МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет по образованию Санкт-Петербурга
Администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №322
РАССМОТРЕНО
Председатель МО педагогов
коррекционных классов
Цыбенова И.Б.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор
Куракина А.А.
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.
Лебедева Е.Н.
приказ № 193 о-д
от «30» августа 2024 г.
от «31»
от «31» от
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПРЕДМЕТ: Информатика(7 класс)
Санкт-Петербург
2024/2025 учебный год
2
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Информатика» (базовый
уровень) (предметная область «Математика и информатика») (далее соответственно –
программа по информатике, информатика) включает пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения программы по информатике, тематическое
планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по информатике для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)
(далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной
рабочей программы основного общего образования по учебному предмету
«Информатика», Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Федеральная рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся с ЗПР средствами учебного предмета
«Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую
(примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся. Федеральная рабочая программа определяет количественные и
качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том
числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной
аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой
аттестации).
Программа является основой для составления тематического планирования курса
учителем.
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в
различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
В процессе изучения информатики у обучающихся с ЗПР формируется
информационная и алгоритмическая культура; умения формализации и структурирования
информации; учащиеся овладевают способами представления данных в соответствии с
поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием
соответствующих программных средств обработки данных; у учащихся формируется
представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
3
представление об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их
свойствах; развивается алгоритмическое мышление; формируются представления о
применении знаний по предмету в современном мире, о роли информационных
технологий и роботизированных устройств в жизни людей, промышленности и научных
исследованиях; вырабатываются навык и умение безопасного и целесообразного
поведения при работе с компьютерными программами и в сети Интернет, умение
соблюдать нормы информационной этики и права.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на
формирование мировоззрения школьника с ЗПР, его жизненную позицию, закладывает
основы понимания принципов функционирования и использования информационных
технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие
предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении
информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении
других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми
для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Программа отражает содержание обучения предмету «Информатика» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Особенностью восприятия и
усвоения учебного материала по информатике, обусловленной сниженным уровнем
развития понятийных форм мышления, является то, что абстрактные понятия и
логический материал слабо осознается обучающимися с ЗПР. Обучающиеся склонны к
формальному оперированию данными, они не пытаются вникнуть в суть изучаемого
понятия и процесса, им малодоступно понимание соподчинения отвлеченных понятий и
взаимообусловленность их признаков.
У обучающихся с ЗПР возникают трудности при преобразовании информации из
одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты. Они испытывают
трудности при оценивании числовых параметров информационных процессов (объема
памяти, необходимого для хранения информации).
Обучающиеся затрудняются анализировать бессистемные данные даже в простых
задачах, они не всегда могут увидеть главное и второстепенное, отделить лишнее,
самостоятельно не соотносят ситуацию с изученным ранее.
Обучающимся с ЗПР требуется больше времени на закрепление материала,
актуализация знаний по опоре при воспроизведении.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Информатика»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным
возможностям обучающихся с ЗПР: учебный материал преподносится небольшими
порциями, происходит его постепенное усложнение, используются способы адаптации
трудных заданий, некоторые темы изучаются на ознакомительном уровне исходя из
отбора содержания учебного материала по предмету.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности предмета на уроках
широко используются демонстрация педагогом практической работы с последующим
совместным анализом последовательных учебных действий и выработкой алгоритма,
усиленная предметно-практическая деятельность учащихся, дополнительный наглядноиллюстративный материал, подкрепление выполнения заданий графическим материалом.
Особое место отводится работе, направленной на коррекцию процесса овладения
учащимися умениями самоорганизации учебной деятельности.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Информатика»
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования
являются:
4
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли
информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном
обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на
более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее;
определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций, обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых
средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению
образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с
применением средств информационных технологий.
Освоение учебного предмета «Информатика» обучающимися с задержкой
психического развития направлено на овладение ими основными средствами
представления информации, необходимыми для решения типовых учебных задач с
помощью информационных и коммуникационных технологий; знание основных
алгоритмических конструкций и умение использовать их для построения алгоритмов;
формирование у обучающихся с ЗПР начальных навыков применения информационных
технологий для решения учебных, практико-ориентированных и коммуникативных задач.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у
обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий;
умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их
помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и
права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Для обучающихся с ЗПР важным является:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
детей с ЗПР средствами ИКТ;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
осуществление коррекции познавательных процессов, обучающихся с ЗПР, развитие
внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности, умения строить суждения,
делать умозаключения;
выработка навыков самоорганизации учебной деятельности обучающихся с ЗПР;
5
выработка у обучающихся с ЗПР навыка учебной работы по алгоритму, развитие
умений самостоятельно составлять алгоритм учебных действий;
развитие навыков регулирующей роли речи в учебной работе.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих
четырёх тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
Особенности отбора и адаптации учебного материала по информатике
Обучение учебному предмету «Информатика» строится на создании оптимальных
условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. В связи с этим в
содержание рабочей программы по информатике внесены некоторые изменения:
увеличено количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью
учащихся; некоторые темы даются как ознакомительные; исключаются задания
повышенной сложности; теоретический материал преподносится в процессе выполнения
заданий наглядно-практического характера; учебный материал дается небольшими
дозами; на каждом уроке проводится актуализация знаний, включается материал для
повторения. При изучении информатики основное внимание уделяется практической
направленности, исключается или упрощается наиболее сложный для восприятия
теоретический материал.
Процесс изучения учебного предмета строится исходя из особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Учитывая сниженный объем запоминаемой
информации для учащихся с ЗПР целесообразно более широко использовать опорные
схемы, памятки, алгоритмы, тем самым предупреждая неточность воспроизведения и
достигая упроченного запоминания путем многократного употребления памяток.
Практические действия обучающихся следует сопровождать речевым отчетом с целью
повышения осознанности и речевой саморегуляции. Каждый вид учебной деятельности
необходимо чередовать с физкультминутками, включая гимнастику для глаз, упражнения
для снятия напряжения. При выполнении практической работы на компьютере
обучающимся с ЗПР необходимо предлагать подробную инструкционную карту с
описанием каждого шага выполнения задания.
Практическая работа должна предполагать формирование у обучающихся с ЗПР
навыков жизненных компетенций, умений использования информационных технологий в
повседневной жизни, устанавливать связь между знаниями по предмету и жизненными
реалиями. Необходимо учитывать индивидуальный темп обучающегося с ЗПР, и
возможные нарушения нейродинамики при планировании объема практической работы.
Целесообразно проводить уроки комбинированного типа, чтобы теоретический
материал подкреплялся практикой. Это облегчает восприятие учебного материала
обучающимися с ЗПР и способствует его прочному запоминанию.
На уроках информатики целесообразным является постоянное использование
материалов к урокам, созданных в программе MS Power Point, образовательные интернет
порталы «Российская электронная школа», Learning Apps и т.д.).
Федеральная программа предоставляет автору рабочей программы свободу в
распределении материала по четвертям (триместрам). Распределение времени на изучение
тем в течение учебного года самостоятельно определяется образовательной организацией
и зависит от особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Информатика»
6
Содержание видов деятельности обучающихся определяется особыми
образовательными потребностями школьников с ЗПР. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное
освоение содержания образования по предмету: усиление предметно-практической
деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности,
задействующих все сенсорные системы; введение дополнительных заданий,
обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности и контроль
собственного результата.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна
включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, мультимедийные
проекторы с экранами, интерактивные доски и др.), культурные и организационные
формы информационного взаимодействия компетентных участников образовательного
процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением
информационно-коммуникационных технологий, а также наличие служб поддержки
применения ИКТ.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ФОП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с лексическим
материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный
словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на
полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с
определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Ниже приведен перечень тем, изучение которых осуществляется в
ознакомительном плане:
7 КЛАСС
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры. Мобильные устройства. Сенсорный ввод, датчики мобильных
устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения
компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Программы и данные
Правовая охрана программ и данных.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть.
Теоретические основы информатики
Информация и информационные процессы
Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных
данных.
Представление информации
Скорость передачи данных. Кодировка ASCII. Искажение информации при
передаче. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других
непрерывных данных.
Оценка информационного объёма графических данных для растрового
изображения. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
звуковых файлов.
Информационные технологии
Текстовые документы
Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста.
7
Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Информатика» входит в предметную
область «Математика и информатика» и является обязательным для изучения.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведено 34
учебных часа – по 1 часу в неделю в 7 классе соответственно.
Предлагается в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных
отношений, ввести в 5, 6 классах в объеме 1 час в неделю учебный предмет
«Информатика», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут
сформированы первоначальные представления по предмету, что будет способствовать
профилактике трудностей в изучении данного предмета в 7–9 классах.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
7 КЛАСС
Цифровая грамотность
Компьютер – универсальное устройство обработки данных
Компьютер – универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. *Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры,
суперкомпьютеры. Мобильные устройства.*1
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода. *Сенсорный ввод, датчики
мобильных устройств, средства биометрической аутентификации.*
*История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения
компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.*
*Параллельные вычисления.*
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота,
разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный
диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение.
Системное программное обеспечение. Системы программирования. *Правовая охрана
программ и данных.* Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное
программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя
файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами
операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление
файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов
различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни,
видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программархиваторов. Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты
Здесь и далее ** обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагог
самостоятельно определяет объем изучаемого материала.
1
8
от вирусов.
Компьютерные сети
*Объединение компьютеров в сеть.* Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт.
Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации, по
ключевым словам, и по изображению. Достоверность информации, полученной из
Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети
Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
Теоретические основы информатики
Информация и информационные процессы
Информация – одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и
информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. *Возможность описания непрерывных объектов и процессов
с помощью дискретных данных.*
Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием
и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов.
Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный
алфавит. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в
двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество
различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом
алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном
алфавите.
Информационный объём данных. Бит – минимальная единица количества
информации – двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных.
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
*Скорость передачи данных.* Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. *Кодировка ASCII*.
Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с
использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.
*Искажение информации при передаче.*
*Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других
непрерывных данных.*
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования.
Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. *Оценка
информационного объёма графических данных для растрового изображения.*
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. *Количество каналов записи.*
*Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
звуковых файлов.*
Информационные технологии
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования
9
текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы
шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание.
Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры
страницы. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые
списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов,
ссылок и др.
Проверка правописания. *Расстановка переносов. Голосовой ввод текста.
Оптическое распознавание текста.* Компьютерный перевод. Использование сервисов сети
Интернет для обработки текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование
графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых
фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями
(выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами
текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных
рисунков в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки
10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1)
патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества,
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в Интернет-среде, готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
11
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью, установка
на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих
в виртуальном пространстве.
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
2) базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
12
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
проводить выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность
за решение.
2) самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
13
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
4) принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по информатике на уровне основного
общего образования.
7 КЛАСС
Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания,
установленного данной федеральной рабочей программой, отражают сформированность у
обучающихся с ЗПР умений:
пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс»,
«обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать
понимание основных принципов кодирования информации различной природы
(текстовой, графической, аудио) при необходимости с опорой на алгоритм;
сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать
единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных с опорой на
алгоритм учебных действий;
оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации,
сравнивать их количественные характеристики;
выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров
и программного обеспечения;
получать и использовать информацию о характеристиках персонального
компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная
память, устройства ввода-вывода);
соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать полное
имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой
структуры некоторого информационного носителя);
работать с файловой системой персонального компьютера с использованием
графического
интерфейса,
а
именно:
создавать,
копировать,
перемещать,
переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную
программу;
представлять результаты своей деятельности в виде структурированных
иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций с опорой на алгоритм
учебных действий;
искать информацию в сети Интернет (в том числе, по ключевым словам, по
14
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для
личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе
экстремистского и террористического характера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ;
соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с
приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии
поведения в сети;
иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье
пользователя и уметь применять методы профилактики.
15
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количестве часов, отводимых на освоение каждой
темы учебного предмета «Информатика» Федеральной адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной
рабочей программы учебного предмета «Информатика» образовательной программы
основного общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в
содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы,
определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений
определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными
психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью
усвоенности ими учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного
материала по информатике, представленными в Пояснительной записке.
Всего 34 часа, из них 2 часа резерв
16
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение
Учебное содержание
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных
действий)
Раздел 1. Цифровая грамотность (8 часов)
Тема 1. Компьютер —
универсальное
устройство обработки
данных (2 часа)
Компьютер — универсальное вычислительное устройство,
работающее по программе. *Типы компьютеров: персональные
компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры.
Мобильные устройства.*2
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор.
Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и
вывода. *Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств,
средства биометрической аутентификации.*
«История развития компьютеров и программного обеспечения.
Поколения компьютеров. Современные тенденции развития
компьютеров. *Суперкомпьютеры.*
*Параллельные вычисления.*
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики
(тактовая
частота,
разрядность).
Оперативная
память.
Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём
хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и
твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость
доступа для различных видов носителей.
2
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать устройства компьютера
с точки зрения организации процедур
ввода, хранения, обработки, вывода
и передачи информации.
Анализировать информацию (сигналы о
готовности и неполадке) при включении
компьютера.
Получать информацию о
характеристиках компьютера с опорой
на алгоритм учебных действий.
Здесь и далее ** обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.
17
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Практические работы
1. Включение компьютера и получение информации о его
характеристиках.
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение
Тема 2. Программы и
данные (4 часа)
Учебное содержание
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных
действий)
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное
обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы
программирования. *Правовая охрана программ и данных.*
Бесплатные и условно- бесплатные программы.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Определять
программные
средства,
необходимые
для
осуществления
информационных процессов при решении
задач.
Свободное программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых
систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с
файлами
и каталогами средствами операционной системы: создание,
копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и
папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные
размеры файлов различных типов (страница текста, электронная
книга, фотография, запись песни, видеоклип, полнометражный
фильм). Архивация данных.
Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер.
Поиск файлов средствами операционной системы.
Определять основные характеристики
операционной системы.
Оперировать
компьютерными
информационными объектами в нагляднографическом интерфейсе.
Выполнять основные операции с файлами
и папками с опорой на алгоритм учебных
действий.
Оценивать
размеры
файлов,
подготовленных
с
использованием
различных устройств ввода информации
(клавиатуры,
сканера,
микрофона,
18
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.
Программы для защиты от вирусов.
фотокамеры, видеокамеры).
*Использовать программы-архиваторы.*
Осуществлять защиту информации от
компьютерных вирусов с помощью
антивирусных
программ
под
руководством педагога.
*Планировать
и
создавать
личное
информационное пространство.*
Практические работы
1. Выполнение основных операций с файлами и папками.
2. Сравнение размеров текстовых, графических, звуковых и
видеофайлов.
3. Изучение элементов интерфейса используемой операционной
системы.
4. Использование программы-архиватора.
5. Защита информации от компьютерных вирусов с помощью
антивирусных программ
Тема 3. Компьютерные
сети (2 часа)
*Объединение компьютеров в сеть.* Сеть Интернет. Вебстраница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер.
Поисковые системы. Поиск информации, по ключевым словам,
и по изображению. Достоверность информации, полученной из
Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права
при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в
Интернете.
19
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Осуществлять поиск информации, по
ключевым словам, и по изображению с
опорой на алгоритм учебных действий.
Проверять достоверность информации,
найденной в сети Интернет.
Восстанавливать адрес веб-ресурса из
имеющихся фрагментов по визуальной
опоре.
Осуществлять
взаимодействие
посредством электронной почты, видео-
конференц-связи.
Практические работы
1. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению.
2. Использование сервисов интернет-коммуникаций
Раздел 2. Теоретические основы информатики (11 часов)
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение
Тема 4. Информация и
информационные
процессы
(2 часа)
Учебное содержание
Информация — одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия
человеком, и информация как данные, которые могут быть
обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. *Возможность описания непрерывных
объектов и процессов с помощью дискретных данных.*
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением,
преобразованием и передачей данных
20
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных
действий)
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Оценивать информацию с позиции её
свойств (актуальность, достоверность,
полнота и др.).
Выделять
информационную
составляющую
процессов
в
биологических,
технических
и
социальных системах по образцу.
Оценивать по образцу числовые
параметры информационных процессов
(объём памяти, необходимой для
хранения
информации;
скорость
передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и др.).
Тема 5. Представление
информации (9 часов)
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и
алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов
на русском языке. Двоичный алфавит. Количество всевозможных
слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном
алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Количество различных слов фиксированной длины в алфавите
определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов
в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов
в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица
количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения
информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Приводить примеры кодирования с
использованием различных алфавитов,
встречающихся в жизни.
Кодировать и декодировать сообщения
по известным правилам кодирования с
опорой на справочный материал.
Определять
количество
различных
символов,
которые
могут
быть
закодированы с помощью двоичного
кода
фиксированной
длины
(разрядности) с опорой на справочный
материал.
Определять разрядность двоичного
кода, необходимого для кодирования
всех символов алфавита заданной
мощности по визуальной опоре.
Подсчитывать
количество
текстов
данной длины в данном алфавите по
образцу.
Оперировать единицами измерения
количества информации (бит, байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт) с опорой
на справочный материал).
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код.
*Кодировка ASCII.* Восьмибитные кодировки. Понятие о
кодировках
UNICODE.
Декодирование
сообщений
с
использованием равномерного и неравномерного кода.
Кодировать и декодировать текстовую
информацию с использованием кодовых
таблиц с опорой на алгоритм учебных
действий.
Вычислять информационный объём
21
Информационный объём текста.
*Искажение информации при передаче.*
*Общее
представление
о
цифровом
представлении
аудиовизуальных
и других непрерывных данных.*
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина
кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель.
*Оценка информационного объёма графических данных для
растрового изображения.* Кодирование звука. Разрядность
и частота записи. Количество каналов записи. *Оценка
количественных параметров, связанных с представлением и
хранением звуковых файлов.*
Практические работы
1. Определение кода символа в разных кодировках в текстовом
процессоре.
2. Определение кода цвета в палитре RGB в графическом
редакторе.
3. Сохранение растрового графического изображения в разных
форматах.
4. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания
(глубиной кодирования и частотой дискретизации)
22
текста в заданной кодировке по образцу.
*Оценивать информационный объём
графических данных для растрового
изображения.*
Определять
объём
памяти,
необходимый для представления и
хранения звукового файла по образцу.
Раздел 3. Информационные технологии (13 часов)
Примерные темы,
раскрывающие
данный раздел
программы,
и количество часов,
отводимое на их
изучение
Тема 6. Текстовые
документы (6 часов)
Учебное содержание
Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы (на
уровне учебных
действий)
Текстовые документы и их структурные элементы (страница,
абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и
форматирования текстов. Правила набора текста. Редактирование
текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с
засечками,
моноширинные).
Полужирное
и
курсивное
начертание. Свойства абзацев:
границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры
страницы. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц.
Многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые
документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание
изображений текстом. Включение в текстовый документ
диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и
др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод
текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения
типовых
задач
при
необходимости
с
направляющей
помощью.
Выявлять
общее
и
различия
в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного
класса задач по образцу.
Создавать
небольшие
текстовые
документы
посредством
квалифицированного
клавиатурного
письма с использованием базовых
средств текстовых редакторов с опорой
23
перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки
текста.
Практические работы
1. Создание небольших текстовых документов посредством
квалифицированного клавиатурного письма с использованием
базовых средств текстовых редакторов.
2. Форматирование текстовых документов (установка параметров
страницы документа; форматирование символов и абзацев;
вставка колонтитулов и номеров страниц).
3. Вставка в документ формул, таблиц, изображений,
оформление списков.
4. Создание небольших текстовых документов с цитатами и
ссылками на цитируемые источники.
24
на алгоритм учебных действий.
Форматировать текстовые документы
(устанавливать параметры страницы
документа форматировать символы и
абзацы; вставлять колонтитулы
и номера страниц) с опорой на алгоритм
учебных действий.
Вставлять в документ формулы,
таблицы,
изображения,
оформлять
списки с опорой на алгоритм учебных
действий.
Использовать ссылки и цитирование
источников при создании на их основе
собственных информационных объектов
с опорой на алгоритм учебных
действий.
Тема 7. Компьютерная
графика (4 часа)
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки.
Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе
цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот,
отражение,
работа
с
областями
(выделение,
копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и
контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными
средствами текстового процессора или других программ
(приложений).
Добавление
векторных
рисунков
в документы.
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач по образцу.
Выявлять общее и различия в разных
программных
продуктах,
предназначенных для решения одного
класса задач по образцу.
Создавать и редактировать изображения
с помощью инструментов растрового
графического редактора с опорой на
алгоритм учебных действий.
Создавать и редактировать изображения
с помощью инструментов векторного
графического редактора с опорой на
алгоритм учебных действий.
Практические работы
1. Создание и/или редактирование изображения, в том числе
цифровых фотографий, с помощью инструментов растрового
графического редактора.
2. Создание и редактирование изображения с помощью
инструментов векторного графического редактора.
Тема 8.
Мультимедийные
презентации (3 часа)
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на
слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация.
Гиперссылки.
25
Раскрывать смысл изучаемых понятий.
*Анализировать
пользовательский
интерфейс применяемого программного
средства.*
Практические работы
1. Создание презентации с гиперссылками на основе готовых
шаблонов
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач по образцу.
Выявлять
общее
и
различия
в разных программных продуктах,
предназначенных для решения одного
класса задач по образцу.
Создавать
презентации,
используя
готовые шаблоны с опорой на алгоритм
учебных действий.
Резервное время (2 часа)
ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п
1
Количество часов
Тема урока
Компьютер – универсальное
вычислительное устройство,
работающее по программе.
Техника безопасности и правила
работы на компьютере
Всего
1
Контрольные
работы
0
Практические
работы
0
26
Дата
изучения
Электронные цифровые
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1521d2
Государственная
образовательная плат форма
«Российская электронная
школа»
(https://resh.edu.ru/subject/19/7/
Сайт bosova.ru:
2
Программное обеспечение
компьютера. Правовая охрана
программ и данных
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152826
3
Файлы и папки. Основные
операции с файлами и папками
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152a74
4
Архивация данных. Использование
программ-архиваторов
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152cfe
5
Компьютерные вирусы и
антивирусные программы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a152f74
6
Компьютерные сети. Поиск
информации в сети Интернет
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153244
7
История и современные тенденции
развития компьютеров
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1523ee
8
Сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет. Стратегии
безопасного поведения в
Интернете
1
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a153460
9
Информация и данные
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161966
10
Информационные процессы
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161e2a
11
Разнообразие языков и алфавитов.
Естественные и формальные языки
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a161fec
27
12
Двоичный алфавит.
Преобразование любого алфавита
к двоичному
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162186
13
Представление данных в
компьютере как текстов в
двоичном алфавите
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162316
14
Единицы измерения информации и
скорости передачи данных
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16249c
15
Кодирование текстов.
Равномерные и неравномерные
коды
1
0
0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1625f0
16
Цифровое представление
непрерывных данных
1
0
0
26.12.2023
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162848
17
Кодирование цвета. Оценка
информационного объёма
графических данных для
растрового изображения
1
0
0
09.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1629ec
18
Кодирование звука
1
0
0
16.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162b72
19
Декодирование сообщений.
Информационный объём текста
1
0
0
20
Резервный урок «Контрольная
работа по теме "Представление
информации"»
1
1
0
21
Текстовые документы, их ввод и
редактирование в текстовом
1
0
1
28
23.01.2024
30.01.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162d02
06.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162e7e
процессоре
22
Форматирование текстовых
документов
1
0
1
23
Параметры страницы. Списки и
таблицы
1
0
1
24
Вставка нетекстовых объектов в
текстовые документы
1
0
1
25
Интеллектуальные возможности
современных систем обработки
текстов
1
0
1
26
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Текстовые
документы». Проверочная работа
1
1
0
27
Графический редактор. Растровые
рисунки
1
0
1
28
Операции редактирования
графических объектов
1
0
1
29
Векторная графика
1
0
1
30
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Компьютерная
графика»
1
0
1
31
Подготовка мультимедийных
презентаций
1
0
1
32
Добавление на слайд
аудиовизуальных данных,
1
0
1
29
13.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a162fe6
20.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1632d4
27.02.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1632d4
05.03.2024
https://m.edsoo.ru/8a1635c2
12.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1635c2
19.03.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163874
02.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1639d2
09.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a163b30
16.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a16404e
23.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a1642c4
30.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164472
анимации и гиперссылок
33
Обобщение и систематизация
знаний по теме «Мультимедийные
презентации». Проверочная работа
1
1
0
34
Резервный урок. Обобщение и
систематизация знаний
1
0
0
34
3
17
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
16.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164652
23.04.2024
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/8a164828
Практические работы
1.
1.
2.
3.
4.
Тема 1. Компьютер —универсальное устройство обработки данных
Включение компьютера и получение информации о его характеристиках
Тема 2. Программы и данные
Выполнение основных операций с файлами и папками.
Сравнение размеров текстовых, графических, звуковых и видеофайлов.
Изучение элементов интерфейса используемой операционной системы.
Использование программы-архиватора.
30
5. Защита информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ
Тема 3. Компьютерные сети
1. Поиск информации, по ключевым словам, и по изображению.
2. Использование сервисов интернет-коммуникаций
Тема 5. Представление информации
1. Определение кода символа в разных кодировках в текстовом процессоре.
2. Определение кода цвета в палитре RGB в графическом редакторе.
3. Сохранение растрового графического изображения в разных форматах.
4. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации)
Тема 6. Текстовые документы
1. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств
текстовых редакторов.
2. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка
колонтитулов и номеров страниц).
3. Вставка в документ формул, таблиц, изображений, оформление списков.
4. Создание небольших текстовых документов с цитатами и ссылками на цитируемые источники.
Тема 7. Компьютерная графика
1. Создание и/или редактирование изображения, в том числе цифровых фотографий, с помощью инструментов растрового графического
редактора.
2. Создание и редактирование изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
Тема 8. Мультимедийные презентации
1. Создание презентации с гиперссылками на основе готовых шаблонов
31