МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов
Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
от «31»
от «31» от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ:
История и культура СПБ (9 класс)
Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Рабочая программа по предмету «История и культура СанктПетербурга» разработана для обучающихся 9-го класса с задержкой
психического развития (ЗПР).
Цель программы — создать условия для формирования нравственных
чувств, духовно-ценностной и практической ориентации школьников в
городском пространстве, а также пробудить познавательный интерес к
изучению родного города.
Изучение курса истории и культуры Санкт-Петербурга в 9-х классах
основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на
социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации
воспитательных и развивающих задач; предмет должен ввести обучающегося
основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями: историческими и культурными, объяснить элементы исторической и культурной
жизни нашего города. Курс содержит огромные возможности для
нравственного воспитания; дает учащимся широкие возможности для
самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с
социальным опытом человечества.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с
учетом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в
системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных
возможностей учащихся 9 классов, особенностей их социализации, а также
ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Цели курса:
способствовать эмоционально-ценностному восприятию школьниками
городских объектов, музейных экспозиций и традиций как части не только
отечественного, но всемирного культурного наследия, а себя – как носителей
традиций мировой культуры, хранителей всемирного культурного наследия,
которым вправе гордиться каждый петербуржец.
Задачи курса:
Продолжить формирование познавательного интереса к изучению
города, предоставив каждому ученику возможность установить связь
между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,
традициями и памятниками, традициями всемирного культурного
наследия;
2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости)
петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо
расширить имеющиеся у них знания;
о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской
среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и
народов;
о создателях и хранителях этого уникального петербургского
наследия.
3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений,
необходимых им в учебной и повседневной жизни:
ориентироваться в культурном пространстве города,
понимать особенности городских объектов как источников
информации,
применять полученные знания.
4. Совершенствовать общеучебные умения;
5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей,
проявлять отношение к городу и его изучению.
Формы обучения (организации занятий): уроки проводятся в различных
формах: традиционные уроки, уроки-путешествия, ролевые игры, музейные
уроки, проблемные уроки, уроки- исследования.
1.
− лекция;
− проектная и исследовательская деятельность;
− викторина;
− беседы;
− конференция (в т.ч. представление своей работы);
− игровые интервью;
− творческое задание;
− презентации;
− экскурсии (виртуальные);
− поисковые исследования; − работа с литературой, историческими
источниками;
− электронное обучение с применением ДОТ;
Ведущими методами обучения по данной программе являются:
− Словесный: объяснение нового материала, чтение исторических
источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с
закреплением материала в творческих работах под руководством учителя.
− Наглядный: применение наглядных пособий, учебных видеофильмов и
виртуальных экскурсий, исторических документов, чтение исторических
источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с
закреплением материала в творческих работах под руководством учителя.
− Практический: организация продуктивной деятельности учащихся, работа
историческими источниками, иллюстрациями, выполнение учениками
определенных исследовательских заданий во время занятия.
− Игровой: создание викторины, апробация на уроках истории,
посвященных развитию культуры в России.
КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Программа курса разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей
программы
воспитания,
предполагает
объединение
учебной
и
воспитательной деятельности педагогов, нацелена на достижение всех
основных групп образовательных результатов
личностных, метапредметных, предметных. Программа носит
историко-просветительскую
и
гражданско-патриотическую
направленность, что позволяет обеспечить достижение следующих
целевых ориентиров воспитания на уровне основного общего
образования:
осознанное принятие обучающимися своей российской гражданской
идентичности
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе;
понимание обучающимися своей сопричастности к прошлому,
настоящему и будущему народа России, тысячелетней истории
российской
государственности
на
основе
исторического
просвещения, российского национального исторического сознания;
проявление обучающимися уважения к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, символам,
праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в
родной стране;
сознательное отношение и проявление обучающимися уважения к
духовно-нравственным ценностям российского общества, к
достижениям России в науке и искусстве, к боевым подвигам и
трудовым достижениям, к героям и защитникам Отечества в
прошлом и современности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТПЕТЕРБУРГА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта Санкт-Петербурга и его
пригородов, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия
человека, общества и природы, основных географических, экологических,
этнических, социальных характеристик развития города.
3.Историческое движение:
эволюция духовной и хозяйственной деятельности людей, развитие
материального производства, духовных ценностей;
формирование и развитие общечеловеческих ценностей на
территории Санкт-Петербурга – социальных, этнонациональных,
религиозных и др.,
история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
развитие отношений между людьми, народами, социальными
группами, государствами.
Главная (сквозная) содержательная линия – культура человека и
общества в истории. В связи с этим особое внимание уделяется
характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям,
интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Предмет «История и культура Санкт-Петербурга» дает представление
об основных этапах исторического пути становления и развития Города.
Важная мировоззренческая задача заключается в раскрытии как своеобразия
и неповторимости истории Санкт-Петербурга, так и их связи с ведущими
процессами истории России и мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
9 КЛАСС
Петроград – Ленинград: 1917 -1941
Санкт-Петербурга в XX-XXI вв. Петроград — колыбель Октября. В
истории города история страны. Облик Ленинграда — зеркало эпохи.
Ленинград — экономический центр социалистического государства.
Ленинград — центр советского образования и просвещения. Научные центры
и учёные социалистического Ленинграда. Старые и новые традиции в
художественной культуре. Мастера искусств. По следам поэтов и писателей.
Место жительства - Петроград=Ленинград. Жизнь горожан в советском
Петрограде Ленинграде.
Ленинград в годы Великой Отечественной войны
«Идёт война народная...» «Весь израненный, в снежном инее...» Образ
блокадного Ленинграда в литературе, живописи, музыке, кино. «Подвиг свой
ежедневный вы совершали достойно и просто...»
«Великий город с областной судьбой… » (1945 – 1991 гг.)
Подвиг восстановления. «Следы истории...» Ленинград — город
новостроек. Ленинград - «город славы трудовой». Ленинград — центр
образования, просвещения, науки. Ленинград – центр художественной
культуры. Ленинградцы: их быт и проблемы.
Образ Ленинграда в литературе, живописи, музыке.
Город, в котором вы живете
События Ленинградской области в XX веке. Памятные места
Ленинградской области. Состояние культурного наследия на территории
края. Исторические события и их значение: 1991 — настоящее время. СанктПетербург — один из многих городов мира... Санкт-Петербург —
уникальный, неповторимый город... Санкт-Петербург — город больших
возможностей для самореализации. Проблемы, характерные для Санкт Петербурга. Стратегический план развития города. Вы - жители СанктПетербурга.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе СанктПетербурга, его традициям и культурно-историческому наследию.
2. Осознанное уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям жителей
Петербурга, народов России и народов мира.
3. Формирование ответственного отношения к учению.
4. Формирование стремления к реализации своих знаний и умений.
5. Формирование умения выражать собственное впечатление от
памятников культурного наследия
6. Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга,
которое проявляется
в форме и содержании творческой работы;
в осознании необходимости бережного отношения к городским
объектам;
в знании правил поведения горожанина и осознании необходимости
их выполнения;
Формирование желания совершать познавательные прогулки по городу,
посещать музеи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, через творческую деятельность эстетического
характера;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
1. Продолжение формирования и развития основ читательской
компетенции.
2. Формирование умения извлекать необходимую информацию из
источников (справочников, научно-популярной литературы,
Интернета);
3. Формирование умения узнавать объект по изображению, по деталям,
по описанию;
«исследовать» изображение; соотносить его с реальным городским
объектом;
1.
2.
3.
Формирование умения работать с текстом, выделять главную мысль,
составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные
к тексту; готовить сообщения;
Формирование умения работать с наглядным материалом;
Овладение способами преобразования информации (составление
таблиц, кластеров, интеллект-карт)
Коммуникативные:
1. Формирование умения обосновывать, аргументировать, доказывать
свое мнение, точку зрения, оценку;
2. Формирование умения извлекать необходимую информацию из
рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы;
3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
4. Умение работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов;
5. Построение позитивных отношений в процессе учебной и
познавательной деятельности;
Регулятивные:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще
неизвестно
2. Планирование - определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий
3. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него
4. Коррекция - внесение необходимых дополнений в случае
расхождения ожидаемого
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Всего
1
Петроград-колыбель Октября
1
2
В истории города- история страны.
1
3
Облик Ленинграда -зеркало эпохи.
1
4
Ленинград - экономический центр
социалистического государства.
1
5
Ленинград- центр советского образования и
просвещения.
1
6
Научные центры и ученые
социалистического Ленинграда.
1
7
Старые и новые традиции в художественной
культуре.
1
8
Место жительства - Петроград-Ленинград
(1921-1941)
1
9
"Идет война народная…"
1
10
"Весь израненный, в снежном инее…"
1
11
"Подвиг свой ежедневный вы совершали
достойно и просто…"
1
12
Ленинград- город-герой (1941-1945)
1
13
Подвиг восстановления (1944-1957)
1
14
Ленинград- центр образования,
1
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
просвещения, науки.
15
Город творческой интеллигенции.
1
16
Ленинградцы: их быт и проблемы.
1
17
Наследие Ленинграда (1945-1991)
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
17
0
0
Перечень учебно-методического обеспечения Печатные пособия:
Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М., Шейко Н. Г. ,
Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга, ч. 1,2,3
Ермолаева Л. К., Захваткина И. З., Лебедева И. М. Петербургская
тетрадь. Серия
«Страницы жизни края» - в 4-х Ч. – СПб.,
Узнай и полюби Санкт-Петербург: Пособие по ист.
краеведению / Сост. В. Ф. Помарнацкий. - СПб.,
Санкт-Петербург. 1703-1917: Кн. для чтения / Авт.-сост.: А. В.
Даринский, Д. Н. Мурин, Т. Г. Браже, А. Г. Бойко. - СПб.,
Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л.,
Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб.,
Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л.,
Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть
Санкт-Петербурга (1703- 1917). - СПб.,
Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. –
СПб.,
Электронное обеспечение курса:
Мультимедиадиск. Летний сад. –М.: Новый диск
DVD диск «Храмы Санкт-Петербурга»
DVD диск « Я-Петербуржец»
DVD диск «Прогулки по Санкт-Петербургу»
Образовательные электронные ресурсы
http://www.spbmuseum.ru/ - Государственный музей истории
Санкт-Петербурга; http://www.bibliofond.ru/ - библиотека
научной и студенческой информации;
http://www.museum.ru/ - Музеи Санкт-Петербурга;
http://blokada.otrok.ru/ - Материалы о подвиге советского народа и Красной армии
при обороне Ленинграда 1941 - 1944. Сведения о героях;
http://www.peterburg.ru/ - Развитие Петербурга с XVIII-XXвек;
http://www.gov.spb.ru/ - официальный портал администрации
Санкт-Петербурга; http://wikipedia.ru - информация о реках и
канала Санкт-Петербурга; http://www.kindergorod.ru/ - рассказы о
Петербурге для детей; http://www.mifologija.ru/ - наследие
древних цивилизаций;
http://www.serzh.ru/ - Храмы Санкт-Петербурга. Фотографии и информация по
истории и архитектуре храмов Санкт-Петербурга;
http://ru.wikipedia.org/ - Невские земли до основания СанктПетербурга; http://www.oldladoga.spb.ru/ - История и
достопримечательности Старой Ладоги.