетенции;
- своевременно составлять план работы кабинета;
- принимать меры по своевременному обеспечению кабинета
необходимым оборудованием, наглядными пособиями, техническими
средствами обучения;
- совершенствовать и модернизировать материально-техническую базу
кабинета;
- своевременно информировать администрацию школы о необходимости
проведения планово-предупредительных ремонтов оборудования, мебели и
помещения кабинет; принимать участие в организации названных работ;
- выполнять требования правил и норм охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты;
-осуществлять еженедельно первую ступень контроля по соблюдению норм
охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты с записью
в
соответствующий
журнал;
- проводить инструктажи учащихся перед выполнением лабораторных работ
с записью в соответствующий журнал;
4. Права.
Заведующий кабинетом имеет право :
-вносить предложения администрации школы по обеспечению кабинета
необходимым оборудованием для качественной реализации учебного
процесса и совершенствования условий труда;
-ходатайствовать о наложении дисциплинарного взыскания на учащихся,
нарушающих правила внутреннего распорядка, правила и нормы охраны
труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
5. Ответственность

Заведующий кабинетом несет ответственность за:
-обеспечение требований по охране труда, техники безопасности и
противопожарной защите;
- своевременное и правильное оформление документации по охране труда,
техники безопасности и противопожарной защите;
- сохранность учебно-материального оснащения кабинета;
- выполнение данной инструкции.

30. Инструкция по охране труда в кабинете технология
для учащихся
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно
выполняйте указания учителя.

Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.

Размещайте материалы, оборудование на своем месте таким образом,
чтобы исключить их падение и опрокидывание.

Для присоединения потребителей к сети применяйте штепсельные
соединения.

Пользуйтесь розетками, гнездами, зажимами, выключателями с не
выступающими контактными поверхностями.
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ.

электрический ток, режущие и колющие инструменты, вращающиеся части
швейной машины (с ручным и ножным приводом).

При работе по обработке ткани должна использоваться следующая
спецодежда: халат или передник хлопчатобумажный, косынка или колпак.

Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать
первую доврачебную помощь.

Учащимся запрещается без разрешения учителя подходить к имеющемуся в
кабинете оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

Учащиеся обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка и поведения в
кабинете технологии, правила личной гигиены.

В случае травмирования у учащегося, неисправности оборудования,
приспособлений инструментов необходимо сообщить учителю.

Урок начинается и заканчивается по звонку согласно расписанию.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей
Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами
внутреннего распорядка учащихся.

ДО НАЧАЛА РАБОТЫ.

Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно
изучите её описание, уясните ход её выполнения.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

На уроках технологии (обслуживающий труд) обучающиеся выполняют
программные виды работ, согласно которым получают текущие, итоговые и
четвертные оценки.

В подготовительной части урока обучающиеся получают знания о безопасной
организации труда, о приёмах и методах безопасности работы.


В течении урока обучающиеся должны придерживаться следующих правил:

- не начинать занятия без разрешения учителя;
- соблюдать все правила техники безопасности при работе с разными инструментами
и машинами;
- самовольно не покидать место работы;
- не выполнять другие действия без разрешения учителя;
- соблюдать правила и нормы поведения.


Выполнять работу, определённую учителем на данном занятии.


При выполнении работы не отвлекаться, соблюдать порядок на рабочем
месте, экономно расходовать материалы, бережно относится к оборудованию,
инструментам, наглядным пособиям и использовать их только по назначению.

В течение урока учащиеся обучаются приёмам работы с тканью и
различными волокнистыми и неткаными материалами, а также инструментами.

При травмировании, порчи материалов и инструментов немедленно сообщить
об этом учителю.


При необходимости использовать индивидуальные средства защиты.



Во время перемены прекращать работу и выходить из кабинета.

ТРЕБОВАНИЯ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

Обнаружив
неисправность
в
электрических
установках,
находящихся под напряжением, немедленно отключите источники
электропитания и сообщите учителю.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ.


По окончании работы отключите источники электропитания.

Приложение
Содержание вводного инструктажа в кабинете технологии.

1.

Ознакомить учащихся с правилами поведения в кабинете.

2.

Проинформировать учащихся об электроснабжении кабинета.

3.

Ознакомить учащихся со средствами пожаротушения и
электрозащиты, имеющимися в кабинете, и правилами пользования
ими.

4.
Указать место расположения аптечки, ее назначение и правила
пользования.

5.

6.

Ознакомить учащихся с правилами эвакуации из кабинета.
Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в
процессе работы и о соответствующих мерах предосторожности

31.ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности при работе на швейной машине с
ручным приводом
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии при работе
на швейной машине с ручным приводом.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями,
хорошо освещено (естественное, искусственное освещение).
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр,
инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ,
одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с
нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
1.5. При работе на швейной машине возможно воздействие на работающих
следующих опасных производственных факторов: - травмирование рук машинной
иглой; - травмирование вращающимися частями швейной машины.
1.6. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
технике безопасности, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку .
2.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать лишнее.
2.3. Убрать посторонние предметы с платформы швейной машины.
2.4. Проверить прочно ли закреплена игла и лапка.
2.5. Удалить из обрабатываемого изделия иголки и булавки.
2.6. Получить у учителя шпульный колпачок.
2.7. Поставить машину на рабочий ход, заправить верхнюю и нижнюю нитки.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Свет на рабочую поверхность должен падать слева или спереди.
3.2. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук.
3.3. Сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову вперёд.
3.4. Кисти рук располагают на платформе машины, локти – на одном уровне со
столом.
3.5. Расстояние между работающим и корпусом машины должно быть 10-15 см.
3.6. Ноги должны опираться на пол всей ступней.
3.7. Стул должен стоять напротив иглы.
3.8. Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего.
3.9. Остерегаться движущихся частей машины.
3.10. Не отвлекать внимание работающих за машиной посторонними разговорами,
не передавать через них предметы.
3.11. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При обнаружении неполадок в работе швейной машины с ручным приводом
прекратить работу и сообщить об этом учителю.
4.2. При получении травмы прекратить работу. Пострадавший или очевидец
несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом учителю.
4.3. Оказать первую помощь пострадавшим.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Проверить наличие рабочего инструмента.
5.2. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места. 5.3. Удалить из
машины верхнюю и нижнюю нитку, шпульный колпачок сдать учителю. 5.4.
Привести в порядок рабочее место. 5.5. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.

32.

ИНСТРУКЦИЯ по технике безопасности для
обучающихся при работе на швейной машине с
ножным приводом
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ

1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при работе на швейной машине с ножным приводом.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями,
хорошо освещено (естественное, искусственное освещение).
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр,
инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ,
одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с
нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
1.5. При работе на швейной машине возможно воздействие на работающих
следующих опасных производственных факторов: - травмирование рук машинной
иглой; - травмирование вращающимися частями швейной машины.
1.6. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
технике безопасности, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку .
2.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать лишнее.
2.3. Убрать посторонние предметы с платформы швейной машины.
2.4. Проверить прочно ли закреплена игла и лапка.
2.5. Удалить из обрабатываемого изделия иголки и булавки.
2.6. Получить у учителя шпульный колпачок.
2.7. Поставить машину на рабочий ход, заправить верхнюю и нижнюю нитки.
2.8. При подготовке к работе швейной машины с ножным приводом не держать
НОГУ на педали.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Свет на рабочую поверхность должен падать слева или спереди.

3.2. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук.
3.3. Сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову вперёд.
3.4. Кисти рук располагают на платформе машины, локти – на одном уровне со
столом.
3.5. Расстояние между работающим и корпусом машины должно быть 10-15 см.
3.6. Ноги должны опираться на пол всей ступней.
3.7. Стул должен стоять напротив иглы.
3.8. Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего.
3.9. Остерегаться движущихся частей машины.
3.10. Не отвлекать внимание работающих за машиной посторонними разговорами,
не передавать через них предметы.
3.11. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы.
3.12. Заправку нитки, замену иглы осуществлять сняв ногу с педали.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При обнаружении неполадок в работе швейной машины с ножным приводом
прекратить работу и сообщить об этом учителю.
4.2. При получении травмы прекратить работу. Пострадавший или очевидец
несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом учителю. 4.3. Оказать
первую помощь пострадавшим.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Проверить наличие рабочего инструмента.
5.2. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места. 5.3. Удалить из
машины верхнюю и нижнюю нитку, шпульный колпачок сдать учителю. 5.4.
Привести в порядок рабочее место. 5.5. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом

33.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при работе с режущими
инструментами

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при работе с режущими инструментами по кулинарной
обработке продуктов.

1.2. Работы с режущими инструментами предусматривают использование кухонных
ножей, мясорубки, скребка для чистки рыбы, терки и др.
1.3. Рабочее место должно быть оборудовано столом, разделочными досками,
комплектом режущего инструмента.
1.4. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, прошедшие медосмотр,
прошедшие инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого
вида работ, одетые в рабочую форму.
1.5. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с
нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
1.6. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
технике безопасности, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Подготовить рабочий стол и разделочную доску к работе.
2.2. Проверить исправность и правильность заточки инструмента.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При пользовании режущим инструментом быть максимально внимательным и
дисциплинированным.
3.2. Использовать инструменты только по их прямому назначению, не пользоваться
неисправным инструментом.
3.3. Во время нарезки применять безопасные приемы работы, показанные учителем.
3.4. При использовании мясорубки продукты подавать деревянной лопаткой.
3.5. При работе с ручной теркой прочно удерживать обрабатываемые продукты, не
тереть слишком маленькие части.
3.6. Передавать колющие, режущие инструменты рукояткой вперед.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При обнаружении неполадок у оборудования прекратить работу и сообщить об
этом учителю.
4.2. При получении травмы прекратить работу. Пострадавший или очевидец
несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом учителю.
4.3. Оказать первую помощь пострадавшим.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ

5.1. Соблюдая осторожность, очистить и вымыть режущие инструменты.
5.2. Сложить ножи в специально отведенное место.
5.3. Привести в порядок рабочее место.

34.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при работе с электрическим
утюгом
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при работе с электрическим утюгом.
1.2. Работа с утюгом предусматривает использование электрического тока
напряжением 220 В.
1.3. К работе с электрическим утюгом допускаются учащиеся с 5-го класса,
прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по технике безопасности, имеющие
знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Опасные производственные факторы:
- ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при
обильном смачивании материала;
- возникновение пожара при оставлении включенного в сеть утюга без присмотра;
- поражение электрическим током.
1.5. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями
(резиновый коврик, несгораемая подставка под утюг).
1.6. При работе с электрическим утюгом используется специальная одежда:
индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной
убор (берет или косынка).
1.7. При получении обучающимися травмы, оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при
необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
технике безопасности, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть форму, волосы убрать под косынку. 2.2. Проверить исправность вилки и
изоляции электрического шнура утюга.

2.3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического
коврика на полу около места для глажения.
2.4. Поместить шнур в специальный держатель.
2.5. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2.6. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического
коврика на полу около места для глажения.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками. Не касаться
мокрыми руками сетевого шнура, рукоятки переключателя.
3.2. Работать с утюгом, стоя на резиновом коврике.
3.3. Остерегаться одновременного прикасания руками к утюгу и трубам отопления и
др. заземленной арматуре. 3.4. При кратковременных перерывах в работе
электрический утюг ставить на термоизоляционную подставку.
3.5. Следить за правильным выбором режима работы утюга.
3.6. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась
электрического шнура.
3.7. Во избежание пожара не оставлять включенный в сеть электрический утюг без
присмотра.
3.8. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не
смачивать обильно ткань водой.
3.9. Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети
только за вилку, а не дёргать шнур.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При возникновении неисправности в работе электрического утюга, появлении
искрения и т.д., немедленно прекратить работу, отключить утюг и сообщить
учителю об аварийной ситуации.
4.2. Отключить рубильник, обесточить электросеть.
4.3. При возникновении пожара немедленно отключить электрический утюг от
электросети и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами
пожаротушения.
4.4. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшим, сообщить об
этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в
ближайшее лечебное учреждение.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Отключить электрический утюг от электросети, не выключать вилку из
штепсельной розетки рывком за шнур.

5.2. Не класть шнур с вилкой на утюг, избегать прикосновений к горячим частям
утюга.
5.3. Привести в порядок рабочее место.
5.4. Снять форму и вымыть руки с мылом.

35.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при работе с тканью
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при работе с тканью.
1.2. К самостоятельной работе с тканью допускаются лица в возрасте не моложе 16
лет, прошедшие соответствующую подготовку, инструктаж п технике безопасности,
медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. К
работе с тканью под руководством учителя допускаются учащиеся с 1-го класса,
прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр и не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.3. Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных
занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.4. При работе с тканью возможно воздействие на работающих следующих опасных
производственных факторов:
• уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без наперстка;
• травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами и при работе на
швейной машине;
поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине.
1.5. При работе с тканью должна использоваться следующая спецодежда: халат
хлопчатобумажный или фартук и косынка.
1.6. В помещении для работы с тканью должна быть медаптечка с набором
необходимых медикаментов и перевязочных средств.
1.7. Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места
расположения первичных средств пожаротушения. В помещении для работы с
тканью должен быть огнетушитель.
1.8. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации
учреждения.
1.9. В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, правила личной
гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
технике безопасности, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.
2.3. Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее.
2.4. Убедиться в наличии диэлектрического коврика на полу около электрического
утюга.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной
коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае
не брать иголки и булавки в рот.
3.3. Шить иголками только с наперстком.
3.4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от
себя.
3.5. Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми
концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.
3.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.
3.7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их
иглой.
3.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок
или иголок на линии шва.
3.9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами. 3.10. Работать за
машинкой только по одному человеку. 3.11. При ВТО ткани соблюдать правила
техники безопасности при работе с электрическим утюгом.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При появлении неисправности в работе швейной машины прекратить работу,
сообщить об этом учителю. Работу продолжать только после устранения
неисправности.
4.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а
убирать в специальную коробку.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при
необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об
этом администрации учреждения
4.4. При поражении электрическим током оказать пострадавшему первую помощь,
при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса сделать ему искусственное
дыхание или непрямой массаж сердца до восстановления дыхания и пульса и
отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Отключить электрический утюг.
5.2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
5.3. Провести влажную уборку помещения и его проветривание.
5.4. Снять форму и тщательно вымыть руки с мылом.

36.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при работе с ножницами
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при работе с ножницами.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или
подставками.
1.3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, прошедшие медосмотр,
инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ,
одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для обучающихся: индивидуальный халат или фартук с
нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Подготовить рабочее место.
2.2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.3. Хранить ножницы в определенном месте (коробке или подставе).

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. При пользовании ножницами будьте максимально внимательны и
дисциплинированы.
3.2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
3.3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя.
3.4. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При обнаружении неисправности ножниц прекратить работу, сообщить
учителю.
4.2. При травмировании немедленно прекратить работу и сообщить учителю об
аварийной ситуации.
4.2. Оказать первую помощь пострадавшим.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Соблюдая осторожность, сложите ножницы в рабочие коробки или специальную
подставку.
5.2. Приведите в порядок рабочее место.

37.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при работе с иглой и колющими
инструментами
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при работе с иглами и колющими инструментами (булавки).
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками и
подушечками для хранения иголок и булавок.
1.3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, прошедшие медосмотр,
инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ,
одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с
нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
1.5. Опасные факторы: уколы остриём игл, булавок, поломка игл.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой. Булавки хранить в
коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2.2. Расположить коробку или подушечку для иголок и булавок в месте
установленном учителем.
2.3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы.
2.4. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок.
2.5. В случае обнаружения непригодных для работы иголок и булавок сдать их
учителю.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Шить с наперстком, иглы вкалывать в игольницу.
3.2. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок от себя.
3.3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы,
стены, занавески, не оставлять иголку в изделии.
3.4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола, а использовать
специальные игольницы.
3.5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может
сломаться.
3.6. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При обнаружении сломанных игл, булавок прекратить работу, сообщить
учителю.

4.2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого
коробку.
4.3. При травмировании немедленно прекратить работу и сообщить учителю об
аварийной ситуации.
4.4. Оказать первую помощь пострадавшим.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.
5.2. В конце работы проверить количество игл.
5.2. Сдать коробки с иголками и булавками учителю или сложить в отведенные для
этого места.

38.

ИНСТРУКЦИЯ

по технике безопасности при работе со спицами и крючком
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при вязании на спицах и крючком.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или
пеналами для хранения спиц и крючков.
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр,
инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ,
одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для обучающихся: индивидуальный халат или фартук с
нарукавниками и головной убор (берет или косынка)
1.5. Опасные факторы: уколы остриём спиц или крючком.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Расположите коробку или пенал для спиц и крючков в месте, установленном
учителем.
2.2. Убедитесь в отсутствии ржавых, гнутых спиц и крючков. В случае обнаружения
сдать учителю.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Следить за соблюдением правильной осанки: сидеть, прижимаясь спиной к
спинке стула.
3.2. Держать спицы на расстоянии не менее 30-45 см от глаз.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При обнаружении неисправности спиц, крючков прекратить работу, сообщить
учителю.
4.2. При травмировании немедленно прекратить работу и сообщить учителю об
аварийной ситуации.
4.2. Оказать первую помощь пострадавшим.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Сдать коробки или пеналы со спицами (крючками) учителю или сложить в
отведённое для этого место.
5.2. Привести в порядок рабочее место.

39. ИНСТРУКЦИЯ
по технике безопасности при работе с ручным
инструментом и приспособлениями
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для обучающихся на уроках технологии
(обслуживающий труд) при работе в различных декоративно-прикладных техниках с
использованием ручного инструмента и приспособлений.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями,
хорошо освещено (естественное, искусственное освещение).
1.3. К самостоятельной работе допускаются обучающиеся, прошедшие медосмотр,
инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ,
одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с
нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
1.5. Опасные факторы при работе с ручным инструментом и приспособлениями: ушибы молотком; - проколы гвоздями; - уколы отвертками, шилом;
1.6. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по
технике безопасности, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися
проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ
2.1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку .
2.2. Осмотреть и подготовить рабочее место, убрать лишнее.
2.3. Убрать посторонние предметы не используемые при работе.
2.4. Проверить исправность инструмента, приспособлений.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Свет на рабочую поверхность должен падать слева или спереди.
3.2. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук.
3.3. Сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову вперёд.
3.4. Ноги должны опираться на пол всей ступней.
3.5. Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего.
3.6. Не отвлекать внимание работающих посторонними разговорами, не передавать
через них предметы.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ
4.1. При обнаружении неисправного инструмента, приспособлений работу
приостановить и сообщить об этом учителю.
4.2. При получении травмы прекратить работу. Пострадавший или очевидец
несчастного случая обязан немедленно сообщить об этом учителю.
4.3. Оказать первую помощь пострадавшим.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТ
5.1. Проверить наличие рабочего инструмента.
5.2. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места. 5.3. Привести в
порядок рабочее место. 5.5. Снять спецодежду и вымыть руки с мылом.

40.Журнал инструктажа учащихся
по технике безопасности

№
ФИ
п/п инструктир
уемого
обучающег
ося

Дата кла Инстру
провед сс
кция
ения

ФИО
инстру
ктора

Подпись
инструктир
уемого

Подпись
инструктир
ующего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».