МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов
Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
от «31»
от «31» от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:
Обществознание(7 класс)
Санкт-Петербург
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по обществознанию для обучающихся
с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Обществознание», Федеральной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Федеральной рабочая программа по обществознанию составлена на
основе содержания общего образования и требований к результатам основного
общего образования с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО.
Учебный предмет «Обществознание» входит в предметную область
«Общественно-научные предметы». Обществознание является одним из
основных гуманитарных предметов в системе общего образования,
обеспечивающих формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой
сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской
идентичности, социальной ответственности, правового самосознания,
поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным
в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при
решении задач в области социальных отношений.
Основой учебного предмета «Обществознание» на уровне основного
общего образования являются научные знания об обществе и его основных
сферах, о человеке в обществе. Учебный предмет «Обществознание»
многогранно освещает проблемы человека и общества через призму основ
наук: экономики, социологии, политологии, социальной психологии,
правоведения, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что
способствует формированию у обучающихся целостной картины мира и
жизни человека в нем. В этой связи учебный предмет играет большую роль в
формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР,
обеспечивая возможность применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений, для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нравственными
ценностями и правовыми нормами, для содействия правовыми способами и
средствами поддержанию правопорядка в обществе и противодействия
противоправному поведению, что способствует адаптации обучающихся с
ЗПР подросткового возраста к условиям динамично развивающегося
современного общества в целом.
Учебный предмет «Обществознание» на уровне основного общего
образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит
обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература»,
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», «География»,
«Биология» и другие, что создает возможность одновременного прохождения
тем по указанным учебным предметам. Курс построен по линейноконцентрическому принципу.
Программа отражает содержание обучения предмету «Обществознание»
с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
Овладение учебным предметом «Обществознание», осмысление и усвоение
информации морально-нравственного и гражданско-правового характера
представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано
с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной
деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженному
познавательному интересу к предметному и социальному миру, низким
уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Обществознание» необходима адаптация объема и характера учебного
материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет
особенностей их развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, использование примеров, понятных и близких
подростку с ЗПР; постепенное усложнение изучаемого материала и
закрепление изученного на разнообразном учебном и внеучебном материале;
изучение некоторых тем в ознакомительном плане. Большое внимание должно
быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня.
Общие цели изучения учебного предмета «Обществознание»
представлены в соответствующей Федеральной рабочей программе основного
общего образования.
Основной целью изучения данного предмета обучающимися с ЗПР
является достижение ими планируемых личностных, метапредметных и
предметных результатов, а также формирование предпосылок для успешной
социализации личности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы
обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности,
социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей
среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро
изменяющемся глобальном мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для
адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации
в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни
при решении задач в области социальных отношений.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой
деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение
коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Содержание учебного предмета «Обществознание», представленное в
Федеральной адаптированной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
Федеральной основной образовательной программе основного общего
образования, Федеральной адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9
класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет 136
академических часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет 1 час.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по
обществознанию
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Обществознание», направленные на развитие мыслительной и речевой
деятельности,
стимулирование
познавательной
активности
и
самостоятельности суждений, создание условий для осмысленного
выполнения учебной работы, формирование умения работать с текстом
учебника и самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников
внеурочной информации.
Обучающиеся с ЗПР испытывают серьезные трудности при изучении
данного учебного предмета, это прежде всего связано с особенностями их
познавательной деятельности. Для обучающихся характерны недостаточный
уровень развития логического мышления, затруднения в установлении
причинно-следственных связей, сниженная память, отставания в развитии
речи, слабость саморегуляции. В связи с этим обучающиеся замедленно
овладевают необходимыми обобщенными представлениями и понятиями,
испытывают трудности при анализе текста учебника.
На уроках обществознания обучающиеся с ЗПР нуждаются в специально
организованной помощи, направленной на то, чтобы облегчить им усвоение
учебного материала. Для преодоления этих трудностей основное внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по
содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в
соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его
детального объяснения с систематическим повтором, использования приемов
актуализации (визуальная опора, памятка, алгоритм, схема, карта).
Федеральная программа предусматривает внесение некоторых
изменений: уменьшение объема теоретических сведений, исключение
излишней детализации, включение отдельных тем или целых разделов в
материалы для обзорного, ознакомительного изучения. Темы для
ознакомительного изучения в программе отмечены звёздочкой. Объём
основного содержания по предмету сокращается несущественно за счёт
устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Обществознание»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Необходимо усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы). Для развития
умения делать выводы обучающимися с ЗПР необходимо использовать
опорные слова и клише. Необходимо обучать подростков составлению тезисов
и конспектов. При закреплении изученных тем полезно использовать такие
виды деятельности как моделирование ситуаций социального взаимодействия,
разбор фрагментов фильмов, обсуждение новостной информации в СМИ,
подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой
информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. В учебнике по обществознанию имеется словарь терминов,
которые изучаются в данном курсе. При работе над лексикой, в том числе
научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение
или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо
включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой
практике обучающихся. Обязательна визуальная поддержка, алгоритмы
работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в 7 КЛАССЕ
Социальные ценности и нормы
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина.
Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения
человека в обществе. Виды социальных норм. *Традиции и обычаи*.
Принципы и нормы морали. *Добро и зло. Нравственные чувства
человека. Совесть и стыд*.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного
поведения. *Влияние моральных норм на общество и человека*.
Право и его роль в жизни общества. *Право и мораль*.
Человек как участник правовых отношений
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники
правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка
поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. *Правовая
культура личности*.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и
преступление. *Опасность правонарушений для личности и общества*.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.
Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской
Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права
Конституция Российской Федерации — основной закон. Законы и
подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в
гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор куплипродажи.
Права
потребителей
и
возможности
их
защиты.
*Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений*.
Основы семейного права. *Важность семьи в жизни человека, общества
и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации*. Права и
обязанности детей и родителей. *Защита прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей*.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и
обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение трудового
договора. Рабочее время и время отдыха. *Особенности правового статуса
несовершеннолетних при осуществлении трудовой деятельности*.
Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки
и гражданско-правовая ответственность. Административные проступки и
административная ответственность. Дисциплинарные проступки и
дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная ответственность.
Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. *Структура
правоохранительных
органов
Российской
Федерации*.
Функции
правоохранительных органов.
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и
распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность
изучения тем и количество часов на освоение каждой темы. Обоснованность
данных изменений определяется психофизическими особенностями
конкретных обучающихся с ЗПР, рекомендациями по отбору и адаптации
учебного материала по обществознанию, представленными в программе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения обществознания воплощают
традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные
ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность
обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими
людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся
установки на решение практических задач социальной направленности и
опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации, понимание роли различных социальных
институтов в жизни человека, представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной созидательной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи; активное участие в самоуправлении в образовательной
организации; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
2) патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение
к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, уважение к
символам России, государственным праздникам, историческому, природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной
стране;
3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные
ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать
своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания: восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание
эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения, понимание ценности
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах
искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное
отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни,
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки
безопасного поведения в Интернет-среде, способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, умение принимать себя и других, не осуждая,
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека;
6) трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации,
населенного пункта, родного края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность, интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов
и потребностей;
7) экологического воспитания: ориентация на применение знаний из
социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценка возможных последствий своих
действий для окружающей среды; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей
их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений об основных закономерностях
развития человека, природы и общества, о взаимосвязях человека с природной
и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как
средством познания мира, овладение основными навыками исследовательской
деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее ‒ оперировать
понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия, воспринимать стрессовую
ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения обществознания на уровне основного общего
образования обучающиеся с ЗПР смогут овладеть познавательными
универсальными учебными действиями, коммуникативными универсальными
учебными действиями, регулятивными универсальными учебными
действиями, совместной деятельностью.
Овладение базовыми логическими действиями как частью
познавательных универсальных учебных действий:
выявлять и характеризовать с опорой на источник информации
существенные признаки социальных явлений;
выявлять после предварительного анализа дефицит информации,
данных, необходимых для решения поставленной задачи;
использовать понятия, обобщать, устанавливать аналогии, логически
рассуждать, и делать общие выводы;
устанавливать после предварительного анализа причинно-следственные
связи при изучении общественных явлений и процессов;
применять с опорой на алгоритм учебных действий схемы для решения
учебных и познавательных задач;
использовать смысловое чтение;
с помощью педагога формулировать обобщения и делать выводы;
с помощью педагога прогнозировать возможное развитие общественных
процессов, событий и их последствия;
осознавать невозможность контролировать все вокруг
Овладение базовыми исследовательскими действиями как частью
познавательных универсальных учебных действий:
использовать вопросы как инструмент познания;
формулировать с помощью уточняющих вопросов гипотезу об
истинности своего суждения, аргументировать с опорой на источник
информации свою позицию, мнение;
проводить по совместно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей объекта изучения;
формулировать с помощью педагога обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, исследования, использовать
инструменты оценки достоверности полученных выводов, обобщений;
прогнозировать с помощью педагога возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Овладение умением работать с информацией как частью
познавательных универсальных учебных действий:
пользоваться словарями и другими поисковыми системами;
запоминать и систематизировать информацию;
применять предложенные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать и анализировать информацию различных видов и форм
представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
выбирать с помощью педагога оптимальную форму представления
информации;
оценивать надежность информацию по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно
Овладение умением общения как частью коммуникативных
универсальных учебных действий:
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
воспринимать и выражать эмоции в соответствии с условиями и целями
общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед
аудиторией;
принимать участие в совместной деятельности с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
отстаивать свое мнение.
Овладение умением совместной деятельности
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
осознавать значение совместной работы как эффективного средства
достижения поставленных целей;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды.
Овладение умением самоконтроля, эмоционального интеллекта как
части регулятивных универсальных учебных действий:
владеть основами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и с помощью педагога предлагать план ее
изменения;
видеть и объяснять с помощью педагога причины достижения
(недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
определять с помощью педагога цели своего обучения, ставить новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
вносить коррективы в деятельность при возникновении трудностей,
которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
выявлять и анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций;
принимать себя и других, не осуждая;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета
распределены по годам обучения с учётом входящих в курс содержательных
модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной
образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, Федеральной
программы воспитания, а также с учётом особенностей познавательного и
личностного развития, обучающихся с ЗПР. Содержательные модули
(разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех
основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Предметные результаты освоения рабочей программы по предмету
«Обществознание» (6–9 классы) должны обеспечивать:
1) освоение и применение с опорой на алгоритм учебных действий
системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его
взаимодействия с другими людьми, важности семьи как базового социального
института; характерных чертах общества; содержании и значении социальных
норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и
семейного права, основы налогового законодательства); процессах и явлениях
в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни
общества; основах конституционного строя и организации государственной
власти в Российской Федерации, правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); системе образования в
Российской Федерации; основах государственной бюджетной и денежнокредитной, социальной политики, политики в сфере культуры и образования,
противодействии коррупции в Российской Федерации, обеспечении
безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
2) умение характеризовать по алгоритму, с использованием ключевых
слов традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный
труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм,
милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое
единство народов России, преемственность истории нашей Родины);
государство как социальный институт;
3) умение с использованием различных источников приводить примеры
(в том числе моделировать ситуации) деятельности людей, социальных
объектов, явлений, процессов определенного типа в различных сферах
общественной жизни, их структурных элементов и проявлений основных
функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм, в том числе связанных с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности; связи
политических потрясений и социально-экономического кризиса в
государстве;
4) умение по образцу классифицировать по разным признакам (в том
числе устанавливать существенный признак классификации) социальные
объекты, явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной
жизни, их существенные признаки, элементы и основные функции;
5) умение после предварительного анализа сравнивать деятельность
людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах
общественной жизни, их элементы и основные функции;
6) умение после предварительного анализа и/или по образцу, по
алгоритму устанавливать взаимосвязи социальных объектов, явлений,
процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных
функций, включая взаимодействия общества и природы, человека и общества,
сфер общественной жизни, гражданина и государства; связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
7) умение использовать полученные знания для объяснения сущности,
взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; роли
информации и информационных технологий в современном мире; социальной
и личной значимости здорового образа жизни, роли непрерывного
образования, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
необходимости правомерного налогового поведения, противодействия
коррупции; проведения в отношении нашей страны международной политики
«сдерживания»; для осмысления личного социального опыта при исполнении
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей;
8) умение с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни и личный социальный опыт определять и аргументировать с точки
зрения социальных ценностей и норм свое отношение к явлениям, процессам
социальной действительности;
9) умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические
задачи,
отражающие
выполнение
типичных
для
несовершеннолетнего
социальных
ролей,
типичные
социальные
взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе
процессы формирования, накопления и инвестирования сбережений;
10) овладение смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл
текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных
учебных задач, в том числе извлечений из Конституции Российской
Федерации и других нормативных правовых актов; умение составлять на их
основе план, преобразовывать под руководством учителя текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
11) овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (далее – СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в сети Интернет;
12) умение по образцу, по алгоритму анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать и оценивать социальную информацию,
включая экономико- статистическую, из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека, личным социальным опытом; используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
13) умение оценивать собственные поступки и поведение других людей
с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам
социальных норм, экономической рациональности (включая вопросы,
связанные с личными финансами и предпринимательской деятельностью, для
оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения
недобросовестных практик); осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения;
14) приобретение опыта использования полученных знаний, включая
основы финансовой грамотности, в практической деятельности, в
повседневной жизни для решения бытовых задач, реализации и защиты прав
человека и гражданина, прав потребителя (в том числе потребителя
финансовых услуг) и осознанного выполнения гражданских обязанностей; для
анализа потребления домашнего хозяйства; для составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных перспектив
в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
15) приобретение опыта самостоятельного и под руководством учителя
заполнения формы (в том числе электронной) и составления простейших
документов (заявления, обращения, декларации, доверенности, личного
финансового плана, резюме);
16) приобретение опыта осуществления совместной деятельности,
включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и
религиозной принадлежности на основе национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных
культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по обществознанию:
Социальные ценности и нормы
осваивать с помощью педагога и применять знания о социальных
ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих
общественные отношения;
характеризовать с опорой на план традиционные российские духовнонравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и
свобод человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни
общества;
приводить примеры с опорой на источник информации
гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций,
регулируемых различными видами социальных норм;
классифицировать после предварительного анализа социальные нормы,
их существенные признаки и элементы;
сравнивать после предварительного анализа отдельные виды
социальных норм;
объяснять с помощью педагога влияние социальных норм на общество
и человека;
использовать полученные знания для объяснения сущности социальных
норм;
определять с опорой на обществоведческие знания факты общественной
жизни и личный социальный опыт, своё отношение к явлениям социальной
действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным
нормам как регуляторам общественной жизни и поведения человека в
обществе;
решать, опираясь на алгоритм учебных действий, познавательные и
практические задачи, отражающие действие социальных норм как
регуляторов общественной жизни и поведения человека;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики,
касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
извлекать с помощью педагога информацию из разных источников о
принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать с помощью
педагога социальную информацию из адаптированных источников (в том
числе учебных материалов) и публикаций в СМИ, соотносить её с
собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека;
оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их
соответствия нормам морали;
использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной
жизни;
заполнять с опорой на образец форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ (заявление);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек как участник правовых отношений
осваивать с помощью педагога и применять знания о сущности права, о
правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах,
регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской
Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их
опасности для личности и общества;
характеризовать с опорой на план право, как регулятор общественных
отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской
Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
приводить с помощью педагога примеры и моделировать ситуации, в
которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с
правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы
защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие
опасность правонарушений для личности и общества;
классифицировать нормы права, выделяя существенные признаки;
сравнивать проступок и преступление, дееспособность малолетних в
возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
объяснять с помощью педагога взаимосвязи, включая взаимодействия
гражданина и государства, между правовым поведением и культурой
личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его
юридической ответственностью;
использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли
права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая
налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между
правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением;
для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для
несовершеннолетних социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена
ученической общественной организации);
определять с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни и личный социальный опыт своё отношение к роли
правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов
общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные
ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для
несовершеннолетних социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена
ученической общественной организации);
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской Федерации и
других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников
о правах и обязанностях граждан, гарантиях и защите прав и свобод человека
и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их
защиты и составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать под руководством педагога информацию о сущности
права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите
прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о
правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать с помощью педагога
выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку зрения,
участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о праве и правовых нормах в
практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные
и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения
гражданских обязанностей (для реализации и защиты прав человека и
гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере с учётом приобретённых
представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность
правоохранительных органов); публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом;
заполнять по образцу форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при получении паспорта гражданина Российской
Федерации;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Основы российского права
осваивать с помощью педагога и применять знания о Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и
значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах,
регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном,
административном, уголовном праве); о защите прав несовершеннолетних; о
юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной,
административной, уголовной); о правоохранительных органах; об
обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от
терроризма и экстремизма;
характеризовать при помощи дополнительной визуальной опоры роль
Конституции Российской Федерации в системе российского права;
правоохранительных органов в защите правопорядка, обеспечении
социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые
отношения, сущность семейных правоотношений; способы защиты интересов
и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового
договора, виды правонарушений и виды наказаний;
приводить примеры с опорой на источник информации законов и
подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права,
в том числе связанные с применением санкций за совершённые
правонарушения;
классифицировать после предварительного анализа по разным
признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и
юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать
существенный признак классификации);
сравнивать после предварительного анализа (в том числе устанавливать
основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права
(гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного),
права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные
неимущественные отношения;
объяснять с опорой на алгоритм учебных действий взаимосвязи прав и
обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи;
традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений
в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных
задач: для объяснения взаимосвязи гражданской правоспособности и
дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства;
социальной опасности и неприемлемости уголовных и административных
правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
противостоять им;
определять своё отношение к защите прав участников трудовых
отношений с опорой на знания в области трудового права, к
правонарушениям,
формулировать
аргументированные
выводы
о
недопустимости нарушения правовых норм;
решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и
практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые
нормами гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики:
отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов
(Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской
Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс
Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых
нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать с
помощью педагога текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере
гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права:
выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете с опорой на алгоритм
учебных действий;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную
информацию из адаптированных источников (в том числе учебных
материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об
отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами с помощью
педагога, о применении санкций за совершённые правонарушения, о
юридической ответственности несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного,
административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права в практической
деятельности, в повседневной жизни для осознанного выполнения
обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав;
публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного
материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
заполнять по образцу форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ (заявление о приёме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с
людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе национальных ценностей современного российского общества:
гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение
каждой темы учебного предмета «Обществознание» Федеральной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом
совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы
учебного предмета «Обществознание» образовательной программы основного
общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в
содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой
темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность
данных изменений определяется индивидуальными психофизическими
особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по
обществознанию, представленными в Пояснительной записке.
В данном тематическом планировании предлагается два варианта
распределения часов по темам, исходя из организационных форм обучения.
Второй вариант тематического планирования разработан для обучающихся с
ЗПР, осваивающих программу ООО в отдельном классе. Варианты
тематического планирования различаются по количеству часов, отводимых на
изучение каждой темы. Перераспределение часов происходит за счет
уменьшения часов на защиту проектов, таким образом, выделяется
дополнительное время для изучения тем, вызывающих затруднения у
обучающихся с ЗПР.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ВАРИАНТАМ И ТЕМАМ
ПРЕДСТАВЛЕНО В ТАБЛИЦЕ
(часы второго варианта показаны в скобках)
Обществознание 7 класс, 34 часа
Социальные ценности и нормы 12 часов
Социальные ценности.
2ч
2ч
Социальные нормы.
2ч
2ч
Мораль и моральный
выбор.
8ч
8ч
Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений 7 часов (8 часов)
Правоотношения
3ч
3ч
Правонарушения и их
опасность для личности
и общества
2ч
2ч
Защита прав и свобод
человека и гражданина
2ч
3ч
Основы российского права 11 часов (12 часов)
Как устроено
российское право
1ч
2ч
Основы гражданского
права
2ч
2ч
Основы
права
семейного
2ч
2ч
Основы
права
трудового
2ч
2ч
Виды юридической
ответственности
2ч
2ч
Правоохранительные
органы в Российской
Федерации
2ч
2ч
Защита проектов,
итоговое повторение.
4ч
2ч
7 КЛАСС
№
Наименование
разделов и тем
п/п
учебного предмета
Количество
часов
Раздел 1. Социальные ценности и нормы
Программное
содержание
Основные в
Социальные
ценности
Общественные
ценности. Свобода и
ответственность
гражданина.
Гражданственность и
патриотизм. Гуманизм
Осваивать и пр
ценностях: нах
тексте, дополн
фактами.
Характеризова
духовно-нравс
защиту человеч
человека, гума
ситуации конкр
примеры гражд
находить соотв
предоставленн
видеофрагмент
Определять и а
социальных це
явлениям соци
выражать своё
конкретных си
Осуществлять
включая взаим
культуры, наци
принадлежнос
ценностей, вза
разных культур
парах и группа
грамотности: г
Содействовать
российских соц
духовнонравст
руководствоват
ценностных ор
Выбирать и ин
различных вид
Социальные нормы
Социальные нормы
как регуляторы
общественной жизни
и поведения человека
в обществе. Виды
социальных норм.
Традиции и обычаи
Осваивать и пр
значении социа
общественные
жизненных сит
норм (в том чи
этикета, религи
примеры ситуа
видами социал
соответствующ
иллюстраций и
Использовать п
(устного и пис
норм: формули
аргументы на о
социальных фа
Определять и а
обществоведче
жизни и личны
своё отношени
регуляторам об
человека в общ
на основе инфо
Решать познав
отражающие д
регуляторов об
человека: анал
принимать реш
осуществления
социальных но
Способствоват
правил и норм
им в повседнев
Выбирать, анал
информацию р
представления
Мораль и
моральный выбор.
Право и мораль
Принципы и нормы
морали. Добро и зло.
Нравственные чувства
человека. Совесть и
стыд. Моральный выбор.
Моральная
оценка
поведения людей и
собственного поведения.
Влияние
моральных
норм на общество и
человека
Право и его роль в
жизни общества.
Право и мораль
Осваивать и пр
читать и интер
представленну
источниках.
Характеризова
их роль в жизн
морали, анализ
ситуации с мор
показывать с п
действительно
Искать и извле
нормах морали
выбора: находи
в разных адапт
числе учебных
СМИ с соблюд
информационн
Интернете
Анализировать
оценивать соци
адаптированны
учебных матер
соотносить её
моральном и п
поведения чело
предложенном
Оценивать соб
людей с точки
морали: выраж
участвовать в д
Овладевать смы
обществоведче
информацию, к
гражданственн
предложенных
Основы функц
читательская г
Приводить при
выбора: находи
предоставленн
контекстных за
Классифициро
существенные
составлять таб
Сравнивать пр
и различия, зап
Устанавливать
норм на общес
взаимосвязь мо
порядком и бла
Используя
формулировать
подкрепляя их
объяснять зна
общества и гос
Использовать п
нормах в повсе
проблемные за
групповые про
Самостоятельн
электронную):
(заявление).
Содействовать
позиции лично
Сопоставлять с
других участн
различие и схо
Итого по разделу
Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
Правоотношения
Правоотношения и их
особенности. Правовая
норма. Участники
правоотношений.
Правоспособность и
дееспособность.
Правовая оценка
поступков и
деятельности человека.
Правомерное поведение.
Правовая культура
личности
Осваивать и пр
правовых норм
аудиовизуальн
учебном тексте
источниках.
Характеризова
социальных от
правовых норм
Приводить при
которых возни
ситуации, связ
описывать пос
(группы).
Сравнивать пр
устанавливать
приведённые в
Устанавливать
взаимодействи
правовым пове
описывать пра
культуры личн
Использовать п
сущности прав
формулировать
фактов.
Определять и а
обществоведче
общественной
своё отношени
регуляторов об
человека: выра
людей в конкре
правовыми нор
объяснять роль
человека. Осно
глобальные ком
Искать и извле
права и значен
культуре: наход
разных адапти
(в том числе уч
СМИ с соблюд
безопасности п
Функциональн
Оценивать соб
других людей с
правовым норм
на поведение л
которых отнош
права.
Осуществлять
включая взаим
культуры, наци
принадлежнос
ценностей совр
гуманистическ
идей мира и вз
людьми разных
задания в пара
Основы
ф
глобальные ком
Способствоват
культуры личн
соблюдения но
Самостоятельн
учебной задачи
связанных с во
Правонарушения
и их опасность
для личности и
общества
Правонарушение и
юридическая
ответственность.
Проступок и
преступление.
Опасность
правонарушений для
личности и общества
Осваивать и пр
о правонаруше
и общества: ан
аудиовизуальн
учебном тексте
источниках.
Приводить при
правонарушени
юридической о
ситуации, раск
правонарушени
Сравнивать пр
приведённые в
особенности, у
сравнения.
Использовать п
Защита прав и
свобод человека
и гражданина
Права
и
свободы
человека и гражданина
Российской Федерации.
Гарантия и защита прав
и свобод человека и
гражданина
в
Российской Федерации.
Конституционные
обязанности гражданина
Российской Федерации.
Права
ребёнка
и
возможности их защиты
необходимости
налоговое пове
правомерным и
формулировать
фактов.
Решать в рамка
познавательны
связанные с со
правонарушени
ситуации и при
осуществления
Формировать г
нормами права
Самостоятельн
выводы при
практических з
Осваивать и пр
статусе гражда
том числе несо
анализировать
предоставленн
Характеризова
обязанности гр
права ребёнка
учебных тексто
проявления.
Приводить при
ребёнка в Росс
соответствующ
учителем источ
Овладевать смы
обществоведче
информацию и
Российской Фе
учителем источ
граждан, гаран
человека и граж
о правах ребён
преобразовыва
правах ребёнка
функциональн
грамотность.
Искать и извле
защите прав и
Российской Фе
соответствующ
предложенных
Систематизиро
ребёнка: соста
таблицу.
Использовать п
правовых норм
в повседневной
выполнения гр
реализации и з
гражданина: вы
индивидуальны
Самостоятельн
электронную):
при получении
Федерации.
Формировать в
как особого це
окружающим л
Самостоятельн
выводы при ре
практических з
Итого по разделу
Раздел 3. Основы российского права
Как
устроено
российское право
Конституция Российской
Федерации ‒ основной
закон. Законы и
подзаконные акты.
Отрасли права
Осваивать и пр
Российской Фе
правовых актах
правовых норм
для несоверше
общественные
трудовом, семе
уголовном пра
учебном тексте
известными фа
Характеризова
Российской Фе
права: отбират
характеристики
Приводить при
актов: находит
предоставленн
Сравнивать (в
основания для
регулирования
(гражданского,
административ
описания, назы
Классифициро
права, выделяя
устанавливать
составлять таб
Решать познав
отражающие т
регулируемые
семейного, адм
права: анализи
принимать реш
конкретных де
Искать и извле
тематике в сфе
семейного, адм
права: находит
разных адапти
(в том числе уч
СМИ с соблюд
безопасности п
Анализировать
и соотносить е
правовом регул
анализировать
зрения примен
гражданского,
административ
Формировать в
как особого це
окружающим л
и характеризов
объектов (явле
существенный
основания для
критерии пров
Основы
гражданского права
Основы гражданского
права. Физические и
юридические лица в
гражданском праве.
Право собственности,
защита прав
собственности.
Основные виды
гражданско-правовых
договоров. Договор
купли-продажи. Права
потребителей и
возможности их
защиты.
Несовершеннолетние
Осваивать и пр
нормах, регули
несовершеннол
общественные
находить инфо
дополнять учеб
Характеризова
субъектов граж
различать имущ
неимуществен
вытекающие и
примеры реали
моделировать с
договором куп
как участники
гражданско-правовых
отношений
и правами потр
Сравнивать им
неимуществен
малолетних в в
несовершеннол
составлять таб
Использовать п
взаимосвязи гр
дееспособност
основе социаль
Решать в рамка
познавательны
отражающие т
регулируемые
анализировать
требуется прив
потребителей и
числе с участи
определять пра
Овладевать смы
информацию и
кодекса о деесп
и малолетних.
грамотности: ч
Извлекать из у
правах потреби
проводить пои
информации из
Основы семейного
права
предоставленн
Оценивать соб
других людей с
нормам гражда
точку зрения, о
в обсуждении,
Формировать м
социально знач
предложенной
закономерност
рассматриваем
наблюдениях; п
для выявления
Основы семейного
Осваивать и пр
права. Важность семьи
нормах, регули
в жизни человека,
несовершеннол
общества и государства. общественные
Условия заключения
называть услов
Федерации, пр
брака в Российской
родителей, спо
Федерации. Права и
оставшихся бе
обязанности детей и
родителей. Защита прав Характеризова
определять уча
и интересов детей,
Устанавливать
оставшихся
обязанностей ч
без попечения родителей российских це
неимуществен
исследовать пр
Использовать п
значения семьи
государства, дл
социального оп
ролей в семье:
основе социаль
С опорой на об
общественной
опыт определя
зрения семейны
своё отношени
отношениям в
поступкам люд
Извлекать и ан
информацию о
Российской Фе
неимуществен
в семье: наход
фрагментах Се
Оценивать соц
на знания о сем
факты обществ
социальный оп
аргументирова
в жизни челове
выполнять зада
фрагментам. О
и поведение др
соответствия
Основы трудового
права
нормам семейн
зрения, отвеча
обсуждении.
Использовать п
семейного прав
осознанного вы
члена семьи: в
(индивидуальн
Осуществлять
включая взаим
культуры, наци
принадлежнос
и демократиче
взаимопониман
разных культур
парах и группа
по предложенн
функциональн
компетенции. Ф
целенаправлен
деятельности в
Использовать
социальной пр
межпредметны
Основы трудового права. Осваивать и пр
Стороны трудовых
нормах, регули
отношений, их права и
несовершеннол
обязанности. Трудовой
общественные
договор. Заключение и
прекращение трудового
договора. Рабочее время
и время отдыха.
Особенности правового
статуса
несовершеннолетних
при осуществлении
трудовой деятельности
о содержании,
трудового дого
несовершеннол
информацию в
учебный текст
Характеризова
и работодателя
отношениях не
особенности за
регулирование
несовершеннол
Устанавливать
правоотношени
и работодателя
ситуации.
Определять и а
защите прав уч
опорой на знан
формулировать
нарушения пра
трудового прав
как они обеспе
работодателя.
Решать познав
правовые отно
связанные с ра
отдыха, с заклю
трудового дого
и с несовершен
участников, оп
поведения.
Овладевать смы
обществоведче
информацию и
о содержании,
трудового дого
несовершеннол
функциональн
грамотность.
Искать и извле
тематике в сфе
соответствующ
адаптированны
учебных матер
соблюдением п
безопасности п
Основы функц
читательская г
Приобретать о
документов: со
работу, резюме
Формировать в
личности как о
отношения к се
жизни в целом
следственные с
процессов; дел
выводы с ис
индуктивных у
по аналогии,
взаимосвязях
Виды юридической
ответственности
Виды юридической
ответственности.
Гражданско-правовые
проступки и
гражданскоправовая
ответственность.
Административные
проступки и
административная
ответственность.
Дисциплинарные
проступки и
дисциплинарная
ответственность.
Преступления и
уголовная
ответственность.
Особенности
юридической
ответственности
несовершеннолетних
Осваивать и пр
ответственност
дисциплинарно
уголовной), об
личности, общ
защиты от тер
прав несоверш
Характеризова
наказаний.
Классифициро
ответственност
наказаний.
Использовать з
ответственност
объяснения соц
неприемлемос
административ
экстремизма, т
необходимости
аргументирова
правонарушени
недопустимост
Овладевать смы
обществоведче
информацию и
об администра
Уголовного код
административ
наказаний, об о
ответственност
Основы функц
читательская г
Анализировать
источников о п
совершённые п
систематизиро
ответственност
несовершеннол
Оценивать соб
других людей с
нормам админи
выражать свою
обсуждении.
Использовать п
административ
практической д
жизни для осоз
выполнять про
и групповые пр
Формировать п
руководствоват
Анализировать
конкретизиров
из адаптирован
нормах, опреде
ответственност
правонарушени
Правоохранительны
е органы в
Российской
Федерации
Итого по разделу
Защита проектов,
итоговое повторение
пройденного материала
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Правоохранительные
органы в Российской
Федерации. Структура
правоохранительных
органов Российской
Федерации. Функции
правоохранительных
органов
Осваивать и пр
правоохраните
обеспечении бе
государства, в
экстремизма: н
органы и объяс
Характеризова
органов в защи
социальной ста
формулировать
аргументы в пи
Извлекать соци
тематике: прео
информацию о
таблицу (схему
грамотности: ч
Использовать п
защиты прав ч
связанные с за
свобод человек
правоохраните
случае необход
Формировать в
особого ценно
окружающим л
Самостоятельн
представления
решаемые зада
диаграммами,
При разработке рабочей программы в тематическом планировании
должны быть учтены возможности использования электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники,
электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для
обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в
электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности
ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.