МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО
Заместитель
педагогов
директора по УВР
коррекционных классов
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________ ________________________ ________________________
Цыбенова И.Б.
приказ № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
Куракина А.А.
приказ 193 о/д
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Человек»
для обучающихся 1-3 классов
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Приобщение обучающегося к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности обучающегося происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК»
Цель обучения – расширение и совершенствование представлений о
себе, о своей семье, активизация способов положительного взаимоотношения
с людьми для решения повседневных бытовых задач.
Основные задачи:
расширять и уточнять представления о себе (имя, фамилия, возраст,
домашний адрес, город проживания);
расширять представления о своем организме;
закреплять умение сообщать о своем эмоциональном состоянии, о
своих желаниях потребностях и интересах;
расширять индивидуальные интересы и предпочтения, умения
выражать свои желания и интересы;
расширять представления о членах своей семьи;
закреплять представления о своей социальной роли и обязанностях в
семье;
закреплять способы общения с близкими людьми;
расширять представления о взрослых и об одноклассниках;
использовать доступные средства положительного взаимодействия с
одноклассниками;
закреплять представления о труде взрослых;
продолжать воспитывать уважительное отношение к человеку труда;
совершенствовать умения по выполнению доступных бытовых
поручений (помощь в подготовке пищи (чистить овощи), сервировке
стола, уборке посуды, выноса мусор и т д.).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом на изучение предмета «Человек» в 1
дополнительном и 1 классах отводится 99 часов (3 ч в неделю, 33 учебные
недели), во 2-3 классах отводится 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Формирование представлений о себе, осознание общности и
различий с другими
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на
фотографии, отражением в зеркале.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои
интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,
место жительства, свои интересы, хобби и др.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное
отношение к своим возрастным изменениям.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами
Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук после посещения туалета и перед едой).
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и
своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
1 КЛАСС
Формирование представлений о себе, осознание общности и
различий с другими
Представления о собственном теле.
Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на
фотографии, отражением в зеркале.
Отнесение себя к определенному полу.
Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои
интересы, желания.
Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол,
место жительства, свои интересы, хобби и др.
Представления о возрастных изменениях человека, адекватное
отношение к своим возрастным изменениям.
Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами
Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук после посещения туалета и перед едой).
Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье
Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и
своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
2 КЛАСС
Представления о себе.
Идентификация себя по полу. Узнавание частей тела. Сведения о себе.
Знание собственного имени, возраста, адреса проживания. Сообщение о
состоянии своего здоровья. Туалет (опрятность). Одевание и раздевание.
Представления о семье.
Узнавание членов семьи. Представление о бытовой и досуговой
деятельности членов семьи. Определение своей социальной роли в семье.
Представления о других.
Узнавание детей и взрослых. Дифференциация людей по возрасту.
Соотнесение себя с возрастной группой (дети, ученики). Выполнение
посильных поручений по помощи (одеться, умыться, сложить одежду),
одноклассникам. Труд взрослых. Распознавание атрибутов данных
профессий. Помощь окружающим.
Выполнение бытовых поручений.
Выполнение посильных поручений по уборке в классе. Приготовление и
прием пищи. Уход за одеждой и обувью. Действия по самообслуживани.
3 КЛАСС
Представления о себе.
Идентификация себя и других людей по полу. Умение различать
предметы и занятия по принадлежности к полу (условной).
Наблюдение за действиями одноклассников, оценка правильности
выполнения задания, следования правилам.
Различение некоторых предметов (реальных и на картинках) и занятий
(сюжетные картинки) по принадлежности к полу: игрушки, предметы
косметики, рабочие инструменты, одежда, обувь; действия (гладить,
зашивать белье, забивать гвоздь и т.п.).
Умение считывать пиктограммы для узнавания пола (девочка, мальчик).
Умение называть части тела и лица вербализация их назначения.
Демонстрация по заданию частей тела на себе, других детях, на кукле, на
изображениях человека.
Выполнение различных действий под речетатив, песен на закрепление
знания названий частей тела и лица.
Умение различать персонажи по полу (на примере симфонической
сказки «Петя и волк»), узнавание заданного персонажа на слух.
Сведения о себе.
Умение сообщать сведения о себе: имя, фамилия, возраст, домашний
адрес, город, в котором живет. Выбор соответствующих слов на карточках
(имя и фамилия) из 2 – 3 различных по составу букв. Умение различать свое
имя, напечатанное на бумаге.
Сообщение своего возраста вербально.
Узнавание своего адреса на слух при перечислении нескольких по
порядку, по возможности, его называние.
Умение сообщать о состоянии своего здоровья, и самочувствия (в т.ч. с
помощью жестов, мимики): у меня болит голова, живот, горло, мне жарко, я
замерз (и т.п.). Умение давать ответы на вопросы о самочувствии. Умение
проявлять внимание к самочувствию товарищей, сопереживать и
сочувствовать (обнимать, касаться руки, заглядывать в глаза, говорить
добрый слова и др.).
Умение различать эмоциональное состояние – весело, грустно, больно.
Умение быть опрятным. Умение следить за своим внешним видом.
Умение выражать собственные потребности с помощью слов: хочу,
надо, можно ли, дайте пожалуйста и т.д. или другим доступным способом:
жестом-имитацией, указанием на нужный предмет. Умение быть опрятным
(заправить рубаху, расправить смятый участок одежды, почистить брюки,
протереть обувь, заменить испачканный предмет одежды, вымыть грязные
руки, лицо и т.п.).
Умение оказывать помощь одноклассникам, обращать их внимание на
свой внешний вид.
Умение пользоваться средствами гигиены и ухода за телом (влажные
салфетки, мыло и полотенце, расческа, утюг, нитка с иголкой и т.д.).
Одевание и раздевание. Умение самостоятельно одеваться в
соответствии с погодой, а также аккуратно раздеваться, складывать вещи на
место в шкафчик. Умение оказывать помощь одноклассникам при одевании и
раздевании.
Умение пользовать предметами для ухода за одеждой (вешалки, щетки
для одежды, полки для обуви).
Представления о семье.
Выделение по фотографиям членов семьи, узнавание и называние,
различение их эмоций в различных ситуациях (Кто смеется? Кто серьезный?
Грустный? Рассматривание сюжетных картинок, изображающих членов
семьи за занятиями, на отдыхе (например, вечерние дела в семье и посещение
парка развлечений), определение их эмоций в данных ситуациях.
Подражание заданным эмоциям.
Дифференцирование «веселых» и «печальных» музыкальных
фрагментов, определение их настроения.
Выполнение упражнений по видеообразцу (детские веселые зарядки,
танцы).
Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи.
Правила безопасного поведения дома.
Умение узнавать пиктограммы, связанные с безопасностью здоровья в
быту: горячий утюг /сковорода, острый предмет (иголка, нож и т.д.).
Умение различать и, по возможности, называть эмоции на этих
изображениях (испугался, плачет, злится). Имитация этих эмоций.
Умение отвечать на вопросы: «Что случилось?», «Почему?», «Можно
так делать?», «Что теперь делать?» (погладить, заклеить, помазать и т.п.)
Определение своей социальной роли в семье.
Умение оказывать посильную помощь взрослым в быту: подмести пол,
протереть стол, подоконник, полить растения, прибрать игрушки, развесить
свои вещи и т.п.).
Представления о других.
Умение узнавать среди аудиозаписей голоса взрослого и голоса ребенка,
соотнесение с пиктограммой. Рассматривание иллюстраций, на которых есть
и дети, и взрослые. Ответы на вопросы типа «Где взрослый (учитель)?», «Где
дети (ученики)?», «А ты взрослый (учитель)? Или ребенок (ученик)?».
Выделение и называние или имитация действий персонажей. Дети играют,
учатся, помогают и т.п., взрослые работают. Соотнесение себя и
окружающих с картинкой, пиктограммой, обозначающий возрастную группу
(«Где ты?», «Где я?», «Где Вова?»). Отнесение себя к возрастной группе.
Выделение людей, которым нужна помощь. Выполнение посильных
поручений, помощь взрослым и одноклассникам: собрать игрушки в коробку,
собрать и сложить на место книги, разложить предметы на свои места,
вытереть руки и т.д. По возможности, вербальное сопровождение своих
действий, действий одноклассников.
Труд взрослых.
Актуализация изученного материала о профессиях уборщица, дворник,
учитель. Профессии повар и врач. Распознавание атрибутов данных
профессий.
Умение узнавать на репродукциях людей, определять их возраст
(социальный статус, профессию, эмоциональное состояние).
По возможности, копирование ярких эмоций перед зеркалом.
Присвоение иллюстрации соответствующего значка – смайла (улыбка, грусть
(плачущий)). Называние действий персонажей. Определение настроения
звучащей музыки, соотнесение настроения музыкального фрагмента и
соответствующей иллюстрации («печальная», «веселая»). Составление
предложений из пиктограмм с использованием «прилагательных» - эмоций.
Умение выражать свои предпочтения при оценке работ, самооценка.
«Что (чем, как) бы ты хотел (научиться) рисовать?» Оказание помощи
одноклассникам при подготовке к творческим работам, уборке рабочего
места, ответах на вопросы педагога и выполнении различных практических,
коммуникативных заданий и упражнений.
Выполнение бытовых поручений.
Умение выполнять посильные поручения по уборке в классе: смачивать
и отжимать тряпку; расправлять ее и вешать для просушивания на
перекладину; подметать пол, заметать мусор на совок. складывать на место
игрушки, учебные принадлежности. Расставлять книги на полке.
Умение сообщать о своих предпочтениях при выборе вида работ по
уборке.
Приготовление и прием пищи.
Умение чистить морковь и вареный картофель безопасным ножом;
снимать скорлупу с вареных яиц; натирать сыр на терке; делать бутерброд,
следуя алгоритму (в том числе графическому – инструкционной карте);
разливать по стаканам холодный напиток; мыть и вытирать посуду;
протирать стол.
Умение находить и узнавать эти операции на фотографиях,
пиктограммах; умение «считывать» по пиктограмме действия и выполнять
их, без словесной инструкции (дети получают задания в конвертах).
Уход за одеждой и обувью.
Умение складывать, развешивать одежду, ухаживать за одеждой и
обувью в чистоте. Умение следить за своим внешним видом, (опрятность).
Умение чистить щеткой сухие загрязнения на одежде. Умение
«считывать» пиктограммы - ярлыки по уходу за одеждой.
Действия по самообслуживанию.
Умывание. Уход за телом.
Узнавание и использование пиктограмм, жестов «причесываться»,
«чистить зубы» при общении с одноклассниками. Умение выражать словом
свои действия, типа «Я чищу зубы». Умение заплетать косу (для девочек) (с
помощью педагога).
Умение повязывать пояс, шарф, косынку кукле.
Умение определять «проблемы»: разбросан мусор в классе, сухая земля
в цветочном горшке, грязные руки и т.п. (при необходимости обращает на
нее внимание педагог («Что не так?»).
Умение находить простые способы решения бытовой ситуации («Что
будем делать, когда руки грязные?» и т.д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение
предмета
«Человек»
направлено
на
достижение
обучающимися личностных и предметных результатов и овладение базовыми
учебными действиями.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учебного предмета «Человек»
заключаются в продуктивном взаимодействии с близкими взрослыми,
проявлении самостоятельности при выполнении поручений взрослых в
разных ситуациях.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Человек»
выражаются в следующем:
сообщать общие сведения о себе (имя);
называть основные части тела и лица, могут определить простейшие
функции организма;
относить себя к определенному полу;
определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы,
желания;
обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать
или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;
следить за своим внешним видом;
называть членов своей семьи (называть по имени, узнавать их по
фотографиям).
1 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Человек»
выражаются в следующем:
сообщать общие сведения о себе (имя);
относить себя к определенному полу;
называть основные части тела и лица, могут определить простейшие
функции организма;
относить себя к определенному полу;
определять "мое" и "не мое", осознавать и выражать свои интересы,
желания;
обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться;
определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать
или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня;
следить за своим внешним видом;
называть членов своей семьи (называть по имени, узнавать их по
фотографиям).
2 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Человек»
выражаются в следующем:
сообщать общие сведения о себе (имя, фамилию, возраст, домашний
адрес);
называть основные части тела и лица, могут определить простейшие
функции организма;
сообщать о своем эмоциональном состоянии, о своих желаниях
потребностях и интересах,
пользоваться своими вещами (садиться за свою парту, брать свой
портфель, надевать свою одежду);
называть членов своей семьи (называть по имени, узнавать их по
фотографиям);
знать свою социальную роль в своей семье, выполняют поручения в
бытовой ситуации;
называть некоторые профессии взрослых, близкие к опыту детей:
учитель, дворник, уборщица.
3 КЛАСС
Предметные результаты изучения учебного предмета «Человек»
выражаются в следующем:
называют общие сведения о себе (имя, фамилию, возраст, домашний
адрес);
имеют элементарные представления о своем эмоциональном
состоянии, о своих желаниях потребностях и интересах, обобщают
свои действия и состояния словом или другим доступным способом;
имеют элементарные представления о вещах и предметах для
удовлетворения собственных потребностей и желаний, выделяют,
называют или показывают среди других;
умеют решать элементарные бытовые задачи с учетом собственных
желаний и потребностей;
соблюдают режим дня и правила гигиены, следят за своим внешним
видом;
выделяют членов своей семьи среди других людей, имеют
элементарные представления об их статусе и профессиональной
деятельности;
воспринимают себя, свои возможности и особенности в соответствии
с реальной жизненной ситуацией;
воспринимают и определяют эмоциональное состояние и
переживания человека в повседневной жизни, в художественных и
музыкальных произведениях;
передают в продуктивных видах деятельности переживания
человека, его эмоциональное состояние.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Базовые учебные действия, формируемые при изучении учебного
предмета «Человек»:
осознают себя среди других (откликаются на имя, двигательно
реагируют, подражают действиям взрослого);
могут выразить доступным способом свои предпочтения и желания,
проявляют активность во взаимодействии с близким взрослыми,
учитывают их эмоциональное состояние;
проявляют элементарную самооценку своих поступков и действий;
замечают изменения настроения близкого взрослого и сверстника;
уважают труд взрослых, проявляют готовность к выполнению
поручений взрослого совместно с другим сверстником.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Представления о себе
«Я – человек».
1.1
«Моё имя»
1.2
1.3
«Кто я?»
«Все люди разные»
1.4
Итого по разделу
Раздел 2. Представления о частях тела
2.1
«Мои руки».
«Уход за руками»
«Мои ноги»
2.2
«Уход за ногами»
«Мой рот и язычок»
2.1
«Уход за полостью рта»
«Мои зубки»
2.2
«Уход за зубами»
«Мои глаза»
2.3
«Уход за глазами»
«Мои уши»
2.4
«Уход за ушами»
«Мой нос»
2.5
«Уход за носом»
Итого по разделу
Раздел 3. Гигиена тела
3.1
«Умывальная комната»
3.2
«Атрибуты в умывальной комнате»
3.3
«Намачивание и намыливание рук»
3.4
«Мытьё рук»
3.5
«Смывание мыла с рук»
3.6
«Вытирание рук»
3.7
«Туалет»
«Раковина»
«Унитаз»
3.8
«Нужды человека»
«Я хочу есть, пить»
3.9
«Кнопка слива»
«Смывание унитаза»
3.10
«Снятие нижнего белья»
3.11
«Туалетная бумага»
«Отматывание бумаги»
Количество часов
3
2
3
3
11
2
2
2
2
2
2
2
14
1
1
1
1
1
1
3
2
2
1
2
«Одевание нижнего белья»
«Изнаночная и лицевая сторона»
3.13
«Гигиенические процедуры после посещения
туалета»
«Мытье рук, вытирание рук»
3.14
«Моё личное полотенце»
«Моя метка»
3.15
«Водные процедуры, душ».
3.16
«Изучаем своё тело».
«Голова»
«Туловище»
3.17
«Моё не моё»
«Мои не мои»
3.18
«Возрастные изменения»
«Я малыш»
«Я подросток»
3.19
«Виды одежды»
(нижняя одежда)
«Лицевая и изнаночная сторона»
3.20
«Виды одежды»
(верхняя одежда)
«Лицевая и изнаночная сторона»
3.21
«Виды обуви»
«Виды застежек»
3.22
«Режим дня»
«Утро»
«День»
«Вечер»
3.23
«Правильное питание»
«Овощи и фрукты в жизни человека»
3.24
«Культура поведения в столовой»
«Добрые слова»
3.25
«Посуда»
«Сервировка стола»
«К нам пришли гости, накроем на стол»
3.26
«Моё самочувствие»
«У меня болит голова»
«Мне плохо»
3.27
«Мои данные»
«Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?»
Итого по разделу
Раздел 4. Моя семья
4.1
«Моя семья»
«Мама, папа»
«Братья, сестры»
3.12
2
2
2
1
3
2
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
58
3
«Наши праздники»
«Новый год»
«8 марта»
Итого по разделу
Раздел 5. Я и другие
5.3
«Мой дом»
«Мои воспитатели»
5.4
«Моя досуговая деятельность»
«Игра, хобби»
Итого по разделу
Раздел 6. Повторение
6.1
«Закрепление по учебному курсу «Человек»
6.2
«Мои части тела»
6.3
«Мои данные и половая принадлежность»
6.4
«Овощи и фрукты в жизни человека»
6.5
«Нужды человека»
6.6
«Моё самочувствие»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
4.2
3
6
2
2
4
1
1
1
1
1
1
6
99
1 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Представления о себе
«Я – человек».
1.1
«Моё имя»
1.2
«Кто я?»
1.3
«Я- мальчик»
«Я- девочка»
«Все люди разные»
1.4
«Светлые и темные»
«Большой,маленький»
Итого по разделу
Раздел 2. Представления о частях тела
2.1
«Мои руки».
«Уход за руками»
«Мои ноги»
2.2
«Уход за ногами»
«Мой рот и язычок»
2.1
«Уход за полостью рта»
«Мои зубки»
2.2
«Уход за зубами»
«Мои глаза»
2.3
«Уход за глазами»
Количество часов
3
2
3
3
11
2
2
2
2
2
«Мои уши»
«Уход за ушами»
«Мой нос»
2.5
«Уход за носом»
Итого по разделу
Раздел 3. Гигиена тела
3.1
«Умывальная комната»
3.2
«Атрибуты в умывальной комнате»
3.3
«Намачивание и намыливание рук»
3.4
«Мытьё рук»
3.5
«Смывание мыла с рук»
3.6
«Вытирание рук»
3.7
«Туалет»
«Раковина»
«Унитаз»
3.8
«Нужды человека»
«Я хочу есть, пить»
3.9
«Кнопка слива»
«Смывание унитаза»
3.10
«Снятие нижнего белья»
3.11
«Туалетная бумага»
«Отматывание бумаги»
3.12
«Одевание нижнего белья»
«Изнаночная и лицевая сторона»
3.13
«Гигиенические процедуры после
туалета»
«Мытье рук, вытирание рук»
3.14
«Моё личное полотенце»
«Моя метка»
3.15
«Водные процедуры, душ».
3.16
«Изучаем своё тело».
«Голова»
«Туловище»
3.17
«Моё не моё»
«Мои не мои»
3.18
«Возрастные изменения»
«Я малыш»
«Я подросток»
3.19
«Виды одежды»
(нижняя одежда)
«Лицевая и изнаночная сторона»
3.20
«Виды одежды»
(верхняя одежда)
«Лицевая и изнаночная сторона»
2.4
2
2
14
1
1
1
1
1
1
3
2
2
1
2
2
посещения
2
2
1
3
2
3
3
3
«Виды обуви»
«Виды застежек»
3.22
«Режим дня»
«Утро»
«День»
«Вечер»
3.23
«Правильное питание»
«Овощи и фрукты в жизни человека»
3.24
«Культура поведения в столовой»
«Добрые слова»
3.25
«Посуда»
«Сервировка стола»
«К нам пришли гости, накроем на стол»
3.26
«Моё самочувствие»
«У меня болит голова»
«Мне плохо»
3.27
«Мои данные»
«Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?»
Итого по разделу
Раздел 4. Моя семья
4.1
«Моя семья»
«Мама, папа»
«Братья, сестры»
4.2
«Наши праздники»
«Новый год»
«8 марта»
Итого по разделу
Раздел 5. Я и другие
5.3
«Мой дом»
«Мои воспитатели»
5.4
«Моя досуговая деятельность»
«Игра, хобби»
Итого по разделу
Раздел 6. Повторение
6.1
«Закрепление по учебному курсу «Человек»
6.2
«Мои части тела»
6.3
«Мои данные и половая принадлежность»
6.4
«Овощи и фрукты в жизни человека»
6.5
«Нужды человека»
6.6
«Моё самочувствие»
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3.21
3
3
3
3
3
3
3
58
3
3
6
2
2
4
1
1
1
1
1
1
6
99
2 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Я сам
Это Я. Мое имя
1.1
Я – человек
1.2
Мальчик и девочка
1.3
Части тела. Голова
1.4
Одежда. Шапка
1.5
Руки. Я делаю
1.6
Одежда. Варежки и перчатки
1.7
Руки. Я чувствую
1.8
Руки. Я рисую
1.9
Ноги. Я хожу
1.10
Одежда. Носки, брюки
1.11
Обувь
1.12
Части тела. Туловище
1.13
Одежда. Футболка, куртка
1.14
Уши. Я слушаю
1.15
Мои волосы
1.16
Руки. Я играю
1.17
Рот. Я говорю
1.18
Рот. Я ем
1.19
Части тела. Кукла
1.20
Нос. Я чувствую
1.21
Предметы вокруг меня
1.22
Глаза. Я вижу
1.23
Части лица
1.24
Итого по разделу
Раздел 2. Моя семья
Дом, где я живу
2.1
Сюжетно-ролевая игра «Едем на машине»
2.2
Моя семья
2.3
Занятия взрослых
2.4
Я делаю зарядку
2.5
Я и животные
2.6
Человек и его действия
2.7
Итого по разделу
Раздел 3. Я и другие
3.1
Хоровод
3.2
Я и взрослые
3.3
Профессии
Количество часов
2
3
2
3
2
3
1
2
2
3
2
1
1
2
3
2
4
5
2
2
3
2
4
2
58
3
1
3
2
2
3
3
17
1
3
3
3.4
Дети. Играем и учимся
3.5
Я смеюсь и плачу. Мои эмоции
Итого по разделу
Раздел 4. Домоводство
4.1
Моем руки
4.2
Уход за одеждой
4.3
Я ем. Посуда
4.4
Я пью
4.5
Моем посуду
4.6
Игра «День рождения куклы»
4.7
Упражнения с пиктограммами
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
3
13
2
2
2
2
2
1
3
14
102
3 КЛАСС
№ п/п
Наименование разделов программы
Раздел 1. Я сам
Знакомьтесь, это я!
1.1
Кто мы?
1.2
Мы разные
1.3
Моя голова.
1.4
Что надеть на голову?
1.5
Что умеют руки?
1.6
Что надеваем на руки?
1.7
Чем ощупываем предметы?
1.8
Мои рисунки.
1.9
Я хожу и бегаю.
1.10
Что наденем на ноги?
1.11
Обуваемся.
1.12
Мое тело.
1.13
Одеваемся по погоде.
1.14
Я слышу звуки.
1.15
Моя прическа.
1.16
Мои игры.
1.17
Я разговариваю
1.18
Мы едим
1.19
Части тела
1.20
Я чувствую запахи.
1.21
Люди вокруг меня.
1.22
Я вижу мир.
1.23
Мое лицо.
1.24
Итого по разделу
Количество часов
2
3
2
3
2
3
1
2
2
3
2
1
1
2
3
2
4
5
2
2
3
2
4
2
58
Раздел 2. Моя семья
Мой дом.
2.1
«Идем в парк»
2.2
Мама, папа, я.
2.3
Домашние дела.
2.4
Гимнастика.
2.5
Наши питомцы.
2.6
Что умеет человек?
2.7
Итого по разделу
Раздел 3. Я и другие
Играем вместе
3.1
Дети и взрослые
3.2
Кем быть?
3.3
Я - ученик
3.4
Я грустный и веселый
3.5
Итого по разделу
Раздел 4. Домоводство
Чистота – залог здоровья!
4.1
Как я выгляжу. Уход за одеждой.
4.2
Из чего мы едим?
4.3
Напитки
4.4
Мы умеем помогать
4.5
«Ждем гостей»
4.6
4.7
Упражнения с пиктограммами
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
3
1
3
2
2
3
3
17
1
3
3
3
3
13
2
2
2
2
2
1
3
14
102
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
учреждений VIII вида. 1-4 классы / под ред. В.В. Воронковой.
Мир природы и человека. Методические рекомендации. 1–4 классы:
учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
основные общеобразоват. программы / Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М.
А. Попова.
Мир природы и человека. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Мир природы и человека. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Н. Б. Матвеева, И. А.
Ярочкина, М. А. Попова.
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (1 доп. и 1 класс)
(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) //
Министерство просвещения Российской Федерации. Реестр примерных
программ.
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (2 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство
просвещения Российской Федерации. Реестр примерных программ.
Комплект примерных рабочих программ по отдельным учебным
предметам и коррекционным курсам по адаптированной основной
общеобразовательной
программе
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития (3 класс) (Одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20) // Министерство.