МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
председатель МО
заместитель директора по директор
педагогов коррекционных
УВР
________________________
классов
______________________
Лебедева Е.Н.
_________________________
Куракина А.А.
Цыбенова И.Б.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
протокол №1
от «30» августа 2024 г.
приказ 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
Составлено в соответствии с АООП для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2)
Класс: 8 «в»
Педагог-психолог: Бармина П. С.
Санкт-Петербург
2024/2025
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана с учетом требований следующих документов:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об
утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”
3.
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31
мая 2021 г. № 287.);
4.
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
5.
АООП для обучающихся с задержкой психического развития ГБОУ средняя
школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга;
6.
Устава ГБОУ средняя школа № 322 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Общая характеристика курса «Психокоррекционные занятия
(психологические)»
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» является
обязательной частью коррекционно-развивающей области АООП ООО для обучающихся с
ЗПР. Курс реализуется в рамках внеурочной деятельности посредством индивидуальных,
подгрупповых и групповых занятий педагога-психолога и обеспечивается системой
психолого-педагогического сопровождения обучающихся 5–9 классов, получающих
образование в соответствии с АООП ООО.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия (психологические)» направлен
на развитие личности обучающегося с ЗПР подросткового возраста, его коммуникативных
и социальных компетенций, гармонизацию его взаимоотношений с социумом.
У обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования сохраняются
трудности и замедленный темп развития отдельных познавательных процессов, навыков
саморегуляции поведения и деятельности. Для них характерна общая эмоциональная
незрелость, невысокий уровень развития коммуникативных компетенций. Адаптивные
ресурсы у таких обучающихся снижены, что затрудняет социализацию в целом, создает
трудности в процессе самостоятельного осуществления жизненных выборов.
Педагог-психолог осуществляет психологическую помощь, направленную на
преодоление трудностей в развитии познавательных процессов, эмоционально-личностной
сферы, коммуникативной сферы, регуляторной сферы, отклоняющегося поведения
обучающихся с ЗПР. В ходе психолого-педагогического сопровождения проводится работа
по формированию социально-ориентированной, конкурентоспособной, творческой
личности, способной к самоопределению, саморегуляции, самопознанию, саморазвитию.
Педагог-психолог работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами
сопровождения (учителем-логопедом, учителем-дефектологом), а также с родителями
обучающегося, что обеспечивает комплексный подход в решении задач
предотвращения/минимизации трудностей обучающегося с ЗПР. Проведение
коррекционно-развивающих занятий обеспечивает реализацию возрастных и
индивидуальных возможностей психофизического развития обучающихся с ЗПР
посредством индивидуализации содержания курса с учетом их особых образовательных
потребностей.
Цель и задачи курса
Цель коррекционного курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» –
развитие и коррекция познавательной, личностной, эмоциональной, коммуникативной,
регуляторной сфер обучающегося, направленные на преодоление или ослабление
трудностей в развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Задачи курса:
формирование учебной мотивации, стимуляция развития познавательных
процессов;
коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности,
эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля;
гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного
отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной
самооценки;
развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование
целостного «образа Я»;
развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения
и навыков сотрудничества;
стимулирование интереса к себе и социальному окружению;
развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и
взрослыми;
предупреждение школьной и социальной дезадаптации;
становление и расширение сферы жизненной компетенции.
Особенности построения курса
Федеральная рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные
занятия (психологические)» построена по модульному принципу и предусматривает
гибкость содержательного наполнения модулей и конкретных тем.
Модульный принцип подразумевает определение приоритетности изучения того или
иного модуля программы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка или
группы детей. Специалист может один или более модулей в качестве базовых, а другие
изучать в меньшем объеме. Педагог-психолог может гибко варьировать распределение
часов на изучение конкретного модуля.
Каждый модуль представляет собой систему взаимосвязанных занятий,
выстроенных в определенной логике с постепенным усложнением и включением новых
тем, направленную на развитие дефицитарных психических функций обучающихся с ЗПР
в соответствии с направленностью соответствующего модуля.
При этом из общего содержания модулей данного курса возможно выделение
конкретных тематических блоков с учетом индивидуальных особенностей развития и
особых образовательных потребностей конкретных обучающихся с ЗПР, зачисленных на
психокоррекционные
занятия.
За
счет
этого
возможно
формирование
индивидуализированных коррекционно-развивающих программ, направленных на
коррекцию и развитие дефицитарных психических функций, профилактику возникновения
вторичных отклонений в развитии, оптимизацию социальной адаптации и развития
обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целями и задачами коррекционного выделяются следующие
модули и разделы программы:
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
состоит из разделов «Развитие регуляции познавательных процессов» и «Развитие
саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний» и направлен на
формирование произвольной регуляции поведения, учебной деятельности и собственных
эмоциональных состояний у обучающихся.
В процессе коррекционно-развивающих занятий идет развитие способности
управлять собственными психологическими состояниями, а также поступками и
действиями. Проводится работа над способностью самостоятельно выполнять действия по
усвоенной программе, самостоятельно выполнять действия по внутренней программе и
переносить ее на новый материал. Также большое внимание уделяется развитию регуляции
собственного поведения и эмоционального реагирования. Формируется способность
управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния, проявлять адекватные
эмоции в ситуации общения в различных статусноролевых позициях, развивается умение
определять конкретные цели своих поступков, искать и находить, адекватные средства
достижения этих целей.
Модуль «Формирование личностного самоопределения» состоит из разделов
«Развитие
личностного
самоопределения»
и
«Развитие
профессионального
самоопределения» и направлен на осознание и принятие своих индивидуальных
личностных особенностей, позитивное реалистичное отношение к себе, первичное
определение своей жизненной стратегии в части профессионального самоопределения и
обучения.
Значимым в коррекционно-развивающей работе является развитие осознания и
принятия общепринятых жизненные ценностей и нравственных норм, умения
анализировать социальные ситуации, принимать обдуманные, взвешенные решения, нести
ответственность за свои поступки. В ходе коррекционной работы основное внимание
уделяется развитию способности к осознанию себя как социального субъекта, умения
адекватно воспринимать себя и свои действия, поступки других людей, видеть перспективу
развития социальной ситуации и оценивать уже свершившиеся события, выстраивать
жизненную перспективу, жизненные планы.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности» состоит из разделов
«Развитие коммуникативных навыков» и «Развитие навыков сотрудничества» и направлен
на развитие навыков личностного общения со сверстниками и навыков продуктивной
коммуникации в социальном окружении.
Важным в коррекционно-развивающей работе является развитие своевременной и
точной ориентировки в ситуации взаимодействия, адекватной включенности в ситуацию
общения, способности проявлять гибкость в общении, умения адекватно выстраивать
коммуникацию в разных статусноролевых позициях. Для развития эффективного
коммуникативного процесса в подростковом возрасте имеет значение развитие
чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии собеседника, способность
проявлять гибкость ролевых позиций в процессе общения, динамично меняя их в
соответствии с поведением собеседников и с контекстом ситуации общения. Также на
занятиях происходит формирование умения уверенно отстаивать свою позицию в
конфликтных ситуациях, не переходя к агрессии или пассивно-зависимому поведению. В
ходе коррекционной работы основное внимание уделяется развитию навыков
продуктивного взаимодействия с социальным окружением, расширению вариантов
эффективных поведенческих стратегий, готовности к сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в учебных и внеучебных ситуациях. Также важными являются умения
анализировать социальный и эмоциональный контексты коммуникативной ситуации,
выбирать адекватную стратегию поведения в условиях конфликта, учитывать позицию и
интересы партнера по совместной деятельности, эффективно взаимодействовать с
социальным окружением.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержания курса
Коррекция трудностей психологического развития и социальной адаптации
осуществляется с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР на
основе специальных подходов, методов и способов, учитывающих особенности
подросткового возраста. При выборе форм и приемов работы необходимо опираться на
ведущую деятельность подросткового возраста – общение. В ходе коррекционноразвивающего занятия педагогу-психологу важно учитывать принцип активного
включения обучающегося в совместную со сверстниками и взрослым деятельность,
предполагающий обязательное участие подростка в процессе обсуждения, беседы, диалога.
Также в процессе работы необходимо сохранять руководящий контроль со стороны
взрослого, обеспечивать положительную обратную связь, делать акцент на развитии
навыков саморегуляции.
Педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающее занятие в соответствии
с особыми образовательными потребностями обучающегося с ЗПР. Учитывая сниженную
общую работоспособность, повышенную утомляемость, низкий темп переработки
информации, снижение эмоциональной саморегуляции у такого обучающегося, педагогпсихолог придерживается строгой этапности при проведении занятия. Каждое отдельное
занятие по своей структуре делится на вводную, основную и заключительную части и
проводится с использованием игровых упражнений и работы с бланковыми материалами, а
также предусматривает включение в занятия динамических и релаксационных пауз.
Вводная часть занятия включает в себя ритуал приветствия, который позволяет
обучающимся ощутить атмосферу группового доверия и принятия, и разминку, которая
активизирует продуктивную групповую деятельность и способствует эмоциональной
стабильности участников группового занятия. Основная часть предполагает
последовательное выполнение различных упражнений, направленных на развитие
определенных сфер личности обучающегося с ЗПР в соответствии с общим содержанием
конкретного модуля. Заключительная часть занятия включает в себя рефлексию
проведенной работы, обмен мнениями и эмоциональными впечатлениями и ритуал
прощания, укрепляющий чувство групповой сплоченности.
При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с
обучающимися: подвижные игры и упражнения, работа с психологическими сказками,
элементы арт-терапии и тренинговых занятий.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР на изучение
курса «Психокоррекционные занятия (психологические)» отводится 2 часа в неделю (68
часов в учебном году).
Коррекционно-развивающие занятия проходят во второй половине дня в рамках
внеурочной деятельности в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий
составляется с учетом режима работы школы, индивидуального образовательного
маршрута обучающегося с ЗПР и в соответствии с циклограммой специалиста,
согласованной с администрацией школы.
В соответствии с учебным планом для изучения курса коррекционно-развивающих
занятий предусматриваются индивидуальные, подгрупповые и групповые формы работы.
Наиболее эффективная и целесообразная организация коррекционно-развивающей работы
предполагает проведение занятий в подгруппах от 2 до 10 человек продолжительностью 30
– 40 минут и периодичностью 2 раза в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Самостоятельное определение цели и задачи деятельности, последовательность
действий в краткосрочной перспективе при выполнении познавательных задач.
Организация своей деятельности при индивидуальной и групповой работе с учетом
условий, необходимых для выполнения задания (проектные задачи). Самостоятельное
планирование этапов своей деятельности. Отработка навыков самостоятельного контроля
всех этапов своей деятельности при выполнении задания в рамках индивидуальной и
групповой работы. Отработка навыков оценки результатов своей деятельности, результатов
работы группы, результативности своего участия в групповой работе.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Отработка специальных приемов регуляции своего эмоционального состояния в
различных моделируемых жизненных ситуациях. Отработка приемов релаксации в разных
жизненных ситуациях для снижения интенсивности негативных эмоциональных состояний.
Регуляция проявлений собственных эмоций (положительных и отрицательных) в
соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации. Знакомство с
навыками регуляции негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации
возникновения разногласий, конфликта. Способность сохранения ровного эмоционального
фона при отстаивании своего мнения в ситуации учебного сотрудничества. Ориентация на
мнение значимых взрослых при регуляции своего поведения. Отработка умения
прикладывать волевые усилия для сконцентрированной кратковременной работы,
ориентируясь на продуктивный результат.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Соотнесение уровня притязаний со своими возможностями, способностями,
индивидуальными особенностями. Способность противостоять негативным воздействиям
среды, окружающих людей на собственное поведение. Отработка способов поведения в
провокационных ситуациях под контролем взрослого. Оценка себя и своих поступков с
учетом общепринятых социальных норм и правил. Временная перспектива жизни,
выстраивание событий прошлого, настоящего и будущего в единую линию с учетом связей,
последствий и перспектив.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Профессии, актуальные для современного рынка труда. Первичные представления о
перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной
деятельности. Профессиональная направленности личности и ее структура.
Профессиональные склонности и профессиональный потенциал. Профессиональная
пригодность, ограничения при выборе профессии. Моделирование образа желаемого
профессионального будущего, пути и средства его достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Отработка навыков ведения конструктивного диалога. Отработка навыков ведения
групповой дискуссии, способности выделять общую точку зрения в дискуссии, корректно
и аргументированно отстаивать свою точку зрения, выделять и признавать ошибочность
своего мнения (если оно действительно ошибочно). Позиции восприятия и осмысление
коммуникативной ситуации. Отработка умения договариваться с партнерами по общению,
имеющими иную точку зрения. Уважительное отношение к партнерам по общению,
внимание к личности другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Конфликт: причины, виды, структура. Стратегии и правила поведения в
конфликтной ситуации. Знакомство с различными стратегиями поведения при
возникновении конфликтной ситуации в процессе учебного сотрудничества. Компромисс
как решение конфликтных ситуаций. Отработка навыков поведения в моделируемых
конфликтных ситуациях под руководством взрослого. Отработка навыков самоконтроля
эмоциональных проявлений для поддержания конструктивного общения в группе.
Отработка умения аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
социально приемлемым способом.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ)»
Модуль «Развитие саморегуляции познавательной деятельности и поведения»
Раздел «Развитие регуляции познавательных процессов»
Обучающийся научится и будет (сможет):
осознавать цель и самостоятельно определять задачи в соответствии с ней,
последовательность действий в краткосрочной перспективе;
организовывать свою деятельность при индивидуальной и групповой работе с
учетом условий, необходимых для выполнения поставленных задач;
самостоятельно осуществлять контроль своей деятельности;
проводить оценку результата своей деятельности;
оценивать работу группы сверстников и свой вклад в ее работу.
Раздел «Развитие саморегуляции поведения, эмоциональных и функциональных
состояний»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о возможности сознательно влиять на свое эмоциональное
состояние с помощью специальных приемов при необходимости в различных
жизненных ситуациях;
использовать приемы релаксации в разных жизненных ситуациях для снижения
интенсивности негативных эмоциональных состояний;
уметь направить усилия для сконцентрированной кратковременной работы,
ориентируясь на продуктивный результат;
регулировать проявление собственных эмоций (положительных и отрицательных) в
соответствии с социальным контекстом коммуникативной ситуации;
сдерживать проявление негативных эмоций в отношении собеседника в ситуации
возникновения разногласий, конфликта;
сохранять ровный эмоциональный фон при отстаивании своего мнения в ситуации
учебного сотрудничества;
принимать замечания от значимых взрослых по поводу своих действий и поступков,
учитывать их при изменении своего поведения, прогнозировать последствия своего
поведения.
Модуль «Формирование личностного самоопределения»
Раздел «Развитие личностного самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
демонстрировать мотивацию к самопознанию, потребность к саморазвитию;
иметь уровень притязаний, адекватный своим возможностям, способностям,
индивидуальным особенностям;
проявлять ответственность, относительную независимость и устойчивость в
отношении негативных воздействий среды, окружающих людей на собственное
поведение;
оценивать себя и свои поступки с учетом общепринятых социальных норм и правил;
представлять временную перспективу жизни, где события прошлого, настоящего и
будущего занимают соответствующее место и наделяются соответствующим
статусом.
Раздел «Развитие профессионального самоопределения»
Обучающийся научится и будет (сможет):
ориентироваться в современном мире профессий, перечислять и давать краткую
характеристику различным профессиям, актуальным для современного рынка труда;
иметь представление о понятии профессиональной направленности личности и ее
структуре;
иметь первичные представления о перспективах своего профессионального
образования и будущей профессиональной деятельности;
иметь представления о собственных профессиональных склонностях и
профессиональном потенциале;
знать об ограничениях при выборе профессии, учитывать ограничения
профессиональной пригодности при выборе будущей профессии;
моделировать образ желаемого профессионального будущего, пути и средства его
достижения.
Модуль «Развитие коммуникативной деятельности»
Раздел «Развитие коммуникативных навыков»
Обучающийся научится и будет (сможет):
уметь вести конструктивный диалог;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
выделять и признавать ошибочность своего мнения (если оно таково);
выделять общую точку зрения в дискуссии;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с партнерами по
общению, имеющими иную точку зрения;
демонстрировать уважительное отношение к партнерам, внимание к личности
другого в процессе общения.
Раздел «Развитие навыков сотрудничества»
Обучающийся научится и будет (сможет):
иметь представление о понятии «конфликт» в ситуации сотрудничества;
иметь представление о различных стратегиях и правилах поведения в конфликтной
ситуации;
уметь выбрать адекватную стратегию поведения при возникновении конфликтной
ситуации в процессе учебного сотрудничества;
поддерживать конструктивное общение в группе, контролируя собственные
эмоциональные проявления;
иметь представление о компромиссном решении конфликтных ситуаций;
уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
социально приемлемым способом.
Поурочно - тематическое планирование
Календарно - тематическое планирование рассчитано на проведение 1 занятия в
неделю в период обучения в 8 классе. Составлено в соответствии с АООП и СанПин и
представлено в приложении 1.
Список литературы
1. Акимова М.К., Козлова В.Т., Психологическая коррекция умственного развития
школьников. – М.: Издательский центр «Академия», 2020.
2. Баканова Н.С. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции
– М.: Генезис, 2019.
3. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде. /
Под ред. Л.Б. Баряевой, Е.В. Мусатовой.- СПб.: КАРО,2021
4. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Семенович
А.В., М., «Генезис», 2021
5. «Тропинка к своему Я», 7-8 класс, О.В. Хухлаева, М. 2021, изд. Генезис
6. И. Авидон, О. Гончукова «100 разминок, которые украсят ваш тренинг», 2019
7. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и в обществе. Социализация детей
с нарушениями интеллекта - СПб.: Речь,2020