МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов
Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
от «31»
от «31» от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
(Вариант 8.2)
ПРЕДМЕТ:
История и культура СПБ (5 класс)
Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа (далее Программа) по учебному
предмету «История» разработана на основе ФГОС ООО, Федеральной
программы воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения Основной образовательной программы
основного общего образования.
Рабочая программа по учебному предмету «История России.
Всеобщая история» адаптирована для детей с РАС (вариант 8.2)
Особые образовательные потребности детей с аутизмом в период
основного школьного обучения включают, помимо общих, свойственных
всем детям с ОВЗ, следующие специфические нужды:
• в значительной части случаев возникает необходимость
постепенного и индивидуально дозированного погружения ребенка в
ситуацию обучения в классе. Посещение класса должно быть регулярным,
но регулируемым в соответствии с наличными возможностями ребенка
справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением. По
мере привыкания ребенка к ситуации обучения в классе оно должно
приближаться к его полному включению в процесс основного школьного
обучения;
• выбор уроков, которые посещает ребенок, должен начинаться с тех,
где он чувствуетсебя наиболее успешным и заинтересованным и
постепенно, по возможности, включаетвсе остальные;
• большинство детей с РАС значительно задержано в развитии
навыков самообслуживания и жизнеобеспечения: необходимо быть готовым
к возможной бытовой беспомощности и медлительности ребенка,
проблемам с посещением туалета, столовой, с избирательностью в еде,
трудностями с переодеванием, с тем, что он не умеет задать вопрос,
пожаловаться, обратиться за помощью. Поступление в школу обычно
мотивирует ребенка на преодоление этих трудностей и его попытки должны
быть поддержаны специальной коррекционной работой по развитию
социально-бытовых навыков;
• необходима специальная поддержка детей (индивидуальная и при
работе в классе) в развити и возможностей вербальной и невербальной
коммуникации: обратиться за информацией и помощью, выразить свое
отношение, оценку, согласие или отказ,поделиться впечатлениями;
• может возникнуть необходимость во временной и индивидуально
дозированной поддержке как тьютором, так и ассистентом (помощником)
организации всего пребывания ребенка в школе и его учебного поведения на
уроке; поддержка должна постепенно редуцироваться и сниматься по мере
привыкания ребенка, освоения им порядка школьной жизни, правил
поведения в школе и на уроке, навыков социально-бытовой адаптации
икоммуникации;
• при выявленной необходимости, наряду с посещением класса,
ребенок должен бытьобеспечен дополнительными индивидуальными
занятиями с педагогом по отработке формадекватного учебного поведения,
умения вступать в коммуникацию и взаимодействие сучителем, адекватно
воспринимать похвалу и замечания;
• периодические индивидуальные педагогические занятия (циклы
занятий) необходимы ребенку с РАС даже при сформированном адекватном
учебном поведении для контроля за освоением им нового учебного
материала в классе (что может быть трудно ему в период привыкания к
школе) и, при необходимости, для оказания индивидуальной коррекционной
помощи в освоении Программы;
• необходимо создание особенно четкой и упорядоченной
временнопространственной структуры уроков и всего пребывания ребенка в
школе, дающее ему опору для понимания происходящего и
самоорганизации;
• необходима специальная работа по подведению ребенка к
возможности участия во фронтальной организации на уроке: планирование
обязательного периода перехода от индивидуальной вербальной и
невербальной инструкции к фронтальной; в использовании форм похвалы,
учитывающих особенности детей с РАС и отработке возможности адекватно
воспринимать замечания в свой адрес и в адрес соучеников;
• в организации обучения такого ребенка и оценке его достижений
необходим учёт специфики освоения навыков и усвоения информации при
аутизме особенностей освоения «простого» и «сложного»;
• необходимо введение специальных разделов коррекционного
обучения, способствующих преодолению фрагментарности представлений
об окружающем, отработке средств коммуникации, социально-бытовых
навыков;
• необходима специальная коррекционная работа по осмыслению,
упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта
ребенка, крайне неполного и фрагментарного; оказание ему помощи в
проработке впечатлений, воспоминаний, представлений о будущем,
развитию способности планировать, выбирать, сравнивать;
• ребенок с РАС нуждается в специальной помощи в упорядочивании
и осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающей их
механического
формального
накопления
и
использования
для
аутостимуляции;
• ребенок с РАС нуждается, по крайней мере, на первых порах, в
специальной организации на перемене, в вовлечении его в привычные
занятия, 15 позволяющее ему отдохнуть и, при возможности включиться во
взаимодействие с другими детьми;
• ребенок с РАС для получения основного образования нуждается в
создании условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и
эмоционального комфорта (отсутствие резких перепадов настроения,
ровный и теплый тон голоса учителя в отношении любого ученика класса),
упорядоченности и предсказуемости происходящего;
• необходима специальная установка педагога на развитие
эмоционального контакта с ребенком, поддержание в нем уверенности в
том, что его принимают, ему симпатизируют, в том, что он успешен на
занятиях;
• педагог должен стараться транслировать эту установку соученикам
ребенка с РАС, не подчеркивая его особость, а, показывая его сильные
стороны и вызывая к нему симпатию своим отношением, вовлекать детей в
доступное взаимодействие;
• необходимо развитие внимания детей к проявлениям близких
взрослых и соучеников и специальная помощь в понимании ситуаций,
происходящих с другими людьми, их взаимоотношений;
• для социального развития ребёнка необходимо использовать
существующие у него избирательные способности;
• процесс его обучения должен поддерживаться психологическим
сопровождением, оптимизирующим взаимодействие ребёнка с педагогами и
соучениками, семьи и школы;
• ребенок с РАС нуждается в индивидуально дозированном и постепенном
расширении образовательного пространства за пределы образовательного
учреждения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Изучение курса истории и культуры Санкт-Петербурга в 5–9-х классах
основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на
социализацию учащихся, которая осуще-ствляется в процессе реализации
воспитательных и развивающих задач; предмет должен ввести обучающегося
основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями: историческими и культурными, объяснить элементы исторической и культурной
жизни нашего города. Курс содержит огромные возможности для
нравственного воспитания; дает учащимся широкие возможности для
самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с
социальным опытом человечества.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с
учетом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в
системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных
возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также
ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Цели курса:
способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками
городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только
отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей
традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия,
которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса:
1. Продолжить формирование познавательного интереса к изучению
города, предоставив каждому ученику возможность установить связь
между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,
традициями и памятниками, традициями всемирного культурного
наследия;
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости)
петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо
расширить имеющиеся у них знания;
о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской
среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и
народов;
о создателях и хранителях этого уникального петербургского
наследия.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений,
необходимых им в учебной и повседневной жизни:
ориентироваться в культурном пространстве города,
понимать особенности городских объектов как источников
информации,
применять полученные знания.
4. Совершенствовать общеучебные умения;
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей,
проявлять отношение к городу и его изучению.
Форма, режим и методы обучения
Режим занятий: Количество учебных часов в год – 34 часа с 5-9 класс, всего
170 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия –
40 мин.
Формы обучения (организации занятий): уроки проводятся в различных
формах: традиционные уроки, уроки-путешествия, ролевые игры, музейные
уроки, проблемные уроки, уроки- исследования.
− лекция;
− проектная и исследовательская деятельность;
− викторина;
− беседы;
− конференция (в т.ч. представление своей работы);
− игровые интервью;
− творческое задание;
− презентации;
− экскурсии (виртуальные);
− поисковые исследования; − работа с литературой, историческими
источниками;
− электронное обучение с применением ДОТ;
Ведущими методами обучения по данной программе являются:
− Словесный: объяснение нового материала, чтение исторических
источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с
закреплением материала в творческих работах под руководством учителя.
− Наглядный: применение наглядных пособий, учебных видеофильмов и
виртуальных экскурсий, исторических документов, чтение исторических
источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с
закреплением материала в творческих работах под руководством учителя.
− Практический: организация продуктивной деятельности учащихся, работа
историческими источниками, иллюстрациями, выполнение учениками
определенных исследовательских заданий во время занятия.
− Игровой: создание викторины, апробация на уроках истории,
посвященных развитию культуры в России.
КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы
воспитания,
предполагает
объединение
учебной
и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных групп образовательных результатов
личностных, метапредметных, предметных. Программа носит
историко-просветительскую
и
гражданско-патриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих
целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего
образования:
осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе;
понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории
российской
государственности
на
основе
исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
проявление обучающимися уважения к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к
духовно-нравственным ценностям российского общества, к
достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и
трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в
прошлом и современности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТПЕТЕРБУРГА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта Санкт-Петербурга и его
пригородов, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия
человека, общества и природы, основных географических, экологических,
этнических, социальных характеристик развития города.
3.Историческое движение:
эволюция духовной и хозяйственной деятельности людей, развитие
материального производства, духовных ценностей;
формирование и развитие общечеловеческих ценностей на
территории Санкт-Петербурга – социальных, этнонациональных,
религиозных и др.,
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между людьми, народами, социальными
группами, государствами.
Главная (сквозная) содержательная линия – культура человека и
общества в истории. В связи с этим особое внимание уделяется
характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям,
интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Предмет «История и культура Санкт-Петербурга» дает представление
об основных этапах исторического пути становления и развития Города.
Важная мировоззренческая задача заключается в раскрытии как своеобразия
и неповторимости истории Санкт-Петербурга, так и их связи с ведущими
процессами истории России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
5 КЛАСС
Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга
Страны Древнего Востока: время существования, место нахождения.
Наследие стран Древнего Востока. Открытие Древнего Востока
петербуржцам. Научные центры нашего города, в которых занимаются
изучением Древнего мира. Вклад петербургских ученых в отечественную и
мировую науку. Известные востоковеды.
«От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы»
Эрмитаж - хранилище подлинных древнеегипетских памятников в
Петербурге. Ценность этих памятников как источников о жизни древних
египтян. Пристань на Университетской набережной Петербурга.
Сфинксы, скульптура, светильники, пристань, Академия художеств —
напоминание о наследии древних; уникальный петербургский уголок,
хранящий память об истории города,петербургских мастерах, учебном
заведении. Сфинксы, созданные в Петербурге. Сфинксы на Египетском
мосту, у фонтана на Пулковском шоссе, на набережной Робеспьера, на
Каменном острове, во дворах Строгановского дворца или Горного института.
Скульптуры напоминают о наследии Древнего мира. Скульптуры —
часть петербургского наследия: хранят память о петербуржцах, жизни
города. Обелиски, созданные в Петербурге. Обелиски «Румянцева победам»,
у Никольского собора, на площади Восстания, на Египетском мосту,
верстовые столбы и другие.
Обелиски – «отголоски» наследия древних и уникальное петербургское
наследие. Египетские мифы, застывшие в камне. Уникальное скульптурное
убранство дома 23 по Захарьевской улице. Дом-памятник напоминает о
наследии Древнего Египта; «рассказывает» о петербургском наследии.
«Отголоски» Древнего Вавилона в Петербурге.
Висячий сад — «седьмое чудо света» в Петербурге — напоминает о
Древнем Вавилоне; «рассказывает» о жизни города, о петербуржцах, о
мастерстве создателей.
Висячий сад в Малом Эрмитаже, в Царском Селе Зимние сады в
Петербурге.
Петербургские здания, украшенные изразцами, - памятники,
напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев,
их вкусах и мастерстве. Ваулинская майолика.
Соборная мечеть, дом Баженова и Чувалдиной (ул. Марата, д. 72)
Петербургские
здания,
украшенные
рельефами,
—
памятники,
напоминающие о наследии древних, рассказывающие о жизни петербуржцев,
их вкусах и мастерстве. Комплекс жилых зданий (ул. Некрасова, д. 58—62),
украшенных рельефами на ассирийские мотивы. Скульптуры, созданные
петербургскими
мастерами,
напоминают
о
наследии
древних,
«рассказывают» о жизни петербуржцев, их мастерстве. Скульптуры львов
около усадьбы Безбородко-Кушелева, у дома Лобанова-Ростовского, на
Дворцовом причале, у дома Лаваль, на Львином мосту и другие (* отбор
объектов по усмотрению учителя). Скульптуры грифонов на
Университетской пристани, на Банковском мосту (* отбор объектов по
усмотрению учителя). Скульптуры быков (около предприятия «Самсон»).
Античное наследие и наследие Петербурга
Введение: наследие античного мира.
Мир образования и науки
Научные учреждения Петербурга — центры исследования античности.
Петербургские ученые - антиковеды, внесшие вклад в отечественную и
мировую науку. Петербургские школы, гимназии, лицеи, академии,
напоминают о наследии древности; хранят память о нашем городе как центре
образования.
Подлинные памятники античности в Санкт-Петербурге
Экспонаты Эрмитажа, рассказывающие о жизни древних греков и
древних римлян.
«Отголоски» античного наследия в литературе, живописи,
скульптуре, интерьерах Литературное наследие античности. Петербургские
поэты, чье творчество напоминает о литературном наследии античности.
Библиотеки — хранилища литературного наследия.
Классический стиль в литературе. Классические произведения
литературы. Произведения живописи и скульптуры, напоминающие об
античном наследии в экспозиции Эрмитажа. Произведения живописи,
напоминающие об античном наследии в экспозиции Русского музея. К.
Брюллов «Последний день Помпеи». Интерьеры Аничкова дворца:
барельефы, Белоколонный зал, скульптура Зимнего сада. Классический стиль
в живописи, в скульптуре.
«Отголоски» античного наследия в архитектурных сооружениях
Архитектурное наследие античного мира: «золотое сечение», ордерная
система, соответствие скульптурного убранства зданий их назначению.
«Российский Парфенон» — здание Биржи — уникальный петербургский
памятник, напоминающий о традициях древнегреческих зодчих.
Петербургские здания разного назначения, напоминающие о традициях
античных архитекторов. Их создатели. Уникальность этих зданий как
памятников петербургского наследия. Классический стиль архитектуры.
Скульптурное наследие античности. Атрибуты античных богов.
Скульптурные изображения Афины (Минервы), Гермеса (Меркурия),
Аполлона и муз в Петербурге — бывшей столице, торговом и культурном
центре России. Античные боги, герои мифов на петербургских улицах и
площадях.
Создатели
скульптурного
убранства
Петербурга.
Памятники
(монументы, бюсты) реальным людям в Петербурге: путешественникам,
ученым, писателям, военачальникам, педагогам, композиторам. Конные
монументы нашего города: императорам, Александру Невскому. Их
уникальность, неповторимость как памятников отечественной и
петербургской истории, культуры. Создатели монументов.
Триумфальные арки и колонны в Петербурге — «отголоски» наследия
античного мира, уникальные петербургские и отечественные памятники
истории и культуры. Петровские ворота Петропавловской крепости,
Нарвские триумфальные ворота, Арка Главного штаба, Ростральные
колонны, Александровская колонна, колонны Славы на Конногвардейском
бульваре.
6 КЛАСС
Введение
Повторение и обобщение материала курса 5 класса.
Наследие V-XV вв.
Наш край - участник истории средних веков.
Наш край - часть России и Европы.
Научные центры Петербурга, изучающие всемирное культурное
наследие.
Петербургские ученые — исследователи Средневековья.
Подлинные памятники средневековья в Петербурге и на территории
нашего края – Ленинградской области.
Раздел: Наследие средневековья и наследие Петербурга Наследие
Византии, православной Руси, Петербурга
Наследие Византии. Наследие православной Московской Руси.
Преемственность в религиозной культуре: Византия — Московская Русь —
Петербург. Подлинные памятники Византии и Руси в Петербурге: в
Эрмитаже, Русском музее, Музее истории религии. Средневековые храмы и
монастыри нашего края (Ленинградской области).
Георгиевский храм в Старой Ладоге, Большой Тихвинский Успенский
монастырь.
Православные храмы Петербурга – памятники православной культуры,
художественной культуры (в том числе живописи, мозаики, скульптуры и т.
д.), истории города (храмы – памятники военной славы России,
императорской семьи и др.).
Монастыри в Петербурге – памятники православной культуры,
художественной культуры, истории города.
Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников, родителей,
учителя).
Наследие Европы и наследие нашего края
Введение: подлинные памятники средневековой истории Балтийского
региона. Старая Ладога – заповедник средневековой культуры, крепости
Ленинградской области, город Выборг. Петербургский памятник
«Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц». Подлинные памятники
средневековой Европы в Петербурге. Экспонаты Эрмитажа, Музея истории
религии. «Следы» средневековья в петербургской архитектуре: храмы,
доходные дома, замки. Памятники, напоминающие о средневековом
зодчестве, – памятники истории и культуры Петербурга.
«Отзвуки» средневековья в художественной культуре Петербурга: в
литературе, в интерьерах дворцов. «Отголоски» средневековых традиций в
жизни города и горожан: городское самоуправление, университет,
музыкальная культура, «рыцарское поведение».
Наследие средневековья – наука геральдика. Петербургские гербы –
источники информации: герб города, родовые гербы, гербы городов
Ленинградской области, гербы городов России на петербургских памятниках.
(*) Учебная прогулка по Петербургу (по усмотрению учеников,
родителей, учителя).
Раздел: «Отголоски» далекой от христианства культуры в наследии
Санкт- Петербурга
Город всех вер
Наследие еврейской культуры. Евреи в Петербурге. Здание еврейской
синагоги: архитектура, интерьеры; петербуржцы, чьи судьбы связаны с
синагогой. Наследие Китая. Подлинные памятники китайской культуры в
Эрмитаже.
Мода на использование художественных традиций китайской культуры
в декоративно-прикладном искусстве, в интерьерах, в архитектуре.
«Китайские уголки в Петербурге («Китайский подарок к 300-летию
города, китайский дворец в Ломоносове и др.) Исламский мир и его
наследие. Мусульмане в Петербурге. Подлинные памятники исламского мира
в Эрмитаже, Российской Национальной библиотеке. Мусульманская мечеть и
ее значение в облике города, в жизни верующих мусульман.
Буддийская культура. Буддийский храм: причины его строительства в
Санкт-Петербурге, облик здания, его интерьеры; люди, чьи судьбы были
связаны с храмом (архитекторы, монахи и пр.)
(*) Учебная прогулка (по усмотрению учеников, родителей, учителя).
Раздел: Наследие эпохи Возрождения и наследие Петербурга
Подлинные памятники Возрождения в Петербурге.
Введение: наследие эпохи Возрождения: интерес к человеку; расцвет
литературы, искусства, архитектуры. Подлинные памятники эпохи
Возрождения в Эрмитаже.
Петербургские памятники, напоминающие о наследии эпохи
Возрождения: литературные, живописные, архитектурные.
(*) Учебная прогулка (по выбору учеников, родителей, учителя).
Раздел: Санкт-Петербург – город нового времени
Культура нового времени и ее влияние на культуру Петербурга
Введение: европейское наследие нового времени. Подлинные памятники
западноевропейской художественной культуры в Эрмитаже. Петербургские
музеи - хранители истории, отражение достижений наук и художественной
культуры. Подлинные памятники петербургской художественной культуры в
Русском музее.
Уникальность топографии и облика города, сочетающего наследие
Природы и Культуры. Разнообразие уникальных архитектурных памятников
петербургского культурного наследия.
Раздел: Создатели уникального наследия Санкт-Петербурга Создатели
уникального петербургского наследия
Особенности состава населения Петербурга. Их именами гордится
Петербург, Россия. Памятники, напоминающие о создателях петербургского
наследия.Повторительно обобщающий урок «Наследие средневековья и
наследие Петербурга»
7 КЛАСС
НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(с древнейших времен до 1703 года)
Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и
культуре нашего края в период до основания Петербурга.
Из глубины веков…
Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и
славянские племена. Занятия жителей края. Быт, верования жителей края.
Варяги на территории края. Международный торговый путь по рекам и
озерам края.
Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители
Ладоги, их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси,
защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм
Руси – Георгиевский храм в Ладоге.
В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)
Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни
Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с
прибалтийскими городами.
Военные события на территории края.
Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на
территории края, в Петербурге. Нева – важная водная артерия. Ландскрона –
первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек. Заселение невских
берегов. Поселения в дельте Невы.
В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)
Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе
Московской Руси. Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы
и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края:
облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).
Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.
События начала ХУ11 века на территории края. Столбовский мирный
договор.
По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)
Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.Тихвин –
единственный город восточной части края.
Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей
города и их быт. Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский) монастырь
– центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и
города.
Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)
Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения,
происшедшие в крае, в дельте Невы. Шведская бастионная крепость на
берегу Невы в дельте реки Охта. Шведский торгово-ремесленный город
Ниен. Жизнь его обитателей.
Село Спасское и жизнь его обитателей. Переселенцы на невские берега
из Финляндии.
8 КЛАСС
Введение
Объекты изучения. Методы и приемы изучения.
Наследие Петербурга с 1801 по 1854г.
Петербург – столица Российской империи. Императоры Александр 1 и
Николай 1. Памятники им. Царские и великокняжеские дворцы. Здания
Сената и Синода, Главного штаба. Создатели этих памятников. Главные
православные соборы России, роль религии в жизни петербуржцев.
Петербург – военная столица: топонимы и памятники, напоминающие об
этом.
События в жизни города и памятники этим событиям. Празднование
100-летнего юбилея СПБ, победа в Отечественной войне 1812 года,
наводнение 1824 года, восстание декабристов, открытие Царскосельской и
Николаевской железной дороги. Открытие Эрмитажа для посетителей.
Петербург – среда обитания горожан. Карта Петербурга к 1854 году.
Облик города и горожан по изобразительным источникам, по сохранившимся
ансамблям. Состав населения столицы. Благоустройство города (мост через
Неву, торцовые мостовые, первые тротуары, газовые фонари, общественные
кареты).
Петербург – центр образования и науки. Царскосельский лицей,
гимназии,
Горный
институт,
Технологический
институт,
РНБ.
Мемориальные доски, памятники, рассказывающие о жизни и деятельности
ученых первой половины 19 века.
Петербург – центр культуры. Петербургские особняки-памятники
дворянской культуры. Увлечение античностью, салоны. Балы, маскарады в
особняках.
Петербург – торгово-промышленный центр России. Александровский
завод, ансамбль Стрелки Васильевского острова, Пассаж, Московский
вокзал.
Наследие Петербурга
Петербург – столица империи. Императоры Александр 2, Александр 3.
Памятники императорам, царские дворцы.
События в жизни города и памятники этим событиям.
Террористические акты. Первая конка, первый полуденный выстрел.
Открытие катков, спортивные соревнования. Первое фотоателье, телеграф,
электрические фонари.
Город - среда обитания петербуржцев. Карта города к 1894г. Связь
между островами. Многоликий образ города по изобразительным
источникам, фото. Состав населения. Благоустройство города: первое
асфальтовое покрытие, первый водопровод, телефон. Места отдыха горожан.
Петербург – экономический центр России.
Обуховский завод. Новый торговый порт на Гутуевском острове, новые
ж. д. вокзалы, банки. Предприниматели.
Петербург – центр образования, науки. Политехнический институт,
Электротехнический институт; реальные и коммерческий училища; Высшие
Бестужевсий курсы.
Петербург – центр художественной культуры. Музеи-квартиры
Некрасова, Достоевского, Римского-Корсакова. Композитор Чайковский,
балетмейстер М. Петипа. Выставки художников- передвижников.
Петербург – столица империи. Николай 2. Памятные места города,
связанные с его жизнью и деятельностью.
События в жизни города и памятники этим событиям. Празднование
200-летия СПБ, последний костюмированный бал в Зимнем дворце, 200летие победы под Полтавой. Автомобиль, трамвай. Изобретение радио.
Открытие музея императора Александра 3.
Русско-японская война и ее «отголоски» в СПБ. Революция годов,
Февральская революция. Памятные места, связанные с этими событиями.
Город - среда обитания петербуржцев. Карта города к 1917 году. Облик
города и горожан по фотографиям, сохранившимся городским объектам.
Благоустройство города, места отдыха и развлечений.
Петербург – экономический центр России. Промышленное развитие
города. Банки. Предприниматели, инженеры. Промышленные предприятия в
условиях войны.
Петербург – Петроград – центр образования и науки. Памятные места
города, напоминающие о сложившейся системе образования, и жизни и
деятельности выдающихся людей (И. Павлов, В. Вернадский, Ф. Эрисман).
Петербург – центр художественной культуры. Памятные литературные
места города (А. Блок, А. Куприн, Н. Гумилев). Разнообразие театров,
петербургские зрители.
9 КЛАСС
Петроград – Ленинград: 1917 -1941
Санкт-Петербурга в XX-XXI вв. Петроград — колыбель Октября. В
истории города история страны. Облик Ленинграда — зеркало эпохи.
Ленинград — экономический центр социалистического государства.
Ленинград — центр советского образования и просвещения. Научные центры
и учёные социалистического Ленинграда. Старые и новые традиции в
художественной культуре. Мастера искусств. По следам поэтов и писателей.
Место жительства - Петроград=Ленинград. Жизнь горожан в советском
Петрограде Ленинграде.
Ленинград в годы Великой Отечественной войны
«Идёт война народная...» «Весь израненный, в снежном инее...» Образ
блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино. «Подвиг свой
ежедневный вы совершали достойно и просто...»
«Великий город с областной судьбой… » (1945 – 1991 гг.)
Подвиг восстановления. «Следы истории...» Ленинград — город
новостроек. Ленинград - «город славы трудовой». Ленинград — центр
образования, просвещения, науки. Ленинград – центр художественной
культуры. Ленинградцы: их быт и проблемы.
Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке.
Город, в котором вы живете
События Ленинградской области в XX веке. Памятные места
Ленинградской области. Состояние культурного наследия на территории
края. Исторические события и их значение: 1991 — настоящее время. СанктПетербург — один из многих городов мира... Санкт-Петербург —
уникальный, неповторимый город... Санкт-Петербург — город больших
возможностей для самореализации. Проблемы, характерные для Санкт -
Петербурга. Стратегический план развития города. Вы - жители СанктПетербурга.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе СанктПетербурга, его традициям и культурно-историческому наследию.
2. Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям жителей
Петербурга, народов России и народов мира.
3. Формирование ответственного отношения к учению.
4. Формирование стремления к реализации своих знаний и умений.
5. Формирование умения выражать собственное впечатление от
памятников культурного наследия
6. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга,
которое проявляется
в форме и содержании творческой работы;
в осознании необходимости бережного отношения к городским
объектам;
в знании правил поведения горожанина и осознании необходимости
их выполнения;
Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу,
посещать музеи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, через творческую деятельность эстетического
характера;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
1. Продолжение формирования и развития основ читательской
компетенции.
2. Формирование умения извлекать необходимую информацию из
источников (справочников, научно-популярной литературы,
Интернета);
3. Формирование умения узнавать объект по изображению, по деталям,
по описанию;
«исследовать» изображение; соотносить его с реальным городским
объектом;
1.
2.
3.
Формирование умения работать с текстом, выделять главную мысль,
составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные
к тексту; готовить сообщения;
Формирование умения работать с наглядным материалом;
Овладение способами преобразования информации (составление
таблиц, кластеров, интеллект-карт)
Коммуникативные:
1. Формирование умения обосновывать, аргументировать, доказывать
свое мнение, точку зрения, оценку;
2. Формирование умения извлекать необходимую информацию из
рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;
3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
4. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов;
5. Построение позитивных отношений в процессе учебной и
познавательной деятельности;
Регулятивные:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно
2. Планирование - определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий
3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
4. Коррекция - внесение необходимых дополнений в случае
расхождения ожидаемого
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1
Как многие города…
1
2
Создан людьми для людей
1
3
Визитная карточка нашего города
1
4
Об истории города напоминают
1
5
Об истории города напоминают
1
6
Богатое наследие Санкт-Петербурга
1
7
В списке всемирного наследия
1
8
Мы наследники, но мы разные
1
9
Из глубины тысячелетий
1
10
Хранилище подлинных древнеегипетских
памятников в Петербурге
1
11
«От берегов загадочного Нила на берега
пленительной Невы»
1
12
«Братья» и «сестры» египетских сфинксов
1
13
«Братья» и «сестры» египетских сфинксов
1
14
Петербургские «лучи солнца»
1
15
«Отголоски» Древнего Египта в архитектуре
Петербурга
1
16
«Отзвуки» культуры Междуречья в
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Петербурге
17
«Отзвуки» культуры Междуречья в
Петербурге
1
18
Сказочный зверинец Петербурга
1
19
Из глубины веков…
1
20
Из глубины веков…
1
21
Из истории античных коллекции в
Петербурге
1
22
Из античного мира в вашу школьную жизнь.
1
23
В Петербурге раскрывают тайны античного
мира.
1
24
Главный хранитель античного наследия в
Петербурге
1
25
«Отголоски» античного литературного
наследия в Петербурге
1
26
Напоминание об античном мире в
живописи, скульптуре, интерьерах
1
27
Здания – петербургские памятники,
напоминающие об античной архитектуре
1
28
Здания – петербургские памятники,
напоминающие об античной архитектуре
1
29
Герои античных мифов «рассказывают» о
Санкт-Петербурге
1
30
Герои античных мифов «рассказывают» о
Санкт-Петербурге
1
31
Памятники не богам, а реальным людям
1
32
Триумф, виктория, победа…
1
33
Создатели скульптурного убранства СанктПетербурга
1
34
Санкт-Петербург – город-музей
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
Введение в курс.Наш край в V - XVвв
1
2
Петербург - центр науки о Средневековье
1
3
Наследие Византии и православной
Московской Руси
1
4
Подлинные памятники Византии и Руси в
Санкт -Петербурге
1
5
Средневековые храмы и монастыри на
территории нашего края.
1
6
Православные храмы Петербурга
1
7
Православные храмы Петербурга
1
8
Православные монастыри Петербурга
1
9
Святые небесные покровители города.
1
10
Святые небесные покровители города.
1
11
Святые небесные покровители города.
1
12
Святые небесные покровители города.
1
13
Повторительно -обобщающий урок по
теме :Наследие Византии, православной
Руси, Петербурга
1
14
Наследие средневековой северной
Европы. Наш край в эпоху викингов.
1
15
Средневековые крепости на территории
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
нашего края.
16
Средневековые крепости на территории
нашего края.
1
17
Подлинные памятники средневековой
Европы в Санкт -Петербурге
1
18
Повторительно – обобщающий урок по
теме: Наследие Европы и наследие нашего
края.
1
19
«Отзвуки» Средневековья в
художественной культуре Петербурга
1
20
«Следы» средневековой архитектуры
Петербурга и его пригородов.
1
21
Петербургские гербы
1
22
Петербургская хоральная синагога как
памятник еврейской культуры
1
23
Татарская мечеть в Санкт-Петербурге –
памятник мусульманского мира.
1
24
Буддийский храм в Петербурге –
уникальное сооружение Европы.
1
25
«Отголоски» китайской культуры в
Петербурге.
1
26
Повторительно - обобщающий урок по
теме: «Город всех вер»
1
27
«Визитная карточка» эпохи Возрождения.
Подлинные памятники Возрождения в
Петербурге
1
28
Пышное барокко
1
29
Пышное барокко
1
30
Культура Нового времени и ее влияние на
культуру Санкт - Петербурга
1
31
Вклад Петербурга в культурное наследие
Европы Нового времени
1
32
Повторительно -обобщающий урок:
Культура Нового времени и ее влияние на
культуру Санкт - Петербурга
1
33
Повторительно-обобщающий урок к
разделу: «Наследие Средневековья и
наследие Петербурга»
1
34
Повторительно-обобщающий урок по
курсу «Санкт-Петербург-город- музей»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
1
В глубь веков…
1
2
Старая Ладога -древнейшая столица края,
Руси
1
3
Невские берега в составе Господина
Великого Новгорода
1
4
Жизнь нашего края в составе Московской
Руси (к. ХV – ХVII вв.)
1
5
По обычаям средневековой Москвы..
1
6
Под властью Шведского королевства
1
7
Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Из глубины веков»
1
8
Назло надменному соседу…
1
9
«Вырос город ….»
1
10
Санкт-Петербург – новая столица России
1
11
Новый для России город.
1
12
Первый генерал-губернатор СанктПетербурга и его дворец.
1
13
Санкт-Петербург – город светской
культуры.
1
14
Жизнь первых петербуржцев. Быт города.
1
15
Повторительно-обобщающий урок по
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
теме: Первоначальный Санкт- Петербург
(1703-1725гг.)
16
Новой столице быть!
1
17
Наследие причудливого века.
Архитектура.
1
18
Наследие причудливого века. Культура.
1
19
Во главе российского образования,
просвещения, науки…
1
20
Рядовые жители Санкт-Петербурга
1
21
Столичный город при Екатерине II.
1
22
Императорский двор – законодатель моды
в России
1
23
Центр просвещения умов.
1
24
«Три знатнейших искусства» в СанктПетербурге
1
25
Повседневная культура петербуржцев
1
26
Санкт-Петербург времен Павла I великого
князя и императора
1
27
Рядовые жители Санкт-Петербурга
1
28
Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Петербург после Петра I (17251801гг)».
1
29
Спустя сто лет.
1
30
Петергоф, Царское Село.
1
31
Гатчина, Ораниенбаум, Павловск.
1
32
Повторительно-обобщающий урок по
1
теме: «Жизнь нашего края в XVIII веке»
Итоговое повторение
33
Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Жизнь нашего края в XVIII веке»
Итоговое повторение
1
34
Повторительно-обобщающий урок по
теме: «Жизнь нашего края в XVIII веке»
Итоговое повторение
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1
Век XIX - Второе столетие СанктПетербурга.
1
2
Карта Санкт-Петербурга в середине Х1Х
столетия (топография города)
1
3
Место действия – СанктПетербург/Императорский город.
1
4
Здесь решалась судьба
России…(государственные учреждения и
государственные деятели)
1
5
Здесь решалась судьба России…История,
запечатленная в памятниках.
1
6
Санкт-Петербург – центр российского
образования и просвещения.
1
7
Санкт-Петербург – центр российской науки.
1
8
Санкт-Петербург – литературный и
книжный город
1
9
Санкт-Петербург – город императорских
театров
1
10
Санкт-Петербург – центр художественной
культуры
1
11
Санкт-Петербург – город ансамблей,
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
регулярный город, город набережных и
мостов
12
Деловой Петербург.
1
13
Такие разные петербуржцы, а проблемы
общие.
1
14
Повседневная жизнь петербуржцев.
1
15
Петербургские традиции.
1
16
Обобщение по теме «Наследие Петербурга
(1801-1854 гг.)»
1
17
Изменения на карте и в облике города.
1
18
Столица империи в период перемен.
1
19
Санкт-Петербург – промышленный центр
России и Европы.
1
20
Санкт-Петербург – финансовая и торговая
столица России
1
21
Город учебных заведений и центров
просвещения.
1
22
Город технических новинок и научных
открытий.
1
23
Памятные литературные места города.
1
24
Петербургский театральный, музыкальный
мир и … кино
1
25
Центры художественной культуры в столице
1
26
Многоликий архитектурный облик
Петербурга
1
27
Петербургские жители.
1
28
Многоликий Петербург
1
29
В свободное от работы время
1
30
Последние десятилетия столицы Российской
империи.
1
31
Обобщение по теме «Петербург второй
половины XIX - начала XX вв.»
1
32
Жизнь нашего края в XIX – начале XX вв.
1
33
Вокруг Петербурга
1
34
Итоговое обобщение по теме «СПб в конце
XIX - чале XX века»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
0
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1
Петроград-колыбель Октября
1
2
В истории города- история страны.
1
3
Облик Ленинграда -зеркало эпохи.
1
4
Ленинград - экономический центр
социалистического государства.
1
5
Ленинград- центр советского образования и
просвещения.
1
6
Научные центры и ученые
социалистического Ленинграда.
1
7
Старые и новые традиции в художественной
культуре.
1
8
Место жительства - Петроград-Ленинград
(1921-1941)
1
9
"Идет война народная…"
1
10
"Весь израненный, в снежном инее…"
1
11
"Подвиг свой ежедневный вы совершали
достойно и просто…"
1
12
Ленинград- город-герой (1941-1945)
1
13
Подвиг восстановления (1944-1957)
1
14
Ленинград- центр образования,
просвещения, науки.
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
15
Город творческой интеллигенции.
1
16
Ленинградцы: их быт и проблемы.
1
17
Наследие Ленинграда (1945-1991)
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
0
0
Перечень учебно-методического обеспечения Печатные пособия:
Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко Н. Г. , Кораблина Ю. А. История и культура СанктПетербурга, ч. 1,2,3
Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Петербургская тетрадь. Серия
«Страницы жизни края» - в 4-х Ч. – СПб.,
Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист. краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. СПб.,
Санкт-Петербург. 1703-1917: Кн. для чтения / Авт.-сост.: А. В. Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г.
Бойко. - СПб.,
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л.,
Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб.,
Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л.,
Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703- 1917). - СПб.,
Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. – СПб.,
Электронное обеспечение курса:
Мультимедиадиск. Летний сад. –М.: Новый диск
DVD диск «Храмы Санкт-Петербурга»
DVD диск « Я-Петербуржец»
DVD диск «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Образовательные электронные ресурсы
http://www.spbmuseum.ru/ - Государственный музей истории Санкт-Петербурга; http://www.bibliofond.ru/ библиотека научной и студенческой информации; http://www.museum.ru/ - Музеи Санкт-Петербурга;
http://blokada.otrok.ru/ - Материалы о подвиге советского народа и Красной армии при обороне Ленинграда 1941 - 1944. Сведения
о героях;
http://www.peterburg.ru/ - Развитие Петербурга с XVIII-XXвек; http://www.gov.spb.ru/ - официальный портал
администрации Санкт-Петербурга; http://wikipedia.ru - информация о реках и канала Санкт-Петербурга;
http://www.kindergorod.ru/ - рассказы о Петербурге для детей; http://www.mifologija.ru/ - наследие древних
цивилизаций;
http://www.serzh.ru/ - Храмы Санкт-Петербурга. Фотографии и информация по истории и архитектуре храмов СанктПетербурга;
http://ru.wikipedia.org/ - Невские земли до основания Санкт-Петербурга; http://www.oldladoga.spb.ru/ - История и
достопримечательности Старой Ладоги.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
7 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
Всего
0
Контрольные
работы
Практические
работы
0
0
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы